Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.06.2015

Минэкономразвития направило отрицательный отзыв на законопроект о выкупе или национализации активов иностранцев, участвующих в разработке российских недр.

"Известия"

Минэкономразвития направило отрицательный отзыв на законопроект, предложенный депутатами Госдумы Владимиром Жириновским, Алексеем Диденко, Ярославом Ниловым и Михаилом Дегтяревым (все представляют ЛДПР) о запрете иностранцам участвовать в разработке российских полезных ископаемых. Депутаты намерены рассмотреть поправки в ближайшее время.

Действующий в настоящее время закон "О недрах", который закрепляет возможность использования недр иностранными юридическими и физическими лицами должен быть изменен, посчитали депутаты. Предоставление такого права иностранцам "противоречит государственным интересам и реально влечет разграбление народного достояния".

Законопроект, разработанный депутатами от ЛДПР, предлагает закрепить, во-первых, то, что недра принадлежат народу России, а во-вторых, то, что использование недр и находящихся в них природных ресурсов России иностранными гражданами не допускается.

В соответствии с подготовленными поправками, иностранные инвесторы, которые уже вложили деньги в разработку недр в России, должны продать свою долю вложенных средств в проектах по освоению российских недр российским бизнесменам или государству, начиная с 1 июля текущего года. Если этого не случится, то, по мнению авторов законопроекта, с 1 января 2016 года денежные средства, имущество и иная собственность иностранных юридических и физических лиц, которые являются участниками инвестиционной деятельности в разработке недр и содержащихся в них полезных ископаемых, энергетических и иных ресурсов на территории нашей страны, должны перейти в собственность Российской Федерации.

Поправки предлагается внести в целый ряд законов, регулирующих участие иностранцев в недропользовании: "Об иностранных инвестициях в РФ", "О соглашениях о разделе продукции", "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства" и "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".

В Министерстве экономического развития подготовили отрицательное заключение на законопроект. Российское законодательство уже предусматривает достаточный объем ограничений по доступу иностранных компаний к государственным недрам пояснил представитель ведомства.

– Например, сделки, влекущие установление контроля иностранного инвестора, подлежат предварительному согласованию Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Кроме того, в отношении иностранного инвестора может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр федерального значения по факту открытия месторождения полезных ископаемых, а также установлен запрет на переход права пользования участком недр федерального значения к иностранному инвестору, — сказал "Известиям" представитель министерства.

По его словам, на российском шельфе иностранные компании могут работать только в партнерстве с госкомпаниями, такими как "НК "Роснефть" и "Газпром". Еще одним аргументом против законопроекта стало то, что приток иностранных инвестиций в сферу недропользования способствует внедрению лучших современных технологий и созданию новых рабочих мест, в том числе в удаленных регионах страны.

По информации "Известий", министерство природных ресурсов также не поддержало законопроект.

Источник близкий к профильному комитету Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии сообщил "Известиям", что в комитете также готовят отрицательное заключение на законопроект. "Участие иностранцев в освоении российских месторождений и так ограничено, зачем еще что-то ограничивать, с другой стороны мы хотим привлекать зарубежные инвестиции в нашу экономику", — пояснил он.

Представители канадской золотодобывающей корпорации Kinross Gold (ее дочерние предприятия в России ведут разработку золото серебряных месторождений) и нефтяной британо-голладской Royal Dutch Shell (ведет разработку нефтегазовых месторождений на российском шельфе совместно с Газпромом) не ответили на запрос "Известий". Проигнорировали запрос "Известий" и другие иностранные компании, работающие в России.

Эксперты,  опрошенные "Известиями" также не видят необходимости в принятии законопроекта.

– Прогонять иностранные компании с рынка в условиях ограниченного доступа к технологиям и инвестициям — не разумно, совместные инвестиции помогают нашим компаниям наращивать объемы добычи, а иностранные технологии — развивать новые направления в отрасли: сланцевую добычу и производство сжиженного газа, кроме того,  благодаря сотрудничеству улучшается инфраструктура в отдаленных российских регионах, -  сказала "Известиям" аналитик "Альпари"  Анна Кокорева. Однако, по ее словам, ограничения могут простимулировать отечественные сырьевые корпорации создавать собственные технологии добычи сырья.

Руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов "Чаадаев, Хейфец и Партнеры" Анастасия Асташкевич уверена в том, что законопроект противоречит российскому антимонопольному праву и правилам ВТО.

Эльдар Ахмадиев

 

 

"Роснефть" и "Лукойл" подали заявки на конкурс на сухопутную часть Восточно-Таймырского участка. "Лукойл" добивался возможности работать здесь в течение двух лет.

"Ведомости"

"Роснефть" и "дочка" "Лукойла", "Лукойл — Западная Сибирь", подали заявки на конкурс на сухопутную часть Восточно-Таймырского участка, сообщил "Интерфаксу" министр природных ресурсов Сергей Донской. Представители компаний не ответили на запросы.

Участок площадью 3800 кв. км расположен в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Это не самая перспективная часть всего Восточно-Таймырского участка. Его прогнозные ресурсы по категории D2: нефти (извлекаемые) — 4,5 млн т, газа — 9,3 млрд куб. м, конденсата (извлекаемые) — 0,5 млн т (данные на начало 2009 г.). Пробуренных скважин на участке нет. Разовый платеж составит 3,2 млн руб. Технико-экономические предложения принимаются до 17 июля. Победитель определится 5 августа, он получит 27-летнюю лицензию на разведку и добычу. Основные критерии конкурса — научно-технический уровень программы использования участка, полнота извлечения сырья, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, учет интересов национальной безопасности России, следует из конкурсной документации.

Весь Восточно-Таймырский участок, кроме сухопутной части, включает транзитные воды и шельф. И его прогнозные ресурсы нефти по категории D2 оценивались в 351,1 млн т. Два года назад участком интересовался "Лукойл". Президент компании Вагит Алекперов в начале 2013 г. рассказывал президенту Владимиру Путину, что компания готова была вести там геологоразведку. Эта же тема поднималась на их встрече спустя два года. "Мы посмотрели для себя медвежий угол, где 900 км до всех коммуникаций, до всех городов. С вашего одобрения мы начали бы детальную проработку, чтобы приступить к формированию там инфраструктуры", — говорил Алекперов в 2013 г. В частности, компания рассматривала возможность строительства грузового терминала в регионе подобно варандейскому. Путин обещал поддержку. По закону на шельфе могут работать только государственные "Роснефть" и "Газпром", но правительство разрабатывает критерии доступа на шельф и частных компаний.

"Роснефть" тоже интересовалась Восточно-Таймырским участком. В 2013 г. Роснедра решили выставить его на аукцион (стартовый платеж был 97,4 млн руб.), но торги постоянно откладывались. Затем было решено продать только его сухопутную часть. "Есть вполне рациональное зерно в том, что выставлена часть участка. В первую очередь мы хотели привлечь большее количество участников. Если бы был участок с шельфом, то претендентов было бы гораздо меньше <...> Ведь, начиная работу на суше, вы фактически готовите базу для дальнейшего развития", — говорил Донской (цитата по "Интерфаксу").

Цель участия в этом конкурсе — зацепиться за часть участка, чтобы затем претендовать на весь, объясняет аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Добыча на Восточно-Таймырском участке — долгосрочная перспектива, там чрезвычайно суровый климат и нет никакой инфраструктуры, говорит аналитик "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин. Инвестиции в разработку участка оценить сложно, но очевидно, что они будут огромными. Алекперов оценивал стоимость одной скважины здесь в $200 млн.

"Роснефть", вероятно, рассчитывает на синергию этого участка со своими участками в Карском море, отметил он. Сейчас сроки бурения там сдвигаются из-за санкций. По мнению Кокина, для "Роснефти" важно застолбить как можно больше. Сейчас у "Роснефти" 48 шельфовых участков с перспективными ресурсами в 41,8 млрд т нефтяного эквивалента (н. э.). В целом доказанные запасы углеводородов госкомпании — 33 млрд барр. н. э. "Лукойл" же пытается найти новые возможности в России, напоминает Кокин. Доказанные запасы углеводородов "Лукойла" на 1 января 2014 г. были 17,401 млрд барр. н. э.

