Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.08.2017

Президент Владимир Путин подписал закон о реформе теплоэнергетики. Новые правила должны привлечь в отрасль 2,5 трлн руб., но и обернутся ростом цен для населения.

"Ведомости"

Изменения в закон о теплоснабжении, меняющие систему отношений в теплоэнергетике, подписаны президентом России Владимиром Путиным. Они вступили в силу в понедельник, 31 июля. С этого документа начинается реформа теплоэнергетики, которая должна привлечь в отрасль частные инвестиции.

Не хватает инвестиций

Объем рынка теплоэнергии оценивается в 1,5 трлн руб., а платежи за тепло составляют более 50% в коммунальных расходах населения. При этом отрасль недофинансирована. Ежегодные госсубсидии составляют около 150 млрд руб. при потребности в 200 млрд руб. Частные инвестиции оцениваются примерно в 90 млрд руб. в год, а потребность — в 250 млрд руб. 37% из этих средств могут быть получены за счет повышения эффективности, отмечается в материалах Минэнерго. Недостаток инвестиций привел к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в обновлении: только 26% котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет. К 2020 г. 26-28 ГВт мощностей ТЭЦ выработают свой парковый ресурс, отмечал в докладе Фонд энергетического развития.

Еще одна проблема, которую должна решить реформа, — избыток тепловой мощности. По данным Минэнерго, на сегодня ТЭЦ загружены не более чем на 30% установленной мощности, а котельные — в среднем на 15%. Неконкурентоспособность ТЭС на оптовом рынке электроэнергии приводит к тому, что станции этого типа получают статус "вынужденных по теплу", т. е. их невозможно по каким-либо причинам вывести из эксплуатации (например, они являются единственным источником теплоэнергии в регионе), но они получают гарантированный тариф, чтобы покрыть свои высокие расходы. По оценкам Минэнерго, сейчас на рынке работают 10 ГВт "вынужденных", это обходится энергорынку более чем в 9 млрд руб.

Субсидирование рынка теплоэнергетики за счет рынка электроэнергетики, отсутствие долгосрочных тарифов не оставляет теплогенерирующим компаниям мотивации к оптимизации и развитию отрасли, отмечало Минэнерго в своих материалах. Инвесторы готовы вкладывать в это средства, но только под гарантии справедливых и стабильных правил функционирования отрасли — долгосрочных правил ценообразования, сказал представитель "Т плюса".

Цель — либерализация

Благодаря закону отпадала необходимость электростанции статуса "вынужденной", отмечает преимущества директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев. Закон также отменяет государственное регулирование цен в теплоэнергетике. Теперь правительство будет устанавливать только предельный уровень цен по так называемому методу альтернативной котельной. То есть цена на тепло будет высчитываться исходя из того, во сколько потребителям обошлась бы теплоэнергия в случае строительства ими собственной котельной. Предусмотрено также появление ценовых зон, за теплоснабжение внутри них будут отвечать единые теплоснабжающие организации, которые будут обязаны строить, реконструировать и модернизировать объекты теплоснабжения. Переходный период составит 5-10 лет.

Альтернативная котельная — лишь один из методов регулирования, переход на него не является обязательным для регионов, передал "Ведомостям" через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. В начале июля замминистра энергетики Вячеслав Кравченко говорил, что реформа может стартовать с середины 2018 г. в Казани, Набережных Челнах, Красноярске.

Реформа создаст условия для долгосрочной, предсказуемой ценовой модели, отмечается в материалах Минэнерго. При этом внутри одной системы теплоснабжения предусматривается конкуренция по цене между источниками и возможность приобретать тепловую энергию в большем объеме у источника с низкой себестоимостью, говорилось в докладе Фонда энергетического развития. Минэнерго ожидает, что приток инвестиций в результате составит 2,5 трлн руб., а нагрузка на госбюджет снизится на 150 млрд руб. ежегодно. Сибирская генерирующая компания готова инвестировать 20 млрд руб. в теплоэнергетику, говорила в начале лета директор компании по тарифообразованию Екатерина Косогова (слова по "Интерфаксу"). Сейчас компания вкладывает около 5 млрд руб., срок окупаемости таких проектов — 12 лет, отмечала она.

