media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.07.2014

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила и обнародует методику, по которой будет определяться монопольно высокая цена. Это поможет компаниям избежать претензий службы, считают эксперты.

"Ведомости"

ФАС разработала единую методику анализа ценовой политики монополистов на сырьевых рынках, а также крупных металлургов и производителей стройматериалов. Работа над методикой практически завершена, не позднее осени документ будет разослан в виде рекомендаций сотрудникам ФАС и размещен на сайте службы, говорит начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса Максим Овчинников. "Ведомости" заранее ознакомились с документом.

Сейчас, чтобы доказать завышение цены, ФАС использует два метода, объясняет Вадим Новиков из РАНХиГС: затратный и метод сопоставимых рынков. В первом случае антимонопольный орган доказывает, что у компании сильно раздуты расходы или что она получает сверхприбыль. Во втором — сравнивает цены монополиста с ценами на других рынках.

По словам партнера King & Spal­ding Ильи Рачкова, ФАС предпочитает ссылаться на цены аналогов, так как вычислять себестоимость и насколько завышены расходы — слишком кропотливая работа. Метод сопоставимых рынков экономически более обоснован, объясняет Овчинников. Затратный метод не учитывает влияния экономической конъюнктуры на состояние цен, а рынки сырья, стройматериалов и металлургической продукции особо волатильны, объясняет он.

Ориентир по цене служба определяет в зависимости от товаропотоков. Предел внутренних цен компаний с высокой долей экспорта (более 40-50%) ФАС считает по формуле "нетбэк минус": мировые цены за вычетом транспортных расходов, связанных с доставкой товара на зарубежный рынок. Подход применим для нефтегазового рынка, а также рынков алюминия, хлористого калия, трансформаторной стали, поясняет Овчинников. Для импортеров (доля импорта более 20-30% товара) — формула "нетбэк плюс": мировые цены с прибавлением логистических затрат на транспортировку из-за рубежа на российский рынок. Это рынки труб большого диаметра, говорит Овчинников: "Где не хватает мощностей на внутреннем рынке".

Для монополий, работающих на сбалансированном рынке (на экспорт и импорт направляется не более 10% продукции), ориентиром будут цены у зарубежных аналогов, которые также работают на изолированных рынках, следует из методики. Это коксующийся уголь, железорудное сырье и прочие дешевые руды, перечисляет Овчинников. Данные о ценах на товар берутся с товарных бирж или у международных аналитических агентств.

Сейчас бизнес находится в полном неведении, какие методы определения цены применяет ФАС, признает юрист, представляющий интересы крупной металлургической компании. Если компания признана монополистом, то ФАС может придраться к любой цене, жалуется сотрудник крупного производителя удобрений: признать ее монопольно высокой или низкой, а если она рыночная — обвинить в сговоре. Рекордные выплаты за завышение цен пришлись на нефтяников: после трех волн антимонопольных дел ТНК-BP, "Газпром нефть", "Роснефть", "Лукойл" и "Башнефть" заплатили штрафы почти на 19 млрд руб.

Чтобы избежать претензий ФАС, компании могут следовать методике, советует Овчинников. Хотя уровень цен ниже верхнего предела не означает полной индульгенции, отмечает он: если для компаний холдинга или группы установлены более низкие цены, чем для контрагентов, то это ценовая дискриминация. Выход за пределы обоснованных цен придется объяснять всегда, обещает Овчинников.

Биржевую цену не всегда можно считать экономически обоснованной, она может быть подвержена манипуляциям, опасается сотрудник крупного производителя удобрений. Методика не учитывает того, что цена на товар также зависит от качества и бренда, критикует топ-менеджер строительной компании.

Методика все же будет полезна монополистам, считает Рачков: она определяет правила игры, которыми будет руководствоваться ФАС. Руководствоваться методикой будут и судьи, а значит, компаниям станет проще планировать свою защиту, отмечает Новиков. Но концептуально подход антимонопольного органа неверен, говорит Рачков: "Во всех странах свои условия ведения бизнеса, нужно сравнивать цены монополий не с мировыми аналогами, а анализировать их затраты".

Сергей Титов

 

 

Новое ведомство может возглавить известный полярник Артур Чилингаров.

"Независимая газета"

Вчера Счетная палата (СП), проверившая Минприроды и Минэкономразвития на предмет выполнения программы "Освоение и использование Арктики", сделала печальный вывод о слабой работе ведомств. Между тем, по информации "НГ", в России создается министерство по делам Арктики и Северных территорий — по аналогии с уже действующими структурами, занимающимися проблемами Дальнего Востока, Северного Кавказа и Крыма. Минарктики займется координацией усилий ведомств, осваивающих российскую часть Северного континента. Работа над соответствующим проектом заканчивается в Центре политической информации (ЦПИ).

Таким образом, получает конкретное оформление указание Владимира Путина, прозвучавшее 24 апреля на заседании Совета безопасности. Там президент подчеркнул, что в Арктике "сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности". И напомнил, что запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части России составляют свыше 1,6 трлн тонн, а континентальный шельф содержит около четверти шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. По данным геологической службы США, Россия располагает 41% от общих неразведанных арктических запасов нефти и около 70% — газа.

