Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.09.2016

Газовый монополист предупредил о риске снижения выручки из-за новых налогов.

"Газета РБК"

В случае очередного увеличения налоговой нагрузки выручка "Газпрома" в 2017 году может сократиться, предупредил инвесторов топ-менеджер компании. Но компания будет вести дискуссии по этому поводу с профильными ведомствами, добавил он.

"Последствия существенного повышения налоговой нагрузки, если оно состоится, будут негативными не только для общества ("Газпрома". — РБК), но и для всей нефтегазовой отрасли, негативно влияя на ее инвестпривлекательность", — заявил в среду, 31 августа, на телеконференции с инвесторами начальник финансово-экономического департамента "Газпрома" Александр Иванников (цитата по ТАСС).

Например, отсутствие стабильности вызывает "серьезную озабоченность" у немецкой Wintershall — партнера "Газпрома" по совместному предприятию "Ачимгаз", занимающемуся разработкой Уренгойского месторождения, сказал топ-менеджер.

По словам Иванникова, компания не исключает снижения выручки в 2017 году из-за повышения налоговой нагрузки на нее: "Если решение все-таки будет принято, это приведет к уменьшению финансовых результатов компании <...> что потребует корректировки бюджета <...> в том числе за счет снижения инвестпрограммы и увеличения заимствований" (цитата по "Интерфаксу").

На прошлой неделе, 25 августа, газета "Ведомости" сообщила со ссылкой на трех федеральных чиновников, что Минфин разработал дополнительный пакет налоговых изъятий для нефтяников в 2017 году, которые, в частности, предполагают повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газа, что приведет к дополнительному изъятию у "Газпрома" 170 млрд руб. (еще 150 млрд руб. — с нефтяных компаний). В конце прошлого года правительство решило изменить формулу НДПИ на газ, чтобы увеличить сборы с "Газпрома" на 100 млрд руб. в 2016 году. Но тогда заявлялось, что это будет единовременная мера.

"Официальная информация на этот счет отсутствует", — сказал в среду Иванников. Но он отметил: "Мы не исключаем продления повышенного коэффициента по НДПИ на 2017 год". Топ-менеджер также отметил, что компания будет вести дискуссии по этому поводу с профильными ведомствами. "Сейчас рано говорить о конкретных предложениях и цифрах, так как идет работа над проектом федерального бюджета", — сказал РБК представитель Минфина. Окончательные предложения будут представлены вместе с бюджетом, добавил он. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

"Повышение налогов — основной риск для акций российских нефтегазовых компаний, и этот риск, похоже, материализовывается с приближением к концу года, отсюда — обсуждения бюджета на следующий год", — говорится в отчете инвесткомпании "Атон". У "Газпрома" будут все основания противиться выплате высоких дивидендов в следующем году, поскольку дополнительные налоги еще больше "подточат" его и так неустойчивый свободный денежный поток (FCF) из-за низких цен на газ в Европе и интенсивных капитальных вложений, указывают эксперты.

Однако дивиденды за 2016 год, скорее всего, будут не ниже предыдущего года, отметил в среду Иванников. Но говорить о резком увеличении размера выплат в текущих условиях, "наверно, нецелесообразно", считает топ-менеджер. За 2015 год акционеры "Газпрома" решили выплатить дивиденды из расчета 7,89 руб. на акцию, или около 187 млрд руб. в общей сложности (почти 24% прибыли по МСФО, или около 50% скорректированной прибыли по РСБУ). Это на 9,6% выше, чем было по итогам 2014 года. Выручка компании от продажи газа в 2015 году увеличилась на 15%, до 3,427 трлн руб.

Но существующая база добывающих активов позволяет "Газпрому" не снижать уровень производства, а значит, и выручку в случае повышения налогов, замечает аналитик "Открытие Капитала" Артем Кончин. Снижение капзатрат в этом случае скорее может быть направлено на снижение инвестиций в транспортировку газа, где явно есть потенциал для экономии, добавляет он.

Тимофей Дзядко

 

 

Корпорациям и банкам придется отказаться от своих судов. Реформа третейского правосудия запущена.

"Ведомости"

С четверга стартует реформа третейских судов, на обсуждение и согласование которой ушло четыре года. Реформировать третейское законодательство президент Владимир Путин поручал еще в 2012 г. в послании Федеральному собранию. Законопроект Минюст подготовил к лету 2014 г., но правительственная комиссия его не одобрила, а из-за разногласий между бизнес-объединениями реформа зашла в тупик. В итоге Госдума приняла закон только в декабре 2015 г.

