Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.09.2015

Как стало известно "Ведомостям", новый куратор естественных монополий — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает заморозить их тарифы на 2016 г.

"Ведомости"

Право регулировать тарифы естественных монополий ФАС получила совсем недавно, когда в июле поглотила Федеральную службу по тарифам. Одна из первых инициатив нового мегарегулятора — отказаться от повышения тарифов монополий в 2016 г., рассказали "Ведомостям" близкий к службе человек, чиновник федерального министерства и топ-менеджер крупной промышленной компании. По данным одного из собеседников, предложение уже направлено в Минэкономразвития вместе с другими вариантами индексации. Но представитель Минэкономразвития говорит, что такие предложения не поступали.

Минтранс против замораживания тарифов на следующий год, сообщил его представитель. Его коллеги из ФАС и Минэнерго на вопросы "Ведомостей" не ответили. Представитель вице-премьера Игоря Шувалова (курирует монополии) не знает про предложение ФАС.

Предполагалось, что в 2016 г. тарифы на газ для населения будут повышены на 8,5%, для промышленности — на 7,5%, тарифы на электроэнергию — на 7,5-11%, на железнодорожные перевозки — на 7,5-10%.

"Замораживание тарифов — хорошая антиинфляционная мера, — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. — Понятно, что сейчас из-за ослабления рубля правительство обеспокоено возможным ростом инфляции. Но она должна быть системной, а не разовой". Для монополий же замораживание тарифов означает сокращение инвестпрограмм, продолжает Орлова. Замораживать тарифы не нужно, уверен партнер ФБК Игорь Николаев. Для потребителей такая мера может иметь лишь краткосрочный эффект, а последующее размораживание приведет к еще большим расходам. С ним согласен и топ-менеджер крупной промышленной компании: "Если замораживать тарифы РЖД в 2016 г., то в 2017 г. придется компенсировать монополии убытки двойным повышением тарифа, как было в 2015 г.".

Грузоотправителям нужна не разовая акция, а "долгосрочная, предсказуемая тарифная политика", уверяет он.

Потребители электроэнергии, напротив, предлагают не ограничивать замораживание одним годом. Тарифы сетевых монополий в последние годы росли темпами, опережающими экономическое развитие, говорит директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев. Предыдущее замораживание дало "ограниченный эффект для экономики". "Для системных изменений ограничение роста тарифов монополий должно быть долгосрочным", — уверяет Киселев. "В электросетевом комплексе тарифы на услуги по передаче электроэнергии уже проиндексированы в июле на 7-9%. Таким образом, отказ от индексации ограничит рост сетевых тарифов в 2016 г. в среднем на 3,5-4,5%. Это позволит, с одной стороны, компенсировать инфляционные издержки монополий, а с другой — сократить падение промышленного производства", — говорит Киселев.

Предправления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая напоминает, что инфляция влияет и на издержки энергокомпаний. Поэтому, по ее мнению, при расчете тарифов "нужно соблюсти баланс между объективными затратами и повышением операционной эффективности".

Представители "Газпрома" и "Россетей" на вопросы "Ведомостей" не ответили. Представитель РЖД не стал комментировать инициативу ФАС.

Милана Челпанова, Алина Фадеева, Иван Песчинский

 

 

Игорь Сечин предложил свой план раздела газовой монополии.

"РБК daily"

"Роснефть" предложила правительству план реформы газовой отрасли: "Газпром" нужно разделить на три части, лишить его монополии на экспорт и снизить тарифы на прокачку.

Отнять и поделить

В октябре этого года Минэнерго планирует завершить сбор замечаний компаний и чиновников к концепции "Развития внутреннего рынка газа". Рабочая группа министерства последний раз собиралась 23 июля. На ее заседании менеджеры "Роснефти" представили замечания к концепции в версии дочернего института "Газпрома" — ВНИИГАЗ. Он продвигает генеральную схему развития газовой отрасли до 2030 года, рассказали РБК два участника последнего заседания ведомства. А компания Игоря Сечина с ней не согласна и выдвигает альтернативные идеи.

В июле стало известно о письме вице-президента "Роснефти" Ларисы Каланды заместителю министра энергетики Кириллу Молодцову. В нем она предлагала разделить "Газпром" к 2025 году на транспортную и добывающую компании, отменить монополию на экспорт СПГ и природного газа. Как стало известно РБК, письмом "Роснефть" не ограничилась, нефтяная компания направила в рабочую группу Минэнерго собственную "Концепцию развития внутреннего рынка газа".

"Мы готовили ее целый год", — сообщил РБК источник в "Роснефти".