Доля арктической подпрограммы в бюджете ФЦП "Мировой океан" в 2008–2013 годах, отмечает СП, составила 1,4 млрд руб., в 2011–2013 годах — 1,2 млрд, в том числе за счет средств федерального бюджета — 1 млрд руб. Предполагалось использование и внебюджетного финансирования, источниками которого должны были стать средства организаций-исполнителей и привлеченные инвестиции.

Счетная палата сообщила вчера, что Минприроды так и не обеспечило привлечение внебюджетных средств в данных объемах. В этом случае Минэкономразвития с участием Минфина должно было поинтересоваться у правительства — целесообразно ли продолжать трату денег на целевую программу? "Однако, несмотря на систематическое невыполнение Минприроды задания по привлечению внебюджетных средств, такие предложения не инициировались", — делает вывод СП.

Создание министерства по делам Арктики и Северных территорий, рассказал "НГ" глава Центра политической информации Алексей Мухин, в этой ситуации выглядит логичным: "Проект разрабатывается в соответствии с концепцией усиления отдельных территорий, стратегически важных для страны, — как в случае с Дальним Востоком, Северным Кавказом и Крымом. Речь идет о структуре, которая определит степень вовлеченности иностранных компаний в разработку российской части арктического шельфа". Минарктики, по словам Мухина, будет более системно представлять интересы России по всем арктическим проблемам на международном уровне: "До этого усилия государства носили в основном формальный характер. Как пример — действия Совета безопасности, глава которого Николай Патрушев, что называется, эту тему подмял под себя". Мы пока проигрываем на этой площадке, считает эксперт, и поэтому "необходимо более грамотное юридическое представление о наших интересах в регионе". Первыми задачами министерства будут демаркация границ и научное обоснование претензий России в Арктике.

Главой министерства, возможно, станет нынешний член Совета Федерации Артур Чилингаров. Во всяком случае, именно его имя назвали в ЦПИ. В беседе с "НГ" Чилингаров напомнил, что за последние 30 лет вопрос о необходимости подобной структуры поднимался не раз, и потребность в ней есть. В советское время ее заменял Совет по делам Арктики и Антарктики, в российский период — Госкомсевер. Сенатор сообщил "НГ", что на апрельском заседании Совбеза было принято решение о создании госкомиссии по делам Крайнего Севера, которая сейчас формируется. Руководить ею должен премьер Дмитрий Медведев, уверен сенатор, напомнивший, что в свое время аналогичную структуру возглавлял Михаил Касьянов.

Если функций у этого органа окажется слишком много, будет создано министерство — по образцу Дальневосточного, Северокавказского и Крымского, заметил Чилингаров.

Напомним, что Россия первой заявила о своих правах на морское дно в северных широтах на межгосударственном уровне. Претензии страны включают 18% территории Арктики с протяженностью границы в 20 тыс. км. России, однако, противостоит в регионе внушительная группа "заинтересованных лиц". Пять лет назад восемь стран Северного совета (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Гренландия, Фарерские и Аландские острова) вошли в состав Северной боевой группы (Nordic Battle Group). Она включала 1600 военнослужащих из Швеции, 250 из Финляндии, 150 из Исландии и по 100 из Эстонии и Норвегии. Штаб группы расположен в Швеции.

Беспокойство по поводу недостаточной прочности российских позиций в регионе высказал в беседе с "НГ" президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов: "Арктическая зона оказалась ничейной в российском государстве. Есть Северный флот, подчиненный сухопутному военному округу, — но он разоружен, не имеет ни авиации, ни средств, которые могли бы активно действовать в Арктике. Остались лишь пограничная служба, береговая охрана. Координирующей структуры в военном плане здесь тоже нет. В эту ничейную территорию в основном активно включается бизнес".

Между тем, подчеркивает Ивашов, на Севере формируется главная угроза России: "Сегодня американцы осуществляют арктическую "дорожную карту". Всю зону, включая наши акватории, они сделали зоной ответственности своего командования, активно разрабатывая виды арктической техники и пытаясь создать некое арктическое НАТО с подключением к проекту Канады, Дании, Норвегии и Англии". Американцы и их союзники, говорит Ивашов, не признают претензии России на хребты Ломоносова и Менделеева, а также в других зонах: "Они и Северный морской путь считают международными водами. Борьба в Арктике довольно жестокая, и поэтому создание органа, который бы отвечал за безопасность и координировал всю деятельность государства в регионе, крайне необходимо". По мнению Ивашова, России следует "вместе с Китаем, Индией и Германией создавать коллективный орган защиты интересов в Арктике, противопоставив его американскому давлению".

Вызовет ли усиление активности России в Артике беспокойство и сопротивление конкурентов? Чилингаров, как член президентского Совета по международному сотрудничеству в Арктике, подчеркивает — этого не случится: "У нас есть взаимопонимание. Мы в политику стараемся не вмешиваться. Есть Арктика, которая требует контроля, сохранения экологической безопасности. Надеюсь, понимание сохранится. Что касается координирующего органа, то он необходим. Сегодня его функции выполняет Морская коллегия, но этого недостаточно".

