media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.06.2018

Правительство решило не повысить, а снизить топливный акциз, но цены на заправках едва ли пойдут вниз.

"Ведомости"

Растет или падает цена на нефть, бензин на российских АЗС дорожает всегда. Но в апреле топливо в рознице подорожало так, что правительство чуть ли не впервые решило снизить ставки акцизов на топливо, чтобы не развернуть цены вспять — это, похоже, нереально, — но хотя бы затормозить рост.

Едва ли к этому решению их подтолкнуло обычное желание сдерживать инфляцию, которую могут разгонять цены на топливо, — сейчас ЦБ не видит вклада дорогого бензина и ДТ в инфляцию, к тому же она и так ниже таргета. Скорее на решение отменить повышение акциза повлияли не экономические, а политические факторы — не пойдут ли по весне граждане с вилами на заправки, где ценник прибавляет по рублю чуть ли каждую неделю? Инфляционные ожидания россиян на ближайший год и так растут — с 7,6% в апреле до 8,6% в мае, сообщил ЦБ, их разогнали колебания курса рубля и рост цен на бензин, который каждый третий россиянин считает "очень сильным", следует из опроса ФОМа для ЦБ. В разгаре и сельскохозяйственный сезон.

Да, цены на топливо растут всегда, при дорогой и дешевой нефти, при сильном и слабом рубле — это тоже своего рода стабильность. Их толкают вверх ориентация нефтянки на экспорт, регулярное повышение правительством акцизов, сезонные факторы и колебания мировых цен. Но до сих пор в течение многих лет топливо дорожало более-менее по уровню потребительской инфляции, сейчас же она за январь — май составила 1,6%, а цена на топливо выросла куда больше. По данным Росстата, с начала года по конец мая бензин в рознице в среднем по стране подорожал на 7,3%, дизель — на 7,9%, в Москве же — еще больше: Аи-92 — на 8,6%, Аи-95 — на 8,2%, ДТ — на 8,6%, итого в конце мая в столице литр 95-го стоил кое-где почти 48 руб., а 92-го — почти 46. При этом психологический переход цены Аи-95 за 40 руб. произошел всего год назад.

Акцизы снижались в 2015 г., но планово и в рамках налогового маневра, вспоминает Сергей Ежов из Vygon Consulting, а не стремительно и вынужденно, как сейчас. Да, госрегулирование цен на нефтепродукты де-юре отсутствует (если не считать регулированием регулярные сборы нефтяников в правительстве на совещания с просьбой не повышать розничные цены — последнее такое состоялось в среду), но, как указывает ФАС, именно устанавливаемые правительством акцизы и налоги составляют до 65% цены топлива. Сейчас оптовая цена топлива выше розничной, в ряде регионов розница вообще убыточна, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но если вертикально-интегрированные компании (на их долю приходится меньшая часть АЗС, но большая — продаваемого топлива) могут позволить себе такой перекос за счет внутреннего перераспределения убытков, то независимые заправки — нет. Им, как и автовладельцам, снижение акциза принесет облегчение, но скорее символическое: аналитики сходятся в том, что подешеветь топливо все равно не сможет.

Владимир Рувинский

 

 

Как меры поддержки компаний Олега Дерипаски повлияют на рынок электроэнергетики.

"Независимая газета"

Перечень потенциальных методов поддержки, которые предложила подпавшая под санкции США En+ Group Олега Дерипаски, после огласки произвел эффект разорвавшейся бомбы. Различные эксперты оценивают предложения полярно и неоднозначно. "НГ" проанализировала идеи и их потенциальное влияние на рынок электроэнергетики страны.

Что просит Дерипаска?

О том, что именно просит En+ (объединяет промышленные активы Дерипаски, в том числе "Евросибэнерго" и 48,1% РУСАЛа, все лица под санкциями США с 6 апреля), подробно написали СМИ. Предложения о поддержке, по данным журналистов, компания еще 15 мая направила вице-премьеру Дмитрию Козаку, который поручил ведомствам "сформировать позицию". "Дано поручение Минэнерго, Минпромторгу, Минэку, Минстрою, Минприроды, Минфину, ФАС совместно проработать и внести согласованные предложения в правительство", — заявил представитель вице-премьера. Добавив, что решение должно быть принято в июне.

