Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.06.2016

Чего ждать от новой встречи ОПЕК.

"Газета РБК"

Встречу министров энергетики стран ОПЕК, которая состоится в штаб-квартире организации в Вене 2 июня, можно назвать этапной по многим причинам. Это первая встреча всех 13 участников картеля после снятия западных санкций с Ирана и объявления Саудовской Аравией о планах провести масштабные реформы и добиться ухода от нефтяной зависимости. Главная новость, которой ждут от встречи, — имя нового генсека организации.

Заморозки не будет

В середине апреля в столице Катара Дохе страны — участницы ОПЕК (за исключением Ирана и Ливии), а также крупнейшие, не входящие в картель, экспортеры нефти (включая Россию) должны были договориться о заморозке уровня добычи нефти на значениях января 2016 года. Но соглашение подписано так и не было. Камнем преткновения стал отказ Ирана от заморозки добычи до ее выхода на досанкционный уровень.

Судя по комментариям участников, от нынешней встречи ОПЕК решения о заморозке тоже ждать не стоит. Как заявил The Wall Street Journal представитель Ирака в ОПЕК Фалах аль-Амри, никаких конкретных предложений о заморозке уровня добычи нефти в повестке нет. Эту же информацию изданию подтвердили представители еще нескольких стран — членов картеля. Среди экспертов почти нет сомнений, что от ОПЕК на предстоящем саммите не стоит ждать установки ограничений по добыче — такое мнение высказали 27 из 28 аналитиков, опрошенных агентством Bloomberg.

Заморозки уровня добычи не будет, так как Саудовская Аравия увидела первые плоды своей стратегии по увеличению добычи для выжимания конкурентов с рынка, уверены эксперты: в США были приостановлены действующие проекты и отложены сроки реализации новых, долговое бремя крупнейших западных нефтяных компаний выросло на 30%, а занимавшиеся разработкой сланцевых месторождений оказались на грани банкротства.

Без согласованных решений

После провала переговоров в Дохе часть аналитиков прогнозировали существенное падение нефтяных цен — до $30-35 за баррель нефти марки Brent. Но этого не произошло — напротив, рост цен, начавшийся в январе, продолжился. Накануне встречи в Дохе, 15 апреля, баррель нефти марки Brent стоил $43,10, а 31 мая его стоимость достигала $49,83.

Такие страны, как Венесуэла и Нигерия, которые последнее время пытались заставить картель добиться более резкого роста нефтяных цен, осознали тщетность своих усилий, считает директор Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете Джейсон Бордофф. Кроме того, политическое противостояние между Эр-Риядом и Тегераном делает крайне сложным принятие какого-либо согласованного решения в рамках ОПЕК, добавляет Дэниел Эргин, замглавы консалтинговой компании IHS Inc. Против заморозки выступает и новый глава саудовского энергетического ведомства Халид аль-Фалих — он еще больший противник сокращения уровня добычи, чем его предшественник Али аль-Наими, уверены аналитики.

ОПЕК фактически не функционирует как картель последние пять лет, констатирует партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин. Организация потеряла способность манипулировать объемами добычи и экспорта: как только какая-либо из стран ОПЕК сократит добычу, ее долю на рынке немедленно займут США или кто-то еще из стран, не входящих в организацию. Нефтяной рынок в нынешних условиях не поддается регулированию ни ОПЕК, ни какой-либо одной страной, говорит эксперт.

Министр энергетики России Александр Новак на встрече присутствовать не будет. Но на следующий день после саммита ОПЕК у российского министра запланирована встреча с катарским коллегой Мухаммедом бен-Салехом аль-Садой, который до сих пор выступал основным посредником в организации переговоров о заморозке с участием России и Саудовской Аравии.

Кадровый вопрос

В условиях, когда вопрос об ограничении уровня добычи не стоит, главной интригой саммита ОПЕК должно стать назначение нового генсека организации. Ее нынешний глава, 76-летний Абдалла аль-Бадри, должен был покинуть свой пост еще в 2012 году, но члены картеля не смогли договориться о его преемнике. На прошлой встрече ОПЕК в декабре 2015 года за смену генсека высказались страны, которые больше всех пострадали от падения нефтяных цен, — Венесуэла, Эквадор, Алжир и Иран.

