conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.02.2016

"Газпром" получил иск от подрядчика "Южного потока".

"РБК daily"

Закрытие проекта "Южный поток" обернулось крупным иском для "Газпрома". Как стало известно РБК, итальянский подрядчик Saipem, выбранный для строительства подводной части газопровода, требует от него 759 млн евро.

Приглашение в арбитраж

Saipem направил заявление об арбитражном разбирательстве при Международной Торговой палате в Париже против подконтрольной "Газпрому" South Stream Transport B.V. в ноябре 2015 года, следует из материалов для инвесторов итальянского подрядчика, с которыми ознакомился РБК. South Stream Transport — оператор строительства подводной части "Южного потока", который должен был пойти по дну Черного моря в обход Украины, но так и не был реализован.

Saipem требует от него €759 млн

Компания уточняет, что эта жалоба может быть включена в общий иск о взыскании убытков за расторжение контракта и неустойки с дочерней структуры "Газпрома", сумма ущерба подсчитана еще не полностью. Уже 15 декабря South Stream Transport был уведомлен о готовящемся арбитражном процессе, следует из материалов Saipem.

Представитель South Stream Transport передал РБК через официального представителя "Газпрома", что компания получила уведомление от Saipem о подаче иска в арбитраж из-за спора по контракту на строительство "Южного потока". South Stream Transport пытался договориться об урегулировании спора мирным путем, но итальянский подрядчик решил судиться, добавил он. South Stream Transport намерен защищать свои интересы и полностью оспаривает претензии Saipem, утверждает представитель компании. Детали судебного процесса представитель South Stream Transport комментировать отказался.

Saipem, который уже участвовал в крупных проектах "Газпрома" (Nord Stream по дну Балтийского моря и черноморского "Голубого потока" в Турцию) в марте 2014 году был избран генеральным подрядчиком строительства первой нитки подводной части "Южного потока" по дну Черного моря из России в Болгарию. "Газпром" оценивал стоимость контракта в "порядка 2 млрд евро". Помимо разработки документации и строительства первой нитки подрядчик должен был возвести технологические объекты на берегу и обустроить участки пересечения береговой линии. Уже через месяц Saipem совместно со швейцарской Allseas Group подписали контракт на строительство второй нитки газопровода (в задачу итальянского подрядчика входило "обеспечение строительства"), его сумма не раскрывалась. Но газопровод так и не был построен: из–за претензий Евросоюза, утверждавшего, что "Южный поток" не соответствует нормам Третьего энергопакета. Официально проект был закрыт 1 декабря 2014 года.

На смену "Южному потоку" пришел "Турецкий поток" (должен был пройти также по дну Черного море, но уже в Турцию), для реализации которого "Газпром" также решил привлечь Saipem. За простой судов итальянской компании в болгарском Бургасе "Газпром" даже заплатил около $300 млн, писали "Ведомости". Но вскоре после того, как флот компании в июне 2015 года пришел из Бургаса в Анапу, чтобы начать стройку, "Газпром" расторг и этот контракт — из-за коммерческих разногласий. А после того, как турецкая авиация сбила российский истребитель в ноябре и отношения между Москвой и Анкарой ухудшились, строительство "Турецкого потока" пришлось отложить на неопределенный срок.

Как считали итальянцы

Согласно материалам Saipem, в 2014 году компании было заплачено по контрактам на "Южный поток" 495 млн евро, за I квартал 2015 года — еще 300 млн евро. Весь расторгнутый контракт с South Stream Transport в документе оценивается в 1,2 млрд евро. Сумма иска в 759 млн евро складывается из оценки уже сделанных работ [по строительству "Южного потока"], сообщил РБК источник в итальянской компании. По его словам, эта сумма может быть увеличена — за счет ущерба из-за расторжения контракта и неустойки. Официальный представитель Saipem не ответил на запрос РБК.

По словам источника РБК в "Газпроме", знакомого с деталями проекта "Южного потока", Saipem требует полной оплаты прекращенного контракта в 1,2 млрд евро. Но российская компания готова заплатить только за выполненные работы (причем признает не все счета, выставленные Saipem) и неустойку. Общую сумму, признаваемую "Газпромом", собеседник РБК не назвал, но сказал, что она составляет "свыше 700 млн евро" за вычетом уже перечисленных Saipem средств.