Меры спасения попавших под санкции активов Дерипаски в основном касаются энергетики. Крупнейший в РФ потребитель электроэнергии (62 млрд кВт-ч в 2016 году, или 6,1% от всего объема потребления в РФ и 30% — в Сибири) просит правительство в числе прочего полностью освободить его от платежей по договорам на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций в генерацию за счет повышенных платежей рынка) и от надбавки к энергоценам, принятой для снижения тарифов на Дальнем Востоке. Экономия на выплатах по ДМП, по оценке En+, может составить 13-18 млрд руб. в год. А снятие внерыночной нагрузки за "подъем Дальнего Востока" высвободит еще 1,9-3 млрд руб.

Еще одна группа мер направлена на сокращение перекрестного субсидирования в Иркутской области, где исторически сложились самые низкие в России тарифы на электроэнергию: 1,01 руб. при средних 4,3 руб. за 1 кВт-ч. Это в 3-3,5 раза ниже тарифа в других регионах Сибири и составляет, по некоторым оценкам, всего 36% от экономически обоснованного уровня. En+ и ранее обращала внимание на этот перекос, но сейчас, в ситуации "спасения бизнеса", избавление от подобной социальной нагрузки представляется действительно адекватным решением.

Интересно, что, по данным СМИ, в Минэкономики РФ поддержали это предложение.

Экономия на ДПМ

Компания РУСАЛ еще в апреле просила теперь уже бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича о каникулах по ДПМ минимум на пять лет. В обновленном списке срока, на который предлагается вводить льготы, не обозначено. "То, что En+ просит льготы по своим основным направлениям деятельности, — самый разумный вариант. Компания существует с ДПМ, если одна из сторон начинает получать сложные риски, связанные в первую очередь с внешней политикой государства, конечно, государство должно брать это во внимание. Ситуация, когда компания, по сути, не виновата (наложение ограничений в данном случае — это в чистом виде политика), в части ДПМ льготы должны быть обязательно", — заявила "НГ" Юлия Дронова, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой производственного менеджмента и экономики энергетики Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

Главный вопрос: вырастут ли в таком случае энерготарифы, особенно для населения? РУСАЛ заплатит по ДПМ около 18 млрд руб. в 2018 году. Важно подчеркнуть, что сокращение платежей по ДПМ для РУСАЛа приведет к ценовым изменениям только на оптовом рынке, то есть для промышленных потребителей. "Тариф для населения растет в зависимости от макроэкономики, от темпов инфляции. Никто не разрешит увеличить тариф для населения на 20%. Но это разрешат сделать для тех, кто дотирует население", — говорит Дронова. "Тарифы для населения рассчитываются по определенным правилам, туда ДПМ не закладывается. Но вот на других потребителях это вполне может сказаться. На них это и скажется, они и оплатят ДПМ. Но не население", — категоричен также Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики. По мнению Сергея Пикина из Фонда энергетического развития, "население у нас тарифицируется, и эти тарифы жестко регулируются государством с привязкой к инфляции. Так что тарифы для населения не повысятся".

По оценке самой En+, в случае освобождения компании от выплат по ДПМ рост энергоцен для промышленных потребителей в Сибири может составить 12%. Но, например, Владимир Скляр из "ВТБ Капитала" считает, что "в Сибири не так много ДПМ, и экономия РУСАЛа, а значит, и повышение цен для других потребителей будут не самыми значительными". А руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Наталья Порохова еще в апреле подсчитала, что если суммарный платеж РУСАЛа по ДПМ будет перенесен на потребителей второй ценовой зоны Оптового рынка электроэнергии и мощности, то рост цен для других потребителей Сибири составит 2%. А если на всех потребителей (включая европейскую часть России и Урал), то всего 0,3%.

Нынешние события вокруг санкций ставят под серьезное сомнение один из аргументов авторов и сторонников программы "ДПМ-штрих", заключающийся в том, что в Сибири уже на горизонте 2022-2023 годов ожидается дефицит мощности. При негативном сценарии — например, пересмотре РУСАЛом инвестиционной программы — дефицит легко может обернуться профицитом. "Это может заставить радикально пересмотреть и программы развития электроэнергетики в Сибири", — говорит Алексей Калачев, эксперт-аналитик компании "Финам".

