media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.10.2019

"Мечел" объявил о намерении выкупить долю Газпромбанка в Эльгинском угольном месторождении.

"Газета РБК"

"Мечел" Игоря Зюзина решил выкупить долю Газпромбанка в Эльгинском месторождении более чем за 30 млрд руб. Сделка может привести к банкротству "дочки" "Мечела" — компании "Якутуголь", предупредил член ее совета директоров.

Зачем Зюзин решил выкупить долю в Эльге

Компания "Мечел" Игоря Зюзина, которая контролирует 51% Эльгинского месторождения, приняла оферту одного из своих основных кредиторов — Газпромбанка (ГПБ) — о выкупе части пакета в этом проекте — 34 из 49%. Банк направил компании эту оферту месяц назад, после того как получил предложение от стороннего претендента — "А-Проперти", сооснователя телекоммуникационного оператора Yota Альберта Авдоляна.

"Мы официально подтверждаем, что Газпромбанком от компании группы "Мечел" получен акцепт обязательной оферты о выкупе части (34%) принадлежащего Газпромбанку пакета в Эльгинском угольном месторождении, что означает возникновение юридической обязанности компании группы "Мечел" выкупить у ГПБ долю в Эльге", — сообщил РБК пресс-секретарь Газпромбанка Антон Трифонов. Представитель "Мечела" подтвердил принятие оферты Газпромбанка.

Сумма сделки должна составить около 31 млрд руб., сказал РБК источник, близкий к одной из сторон переговоров. По его словам, Газпромбанку принадлежит 34% Эльги напрямую и опцион еще на 15% проекта.

Представитель "Мечела" отказался уточнить источники финансирования этой сделки и не стал комментировать планы по выкупу оставшихся 15% Эльги. Запасы месторождения, находящегося в Якутии, значительны (2,2 млрд т коксующегося угля), но у "Мечела" очень большой долг — 411 млрд руб., из них задолженность перед Сбербанком, ВТБ и Газпромбанком — 347,5 млрд руб. (данные на конец мая 2019 года). Долговая нагрузка превышает шесть показателей EBITDA, поэтому компания и была вынуждена продать 49% в Эльгинском проекте Газпромбанку в 2016 году. На счетах "Мечела" по состоянию на 30 июня 2019 годах было лишь 2,9 млрд руб., следует из презентации компании.

"Мечел" в июне 2019 года направил предложения своим трем основным кредиторам-госбанкам по реструктуризации долга. По соглашениям с этими банками, заключенным в 2016 году, компании предстоит в 2020-2022 годах погасить почти весь долг (347,5 млрд руб.). "Несмотря на то что компания стабильно работает и генерирует денежный поток, достаточный для выполнения всех своих текущих финансовых обязательств, обслуживания долга и финансирования капитальных затрат, в текущих обстоятельствах этого денежного потока не хватит, чтобы в период 2020-2022 годов выполнить все обязательства по погашению долга", — говорится в отчете компании за первое полугодие 2019 года. Банки пока изучают предложения "Мечела" по реструктуризации.

В конце августа стало известно, что компания "А-Проперти" подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство о покупке доли Газпромбанка в Эльге. С момента поступления предложения от "А-Проперти" в Газпромбанк у "Мечела" было право в течение месяца выкупить эту долю, которым он и воспользовался, акцептовав оферту. В официальном письме от компании, входящей в группу "Мечел", говорится, что она обещает заплатить за этот пакет (34% Эльги) до конца сентября, сказал РБК источник, близкий к Газпромбанку. Таким образом, они должны заплатить до конца понедельника, добавил собеседник РБК. "Информация не соответствует действительности. Доля в Эльге будет выкуплена в соответствии с условиями, прописанными в соглашении между компанией и банком", — парирует представитель "Мечела", не уточняя сроки.