Галина Старинская

 

 

Турция не спешит подписывать обязывающее соглашение.

"Независимая газета"

"Газпром" привез "Турецкий поток" в Европу — презентация проекта состоится сегодня в Париже. Российскому холдингу предстоит непростая задача — расположить к проекту будущих европейских партнеров. Пока даже сама Турция не спешит с подписанием обязывающих соглашений. Что, впрочем, не мешает российской компании начинать строительство газопровода.

Проект "Турецкого потока" будет представлен отдельным стендом на XXVI Мировом газовом конгрессе в Париже с 1 по 5 июня, говорится в сообщении "Газпрома". Между тем строительство газопровода на российской стороне должно начаться уже в первой декаде июня. Об этом ранее сообщал член правления "Газпрома" Олег Аксютин. Работы на мелководье Черного моря будут вести два судна-трубоукладчика итальянской компании Saipem, с которой российский холдинг заключал подрядный контракт еще на укладку "Южного потока". Глава "Газпрома" Алексей Миллер рассчитывает, что эксплуатация "Турецкого потока" и поставки газа по нему начнутся в конце 2016 года.

Однако турецкая сторона, похоже, не разделяет столь оптимистичных прогнозов. Отношение Анкары к перспективам "Турецкого потока" выглядит более сдержанным. На днях посол Турецкой Республики в России Умит Ярдым в интервью Интерфаксу напомнил, что между Россией и Турцией нет подписанного обязывающего договора относительно этого проекта. Остается еще масса нерешенных вопросов, указал турецкий посол.

"Точка выхода трубопровода на территории России известна, затем труба пойдет по дну Черного моря и выйдет в Турции, однако где именно, пока не определено. Как характерно для подобных крупных проектов, недостаточно просто пожелания в его реализации: требуется выполнить технико-экономическое обоснование", — сообщил посол. Также, по словам Ярдыма, непонятен конечный покупатель российского газа и не проведена оценка влияния "Турецкого потока" на окружающую среду. "Для реализации проекта необходимо предпринять ряд значительных шагов. Пока все эти шаги не выполнены, пока нет соглашения, речь о начале каких-либо работ по строительству трубопровода идти не может", — подчеркнул он.

По его словам, сегодня будет неправильно называть в качестве даты запуска газопровода конкретно 2016-й или даже 2017 год.

"В "Турецком потоке" будет четыре нитки газового трубопровода, газ в Турцию будет идти по одной из них. По остальным ниткам будут проходить 45 млрд куб. м газа, и они будут предоставляться именно европейским странам. Разумеется, если не найти конечных потребителей поставляемого газа, то не получится влить и реализовать этот объем. Здесь нужно иметь в виду, что этот проект затрагивает не только Россию, но и европейские страны", — заявил Ярдым. Министр энергетики Турции пока не планирует визитов в Россию, однако контакты между экспертами поддерживаются, добавил посол.

Напомним, что 1 декабря прошлого года "Газпром" и турецкая компания Botas подписали Меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода. Однако юридической силы этот документ фактически не имеет. А размер скидки на российский газ для Botas до сих пор остается предметом обсуждения.

Что касается европейских стран, РФ и Греция сейчас прорабатывают меморандум о строительстве газопровода от греческо-турецкой границы предположительно до границы с Македонией. Министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис не исключает подписания соглашения с РФ на Петербургском международном экономическом форуме в конце июня, передает РИА Новости.

В то же время премьер-министр Македонии Никола Груевский заявил, что судьба македонского участка трубы будет зависеть от решения Брюсселя. А премьер-министр Сербии Александр Вучич на прошлой неделе сообщил, что Сербия готова диверсифицировать источники поставок газа и присоединиться к проекту строительства газопровода из Азербайджана TANAP через территорию Турции и TAP — через Грецию.