В этих условиях, даже если решения по ДПМ в пользу En+ принято не будет, имеет смысл в целом пересмотреть параметры программы модернизации генерирующих мощностей (как объемы инвестирования, так и сроки вводов). "В такой сложный период не время заниматься такими вопросами (программой модернизации электростанций. — "НГ") за счет ДПМ", — говорит член-корреспондент РАН, директор Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН Валерий Стенников.

Подрезать на "перекрестке"

По оценке Максима Ковязина, старшего инвестконсультанта "БКС Брокер", затраты En+ на "перекрестку" в Иркутской области составляют около 3,5 млрд руб. в год. По сути, речь о субсидировании населения со стороны компаний Дерипаски.

Наличие "перекрестки" в Иркутской области, по мнению экспертов, стимулирует расточительное потребление электроэнергии. Классический пример — майнеры криптовалют, которые в последние пару лет стали массово устанавливать свои фермы в регионе. Пользуясь в основном как раз самым низким тарифом для населения. "Большое количество дешевой электроэнергии создает определенные преимущества не только для энергоемкого промышленного производства, но и, вероятно, может быть привлекательно для майнеров", — говорит Алексей Калачев.

Как отметил в интервью СМИ директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов, "в России традиционно население платит меньше, но эти платежи компенсируются крупным бизнесом. И, собственно, Дерипаска и говорит, что раз мне надо помогать, давайте я за население платить не буду, пусть оно платит самостоятельно. Дерипаска на самом деле ставит разумный вопрос относительно того, а что же у нас такой за рынок электроэнергетики кривой?" Алексей Преснов, управляющий партнер Агентства энергетического анализа, уверен, что "правильный в целом подход — платить должны все. Другой вопрос, что само явление перекрестного субсидирования нужно рассматривать как государственную программу сохранения определенной стабильности в переходный период строительства развитой капиталистической экономики. И соответственно решать эти проблемы за пределами рынка электроэнергии и тарифного регулирования, через бюджет и неналоговые сборы с потребителей электроэнергии в том числе".

А если не помогут?

По оценке En+, из-за санкций выпуск алюминия в 2018 году может сократиться на 30% от бизнес-плана в базовом сценарии и на 50-70% в самом негативном. По итогам прошлого года объем производства компании составил 3,7 млн т. Очевидно, что негативный сценарий может обернуться закрытием заводов. Но в компании делают оговорку, что все это станет возможным, только если "санкции не будут отменены после октября" (США разрешили сделки с РУСАЛом до 23 октября). Известно, что Олег Дерипаска в ответ на требования OFAC уже согласился снизить долю в En+ до уровня ниже 50% (с нынешних 66%) и покинул советы директоров своих компаний.

Тем не менее даже при реализации базового сценария из-за падения производства алюминия общее энергопотребление в Сибири может сократиться на 14%. Цены на рынке на сутки вперед в Сибири в таком случае упадут на 5-8%. В таких условиях ОЭС придется работать в экстремальных условиях, а потребителям — дополнительно оплачивать возросший избыток мощности (как генерирующей, так и сетевой).

Предложения En+ в условиях санкций направлены в первую очередь на исключение накопленных ценовых дисбалансов, исключение избыточной финансовой нагрузки на бизнес и приведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню. "Фактически Дерипаска просит снять с него то, что называли социальной ответственностью. Сама эта ситуация довольно любопытная, потому что Дерипаска напоминает нам о тех гримасах рынка, который у нас якобы сложился после реформирования РАО "ЕЭС России". И надо сказать "спасибо" отцам-основателям этой реформы, что они обещали нам создание конкурентной электроэнергетики, а получили мы такие кривые схемы, включая и ДПМ, и бог знает что, включая мусоросжигательные заводы", — говорит Константин Симонов.

"Дерипаска прикладывает максимальные усилия, чтобы избежать негативного развития событий и — в идеале — добиться полной отмены санкций для своих компаний. Правление En+ уже одобрило план вывода РУСАЛа из-под санкций — так называемый "план Баркера", в результате которого будут достигнуты цели по сокращению доли Дерипаски и снижение его влияния на совет через назначение большинства независимых директоров", — говорит Артем Бахтигозин, аналитик на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс".

Глеб Тукалин

 

 

ФНС пересмотрела сроки раскрытия корпоративных финансовых данных.