Сколько заплатит население

Рынок теплоэнергетики — один из крупнейших потребительских рынков в России, без участия населения провести реформу, как в электроэнергетике, нельзя, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Основной риск реформы — социальные последствия. По ее оценке, цены для населения в среднем по России могут вырасти на 30%. В некоторых случаях, где потребуются значительные инвестиции, рост тарифов на теплоэнергию может оказаться существенным, соглашается Королев. Не все потребители готовы платить больше за более высокое качество теплоснабжения и региональные власти должны оценивать последствия для своих потребителей, подчеркивает он.

В 60% поселений тариф уже выше предполагаемого уровня альтернативной котельной, говорится в отчете Фонда энергетического развития, следовательно, в этих поселениях можно будет заморозить тариф и не индексировать его в последующие годы. В остальных рост должен быть в пределах инфляции, в ряде случаев — плюс 2-4% сверх инфляции.

Задачи регионов

В каждом городе должна быть долгосрочная схема теплоснабжения сроком на 15 лет. Но до сих пор некоторые города с населением более 500 000 человек такие схемы не утвердили. За это нет ответственности, хотя она нужна производителям теплоэнергии, чтобы определить технологии и необходимые инвестиции, отмечает Фонд энергетического развития. Принятый закон предусматривает обязательное соглашение с муниципалитетом об исполнении схемы теплоснабжения, говорит представитель "Т плюса". Закон создает стимулы для замещения неэффективных источников энергии и инвестиций в теплоснабжение, но важна практическая реализация закона на местах и контроль за расходованием тарифных источников именно на повышение эффективности системы теплоснабжения, говорит руководитель проекта развития бизнеса в энергетическом секторе PwC Дмитрий Стапран. Успех реформы во многом будет зависеть от своевременного принятия необходимых подзаконных актов и гарантий учета в них региональных особенностей, говорит представитель "Газпром энергохолдинга".

Иван Песчинский

 

 

Новый пакет правительственных льгот должен помочь избежать роста цен на топливо.

"Изветия"

Министерство энергетики сформулировало свои предложения по поддержке нефтеперерабатывающей отрасли для правительства, сообщили "Известиям" в ведомстве. Льготы призваны удержать нефтяников от шагов по увеличению цен на бензин — "в обмен" им предоставят возможность оптимизировать затраты на его производство, пояснил "Известиям" собеседник, близкий к министерству, и подтвердил источник в отрасли. Эксперты считают, что точечные меры вроде разработки собственных "дорожных карт" для каждого из нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) сегодня были бы очень актуальными.

Вопрос поддержки НПЗ за последний год поднимался уже несколько раз. Однако снижение доходов нефтяников стало причиной для беспокойства, лишь когда предприятия начали испытывать проблемы с выполнением четырехсторонних соглашений о модернизации производства с Ростехнадзором, ФАС и Росстандартом. В частности, в мае 2017 года заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов говорил, что из-за снижения цен на нефть, изменений в экспортных пошлинах министерство "очень серьезно отслеживает состояние нефтеперерабатывающей отрасли и рассматривает различные меры стимулирования".

Правительство поручило разработку предложений Минэнерго и "Роснефтегазу". В Министерстве энергетики подтвердили отправку предложений в правительство, но отзыва на них в ведомстве пока не получали. Представитель "Роснефтегаза" не смог предоставить оперативный комментарий.
По словам источника "Известий", знакомого с ходом подготовки предложений, акцент в них сделан на двух направлениях: новых льготах нефтяным компаниям в связи с модернизацией заводов и создании отдельной методики по снижению расходов на работу НПЗ.

