Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Счетная палата РФ: Росприроднадзор неэффективно взимает плату за негативное воздействие на окружающую среду
17.12.2014

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, федеральной собственности и средств, полученных от приносящей доход деятельности в 2012–2013 годах и истекшем периоде 2014 года, на обеспечение и выполнение функций по контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды". С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Проверка показала наличие существенных недостатков в выполнении Росприроднадзором закрепленных за ним полномочий по надзору в сфере природопользования, включая администрирование доходов.

Территориальные органы Росприроднадзора ненадлежащим образом проводят госучет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В частности, на учет в государственный реестр поставлены не все индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду, а лишь самые крупные. Согласно данным Росстата, на 1 января 2014 г., в стране зарегистрировано 4,8 млн хозяйствующих субъектов, тогда как в Росприроднадзоре на учете состоит около 1,2 млн из них.

По мнению аудитора, в таких условиях нельзя признать обоснованными установленные плановые показатели по сбору доходов за НВОС, в том числе из-за отсутствия методики прогнозирования. Впрочем, даже плановые показатели не выполняются.

Так, контрольное мероприятие показало, что Департаментом Росприроднадзора по ЮФО план по сбору платы, установленный на 2012 г. не выполнен на 6% или на 29,3 млн руб., а Управлением по Челябинской области — на 10,5% или на 59,7 млн руб. Это говорит о том, что исполнение полномочий по администрированию доходов не дает должных результатов.

Это также приводит и к образованию значительных сумм дебиторской задолженности, которая по проверенным объектам составила на 1 января 2014 г. 141 млн руб. Всего по Росприроднадзору — более 5,1 млрд руб. Из этого следует, что практика взимания платы за НВОС Росприроднадзором и его территориальными органами неэффективна.

Как отметил аудитор, к недополучению доходов также привело несовершенство законодательства в области охраны окружающей среды.

"Сложившаяся судебная практика показывает, что обязанность по внесению платы за НВОС при размещении отходов решениями арбитражных судов возлагается на специализированные организации, которые их размещают. А не на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из-за деятельности которых отходы образовались", — сообщил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, — Вследствие этого территориальные органы Росприроднадзора вынуждены по искам плательщиков возвращать ранее уплаченные ими значительные объемы денежных средств".

Например, в 2013 и 2014 гг. на основании решений арбитражных судов Департаментом Росприроднадзора по ЮФО был произведен возврат свыше 8 млн руб., а в Челябинской области — 560 тыс. руб.

Между тем, изменения в закон "Об охране окружающей среды", по которым обязанность платить за НВОС при размещении отходов ложится на юрлиц и индивидуальных предпринимателей, вступят в силу только с 1 января 2016 г.

Недополучение доходов бюджетами связано, в том числе, и с нарушениями при осуществлении разрешительной деятельности.

В ходе проверки было установлено, что в период с 1 января 2012 г. по 4 октября 2013 г. Управлением Росприроднадзора по Челябинской области природопользователям региона было выдано 243 разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду с нарушением установленной даты начала их действия. Напомним, что в соответствии с приказами Минприроды России срок рассмотрения заявлений природопользователей не превышает 30 рабочих дней.

"Так и происходит, только датой начала их рассмотрения устанавливается дата регистрации заявлений природопользователей. Тем самым исключается период, в который должен уплачиваться повышенный размер платы за НВОС", - пояснил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев

Выборочная проверка показала, что только по 4 хозяйствующим субъектам Челябинской области, которым были выданы такие разрешения, расчетная сумма недополученных доходов составила 4,6 млн рублей, в том числе федерального бюджета — 900 тыс. рублей.

В соответствии с Перечнем объектов, подлежащих федеральному госконтролю, Минприроды приказами утверждает списки конкретных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как показало контрольное мероприятие, актуализация этих списков происходит один раз в три года. Так, на момент проверки в списках, утвержденных Минприроды России, отсутствовало 112 объектов по Ростовской области и 159 — по Челябинской.

"В целях эффективного осуществления государственного экологического надзора и своевременной актуализации списков было бы целесообразно передать полномочия по их утверждению Росприроднадзору", — считает аудитор.

Что касается водных объектов, то такой список и вовсе отсутствует. Это приводит к снижению эффективности осуществления Росприроднадзором функций по надзору на море, в зонах ответственности морских портов и на земельных участках, занятых объектами, оказывающих влияние на состояние морской среды.

Кроме того, государственный экологический надзор за морскими объектами на Черном и Каспийских морях закреплен за Департаментами по ЮФО и СКФО, расположенными вдали от них. В то же время территориальные органы Росприроднадзора по Дагестану, Краснодарскому краю и Астраханской области, расположенные на море, не наделены такими полномочиями. Соответственно, об оперативности контроля на море и эффективности использования плавсредств в таких условиях говорить не приходится.

О чем свидетельствуют и показатели: использование плавсредств при проведении проверок составил в Департаменте Росприроднадзора по ЮФО в 2012 г. — 4%, в 2013 г. — 33%, а в первом полугодии 2014 г. — 12,5%.

Но, несмотря на столь низкий уровень использования плавсредств при формировании бюджета на 2015 г. Росприроднадзором была заявлена дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях в объеме 3,7 млрд. руб. на строительство природоохранного флота. В том числе 1 млрд. руб. — на строительство 6 судов для эксплуатации на Черном и Каспийском морях.

"Заявка удовлетворена не была", — пояснил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Еще одной проблемой является ликвидация выявленных в ходе рейдовых проверок стихийно возникающих несанкционированных свалок. По мнению аудитора, принимаемые территориальными органами Росприроднадзора в Ростовской и Челябинской областях меры по их ликвидации недостаточны.

Так, в Ростовской области из выявленных в проверенный период 59 несанкционированных свалок ликвидировано только 35, а в Челябинской области из 139 — 100.

В целях реализации закона "Об отходах производства и потребления" за Росприроднадзором закреплена обязанность по ведению государственного реестра размещения отходов. Однако порядок его ведения вступил в силу с 1 августа 2014 г. Из-за этого из почти 15 тыс. объектов размещения отходов в госреестр включены сейчас только 2,5 тыс.

Например, в Челябинской области из 50 объектов в реестр включено только 18, а в Ростовской из 23 объектов — всего 4.

Как показала проверка, неэффективно выполняется функция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. На территории Ростовской области из 938 объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, порядок контроля в 2012 г. согласован лишь по 69, а в 2013 г. — по 142 объектам. В Челябинской — из 838 объектов порядок производственного контроля согласован в 2012 г. — по 28, а в 2013 г. — по 40 из них.

Кроме того, в ходе проверки установлены факты нарушения законодательства, допущенные при проведении закупок и использовании федерального имущества.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Отчет о результатах контрольного мероприятия в направлен в Государственную думу и Совет Федерации.

<< Декабрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