Партнер юридической компании ЮСТ Александр Боломатов указывает, что Международный арбитраж при Международной Торговой палате в Париже — один из самых авторитетных и дорогих арбитражей в Европе, который тщательно и долго рассматривает такие дела. Если Saipem и South Stream Transport прописывали в контракте оговорки о возмещении расходов в случае досрочного расторжения контракта по инициативе заказчика, шансы итальянского подрядчика в суде высоки, считает он. Наверняка Saipem может получить компенсацию своих фактически понесенных расходов, доказанных соответствующими документами, но она может быть гораздо ниже запрошенной в иске, добавляет юрист.

Директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что сумма иска Saipem уже включает долги за простой судов и оговоренную компенсацию за досрочное прекращение контракта. В случае разрешения спора мирным путем "Газпром" может попросить у Saipem скидку при реализации другого проекта — Nord Stream 2 по дну Балтийского моря. В середине января предправления монополии Алексей Миллер говорил, что итальянский подрядчик — один из претендентов на эту стройку. Но тендер еще не объявлен. Представители "Газпрома" и Saipem не стали комментировать, повлияет ли судебный процесс в Международном арбитраже на их дальнейшее сотрудничество.

Людмила Подобедова

 

 

В нефтяной отрасли могут повториться события, предшествовавшие развалу СССР.

"Независимая газета"

Российской стороне не удалось убедить Саудовскую Аравию прекратить ценовую войну, хотя Москва, судя по всему, даже была готова "капитулировать" перед ОПЕК — сократить собственную нефтедобычу на 5%. Так по крайней мере можно понять странные события минувшей недели: заявления главы Минэнерго РФ Александра Новака и последовавшие затем опровержения. Похоже, в нашей нефтянке могут повториться события конца 1980-х годов, когда добыча упала почти на 20% на фоне низких мировых цен и высоких налогов. Сегодня в правительстве РФ уже готовят планы увеличения налогов на нефтяной бизнес.

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и другие нефтедобывающие государства близки к тому, чтобы договориться о стабилизации нефтяных цен.

Об этом сообщил в субботу президент Венесуэлы Николас Мадуро, который ранее уже устраивал турне по странам-экспортерам. Мадуро, правда, уточнил, что "близки" — еще значит "окончательно договорились". Поэтому в планах венесуэльских чиновников посещение России, Катара, Ирана, Саудовской Аравии. Перед этим, как сообщает Интерфакс, министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино и глава Минэнерго РФ Александр Новак обсудили по телефону ситуацию на рынке нефти.

Начатая Саудовской Аравией ценовая война заставляет паниковать не только Венесуэлу. Похоже, на своеобразную капитуляцию перед картелем чуть было не согласилась Россия. Правда, перед этим Москва попыталась прощупать почву, чтобы понять, стоит ли игра свеч. В пользу такой версии — странные заявления, сделанные Новаком в конце прошлой недели, и последовавшие опровержения.

В среду глава "Транснефти" Николай Токарев сказал, что Саудовская Аравия выступила с инициативой обсудить возможное снижение нефтедобычи, сообщает ТАСС. В четверг Александр Новак это подтвердил. Саудовская Аравия предлагает России и другим странам сократить добычу на 5%, передает слова министра Reuters. "Именно такие параметры и звучали — о сокращении добычи каждой из стран до 5%... На самом деле, когда мы еще на предыдущих консультациях обсуждали, речь шла не о России, а в целом о странах, которые занимаются добычей и экспортом нефти", — поясняет Новак.

Ожидается, что сокращение добычи будет обсуждаться на ближайшей встрече с ОПЕК, которая может пройти в феврале. Рынок тут же отреагировал на эту новость. В конце недели котировки Brent поднимались с 30 долл. почти до 36 долл. за баррель.