Впрочем, постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов очень спокойно отреагировал на эти высказывания. "Нет ничего удивительного в том, что страны Юго-Восточной Европы, включая Сербию и Македонию, смотрят, какие альтернативные варианты могут представлять для них интерес. Это не значит, что они отказываются от реализации совместных проектов с нами", — заявил Чижов. При этом, по его словам, в Трансадриатическом газопроводе (TAP) возможно и российское участие. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов ранее пояснял "НГ", что ресурсов в ТАР для Сербии все равно будет недостаточно — не более 0,3 млрд куб. м.

Эксперт полагает, что поспешное начало строительства "Турецкого потока" связано с желанием "Газпрома" поскорее задействовать иностранных подрядчиков, которые уже давно ожидают отмашки.

"На двух третях участка, который пройдет по дну Черного моря от российского берега, все уже согласовано, подписано и оценено еще со времен "Южного потока". "Газпром" арендует два корабля, которые должны укладывать газопровод, им платят деньги за простой. Поэтому решено не ждать подписания окончательного документа с Турцией, а сделать хотя бы то, на что уже есть разрешение, — полагает Правосудов. — Предприятие рискованное, но в расширение и строительство подводящих мощностей на российской территории уже вложены большие деньги, так что остается только дальше идти по этому пути. Кроме того, Алексей Миллер заявил, что стороны достигли устных соглашений, хоть ничего и не подписали. Проверить и подтвердить это трудно, можно только верить или не верить".

Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров отмечает, что РФ спешит со строительством еще и потому, что стремится опередить конкурентов на рынке Юго-Восточной Европы. "Мы торопимся реализовать этот проект и предложить свой газ раньше, чем туда придет топливо южного газового коридора (из Азербайджана и Туркменистана. — "НГ"). Кроме того, сейчас оживает проект экспорта газа по трубе из Алжира в Италию, могут быть отменены санкции Ирана — потенциального поставщика. Так что есть факторы, которые заставляют "Газпром" спешить. Российский холдинг надеется предложить топливо по более низким ценам, но, как показывает практика, Европа иногда готова переплачивать за диверсификацию поставок", — рассуждает эксперт.

При этом, по его словам, проект укладки газопровода — по крайней мере его первой нитки — может быть реалистичным. "Материалы есть, подрядчики есть, и ожидается, что, пока будут идти работы в нейтральных водах, разрешение от Турции будет получено. Но это будет ухудшать переговорные позиции России — мы, ввязавшись так глубоко в этот проект, вынуждены будем его выполнять любой ценой, идти на уступки и скидки, которых ждет от нас Турция", — говорит Нестеров. Эксперт полагает, что зависимость Европы от российского газа в ближайшие годы будет оставаться высокой — не менее 25-30%, "вопросом остается то, по каким газотранспортным артериям этот газ будет поступать".    

Алина Терехова, Олег Никифоров

 

 

"Совет рынка" разработал новую модель рынка мощности, которая похожа на британскую. Чем больше электростанций получат плату за мощность, тем ниже будет цена.

"Ведомости"

"Ведомостям" удалось ознакомиться с концепцией новой модели рынка мощности, которую подготовило НП "Совет рынка". Представитель партнерства подтвердил подлинность документа. Он обсуждался с генерирующими компаниями на совещании в Минэнерго на прошлой неделе, рассказывает собеседник, близкий к одной из них.

Рынок мощности представляет собой конкурентный отбор (КОМ), который проходит раз в год. Энергокомпании подают ценовые заявки, а потребители определяют необходимый им объем мощности. Для работы должны отбираться самые дешевые и эффективные энергоблоки. Отбор проходит по 21 зоне свободного перетока (ЗСП, не имеет ограничений на передачу электроэнергии) в двух ценовых зонах (первая — "Европа и Урал", вторая — "Сибирь"). В некоторых ЗСП установлены предельные цены (price-cap), в других цена складывается по 85-90% предложения. Энергоблоки, которые не прошли отбор, но нужны энергосистеме, для продолжения работы могут получить статус "вынужденного генератора" и высокий тариф. Остальные должны выводиться из эксплуатации.

