Комитет по энергетике Государственной Думы подготовил к первому чтению проект федерального закона № 653285-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "Об электроэнергетике"". Законопроект разработали депутаты Государственной Думы Юрий Липатов, Сергей Есяков, Владимир Поцяпун, Валерий Язев и член Совета Федерации Алексей Майоров.
Как пояснил первый заместитель председателя Комитета по энергетике Юрий Липатов, "законопроект содержит две базовые новеллы". По его словам, первая вносит изменения в 35-ФЗ "Об электроэнергетике", касающиеся введения надбавки к цене мощности производителей электрической энергии для частичной компенсации капитальных и эксплуатационных затрат для объектов тепловых электростанций на территории Крыма, Севастополя и Калининградской области. По его словам, "на сегодняшний день эти территории являются энергодефицитными: Крым на 70% зависит от поставок электроэнергии с территории Украины. Задача на ближайшие 2-3 года — уйти от такой зависимости, построив на территории полуострова новую современную генерацию общей мощностью 880 МВт — площадки для новых теплоэлектроцентралей определены". Для облегчения поиска инвестора данные надбавки, по мнению Ю.Липатова, "включают механизмы быстрейшего возвращения капитальных затрат на строительство этих станций".
Аналогичная ситуация, по словам Ю.Липатова, "складывается и в Калининградской области, являющейся анклавом, ее энергоснабжение тесно связано со странами Балтии и Белоруссией. Мощность потребности региона оценивается в 950 МВт. Поскольку прибалтийские страны заявили о выходе из единой энергосистемы с последующей переориентацией на европейский рынок к 2016 году, Минэнерго России планирует построить на территории области 1000 МВт мощностей газово-угольной генерации, из которых 10-20% составит угольная, оставшаяся — газовая". Предлагаемая законопроектом "возможность установления надбавок в виде формулы или порядка их определения", по заключению автора, обеспечит независимость энергодефицитных субъектов Федерации, способствуя привлечению инвесторов для строительства необходимой генерации.
Вторая новелла законопроекта касается функционирования в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, по регулируемым договорам на ряде территорий, в частности Северного Кавказа, где тарифы на электроэнергию существенно ниже. Например, в настоящее время для промышленности, предприятий малого и среднего бизнеса на Северном Кавказе электроэнергия отпускается по регулируемым ценам, которые существенно ниже экономически обоснованных тарифов. В Дагестане промышленность платит за 1 кВт/ч 2 рубля, тогда как в Москве цена 4-5 рублей за кВт/ч.
По действующему закону эти тарифы для потребителей республик Северного Кавказа должны были быть отменены государством с 1 января 2015 года. Но "одномоментное прекращение", по словам Ю.Липатова, приведет к росту цен на электроэнергию, поэтому с 1 января 2015 года поправками пролонгируется поэтапное сокращение до 31 декабря 2022 года. Депутат уверен, что "за этот период, данные республики должны адаптироваться к рыночным условиям": в этих республиках будет поэтапное, по 10% каждые полгода, сокращение поставки электроэнергии (мощности) для потребителей по регулируемых договорам, кроме населения и приравненных к нему.
Принятие закона не приведет к росту расходных обязательств федерального бюджета и бюджета иных уровней, а обеспечит: постепенный переход покупателей мощности из ряда регионов на общие для всех условия функционирования рынков электрической энергии; своевременное исполнение этими субъектами обязательств по оплате электрической энергии и мощности; снижение уровня фактических потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства. Последовательное доведение регулируемых тарифов на электроэнергию до экономически обоснованного уровня также обеспечит надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей на территории Крымского федерального округа, позволит Правительству России или уполномоченному федеральному органу исполнительной власти устанавливать регулируемые надбавки в виде формул или порядка их определения.