Основных претендентов на пост генсека три — бывший глава Нигерийской национальной нефтяной корпорации (NNPC) Мухаммед Баркиндо, экс-руководитель венесуэльской госмонополии PDVSA Али Родригес, а также Махендра Сирегар, представитель единственного в картеле нетто-импортера нефти — Индонезии. По сведениям агентства Reuters, больше всего шансов возглавить ОПЕК у нигерийского представителя.

Несмотря на то что генсек ОПЕК не обладает серьезными полномочиями, он может существенно влиять на рынок своими публичными заявлениями. На него также ложатся обязанности по урегулированию споров внутри картеля.

Георгий Перемитин

По мнению надзорного ведомства, по вине чиновников бюджет недополучил миллиарды рублей.

"Известия"

Генпрокуратура пришла к выводу, что из-за бездействия чиновников Минприроды и Росприроднадзора экологии, равно как и экономике страны наносится колоссальный ущерб. Так, недополучение штрафов за экологический урон в российскую казну исчисляется миллиардами рублей. Надзорное ведомство отправило на имя министра природы Сергея Донского представление об устранении целого списка нарушений (копия документа есть в распоряжении "Известий").

Нарушений в списке порядка 20.

Как выяснили прокуроры, по состоянию на 1 января 2016 года ущерб, причиненный окружающей среде, в том числе за предыдущие годы, составил свыше 18 млрд рублей, при этом взыскано лишь 1,7 млрд рублей, или 9,5%.

Этому способствует затягивание центральным аппаратом службы Росприроднадзора (подведомственная служба Минприроды) процедуры согласования расчетов, сумма которых превышает 5 млн рублей. В частности, на момент проверки с 18.11.2015 не был согласован ущерб в размере 1,7 млрд рублей, причиненный реке Бюйде действиями ОАО "Учалинский ГОК", пояснили в Генпрокуратуре.

— Непоступление в бюджетную систему страны значительных средств создает условия для коррупционных проявлений, в том числе среди сотрудников подведомственных служб и агентств, — констатирует начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук.

Он считает, что выявленные факты несоблюдения положений федерального законодательства противоречат целям и задачам, определенным основами государственной политики в области экологического развития.

Кроме финансовых претензий, надзорное ведомство раскритиковало министерство и за отсутствие системной работы с законодательными актами и нормативными документами.

"Необходимые изменения в нормативные правовые акты Минприроды России не вносятся… В ходе проверок выявлены факты непринятия министерством более 40 нормативных правовых актов и методик в сфере охраны окружающей среды", — говорится в документе.

В частности, "министерством не установлены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. По этой причине предприятиями и организациями повсеместно ненадлежащим образом осуществляется мониторинг антропогенного воздействия на окружающую среду", — указано в представлении.

Не принята и методика расчета размера вреда, причиненного нарушениями законов в области охраны атмосферного воздуха, поэтому вред, причиненный загрязнением атмосферы, органами Росприроднадзора не рассчитывается и не взыскивается. А это, по мнению экспертов, грозит многомиллионными потерями для российского бюджета.

Кроме того, зачастую необходимые изменения в нормативные правовые акты Минприроды России не вносятся или вносятся несвоевременно.

Есть претензии у Генпрокуратуры и к тому, что министерством не обеспечена реализация природоохранных мероприятий в рамках федеральных целевых программ.

По словам сотрудников надзорного ведомства, ни одна из пяти таких программ, в которых министерство принимало участие, в 2014-2015 годах не выполнена в полном объеме, в том числе и посвященная охране озера Байкал. В эксплуатацию не введено ни одного сооружения для очистки загрязненных сточных вод. Аналогичная ситуация и за 2015 год.

Как указано в представлении, "в структуре министерства отсутствует подразделение, исполняющее функции внутреннего финансового аудита (финансового контроля)".

Несмотря на выявляемые Минприроды в деятельности подведомственных учреждений многочисленные нарушения при реализации природоохранных мероприятий, меры, направленные на их реальное устранение и привлечение виновных лиц к ответственности, не принимались. Не осуществляется должным образом ведомственный контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных на природоохранные мероприятия.