Заместитель директора Санкт-Петербургского Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Александр Данилов в беседе с "НГ" подчеркнул важность создания министерства: "Необходимо ускорить темпы освоения арктического шельфа и прибрежных районов. У России в Баренцевом море уже есть действующая платформа "Приразломная", успешно работает круглогодичный отгрузочный терминал "Варандейский". Появляются и будут появляться новые проекты, которые сейчас находятся на стадии предпроектной проработки". Среди них собеседник "НГ" назвал полуостров Ямал, строительство отгрузочных терминалов в Обско-Тазовской губе: "А на Обской губе развивается совершенно гигантский проект — строительство порта Сабетта, возле него — завод по сжижению газа". Имеется в виду сжижение ямальского газа и круглогодичная отгрузка его потребителям через порт Сабетту. Это способ нетрубопроводный, подчеркивает Данилов, и тут политических барьеров не выстроишь: "Это и безопасность страны, и многомиллиардные инвестиции, и, безусловно, давление на окружающую среду — природоохранные меры должны усиливаться. Такие гигантские задачи требуют фокусировки госполитики на арктическом направлении. Иначе разброд и шатание будут разрастаться".

События вокруг Северного континента и его проблем принимают такой оборот, что арктический проект Путина по смыслу, грандиозности идеи и затратам может стать продолжением крымского. Вектор отечественной геополитики меняется — хотя нынешних шагов и следовало ожидать. Можно предположить, что отношение большинства граждан к арктической истории будет вполне благожелательным.

Александра Самарина

 

 

"Россети" предлагают продлить период регулирования по методу доходности инвестированного капитала, чтобы вернуть 167 млрд руб. выручки, недополученной из-за замораживания тарифов.

"Ведомости"

"Россети" планируют вернуть выручку, которую недополучат из-за ограничения роста тарифов, рассказал первый заместитель генерального директора компании Андрей Демин. Речь идет о 167 млрд руб. за 2012-2017 гг., уточнил представитель компании. Для этого нужно продлить период RAB-регулирования, гарантирующего доход на инвестированный капитал, для дочерних компаний "Россетей" (МРСК) с 3-5 до 8-10 лет, объяснил топ-менеджер.

Метод RAB был введен в сетях после реформирования "РАО ЕЭС России" для того, чтобы позволить компаниям привлечь деньги на обновление изношенных фондов. МРСК начали переходить на RAB-регулирование с 2009 г. Сейчас с его помощью регулируются две трети подконтрольных "Россетям" МРСК, пятилетние периоды регулирования для них завершатся в 2017-2018 гг., напомнил Демин.

Утвержденные параметры RAB предполагали рост сетевых тарифов примерно на 9% в год, напоминает аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. В 2010-2011 гг. тарифы росли на 13% в год. А в 2012-2017 гг. — в среднем на 5%, по прогнозу Минэкономразвития. Увеличенный период регулирования позволит "Россетям" заложить недополученные доходы в следующую пятилетку и таким образом сохранить норму доходности на инвестированный капитал (11%), объяснил Демин.

Представитель ФСТ уточнил, что параметры пересмотра темпов роста тарифов еще не определены. "Точные данные появятся по результатам расчетов", — сказал он. Предложение "Россетей" обсуждается с ведомствами, но возможность пересмотра параметров регулирования, в том числе в условиях существующих ограничений, зависит от нескольких факторов: например, от выполнения дочерними компаниями своих инвестпрограмм, программ по снижению операционных затрат, уточнил представитель ФСТ. Минэнерго подтверждает наличие проблемы, говорит представитель министерства, но решения для ее устранения пока не приняты. Сейчас Минэнерго оценивает влияние продления периода RAB-регулирования на конечные цены для потребителей, объяснил он.

Возвращение 167 млрд руб. в 2017-2022 гг. приведет к ежегодному росту тарифа в 3,4%, подсчитала Порохова. Это довольно много, учитывая, что к этому времени правительство планирует снизить инфляцию до 4%, добавляет она. Сумеют ли "Россети" вернуть деньги, не превысив инфляцию, сказать сложно: дополнительную нагрузку на тариф будет давать инвестпрограмма, рассуждает аналитик.

В своем сегодняшнем виде RAB, которым регулируются "Россети", больше напоминает метод CPI-X ("инфляция минус"), который также широко распространен в мире, резюмирует аналитик "ВТБ капитала" Михаил Расстригин. Но, сохраняя элементы RAB, регулятор оставляет за сетями право в будущем требовать от потребителей возврата "сглаженной" выручки, объясняет он. Если элементы RAB-регулирования в конце концов отменят, вряд ли это значительно отразится на котировках "Россетей": уже сейчас инвесторы видят противоречия между заявленными параметрами RAB-регулирования и фактической доходностью и закладывают низкие ожидания относительно возврата "сглаженной" выручки в текущую цену акций, считает аналитик.

Алина Фадеева

<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