— Методика будет состоять в подготовке ряда рекомендаций, в которые войдет, к примеру, оптимизация маршрутов доставки нефти и готовой продукции с завода, — сообщил собеседник "Известий", подчеркнув также, что разработка будет применима для каждого из отечественных НПЗ.
Что касается льгот для нефтяников, то Минэнерго, по его словам, рассматривает возможность снижения перекрестного субсидирования отрасли при перевозке нефти и нефтепродуктов по железной дороге.

— Еще одним вариантом может стать заключение между НПЗ и федеральными органами исполнительной власти инвестсоглашений с отсрочкой по уплате акцизов для НПЗ, проходящих модернизацию, — добавил источник "Известий" в ведомстве.

Сейчас акциз собирают с заводов, однако косвенно он переносится и на автолюбителей, посколько его производитель закладывает в цену бензина. Он составляет порядка 60% от стоимости топлива, именно поэтому акцент в предложениях и делается на акциз, объяснил "Известиям" заместитель директора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Шахназаров. Непосредственно добыча и переработка нефти занимают в цене бензина всего 20%, сказал он.

По мнению экспертов, точечные меры вроде разработки собственных "дорожных карт" для каждого из НПЗ были бы весьма актуальными. Многие из НПЗ, не успевшие вовремя модернизироваться, получили очень высокие пошлины на темные нефтепродукты, что сделало ситуацию для них отнюдь не радужной, рассказала "Известиям" эксперт энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Екатерина Грушевенко.

Вполне логично, что министерство дает альтернативу налоговым предложениям и предлагает создать методику снижения расходов — такие предложения намного проще проходят ведомственный "фильтр" в виде Минфина и остальных министерств, поскольку не ставят вопрос о снижении налогового бремени, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Против предложений Минэнерго кроме Минфина, как правило, выступает и ФАС.

— Нефтяники явно несколько лукавят. Если посмотреть их отчетность, порога рентабельности никто не перешагивал, напротив, все стабильно развивается, цены на бензин выше годовой инфляции не растут, — отметил эксперт.

С другой стороны, по его словам, нефтяным компаниям было обещано не повышать акцизы, а в итоге произошли сразу две волны повышения — в январе и апреле 2016 года.

— В конечном счете через цены на бензин страдает именно потребитель, и это неправильно, — заключил он.

Напомним, только за 2016 год акцизы на бензин выросли на 71%, на дизель — примерно на 45%.

Арсений Погосян

 

 

Западные участники "Северного потока — 2" не хотят превратиться в мишень американских санкций.

"Независимая газета"

Иностранные участники российских энергетических проектов предупредили, что не смогут противостоять новым американским санкциям и, вероятно, прекратят сотрудничество с РФ. Немецкие, французские и швейцарские компании надеются на защиту европейских политиков, которые все громче возражают против санкционной войны. Впервые против американского санкционного наступления выступил и официальный Пекин. По сообщениям прессы, Китай станет следующей мишенью для санкционного давления США.

Пока президент США Дональд Трамп раздумывает над подписанием закона о санкциях против теплой компании из России, Ирана и Северной Кореи, эксперты продолжают моделировать последствия этого шага.

Во-первых, отмечается, что принятый закон — не прямого действия. Чтобы санкции начали действовать, Трамп может принять меры против нарушителей изложенной в законопроекте санкционной политики. Впрочем, что касается России, эта политика недвусмысленно направлена против ее основных энергетических проектов.

По новому закону находящиеся под санкциями банки смогут получить финансы не более чем на 14 дней, а компании нефтегазового сектора — до 30 дней. Проект дает возможность президенту принять меры в отношении компаний, которые собираются вложить в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 млн долл. за год или миллион единовременно, а также предоставлять услуги или оказывать информационную поддержку. Отдельной строкой в документе выделено строительство газопровода "Северный поток — 2" из России в Европу.