До сих пор "карманный" суд могла создать любая компания, используя в договорах с контрагентами третейскую оговорку. Подрядчики были вынуждены принимать условия, в противном случае контракт заключался с более сговорчивым контрагентом. Часто суды создавались под конкретный договор, вспоминает юрист крупного банка, а по договору решение третейского суда чаще всего считается окончательным и контрагент попадал в кабалу.

Теперь третейские суды должны создаваться не при компаниях, а при НКО, которые сначала должны пройти аккредитацию совета при Минюсте, а затем получить разрешение в правительстве. НКО создать не так просто, говорит партнер Westside Advisors Сергей Водолагин: их нужно не просто зарегистрировать в ЕГРЮЛ, но и согласовать устав в Минюсте. НКО более прозрачна, согласен юрист крупного банка, к ее отчетности доступ проще.

Новая система — однозначно большой шаг вперед, говорит президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. До сих пор крупный бизнес предпочитал иностранные третейские суды, рассказывает она. Недоверие к третейской площадке у одной из сторон — ключевой стоп-фактор, согласен сотрудник нефтехимической компании: государственная судебная система понятнее сторонам.

Система арбитражных судов отлажена, а третейские суды бурно развиваются там, где рассматривать коммерческие споры в государственных судах слишком долго и накладно, говорит партнер "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Евгений Ращевский. Оперативность — одно из преимуществ третейских судов, рассказывает сотрудник нефтехимической компании: не нужно проходить несколько инстанций, чтобы поставить точку в процессе, можно выбрать арбитров. Также привлекает цена процесса, говорит Нестеренко. Один только сбор за подачу иска в Лондонский международный третейский суд (LCIA) — больше 1700 фунтов, гонорар судей — более 300 фунтов в час. Наконец, это непубличные споры, говорит Водолагин, а если сторона не согласна заплатить, можно добиться исполнения решения в государственном суде. Например, в США через третейские суды проходят трудовые и даже семейные споры, рассказывает Ращевский.

Третейские суды создавали многие крупные компании и банки, например структуры "Ростеха", "Газпрома", Сбербанка. Теперь они должны будут пройти перерегистрацию, говорит Ращевский. Например, Московская биржа с 1 сентября все споры будет рассматривать только в третейском суде Национальной ассоциации участников фондового рынка, рассказывает ее представитель. Представители "Ростеха", "Газпрома" и Сбербанка не ответили на запросы "Ведомостей".

Сама процедура рассмотрения споров принципиально не меняется, говорит Ращевский, но расширяется компетенция третейских судов — они смогут рассматривать корпоративные споры (для них будут разработаны специальные регламенты). Но сложно будет сохранить в тайне такой спор, продолжает он: закон обязывает размещать на сайте информацию о подаче иска, сама компания должна сообщить о нем участникам.

Кроме того, есть риск, что компании будут по-прежнему обходить правила. Например, создавать коммерческой организацией НКО с последующим учреждением ей "третейского суда", предупреждает вице-президент РСПП по корпоративным отношениям Александр Варварин. Совет при Минюсте должен отслеживать такие ситуации и выдавать разрешения только небольшому числу судов с хорошей репутацией на рынке, а не вновь создаваемым НКО, считает он. Возможно, компании попытаются обойти разрешительный порядок через третейские суды ad hoc, которые формируются под конкретное дело, рассказывает Варварин. В договоре третейская оговорка может быть прописана так, что споры с контрагентами будут передаваться именно суду ad hoc, правда, нужно будет обосновать, почему предлагается именно такой специфический механизм разрешения споров. Реформа будет работать на бизнес, уверен вице-президент ТПП Вадим Чубаров.

Елизавета Базанова

Увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль сократит объем переработки нефти на 40 млн т в год.

"Известия"

Минфин, как и год назад, выступил с идеей увеличить налоговую нагрузку на нефтяников. Ведомство предложило ускорить налоговый маневр — повысить налог на добычу полезных ископаемых и снизить экспортную пошлину. Это, по подсчетам нефтяников, приведет к снижению объемов переработки нефти на 40 млн т в год. В Минфине же отмечают, что работа над проектом бюджета не завершена. Сам проект ведомство направит в правительство только в конце сентября. Поэтому пока там не спешат говорить о каких-либо цифрах.

Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание по вопросу увеличения налоговой нагрузки в нефтяной отрасли. Об этом "Известиям" рассказали источник в правительстве и собеседник, знакомый с ситуацией. Официальный представитель вице-премьера не ответила на вопрос "Известий".

По словам собеседников "Известий" в отрасли, Минфин, как и в прошлом году, предлагает ускорить повышение НДПИ при снижении экспортной пошлины с 42 до 30%. А с 2018 года снизить пошлины до нуля. Стоит напомнить, что, согласно налоговому маневру, в 2016 году ставка экспортной пошлины должна была снизиться с 42 до 36%. Однако осенью прошлого года, в канун Дня нефтяника (отмечается в первое воскресенье сентября), Минфин предложил изменить формулу расчета НДПИ таким образом, чтобы налоговая нагрузка на нефтяников вырастала на 600 млрд рублей в год. Тогда нефтяные компании написали президенту Владимиру Путину коллективное письмо, в котором заявили, что это приведет к падению добычи за ближайшие три года на 100 млн т и грозит дефолтом отдельным компаниям.

В итоге предложения Минфина в части НДПИ приняты не были. Однако было принято решение оставить экспортную пошлину на уровне 2015 года — 42%. При этом рассматривался вариант, что в случае если бюджет от предпринимаемой меры получит за первые восемь месяцев 2016 года дополнительные доходы в размере 200 млрд рублей, то с 1 сентября ставка пошлины будет снижена, как и планировалось, до 36%. В противном случае действие ставки в размере 42% будет продлено, но не позже, чем до 31 декабря 2016 года.

Сейчас, по словам собеседника "Известий", Минфин вновь предлагает ввести изменения в части формулы НДПИ, как и в прошлом году. Как отмечает источник в отрасли, сегодня нефтяники вновь намерены обратиться к президенту Владимиру Путину за поддержкой. В настоящее время компании готовят такое обращение. Представители нефтяных компаний по традиции не комментируют такие вопросы до принятия окончательного решения. Вчера в "Роснефти", "Лукойле", "Газпром нефти", "Сургутнефтегазе", "Газпроме", "Башнефти" не ответили на запросы "Известий". Однако, как узнали "Известия", они уже подсчитали свои потери.

— Нефтяники подсчитали, что если предложения Минфина будут приняты, это приведет к снижению объемов переработки нефти на 40 млн т в год, — рассказал собеседник, знакомый с ситуацией.

Напомним, что в год в России перерабатывается 282 млн т нефти (данные Минэнерго за 2015 год). Таким образом, потери составят порядка 14%. Выпуск бензинов составляет около 40 млн т, дизеля — 76 млн т.

По словам собеседника "Известий", Минфин для сохранения уровня переработки предлагает ввести обратный акциз.

— Предлагается возвращать акциз нефтяникам с тех объемов нефти, которые идут на переработку. Но это выглядит достаточно странно. Сначала взимать, а потом возвращать, — отметил собеседник.

Вчера в Минфине "Известиям" заявили, что рассматривались разные предложения разных ведомств, но пока ни одно из них принято не было.

— Работа над проектом бюджета не завершена, проект Минфин направит в правительство только в конце сентября. Говорить сейчас о каких-либо цифрах и предложениях преждевременно, их пока нет в готовом виде, — отметили в пресс-службе Минфина. В Минэнерго "Известиям" сообщили, что официально предложения Минфина в ведомство не поступали.

По словам заместителя председателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Юрия Станкевича, предложения Минфина становится бессмысленным комментировать с точки зрения последствий для нефтяной отрасли, поскольку объем предлагаемых в очередной раз изъятий диктуется исключительно необходимостью покрытия растущего дефицита бюджета.

— Никаких серьезных предварительных оценок влияния на производственные и иные показатели компаний разработчиками таких "инициатив" не проводится. Мнение самих компаний, отраслевых экспертов не учитывается. Для того чтобы понять это, достаточно взглянуть на отчетность добывающих компаний за первое полугодие 2016 года и содержание их инвестиционных программ, в том числе по перспективным проектам, — пояснил Юрий Станкевич.

По его словам, зачастую при подготовке решений за основу берется давно известный постулат "война план покажет".

— Но при этом стремление Минфина увеличить налоги на потребление, ставки НДФЛ косвенно подтверждает, что, будучи заложниками сиюминутных решений, чиновники ведомства отдают себе отчет: возможности изъятия дополнительных ресурсов из сырьевых отраслей исчерпаны, — заключил он.

Ирина Кезик

 

 

<< Сентябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