Решением Совета директоров ОАО "СО ЕЭС" утверждена Политика развития информационных технологий ОАО "СО ЕЭС" на период до 2018 года — первый в истории Системного оператора документ, комплексно определяющий направления перспективного развития информационных технологий в оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС России, а также нетехнологических сферах деятельности компании.
Созданием ИТ-политики — документа, целостно определяющего направления развития информационных технологий на четыре года вперед, — занималась рабочая группа ОАО "СО ЕЭС" и выбранная на конкурсной основе компания "Аксенчер ПЛС", которая имеет международный и российский опыт реализации подобных проектов для крупнейших энергетических компаний. Со стороны Системного оператора в рабочую группу входили представители блоков информационных технологий, технологического функционального блока компании, блоков безопасности, экономики и финансов, а также всех семи филиалов объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и нескольких филиалов региональных диспетчерских управлений (РДУ).
"Необходимость разработки отдельного целеполагающего комплексного документа в сфере ИТ Системного оператора обусловлена рядом факторов, требующих особого подхода к организации управления информационной инфраструктурой Системного оператора. Во-первых, необходимость обеспечения надежного непрерывного управления электроэнергетическими режимами ЕЭС России предъявляет чрезвычайно высокие требования к надежности и отказоустойчивости приложений, вычислительных средств и сетей связи, используемых в оперативно-диспетчерском управлении. Во-вторых, изменения в ИТ происходят с более высокой скоростью по сравнению с темпами изменений в других сферах оперативно-диспетчерского управления — информационные технологии отличает стремительное моральное устаревание оборудования и программного обеспечения, постоянное появление технических новаций и совершенствование практики использования", — говорит руководитель рабочей группы по разработке ИТ-политики, заместитель Председателя Правления ОАО "СО ЕЭС" Федор Опадчий.
ИТ-политика определяет целевую модель информационных технологий и предусматривает 35 стратегических инициатив по ее достижению, объединенных в комплексную программу мероприятий. Стратегические инициативы разделены на пять блоков: технологические системы, ИТ-инфраструктура и информационная безопасность, телекоммуникации и связь, нетехнологические системы, организация и процессы информационных технологий.
В рамках развития технологических систем диспетчерского управления до 2018 года предполагается замена в филиалах Системного оператора локальных средств автоматизации едиными корпоративными технологическими системами, внедрение корпоративного хранилища технологической информации, инструментов автоматизации рыночных задач и технологий краткосрочного планирования электроэнергетических режимов.
Программа также предусматривает обновление серверного оборудования, имеющего возраст более пяти лет, внедрение центров обработки данных в исполнительном аппарате и филиалах, переход на единые системы резервного копирования, унификацию пользовательского оборудования и обеспечение доступа сотрудников к информационным системам с мобильных устройств.
В рамках стратегических инициатив по развитию телекоммуникаций и связи предполагается расширение внедрения систем IP-телефонии, видеоконференцсвязи, модернизация систем регистрации диспетчерских переговоров, развитие корпоративной сети передачи данных, обновление оборудования первичной сети связи и локальной вычислительной сети. Также в рамках развития систем связи запланировано проведение актуализации требований к организации связи с субъектами электроэнергетики.
Реализация ИТ-политики направлена на обеспечение эффективного использования информационных технологий для решения задач оперативно-диспетчерского, автоматического противоаварийного и режимного управления ЕЭС России в соответствии с требованиями российского законодательства в области электроэнергетики, положениями технической политики Системного оператора, а также актуальными мировыми тенденциями развития ИТ в энергетической отрасли. К ключевым задачам ИТ-политики относятся повышение надежности работы и качества эксплуатации информационных систем, внедрение сбалансированного подхода в вопросах развития ИТ-инфраструктуры, повышение уровня автоматизации деловых процессов ОАО "ОС ЕЭС".
Политика развития информационных технологий дополняет Техническую политику ОАО "СО ЕЭС" до 2016 года и определяет направления технологического развития компании в сфере информационных технологий, а также формирует методическую базу для формирования инвестиционных планов Системного оператора.