Один из европейских партнеров "Газпрома" по строительству второго "Северного потока" французская энергетическая корпорация Engie уже сообщила, что может прекратить финансировать реализацию проекта, в случае если американские санкции против России будут утверждены. По словам замглавы корпорации Пьера Шарейра, на такие меры Engie может пойти для того, чтобы самой избежать санкционного давления, сообщают СМИ. В корпорации также акцентировали внимание на том, что санкционные угрозы могут коснуться только будущего финансирования, а пока компания выполняет свои обязательства по предоставлению финансовых средств.

Нидерландско-британский концерн Shell, который также участвует в финансировании "Северного потока — 2", по словам его главного исполнительного директора Бен ван Бердена, готов выполнять взятые на себя обязательства по российским проектам, но вынужден учитывать расширение санкций со стороны США. Он отметил, что пока не ясно, как санкции скажутся на возможности компании участвовать в проекте. "Мы будем выполнять эти обязательства настолько хорошо, насколько это возможно", — подчеркнул Берден.

Кроме Shell и Engie предоставить средства на строительство "Северного потока — 2" согласились также OMV, Uniper и Wintershall, на долю которых приходится 50% от стоимости проекта (9,5 млрд евро). То есть вклад каждой компании (950 млн евро) далеко превышает новые санкционные ограничения.

Пьер Шарейр сообщал, что сейчас Еврокомиссия и компании, вовлеченные в проект, заняты поиском юридической защиты для предотвращения воздействия санкций на "СП-2". Одобренные Конгрессом США санкции против России министр экономики Германии Бригитте Циприс назвала нарушением норм международного права. "Американцы не могут наказывать немецкие компании за их бизнес-активность в другой стране", — подчеркнула немецкий министр.

Недовольство проектом санкций, который ставит под угрозу европейские интересы, в том числе энергетическую безопасность, высказывали в Еврокомиссии. Ассоциация европейского бизнеса, в которую входят такие компании, как BP, E. ON, Enel, Eni, Mercedes-Benz, Metro, Procter & Gamble, Shell, Statoil, Total, Volkswagen, Volvo, Valio, Auchan и другие, также заявила, что не поддерживает введение дополнительных экономических санкций со стороны США, которые затронут интересы европейских компаний и стран ЕС в энергетике и других секторах, связанных с Россией.

Пока европейцы уповают на юристов, "Газпром", похоже, уповает на европейцев. Известно, что для прокладки труб для первого "Северного потока", "Голубого потока" и неудавшегося "Южного потока" привлекались итальянские компании. На укладке глубоководной части "Турецкого потока" в Черном море трудится швейцарский корабль-трубоукладчик Pioneering Spirit, аренда которого стоит 300 тыс. евро в день и с борта которого в конце июня президент Владимир Путин и объявил начало укладки.

Швейцарская Allseas, которой предстоит проложить 937 км труб к турецкому берегу, также ангажирована и на "Северный поток — 2". "Мы обратили внимание на публикации в СМИ, но не получили никакой дальнейшей информации от наших клиентов", — заявили Business FM в компании и предложили переадресовать вопросы "Газпрому".

А ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев сообщил "НГ", что "Турецкий поток" уже не остановить, так как санкции обратной силы не имеют, и Allseas обязана будет выполнить свои контрактные обязательства. Также он полон оптимизма и по поводу второго "Северного потока".

"Немцам этот проект очень нужен, так как в случае прекращения российских поставок газа США в самом фантастически благоприятном варианте смогут поставить им не более 1% от потребности. Любой другой газ кроме российского будет обходиться им в два раза дороже, именно поэтому самая жесткая критика новых санкций идет именно из Германии: аккуратная от политиков, пожестче — от промышленников и самая откровенная от экспертов рынка, — говорит Танкаев. — Не случайно именно немецкая Wintershall не доверяет словам о состоянии украинской газотранспортной системы, альтернативой которой и должны стать новые "потоки", а сама проводит ее инспекцию, указывая в отчете, что система рухнет уже в 2019 году из-за недофинансирования ремонта, отсутствия запчастей для старинных советских компрессорных станций".