В Минприроды о претензиях знают и, как рассказал собеседник "Известий" в ведомстве, уже исправляют ситуацию.

— Представление Генпрокуратуры поступило в Минприроды России 20 мая. Документ принят к исполнению. В соответствии с законодательством в течение месяца он будет рассмотрен, о принятых мерах мы сообщим в Генеральную прокуратуру. Следует отметить, что основная часть нормативных правовых актов, указанных в представлении, издана и находится на государственной регистрации в Минюсте России, отдельные проекты нормативных правовых актов уже разработаны и проходят стадии общественного обсуждения и независимой экспертизы, срок их издания согласно планам-графикам — середина — конец 2016 года, — рассказали в Минприроды. — А по взысканию средств за экологический урон ведутся судебные разбирательства, и из-за длительности процедуры задержки по взысканию средств неизбежны.

Член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Леонид Огуль уверен, что к нарушителям природоохранного законодательства нужно применять жесткие меры.

— Всё, что касается экологии, должно быть неприкосновенно и безупречно. Хотя мы порой и говорим, что желательно не давить на бизнес, что надо давать послабления в связи с временными трудностями, но это не значит, что не надо взыскивать штрафы — надо взыскивать, поскольку это касается окружающей среды. Нужно следить, какая идет тенденция, умышленно ли происходят нарушения со стороны курирующего экологию ведомства или нет, — подчеркнул депутат. — Необходимо предпринимать меры к восстановлению загрязненных участков.

Мнение председателя национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова совпало с замечаниями представителя Генпрокуратуры Анатолия Паламарчука в том, что не поступление в бюджетную систему страны значительных средств является основным признаком коррупционных правонарушений.

— Имеются нарушения, и вопрос в том, что ряд из них невозможно исправить, уж слишком большие последствия (для экологии. — "Известия") повлекли за собой. Отсутствие методики расчета размера вреда экологии тоже может быть условием для коррупционных отношений. Определенные целевые федеральные программы также представляют собой коммерческий интерес, а именно использование, реализация бюджетных денег, в том числе с коррупционной составляющей, но при этом наносится огромный вред окружающей среде и населению, так быть не должно, — сказал Кирилл Кабанов.

Светлана Субботина, Дарья Химичева

 

 

Менеджеров "Россетей" теперь будут оценивать по финансовым результатам. Компания должна зарабатывать и платить дивиденды, считают чиновники.

"Ведомости"

Главные приоритеты нашего трудового коллектива — это в первую очередь высокая надежность, доступность к электросетевому комплексу и доверие наших потребителей", — рассказывал в ноябре гендиректор "Россетей" Олег Бударгин президенту страны Владимиру Путину. За прошедшие с образования госхолдинга три года работа проделана немаленькая, соглашался с Бударгиным Путин.

Теперь приоритеты "Россетей" могут поменяться. В июне совет директоров компании рассмотрит изменения в программу мотивации менеджмента, рассказал "Ведомостям" первый замминистра энергетики Алексей Текслер. Планируется, что система KPI будет привязана не только к техническим показателям, но и в значительной степени к финансовым показателям, сказал чиновник.

Новая система KPI будет учитывать финансовые показатели как самих "Россетей", так и их дочерних компаний, а также рост капитализации, сказал Текслер. Главная задача преобразований не только в том, чтобы сделать систему мотивации менеджмента соответствующей текущему состоянию рынка и компании, но и в увеличении стимулов для создания стоимости для всех акционеров компании, объяснил чиновник. Компания должна работать на повышение капитализации и платить дивиденды — это будет важным сигналом всему рынку в целом, заключил он. Представитель "Россетей" на запрос не ответил.
В 2015 г. топ-менеджмент "Россетей" заработал на 12,7% больше, чем в 2014 г.

Финансовые результаты компании и ее капитализация — более объективные KPI, чем технические показатели и надежность, последние часто завышаются и проверить их сложно, говорит аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко. Завязка KPI на капитализацию должна обязательно сочетаться с опционной программой для менеджмента, иначе в этом мало смысла, отмечает он.