"Газета РБК"

Федеральная налоговая служба (ФНС) начнет публикацию данных о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний с 1 августа, говорится в сообщении ведомства, поступившем в РБК. В этот день на сайте службы появятся, в частности, данные о количестве сотрудников и применении специального налогового режима.

Ранее разместить данные планировалось 1 июня. Теперь, как рассказали РБК два собеседника, знакомые с графиком публикации, их решено выпустить в три этапа — весь процесс завершится в декабре. При этом, как сообщили источники РБК, в наборе данных пока не будет сведений о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях, информация о них может появиться не раньше 2020 года.

Постепенное раскрытие

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство решило перенести этот срок на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС).

Сейчас срок вновь переносится. "Первые данные, содержащие информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников, планируются к публикации в открытом доступе 1 августа 2018 года", — сообщила ФНС. Как говорится в релизе ведомства, из-за большого числа обращений от бизнеса служба "приняла решение о предоставлении дополнительного времени компаниям для проведения сверок с налоговыми органами данных, которые в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ перестали являться налоговой тайной".

Согласно плану публикаций службы, 1 августа будет первый из трех этапов, рассказали собеседники РБК. Второй наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, суммы уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.

Хотя закон об открытии данных вступил в силу ровно два года назад, их публикация — переход общественных отношений в другое качество, отмечает руководитель аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов. "Это небывалая прозрачность рынка. Она может стать испытанием для репутации некоторых компаний, а в случае ошибочных данных — грозить и разрушением клиентской базы. Поэтому ФНС надо тщательно выверить все данные", — поясняет он. На конец апреля 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Возникнут ли проблемы у компаний

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — "предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов", объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.

Поэтапность раскрытия данных может обернуться проблемой для частных компаний, только если параллельно ФНС продолжит требовать от юрлиц проверять своих контрагентов и применять к нарушителям какие-либо меры ответственности, считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов. "Получится, что, с одной стороны, налоговая применяет санкции к тем юрлицам, среди контрагентов которых выявлены фирмы с признаками однодневок, а с другой — не предоставляет для этого необходимые данные", — добавил он.

Для компаний, которые ждали эту информацию, перенос срока публикации на два месяца ничего не изменит, говорит руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. "Цель нынешнего механизма раскрытия — попытаться снизить кредитные риски в экономике. Не стоит ждать, что раскрытие такой информации сразу повысит уверенность бизнеса в своих контрагентах", — сказал он. Например, кредитные организации уже много лет раскрывают информацию на сайте Центробанка, но это не защищает их вкладчиков от риска попадания в "тетрадочные схемы" (оформление вкладов на бумаге без учета на балансе банка), напоминает эксперт.

Под грифом санкций

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, рассказали РБК два собеседника, знакомых с ходом подготовки приказа. Они не уточнили критериев отнесения компаний к стратегическим для исключения их данных из открытой публикации. Сейчас в России действует утвержденный президентом перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в который входит около 70 компаний. Среди них, например, "Роснефтегаз", "РусГидро", РЖД, "Роснефть", "Газпром", "Аэрофлот", банк ВТБ и другие компании.

Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.

РБК направил запрос в ФНС относительно планов публикации данных о стратегических компаниях.

Как пояснил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов, публикация сведений о доходах госкомпаний, количестве работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения. "Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность", — сказал Роман Кенигсберг. Вопрос в том, будут ли предложены альтернативные механизмы снижения рисков в отношении контрагента — стратегической компании, добавил он.

По словам Вадима Зарипова, вопрос о целесообразности размещения данных об оборонных и других подобных предприятиях может обсуждаться, но исключения могут быть установлены только в Налоговом кодексе. "Для этого они должны обсуждаться в парламенте, а не решаться ведомственным приказом. Хотя действующая норма о том, что налоговая служба устанавливает сроки опубликования, формально дает возможность дифференцировать их и по категориям налогоплательщиков", — говорит он. Изменение круга подотчетных лиц потребует изменений непосредственно в законе, подтверждает партнер KPMG Михаил Орлов. Но санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики, скорее это лишь повод, считает он.

Решение не снимать гриф "секретно" было принято под давлением самих госкорпораций, считает первый замглавы комитета Совфеда по экономической политике, сенатор Сергей Калашников. "Они отказываются предоставлять данные о себе даже правительству, хотя обязаны это делать", — говорит сенатор.