Нефтяная компания разбила наступление на газовую монополии на три этапа. На первом, с 2015 по 2018 год, "Роснефть" просит ввести раздельные тарифы на прокачку газа на экспорт и внутри России по системе "Газпрома" и запустить биржевые торги газом с поставкой потребителям напрямую с месторождений по тарифам для обычной прокачки. Не обошлось и без часто звучащего предложения "Роснефти" отменить монополию на экспорт природного газа и либерализовать экспорт СПГ. А чтобы схема работала, независимые производители должны получить доступ к подземным хранилищам газа и квоты на поставку части своего газа в Европу по агентскому договору с "Газпром экспортом".

На втором этапе, с 2019 по 2021 год, предполагается внедрить систему доступа к доходам от экспорта газа для независимых производителей газа. Предлагается либо запустить механизм продажи газа "Газпрому" по экспортной цене минус расходы на транспортировку, либо ввести экспортные квоты для разных поставщиков газа. Внутри России предлагается отпустить цены, это сделает внутренние поставки интересными для независимых производителей.

Только после этого "Роснефть" предлагает третий этап реформ: разделить в 2023-2026 годах "Газпром" на транспортную и добывающую компании. Нефтяная компания уточнила, что она имеет в виду под разделом бизнеса газовой монополии: транспортировка газа и подземные хранилища должны принадлежать отдельным компаниям.

"Основная идея документа заключается в этапности преобразований, конкретные даты могут уточняться. После каждого этапа должен проводиться анализ полученных результатов. Целью преобразований должно являться создание условий развития отрасли с учетом усиления позиций России на газовых рынках", — объяснил предложенный источник РБК в "Роснефти". Официальные представители "Роснефти" и "Газпрома" не ответили на запрос РБК.

Что скажет Алексей Миллер

По словам источника РБК в "Роснефти", уже подготовлены расчеты для Минэнерго и Минфина, которые призваны подкрепить обоснованность реформы "Газпрома" цифрами. Главным выигрышем государства от реформы в нефтяной компании называют увеличение добычи газа в стране и рост объемов его экспорта — это обещает дополнительные налоговые поступления. Успешное проведение реформы даст не менее 50 млрд куб. м газа дополнительной добычи в год, что принесет федеральному бюджету до 325 млрд руб. (в ценах 2015 года, исходя из того что каждая тысяча кубометров газа даст порядка 6500 руб. налоговых поступлений в виде НДПИ, экспортной пошлины, налога на имущество).

Источник РБК в "Газпроме" сообщил, что монополия не согласна с идеей разделения компании и либерализации экспорта трубного газа. Конкуренция производителей приведет к падению цен на российский газ в Европе и Азии, а значит, бюджет потеряет часть пошлин с экспорта и налогов. В протоколе последнего заседания рабочей группы при Минэнерго (есть в распоряжении РБК) указано, что представители монополии назвали некорректными утверждения "Роснефти" о стагнации газовой отрасли России, ее аргументы о снижении объемов добычи в последние годы, так как объемы добычи регулируются уровнем спроса на газ в стране и в мире.

В качестве ответной меры "Газпром", если компании стремятся в газопроводы монополии, предлагает обязать независимых производителей заняться газификацией российских регионов. В частности, это можно отработать на Дальнем Востоке, говорится в протоколе последнего заседания рабочей группы при Минэнерго по газовому рынку.

Минэнерго рассудит

"Совещания по концепции развития внутреннего рынка газа проводятся на регулярной основе, обсуждаются предложения всех основных участников рынка", — сообщил РБК официальный представитель Минэнерго. Источник РБК в ведомстве уточнил, что предложения "Роснефти" рассматриваются в качестве замечаний к схеме ВНИИГАЗа. По его словам, к октябрю должен быть достигнут консенсус между интересами монополии и независимых производителей газа. А окончательно генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 года должна быть доработана в первом квартале 2016 года.

Реформа по либерализации рынка газа необходима, считает глава Vygon Consulting Григорий Выгон. Он утверждает, что при сохранении текущего положения дел в отрасли независимые производители не будут развивать перспективные проекты и вкладываться в геологоразведку. Государство в свою очередь недополучит доход в виде дополнительных налоговых поступлений от роста объемов добычи и экспорта газа: Россия может потерять возможность занять новые ниши на внешних рынках сбыта: в Европе и странах Азии.
Эксперты Vygon Consulting, входящие в рабочую группу при Минэнерго, рекомендовали тщательно просчитать все развилки и этапы либерализации рынка газа. "В частности, необходимо финансово-экономическое обоснование разных вариантов модели рынка, включающее оценку влияния на бюджет, отрасль и потребителей от частичной либерализации цен и экспорта", — заявили они.​

Людмила Подобедова

 

 

"Роснефть" увеличила свободный денежный поток во II квартале в 1,5 раза до 340 млрд руб. Возможно, ей хватит денег на выплату долга в 2015 г. без новых китайских предоплат.