Указания Росимущества по включению в KPI финансовых и отраслевых показателей были выпущены еще в 2013 г., напоминает руководитель проектов консалтинговой группы "НЭО Центр" Марина Комкова. Часть компаний, например "Русгидро", уже скорректировала свои показатели, напоминает она.

Указ о создании "Россетей" подписан в конце 2012 г. С тех пор госкомпания лишь раз выплатила дивиденды — 166 млн руб. по итогам 2012 г. из нераспределенной прибыли прошлых лет. Дивиденды за 2015 г. обещал осенью Бударгин. После объявления финансовых результатов за 2015 г. его заместитель Оксана Шатохина заявила, что выплаты не планируются из-за убытка по РСБУ.

Но уже в I квартале 2016 г. "Россети" получили прибыль по РСБУ 36,9 млрд руб. Это бумажная прибыль от переоценки акций, объяснял представитель компании. Сейчас совет директоров обсуждает выплату дивидендов за квартал, следует из повестки его заседаний. Последний вариант инвестпрограммы "Россетей" на 2016-2020 гг., представленный совету в начале года, оценивался в 1,17 трлн руб., писал "Интерфакс.

В понедельник "Россети" объявили о завершении допэмиссии на 34,9 млрд руб. Большая часть (32 млрд руб.) пойдет на помощь "Ленэнерго". Доля Росимущества в результате выросла с 85,31 до 87,82%.

Капитализация в России не всегда связана с финансовыми показателями компании, а чаще всего вообще не связана, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. С учетом высокой волатильности рынка привязка KPI к капитализации неэффективна, соглашается руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, но это единственный путь повышения эффективности в условиях ужесточения тарифной политики и ухудшения макроэкономических условий. Хотя решения регулятора важнее, добавляет Пикин.

Финансовые показатели в качестве KPI широко распространены в зарубежных компаниях и обычно показывают эффективность работы, рассказывает Порохова. А вот привязка к капитализации с учетом высокой волатильности рынка в последние годы признана неэффективной, говорит эксперт.

Иван Песчинский, Алина Фадеева

 

 

У России в отличие от Европы нет современной концепции энергобезопасности.

"Независимая газета"

Долгосрочные контракты — это гарантия инвестиций в газодобычу и основа европейской энергобезопасности. Об этом не раз говорил президент Владимир Путин. Однако Евросоюз и США добиваются сокращения поставок российского газа, отказываются от долгосрочных контрактов и не хотят гарантировать газодобычу в РФ. В таких условиях о своей энергобезопасности впору уже задуматься России. Ведь экспортные цены нашего газа упали за последний год почти на 45%.

Власти Польши не планируют продлевать контракт с российским "Газпромом" на поставку газа, после того как в 2022 году истечет действие действующего договора, заявил уполномоченный правительства Польши по вопросам газовой и энергетической инфраструктуры Петр Наимский. По его словам, отказаться от долгосрочного контракта с российской компанией Польша сможет благодаря строительству терминала сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, который рассчитан на поставки 5 млрд куб. м газа ежегодно. Кроме того, польские власти хотят поучаствовать в проекте Baltic Pipe, который свяжет Польшу с месторождениями на норвежском шельфе через Данию и позволит закупить до 10 млрд куб. м газа в год.

Заявления польского политика явно не испугали Москву. Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев с юмором откликнулся на заявление польского чиновника — "если бы я в сапоги господина Наимского встал на секунду, то подумал бы: откуда газ-то брать, если российского газа не будет или будет меньше".

Добродушное настроение газпромовца понятно: Польша не является доминирующим потребителем в Европе, по контракту она может покупать в России около 10 млрд куб. м газа в год, а фактически в прошлом году взяла 8,9 млрд куб. м. В год страна потребляет 15 млрд куб. м газа. Треть этого объема она добывает на своей территории, а остальное получает за счет импорта.