Со стороны ОПЕК, однако, последовали опровержения. Агентство Bloomberg, ссылаясь на делегата ОПЕК, знакомого с политикой Саудовской Аравии, сообщило, что Эр-Рияд не предлагал экспортерам сокращать добычу нефти на 5%. Саудовское издание "Аль-Иктисадия" написало в пятницу, что Эр-Рияд не намерен обсуждать с Москвой сокращение нефтедобычи.

Затем уточнил свои слова и сам Новак. "С инициативой возможного проведения встречи производителей нефти обращалась Венесуэла. Россия дала согласие на участие. С Саудовской Аравией встреча была в ноябре, и с тех пор новых предложений не было", — цитирует министра агентство RNS.

Наша нефтяная отрасль может повторить события конца 1980-х годов, когда всего за несколько лет нефтедобыча на территории России сократилась почти на 20%: с 568,8 млн т в 1988-м до 462 млн т в 1991-м. Таков был итог двукратного падения нефтяных цен. В 90-е годы снижение добычи продолжилось: к кризису 1998-го, когда случился очередной нефтяной обвал, страна добывала уже немногим больше 300 млн т в год.

Сейчас нефтедобыча в РФ значительно выше. Так, по прогнозам Института Гайдара, Академии народного хозяйства и Всероссийской академии внешней торговли, добыча нефти в РФ по итогам 2015 года должна была превысить 530 млн т. "И это станет наивысшим уровнем за период с 1990 года", — утверждали эксперты. Пока Росстат дает статистику за январь–ноябрь 2015-го. По ней, нефтедобыча за указанный период составила 487,5 млн т.

В условиях бюджетного дефицита правительство РФ ищет способы компенсировать падение нефтяных цен. Жертвами становятся в том числе сами нефтяники. Судя по всему, в Минфине сейчас прорабатывается налоговая реформа, отменяющая для нефтяной отрасли ряд льгот на новые месторождения, что приведет к увеличению налоговой нагрузки на сырьевые компании. Об этом в пятницу сообщило Reuters со ссылкой на источники.

Кроме того, возможно введение еще одного налога на отрасль — налога на добавленный доход, который станет дополнением к уже действующим экспортным пошлинам и налогу на добычу полезных ископаемых. Нефтяное лобби, конечно, будет против такой перспективы.

Нефтяники обычно предупреждают, что растущая налоговая нагрузка чревата сокращением инвестиций в добычу.

Эксперты говорят, что сейчас России было бы невыгодно снижать добычу. "В текущем году нефтедобыча в России вряд ли серьезно снизится по ряду причин. Во-первых, в отличие от Саудовской Аравии мы технологически не способны оперативно менять (наращивать или сокращать) уровень производства. Во-вторых, за счет сбыта большего объема нефти казна сможет получать больше денег, необходимых для латания широких прорех в бюджете. В-третьих, снижение добычи сырья — это имиджевое поражение страны на поле жесточайшей конкуренции с другими поставщиками", — поясняет член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

По его словам, "роль первой скрипки на мировом нефтяном рынке уже давно успешно играют потребители, а не продавцы": "Поэтому поставщики (и Россия, и Саудовская Аравия, и Иран) учитывают интересы покупателей, всеми силами пытаясь сохранить нишу сбыта в борьбе друг с другом, предоставляя серьезные скидки клиентам".

ОПЕК и Россия никогда не договорятся — у них слишком разные цели, продолжает Касаев. "Кроме того, Эр-Рияд, который имеет серьезный авторитет в картеле, едва ли готов договориться с Москвой сейчас, когда между двумя игроками есть серьезные политические разногласия из-за сирийского фактора, — объясняет Касаев. — Несмотря на "убаюкивающую" риторику о готовности снизить нефтедобычу для стабилизации ситуации на рынке, королевство не пойдет на это". Ведь, как говорит эксперт, "государственных и частных финансовых ресурсов, накопленных в тучные годы высоких нефтяных котировок, будет достаточно, чтобы примерно 5-7 лет саудовская власть выполняла социальные обязательства перед подданными, не допуская на своей территории арабской весны".

Анастасия Башкатова

 

 

"Лукойл" договаривается с Ираном о своповых поставках нефти. Компания также войдет в добычные проекты в стране.

