Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Проверка выполнения открытым акционерным обществом "Федеральная гидрогенерирующая компания — "РусГидро" инвестиционных программ в части мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1564 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро" в 2013 — 2014 годах и истекшем пер иоде 2015 года". Счетная палата ежеквартально отчитывается по результатам осуществляемого мониторинга деятельности ОАО "РусГидро" согласно поручению Государственной Думы Российской Федерации. С докладами выступили аудиторы Валерий Богомолов и Андрей Перчян.
Реализация проектов по строительству ТЭЦ в городе Советская Гавань, Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ осуществляются по инвестиционным программам ОАО "РусГидро", с объемом финансирования на 2015 — 2017 годы в сумме 75,7 млрд рублей. При этом плановые объемы финансирования строительства приоритетных объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока, утвержденные Минэнерго России инвестпрограммой ОАО "РусГидро" на 2015-2017 гг., превышают сметную стоимость Якутской ГРЭС-2 (I-ая очередь) на 2 ,7 млрд руб., ТЭЦ в г. Советская Гавань на 624,3 млн руб.
Аудитор также обратил внимание на не соблюдение Министерством энергетики Российской Федерации установленных Правительством России сроков утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. К примеру, Минэнерго России с опозданием на 4 месяца была утверждена инвестпрограмма ОАО "РусГидро" на 2013-2015 гг. Изменения в инвестпрограмму ОАО "РусГидро" на 2014-2016 гг. были утверждены с опозданием на 2 месяца.
Аудитор отметил, что по итогам проведения ОАО "РусГидро" технологического и ценового аудита проектов объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока сметная стоимость некоторых объектов превысила их предельную оценочную стоимость. Сметная стоимость строительства Сахалинской ГРЭС-2 (I-ая очередь) превысила предельную оценочную стоимость на 18,4 млрд руб. и составила 34,7 млрд руб., Якутской ГРЭС-2 — на 7,3 млрд руб. и составила 26,2 млрд руб. "Основными факторами увеличения стоимости проектов по Якутии и Сахалину послужили принятые проектные решения и уточнения технических параметров станций", — отметил Валерий Богомолов.
Аудитор сообщил, что по итогам I-ого квартала 2015 г. ОАО "РусГидро" обеспечена техническая готовность приоритетных объектов электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока на уровне менее 11%. В частности по Якутской ГРЭС-2 (I-ая очередь) она составила 7%, ТЭЦ г. Советская Гавань — 7,1%, Сахалинская ГРЭС-2 (I-ая очередь) — 0,8%, Благовещенская ТЭЦ (II-ая очередь) — 10,8%. "Одна из причин таких низких темпов работ — недостаточное количество работников на объектах, привлеченных субподрядными организациями", — пояснил аудитор.
По словам Валерия Богомолова, по итогам I-ого квартала 2015 г. ОАО "РусГидро" на строительство объектов электроэнергетики использовано 20,7 млрд руб. из 50 млрд руб., или 41%, средств федерального бюджета, внесенных в качестве взноса в уставной капитал компании. Аудитор обратил внимание, что общая сумма процентов, полученная ОАО "РусГидро" от размещения бюджетных средств на депозиты в частности в ОАО "Сбербанк России" за период 2013-2015гг. составила более 10 млрд руб.
В свою очередь Андрей Перчян остановился на банковском сопровождении строительства объектов, осуществляемом ОАО "Сбербанк России" через систему обособленных банковских счетов (ОБС). Базовым соглашением не регламентирован порядок использования процентных доходов РусГидро и дочерних зависимых обществ (ДЗО) от размещения на депозиты временно свободных бюджетных средств. В результате использование этих доходов осуществлялось в отсутствие банковского сопровождения, минуя ОБС.
"29 апреля 2015 г. Правительством Российской Федерации было поручено Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину, Росимуществу совместно со Сбербанком и РусГидро проработать и представить предложения по дополнению Базового соглашения (со Сбербанком) положениями о порядке учета и расходования этих доходов", — добавил Андрей Перчян. Ведомства сошлись на необходимости включения положений о порядке расходования полученных доходов в дополнительные соглашения. Однако только в том случае, если Правительство примет р ешение о целесообразности установления порядка расходования доходов.
По словам аудитора, на 1 апреля 2015 г. в нарушение Базового соглашения РусГидро и Сбербанком не обеспечено заключение договоров банковского сопровождения с дочерними обществами.
"Сбербанк России считает нецелесообразным заключение этих договоров с ДЗО, так как между РусГидро и Банком заключен договор банковского сопровождения, предусматривающий обязательное открытие участниками строительства обособленных банковских счетов в Сбербанке и проведение расчетов по строительству только через такие счета", — рассказал аудитор, отметив, что этот вопрос обсуждается с весны прошлого года.
Также Андреем Перчяном отмечено, что ни Базовым соглашением ни Договором о предоставлении бюджетных инвестиций не регламентирован порядок учета и использования сумм налога на добавленную стоимость, в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации. Расчетно размер суммы налога, возмещенной из федерального бюджета может составить до 7,6 млрд руб.
В свою очередь Валерий Богомолов отдельно остановился на низких темпах отчуждения непрофильных активов ОАО "РусГидро". По словам аудитора, за период 2010-2014 гг. было высвобождено только 54 объекта компании на общую сумму 28,3 млн руб. "Это не соответствует требованию Правительства Российской Федерации по обеспечению ускоренного отчуждения непрофильных активов, в том числе в целях привлечения дополнительных источников финансирования", — отметил он.
Валерий Богомолова обратил особое внимание на длительность процесса отчуждения ОАО "РусГидро" 78 объектов железнодорожной инфраструктуры в Хабаровском крае и 6 объектов транспортной инфраструктуры в Карачаево-Черкесской республике.
По словам аудитора, по состоянию на 1 апреля 2015 г. в систему ключевых показателей эффективности ОАО "РусГидро" не были включены показатели оценки уровня дохода на капитал компании и ежегодного снижения операционных расходов не менее чем на 2 — 3%. По этой причине, отметил Валерий Богомолов, размеры вознаграждения членам Совета директоров и Ревизионной комиссии ОАО "РусГидро" не связаны с указанными показателями эффективности деятельности компании.
Аудитор сказал, что ОАО "РусГидро" не в полном объеме выполнялся правительственный План мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний.
Счетная палата направила представления об устранении нарушений Председателю Правления ОАО "РусГидро" Евгению Доду и в ОАО "Сбербанк России", информационное письмо Заместителю Председателя Правительства России — полномочному представителю Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу. Отчет направлен в Палаты Федерального Собрания Российской Федерации.