Кроме того, пока создание в Польше терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) выглядит как не вполне удачный проект. Терминал торжественно запустили в октябре прошлого года, но он простаивает, первый газ здесь ждут в середине 2016 года. На сегодняшний момент действует только один контракт с Катаром на поставку 1,5 млрд куб. м СПГ, а это только треть мощностей терминала. В настоящее время цены на СПГ превышают газпромовские, и Польше приходится переплачивать за газ, который идет пока в другие страны (доля СПГ в общем потреблении газа развитых государств, например Японии, составляет 75%, США — 25%).

По словам гендиректора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, похожая неудачная история случилась с терминалом в Литве, который строили под норвежский газ. "Потребление газа в Европе в целом упало. Если в 2010 году континенту нужно было 610 млрд куб. м, то в 2014-м — только 486 млрд, а в 2015-м — 513 млрд куб. м. Угрозы энергетической безопасности России я не вижу, в настоящее время "Газпром" законтрактовал газа больше, чем Европе фактически необходимо". Эксперт отмечает, что "Газпром" довольно гибко реагирует на новации в торговле газом в Европе. "Если 80% объемов газа мы поставляем по ценам, привязанным к стоимости нефти, то 20% — спотовая цена".

При этом на фоне падения цен на нефть контрактные цены на газ, который привязан к черному золоту, тоже падают. В апреле 2016 года цены на российский газ на границе Германии составили 144,7 долл. за 1 тыс. куб. м, что на 45,6% меньше, чем в аналогичном месяце прошлого года, сообщило Минэкономразвития.

Словесная перепалка с польскими энергетическими чиновниками идет давно. И нельзя исключать, что эти споры — лишь попытка добиться новых скидок на газ. Именно в этом ключе многие эксперты оценивают иск, который польский импортер подал в мае 2016 года к "Газпрому" и "Газпром экспорту" в Стокгольмский арбитражный суд. Скорее всего этим же целям служат протесты Польши против строительства нового трубопровода из России в Европу "Северный поток-2". Гендиректор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова говорит: "Наши отношения с польскими коллегами ведут историю еще с конца 1940-х годов. За этот период мы прошли большой путь и всегда находили компромиссное решение".

"Газпром" и раньше уже вынужден был пересматривать условия контрактов с европейскими покупателями после судебных решений. Летом 2013 года решением Международного Венского арбитража была пересмотрена цена по долгосрочному контракту на поставку газа в Чехию. В ноябре 2014 года австрийская компания OMV инициировала переговоры с "Газпромом" о снижении цены на газ. Был момент, когда сразу пять европейских компаний судились с "Газпромом" по тарифам на газ.

Замгендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев считает, что долгосрочный характер газовых контрактов выгоден всем — и потребителям, и поставщикам. Обе стороны могут на долгосрочной основе планировать свою производственную деятельность, выстраивать свои инвестиционные планы. "Отсутствие стабильности и долгосрочных отношений на рынке вредит всем. От супернизких цен в краткосрочной перспективе потребители, конечно, выигрывают, но в долгосрочной перспективе им это грозит тем, что маятник качнется в другую сторону: отсутствие необходимых инвестиций в разработку новых месторождений и поддержание добычи на действующих рано или поздно приводит к сокращению предложения и росту цен.

Отказ от базовых принципов формирования долгосрочных контрактов в конечном счете подорвет энергетическую безопасность самих стран-покупателей, заявил президент РФ Владимир Путин на газовом саммите в понедельник в Москве. "Однако при этом возрастает и давление и на страны-экспортеры. Вижу в этом серьезный вызов для всех нас. Прежде всего речь идет о попытках продиктовать экономически неприемлемые для производителей условия поставок трубопроводного газа, о желании изменить принципы поставок газа на основе долгосрочных контрактов, отрезать контрактные цены от стоимости нефти и нефтепродуктов как рыночного и ценового индикатора, снизить уровень обязательных к отбору объемов газа", — сказал президент.

В принципе Европа уже сейчас может полностью отказаться от российских поставок — у нее есть такая техническая возможность, СПГ-терминалов у нее достаточно. Но пока нет дешевого СПГ, в первом квартале текущего года "Газпром" нарастил поставки в Европу. Притом нарастил весьма заметно.

Анатолий Комраков

 

 

<< Июнь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