В прошлом году в энергосистеме сформировался профицит мощности и существующая модель отбора дала сбой. 15 ГВт оказались лишними, но правила позволили генерирующим компаниям построить стратегии так, чтобы получить плату почти за всю мощность. Владельцы более 7,5 ГВт сумели получить высокий тариф. В следующем году профицит может вырасти до 20-25 ГВт, оценивал заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко. При таком переизбытке цены на мощность могут сложиться нулевыми, опасались энергокомпании.

Дискуссия о том, как менять КОМ, идет последние несколько месяцев. Минэнерго предлагало скорректировать существующую модель, энергокомпании — заморозить результаты КОМа на год и разработать новые правила, потребители — к 2020 г. вывести из эксплуатации 30 ГВт и снизить выручку энергокомпаний относительно 2015 г., "Системный оператор" — законсервировать ненужное. Но ни одно из этих предложений не стало рабочим. Предложение "Совета рынка" готовы обсуждать все участники.

"Совет рынка" предлагает взять лучшее из всех моделей и провести отбор с так называемым эластичным спросом. По низкой цене (price-floor, 60 000–80 000 руб./МВт) можно оплатить всю мощность, а при росте цены рынок должен решить, кто лишний, говорится в презентации партнерства. В то же время предполагается установить и максимально высокие цены — price-cap, к которым будет стремиться цена мощности при сокращении предложения. Это создаст стимулы к выводу неэффективной генерации, объясняет представитель партнерства. На 2016 г. отбор, скорее всего, будет проводиться по ценовым зонам, потом возможно усложнение модели, в том числе с учетом ЗСП, говорит представитель партнерства. Модель позволит рынку определить оптимальное соотношение количества оплачиваемой мощности и ее цены с учетом интересов всех участников рынка, заключает представитель.

Концепция "Совета рынка" очень похожа на отбор мощности в Великобритании, когда энергокомпаниям предлагают купить у них "дешевле, но побольше" или "дороже, но поменьше", говорит главный эксперт ЦЭП Газпромбанка Наталья Порохова. Модель позволит достигнуть важного компромисса: не допустить роста общего платежа (это главное требование потребителей и регуляторов), оплатив, пусть и по невысокой цене, всю мощность (это важно для энергокомпаний), объясняет эксперт. В долгосрочной перспективе модель будет стратегически верной: при профиците цена ниже, а при дефиците — выше, подчеркивает Порохова.

Однозначно поддержать модель сложно, так как не ясно главное: на каком уровне определять price-cap, price-floor и угол наклона спроса, говорит собеседник в одной из энергокомпаний. Есть и риски: лишние мощности имеются у "Интер РАО", "Газпром энергохолдинга" и "КЭС холдинга", получается, они должны заплатить за их вывод, чтобы поднять цену на мощность для всех, но не факт, что компании на это пойдут, размышляет он. Может сложиться ситуация, когда никто не будет выводить мощности, в результате все получат по 80 000 руб./МВт, опасается он. "Модель не доработана, но мы надеемся, что она обеспечит приемлемый уровень доходов — не сильно ниже цены, сложившейся на КОМе в 2014 г.", — говорила заместитель гендиректора по маркетингу и сбыту "Интер РАО — управление электрогенерацией" Александра Панина. В целом модель поддерживает и "Фортум", но она не сформирует справедливую цену, если не решить проблему "вынужденных генераторов", говорит его представитель.

"Главный вопрос — какими будут cap и floor, — соглашается директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев. — Floor в 80 000 руб./МВт — это не floor, а курорт". Потребители будут настаивать, чтобы в таком КОМе были учтены заранее "вынужденные" теплогенерирующие и необходимые энергосистеме блоки, которые должны подавать ценопринимающие заявки. Кроме того, должно действовать правило "проиграл так проиграл", чтобы компании не смогли получить индивидуальный тариф после завершения КОМа, увеличив цену мощности для рынка, настаивает Киселев.

Алина Фадеева

<< Июнь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