"В случае вынужденного ухода технологически значимых иностранных партнеров расходы в ряде проектов для России повысятся за счет необходимости создания собственных разработок, но здесь есть и позитивный момент — очередной виток развития импортозамещения. Это вопрос времени и денег, — сказал "НГ" первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. — Создание нового пакета санкций означает, что и без того сложная и трудная экономическая ситуация станет еще сложнее и труднее, вместе с тем ясно обозначится борьба ряда компаний за партнерство с Россией, могут появиться пути обхода санкций, а за ними и судебные разбирательства".

Россия — важнейший партнер для многих европейских стран, и европейцы будут до конца бороться за такие значимые для них проекты, как "Северный поток — 2", считает эксперт. "Недавний пример, когда Минфин США оштрафовал ExxonMobil за нарушение антироссийских санкций на 2 млн  долл., показывает, что, хотя некоторые компании не смогут по разным причинам бороться и увиливать и будут вынуждены уйти из российских проектов, другие — встанут на путь борьбы, поскольку не захотят терять миллионы или даже миллиарды долларов дохода", — говорит Андриевский.

Все страны должны решать имеющиеся противоречия дружественным путем, односторонние санкции не должны применяться при каждом удобном случае, заявил в пятницу официальный представитель МИД КНР Лу Кан, комментируя одобрение Сенатом США закона о санкциях против РФ, Ирана и КНДР. Между тем советники американского президента, возможно, уже разрабатывают экономические санкции в отношении Китая. Об этом вчера сообщило издание Politico со ссылкой на источники в администрации США.

Анатолий Комраков

 

 

"Взгляд"

Полный доступ Газпрома к "Опалу" укрепляет конкуренцию и не угрожает безопасности газовых поставок. Так ответил немецкий регулятор на недовольство Польши тем, что суды на девять месяцев раньше отменили запрет на доступ Газпрома к этой трубе, являющейся продолжением "Северного потока". Чем же вызвано такое оперативное возобновление аукционов на свободные мощности "Опала"?

На 1 августа назначены первые суточные аукционы на свободные мощности газопровода-отвода Opal, соединяющего "Северный поток" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы, говорится в сообщении оператора газопровода OPAL Gastransport. "Это позволяет Opal Gastransport GmbH & Co. KG продавать в основном неиспользуемые ранее мощности Opal", — отмечает компания. Но главное, что принять в них участие и приобрести дополнительные мощности по транспортировке газа через эту трубу сможет Газпром. Это сильный удар по позиции Польши, которая вместе с Украиной рьяно пыталась этого не допустить.

Весной польская PGNiG подала иск против Еврокомиссии по решению ЕК о расширении доступа Газпрома к Opal. В итоге Европейскому суду пришлось заблокировать аукционы на дополнительные мощности газопровода Opal до марта 2018 года. В январе аукцион еще удалось провести, а вот в феврале он сорвался из-за решения суда. Однако запрет сняли почти на восемь месяцев раньше.

На прошлой неделе Европейский суд, а затем и Высший земельный суд Дюссельдорфа сняли обеспечительные меры на использование Газпромом мощностей газопровода Opal, наложенные по иску польской PGNiG.

Польская сторона осталась крайне недовольной таким решением, заявив, что снятие ограничений для Газпрома подрывает безопасность поставок газа и ставит под удар конкурентный характер европейского газового рынка.

На что Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA), которое дало разрешение на участие Газпрома в августовском аукционе, ответило, что, наоборот, это как раз укрепляет конкуренцию и не угрожает безопасности газовых поставок. "Ожидаемое бронирование допмощностей, которое может быть осуществлено через платформу Prisma, не дает Газпрому никаких исключительных прав. Напротив, эта процедура обеспечивает общий режим доступа к сети, так что другие компании также могут участвовать в аукционе", — прокомментировал заявления польской стороны представитель BNetzA Михаэль Райфенберг (Michael Reifenberg).