"Ведомости"

Выручка "Роснефти" по МСФО во II квартале по сравнению с I кварталом выросла на 1,9% до 1,3 трлн руб. ($25,2 млрд), EBITDA — на 17,4% (скорректированная EBITDA — на 14%), скорректированный свободный денежный поток — на 61,5% до 210 млрд руб., чистая прибыль — почти в 2,5 раза до 134 млрд руб., раскрыла компания. Рентабельность по скорректированной EBITDA выросла до 24,8% против 22% за I квартал и в целом за полугодие оказалась выше аналогичного периода за 2014 г., хотя остальные финансовые показатели в основном упали. Маржа в первом полугодии составила 23,5% против 21,1% за аналогичный период 2014 г., выручка упала на 7,5% до 2,6 трлн руб., чистая прибыль снизилась на 27% до 190 млрд руб. Но свободный денежный поток вырос примерно в 1,5 раза до 340 млрд руб., это позволило компании выплатить дивиденды в 87 млрд руб. за 2014 г., а также снизить долговую нагрузку.

Чистый долг по итогам полугодия снизился на 11,9% до $39,9 млрд. Но с учетом китайских предоплат он составляет $56,6 млрд, посчитал портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев.

По словам президента "Роснефти" Игоря Сечина (они приводятся в сообщении компании), с учетом изменения средних цен на нефть, как в рублях, так и в долларах США, "Роснефть" добилась лучшей динамики выручки, EBITDA и скорректированной чистой прибыли за первое полугодие 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г. Этого удалось добиться за счет оптимизации затрат и решения не отвлекать деньги на новые проекты, а развивать их только за счет проектного финансирования, объясняет Сечин.

"Роснефть" увеличила суточную добычу углеводородов в первом полугодии на 2%. В основном — за счет газа (рост на 16,4% до 31 млрд куб. м). Добыча нефти за полугодие упала на 1,1% до 4,1 млн баррелей в сутки.

"Роснефти" в большей степени помогли высокие цены на нефть во II квартале: они определили рост EBITDA, операционного денежного потока и чистой прибыли, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Свободный денежный поток также вырос благодаря сокращению оборотного капитала и финансовых расходов, объясняет он. Оборотный капитал сократился на $1,4 млрд за счет того, что "Роснефть" очень хорошо поработала с дебиторами: фактически компания стала быстрее получать деньги с должников, а оборачиваемость кредиторской задолженности осталась прежней, объясняет аналитик UBS Максим Мошков. Компания регулярно отчитывается об увеличении свободного денежного потока — за последние 12 месяцев он вырос в 2 раза, отмечала "Роснефть" в презентации к отчету МСФО по итогам I квартала 2015 г. Дело в сокращении капитальных затрат и того же оборотного капитала, говорит Мошков. Капитальные затраты за полгода 2014 г. составили $6,8 млрд, а за полгода 2015 г. — $4,8 млрд, оборотный капитал за эти периоды вырос на $6 млрд и упал на $2 млрд соответственно, объясняет аналитик.

"Роснефть" не слишком сильно снизила денежные средства на счетах и депозитах. На счетах компании осталось 213 млрд руб. против 216 млрд руб. в I квартале, но доля валюты выросла ($2 млрд против $1,2 млрд). Депозиты и депозитарные сертификаты сократились на 27 млрд руб. до 389 млрд руб. В целом оборотные финансовые активы компании составили 585 млрд руб. (на конец 2014 г. — 723 млрд руб.). Но даже с учетом роста свободного денежного потока и оставшихся средств на счетах "Роснефть" вряд ли сможет погасить оставшийся долг (примерно $15 млрд) за III и IV кварталы без китайских авансов и рефинансирования — в противном случае компании придется снижать капитальные затраты, считает Полищук.

Свободный денежный поток во II квартале у "Роснефти" действительно был рекордным, соглашается Вахрамеев. Он считает, что теперь компания сможет погасить долг до конца 2015 г. без новых китайских предоплат или рефинансирования. Но в течение года "Роснефть" должна погасить $20,3 млрд — это значит, что в первом полугодии 2016 г. ей нужно будет найти еще $6 млрд, заключает эксперт.

Алина Фадеева

<< Сентябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