"Ведомости"

"Лукойл" обсуждает возможность организации своповых поставок нефти в Иран с месторождений в Каспийском море, передал "Интерфакс" со ссылкой на заместителя министра энергетики Анатолия Яновского: "Эти свопы предполагают, что российская нефть попадала бы на рынок Ирана на севере, а в обмен Иран предоставлял в Персидском заливе "Лукойлу" или другим соответствующие объемы нефти". Представитель "Лукойла" от комментариев отказался.

У компании восемь нефтегазовых проектов на Каспии. В 2010 г. запущено месторождение им. Корчагина. Другой крупный проект — месторождение им. Филановского планируется запустить в этом году. На рынке сейчас жесткая конкуренция, своповые поставки — гарантия сбыта каспийской нефти, говорит старший аналитик "Атона" Александр Корнилов.

В пятницу Reuters со ссылкой на трейдеров сообщило, что трейдинговое подразделение "Лукойла" — Litasco — стало первым покупателем иранской нефти в Европе после снятия санкций. Всего, по данным трейдеров, Тегеран продал три танкера в Европу и еще три в Азию. 1 млн барр. (137 000 т) нефти, которую купил "Лукойл", будет поставлен на НПЗ компании в Румынии — Petrotel (мощность — 2,4 млн т).

В декабре 2015 г. Иран добывал 2,7 млн барр./сутки, а в январе заявил об увеличении добычи нефти еще на 500 000 барр./сутки. В январе — феврале экспорт иранской нефти увеличится не менее чем на 20% по сравнению со среднесуточным показателем 2015 г., что будет являться двухлетним максимумом, сообщило Reuters со ссылкой на источник, знакомый с графиком отгрузок.

"Лукойл" также договорился с Ираном о возможном участии в нескольких проектах по добыче, сообщил Яновский. 25 января телеканал Press TV со ссылкой на руководителя отдела по разведке нефтяных месторождений National Iranian Oil Company Хормоза Калаванда сообщал, что "Лукойл" вошел в два проекта по разведке в провинции Хузестан на юго-западе Ирана. Стоимость контракта — $6 млн. Представитель "Лукойла" это не комментирует. А в интервью ТАСС вице-президент российской компании Леонид Федун говорил, что "Лукойл" при текущей цене нефти не готов к участию в проектах в Иране: "При такой цене нефти ни одна крупная компания не пойдет даже на самые привлекательные запасы, поэтому мы будем изучать, смотреть".

"Лукойл" несколько лет работал в Иране — вместе с норвежской Statoil разрабатывал проект "Анаран" (запасы — 2 млрд барр. нефти). В 2005 г. было открыто месторождение нефти Азар. Добыча на блоке Анаран к 2010 г. могла составить 5 млн т (оценка Statoil). Но помешали санкции: в 2010 г. "Лукойл" вышел из проекта и признал $63 млн убытка от обесценения инвестиций в Иране.

Федун явно лукавит — "Лукойл" давно хочет вернуться на иранский рынок, считают эксперты. Возможно, осторожность связана с тем, что компания не хочет испортить отношения с Ираком, где у нее есть проекты, рассуждает директор Small Letters Виталий Крюков. Из-за падения цены на нефть "Лукойл" и Ирак пересмотрят контракт по проекту "Западная Курна — 2". В марте компания сформулирует свои предложения, говорил недавно ее президент Вагит Алекперов. Иран и Ирак — конкуренты, они борются за долю на нефтяном рынке. "Лукойлу" приходится сейчас балансировать между ними", — отмечает Крюков.

Сейчас иранские проекты могут быть непривлекательными, но важно хотя бы войти в них, ведь интерес к Ирану после снятия санкций большой, говорит Крюков. По мнению Корнилова, "Лукойл" старается продемонстрировать лояльность правительству Ирана, подтверждая желание в будущем участвовать в разделе "нефтяного пирога". Вскоре Тегеран собирается продать иностранным компаниям более 50 газовых и нефтяных проектов стоимостью около $30 млрд.

Галина Старинская

<< Февраль, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