Киев также пытался давить на жалость ЕК, когда та дала Газпрому возможность увеличить объемы поставок газа в Европу в обход Украины. Украина говорила, что в случае расширения доступа Газпрома к газопроводу Opal она потеряет от 290 до 425 млн долларов ежегодных доходов. Исходя из этой логики, Газпром ежегодно терял по 530 млн долларов, так как половина мощностей Opal простаивала и приходилось больше качать газа через Украину. В итоге за шесть лет вынужденного простоя этого газопровода Газпром лишился более 3 млрд долларов. А "Нафтогаз", соответственно, примерно столько же на этом заработал.

Украинские власти пытаются всеми возможными способами удержать в своих руках транзит российского газа, который приносит им 1-2 млрд евро ежегодного дохода. Тогда как для Газпрома это как раз лишние расходы, ведь именно ему приходится платить "Нафтогазу" за прокачку газа. При этом "Нафтогаз" периодически позволяет себе в одностороннем порядке менять тарифы на транзит в сторону увеличения.

В Opal поступает российский газ, приходящий в Европу по газопроводу "Северный поток". Мощность проходящей по территории Германии трубы — 36 млрд кубометров в год, но из-за регуляторных ограничений труба была загружена лишь наполовину. Дело в том, что по нормам Третьего энергопакета ЕС не более чем 50% мощностей трубы могут быть переданы в пользование одной компании из-за угрозы монополизма. В итоге вторая половина трубы почти всегда простаивала. Периодически в зимний период Германия разрешала Газпрому прокачивать больше газа, но в виде исключения.

Однако в октябре 2016 года эта крайне странная ситуация изменилась: Еврокомиссия наконец одобрила расширение доступа Газпрома к Opal, поскольку было заявлено, что такое расширение не нарушает правила Третьего энергопакета.

ЕК разрешила Газпрому участвовать в аукционах дополнительно еще на 40% транзитных мощностей Opal. Причем любой желающий, даже недовольная польская PGNiG, в теории может стать участником аукциона. Другое дело, что кроме Газпрома это никому не надо. Поэтому велики шансы, что Газпром выиграет аукцион, назначенный на 1 августа, и загрузка трубы вновь будет близка к стопроцентной.

В целом суд пока не вынес окончательное решение по иску польской компании. Но главное, что он определился с тем, что обеспечительные меры явно не соответствуют нормам права и требованиям европейского законодательства, считает заместитель генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Поэтому судебные разбирательства в рамках иска польской компании еще продолжатся, однако уже без обеспечительных мер.

Сам факт снятия таких мер говорит о правоте и с высокой долей вероятности о победе Газпрома.

Очевидно, что Еврокомиссия не нарушала никаких норм европейского законодательства.

С чем же может быть связано более быстрое решение вопроса по "Опалу"? С одной стороны, европейцы активно закачивают в свои ПХГ газ в рамках подготовки к отопительному сезону. Использование газопровода Opal на полную мощность упрощает эту задачу.

С другой стороны, ускорение решения вопроса может быть связано с угрозой введения санкций США против "Северного потока — 2", затрагивающей интересы не только России, но и европейских партнеров и потребителей.

Новые санкции США ставят энергетические компании перед выбором: участвовать в строительстве "Северного потока — 2" и попасть под санкции США, или не участвовать, и тогда американские санкции не страшны.

Сам факт вмешательства США во внутренние дела ЕС не выдерживает критики. Но в таких условиях отказываться еще и от использования на полную мощность "Северного потока" из-за Польши и Украины — верх безумства. Учитывая, что Украина закачивает в свои ПХГ критически малые объемы голубого топлива, европейцы могут испытать дефицит газа, особенно в зимние пиковые периоды потребления. А уж вопрос с тем, как Европа будет получать газ в нужном объеме без "Северного потока — 2" после 2019 года, когда заканчивается транзитный контракт Газпрома и "Нафтогаза", не может не пугать Брюссель. В выигрыше останутся лишь одни США, которые, ослабив позиции Газпрома, смогут навязать Европе свой СПГ по цене, устраивающей только их.

Ольга Самофалова

<< Август, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