26 октября 2015 года в Москве состоялось шестнадцатое заседание Экспертного совета ОАО "АК "Транснефть", участники которого обсудили экономическое и стратегическое значение международных проливов для транспортировки нефти и нефтепродуктов.
В работе Экспертного совета приняли участие вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Михаил Маргелов, заместитель директора департамента международного сотрудничества Министерства энергетики РФ Александр Абрамов, президент независимого научного центра "Институт Ближнего Востока" Евгений Сатановский, управляющий директор, глава аналитической группы по энергетике России, стран СНГ и Средней Азии IHS Мэтью Сейгерс, представители американской корпорации "Шеврон", а также ведущие отраслевые эксперты.
Открывая заседание совета, вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Михаил Маргелов отметил, что проблематика наиболее тонкого и уязвимого места транспортировки нефти морем — мировых судоходных проливов и каналов — в той или иной мере затрагивает все страны.
По данным последнего статистического обзора мировой энергетики "Бритиш Петролеум", общемировой уровень добычи нефти в прошлом году достиг показателя в 4,22 млрд тонн, включая сырую нефть, шельфовую нефть, добычу из нефтеносных песков и газоконденсат. Согласно разным источникам, от 50 до 60% этого объема транспортируется по воде.
В процессе транспортировки почти все нефтяные танкеры проходят через один или несколько проблемных участков, затрудняющих бесперебойность поставок энергоресурсов. "Существуют различные категории рисков: политические, технологические, логистические, экологические. В отдельную категорию можно выделить террористические риски. Очевидно: любой перебой в поставках может привести к нестабильности на рынке углеводородов и существенным материальным потерям для компаний и национальных экономик", — отметил Михаил Маргелов.
Вице-президент ОАО "АК "Транснефть" сообщил, что одними из самых загруженных в мире остаются черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. При этом они имеют большое значение для экспорта из России и Каспийского региона. Существующая динамика и прогнозы указывают только на дальнейшее повышение их загруженности, подчеркнул Михаил Маргелов. Общий объем транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов в 2014 году оценивается в 124,4 млн тонн. Из Новороссийска поставляется российская нефть, а также нефть Казахстана, Азербайджана и Туркмении.
Также важным "окном в Европу" для поставок нефти из России является система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, называемая Датскими проливами. С двух портов, Усть-Луга и Приморск, в 2014 году на экспорт было поставлено 65,5 млн тонн нефти.
В числе других значимых для транспортировки маршрутов Михаил Маргелов назвал Баб-эль-Мандебский пролив, через который суда выходят из Красного моря в Аденский залив. Через данный пролив в 2014 году транспортировано порядка 190 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, указал вице-президент ОАО "АК "Транснефть", другим важным проливом является Малаккский. Он расположен между Индонезией, Малайзией и Сингапуром и соединяет Индийский и Тихий океаны. Через пролив пролегает кратчайший морской путь до растущих рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Движение по проливу очень интенсивное: в 2014 году было транспортировано более 760 млн тонн углеводородов.
С точки зрения отслеживания конъюнктуры мирового рынка нефти важна ситуация в Ормузском проливе, отметил Михаил Маргелов. Северное побережье этого пролива принадлежит Ирану, а южное — Объединенным Арабским Эмиратам и Оману, порядка 30% глобального экспорта нефти по морю проходит здесь. Через указанный пролив транспортируется до 850 млн тонн углеводородов в год.
"Необходимость обсуждения экономического и стратегического значения международных проливов для транспортировки нефти и нефтепродуктов встает остро в контексте возросшей геополитической нестабильности в ряде регионов. Поскольку бесперебойность поставок нефти важна как для поставщиков, так и для потребителей сырья, необходим постоянный режим предоставления свободного прохода через проливы", — отметил Михаил Маргелов.