По мнению Щапова, если госкомпания или госкорпорация зарегистрирована в форме открытого или публичного акционерного общества, то на нее должны распространяться общие правила. "Не может быть исключений, если они не продиктованы вопросами национальной безопасности. Но в данном случае речь идет даже не о коммерческой тайне, а об открытых данных. Нет причин их скрывать", — сказал он. Решение скрыть данные негативно скажется на деловом климате, считает сенатор Калашников.

Екатерина Копалкина

 

 

Экономическая логика в действиях компаний не прослеживается — только политическая.

"Ведомости"

"Оставь надежду всяк сюда входящий", — гласит приглашение на вратах преисподней, по крайней мере в версии небезызвестного итальянца. Наблюдая за новым витком противостояния "Газпрома" и "Нафтогаза", можно руководствоваться тем же слоганом. И это уже ни разу комедию в привычном понимании слова не напоминает — все по канонам произведения Данте. Это не смешно.

Еще три месяца назад могло показаться, что длившийся годами конфликт двух компаний близок к завершению. Воинственная риторика топ-менеджеров постепенно сходила на нет. Обещания полностью выключить транзит российского газа через Украину после 2019 г. незаметно сменились сдержанными прогнозами, в каких объемах он сохранится. В самой трубе газа тоже прибавилось — в течение 2017 г. по ней было прокачано 93,4 млрд куб. м газа. Рекорд за последние шесть лет, хотя и не контрактные 110 млрд куб. м, конечно.

Спрос на российский газ в Европе растет. Мощности новых трубопроводов, чтобы его удовлетворять, не хватит. Нам нужна украинская труба, Украине — транзит российского газа, Европе — не замерзнуть, а транзитный контракт в 2019 г. закончится. Все, точка — самое время научиться жить в этой парадигме, сесть за стол и пробовать договориться о новом соглашении. Так подсказывала бы бизнес-логика.

В действиях "Газпрома" и "Нафтогаза" она не прослеживается, зато откровенно присутствует политическая. Масла в огонь подлили арбитры в Стокгольме, постановившие, что "Газпром" должен заплатить украинским визави $2,56 млрд штрафа. Кто писал это решение, история умалчивает — "Газпром", например, уверен, что без помощи "третьих лиц" не обошлось. Компания даже лингвистическую экспертизу провела, на основании которой требует отменить решение по транзитному контракту. Но пока оно в силе и фактически еще 28 февраля лишило компании возможности свести конфликт на нет, сохранив при этом лицо.

"Газпром" — когда-то министерство газовой промышленности, — хотя и сменил статус на ПАО, в полноценную бизнес-структуру так и не превратился. Он по-прежнему используется в качестве проводника в жизнь политической воли правительства страны. В том числе на международной арене, где дополняет функционал МИДа. Руководству компании и за проигрыш арбитража спасибо, вероятно, не сказали. А единовременно и добровольно передать недружественному, мягко говоря, режиму $2,56 млрд ему никто просто не позволит — вопрос принципиальный. Хотя в общем-то для "Газпрома" это не критическая сумма. Компания только в этом году планирует направить на инвестпрограмму в 8 раз больше. НАК тоже не частная лавочка. С той стороны есть своя политическая воля. И пока "Газпром" инициирует досрочный разрыв контрактов, европейские приставы идут описывать европейские же активы российской компании.

С точки зрения закона все логично. Есть решение суда — будь любезен пойди и заплати, а потом апеллируй, сколько угодно. Не платишь добровольно — добро пожаловать в новый суд. "Газпром" платить штраф, похоже, не собирается, и, с его точки зрения, тоже все логично. У него есть активы в Европе, которые можно арестовать, — а у "Нафтогаза"? Вернуть выплаченный штраф в случае пересмотра решения арбитров будет еще менее вероятно, чем добиться такого пересмотра.

Четвертый круг ада по Данте — обитель тех, кто "недостойно тратил и копил": две толпы, которые бесконечно сталкиваются, расходятся и начинают сначала. Наказание называется "вечный спор". Каждый со своей логикой, "Газпром" и "Нафтогаз" такими темпами обречены еще как минимум на несколько лет судов и апелляций. А о продлении транзитного контракта пусть Европа беспокоится — ей нужнее.

Артур Топорков

<< Июнь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