Какие риски есть у сделки

"Совершение сделки принесет обществу ("дочка" "Мечела" "Якутуголь", которая владеет 51% Эльги. — РБК) убытки, так как, насколько мне известно, ООО "Эльгауголь" (владеет лицензией на Эльгинское месторождение) в 2019 году покажет убытки и в обозримой перспективе (до десяти лет) будет являться убыточным предприятием, развитие которого требует значительных ресурсов, которых общество не имеет и привлечь не сможет", — говорится в письме члена совета директоров "Якутугля" Дарьи Правдиной, направленном другим директорам компании, с которым ознакомился РБК. Эта сделка также будет противоречить положениям кредитно-обеспечительной документации, заключенным между "дочкой" "Мечела" и банками-кредиторами, включая Газпромбанк, в том числе в части выполнения ковенант, связанных с запретом на привлечение нового финансирования, совершение крупных сделок, указывает она. "Совершение сделки может повлечь дефолт общества из-за понесенных обществом убытков и нарушения положений КОД (кредитно-обеспечительной документации. — РБК). <...> Есть все основания полагать, что совершение сделки с учетом вышеуказанного может с высокой степенью вероятности быть расценено как доведение общества до банкротства", — заключает Правдина.

По итогам торгов в понедельник, 30 сентября (по состоянию на 18:49 мск), капитализация "Мечела" снизилась на Московской бирже на 2,3%, составив 26,4 млрд руб.

Дарья Правдина является представителем Газпромбанка в совете директоров "Якутугля", сказал РБК представитель "Мечела", отказавшись комментировать ее письмо по существу.

Правдина, выступающая "категорически" против покупки доли в Эльге, также предупреждает директоров "Якутугля", что для заключения такой сделки необходимо согласие всех банков-кредиторов. Совершение сделки без соблюдения необходимых процедур может причинить существенный имущественный вред компании и правам ее кредиторов, а также "явиться основанием для досрочного истребования задолженности банками-кредиторами", указывает она. Представители двух других крупнейших кредиторов "Мечела" — Сбербанка и ВТБ — отказались от комментариев.

"Цены на уголь упали, а у "Мечела" сейчас нет денег на покупку доли в Эльге. Без привлечения партнера сделка нереалистична для компании с таким большим долгом", — сказал РБК старший аналитик БКС Олег Петропавловский. Он предполагает, что основной владелец "Мечела" Игорь Зюзин обзавелся состоятельным партнером, который поможет ему осуществить эту сделку. Представитель "Мечела" не комментирует наличие такого партнера.

Представитель "А-Проперти", которая также является претендентом на пакет Газпромбанка, в понедельник отказался от комментариев. Ранее он говорил, что владелец компании Альберт Авдолян вместе со своим давним партнером Сергеем Адоньевым (они вместе создали Yota) планомерно формируют промышленный кластер в Якутии, который включает, в частности, Якутскую топливно-энергетическую компанию (20 сентября Авдолян получил контроль над этой компанией, скупив ее долги у кредиторов) и угольный проект "Огоджа", а приобретение доли в Эльге "является логичным шагом этой стратегии". Источник, близкий к участникам переговоров, сказал РБК, что в случае приобретения доли Газпромбанка партнеры собирались впоследствии выкупить и контроль в Эльгинском проекте у "Мечела".

Тимофей Дзядко, Светлана Бурмистрова

 

 

Казахстан и Россия могут договориться о взаимных уступках по транзиту топлива.

"Независимая газета"

Белоруссия планирует покупать нефть в Казахстане. Подписать соответствующее соглашение стороны намерены уже в октябре во время визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Нур-Султан. По мнению экспертов, этот проект будет носить скорее ритуальный характер до тех пор, пока Россия не закончит свой налоговый маневр в нефтяной сфере.

О предстоящем официальном визите в Казахстан Александр Лукашенко говорил в августе. Затем в середине сентября посол этой страны в Минске Аскар Бейсенбаев подтвердил, что визит запланирован на октябрь. Он также сообщил, что готовится и подписание Соглашения о поставках нефти в Казахстан.

На днях эти планы подтвердил заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Сизов, общаясь с журналистами в кулуарах международной отраслевой конференции. "Соглашение отработано. Планируется, что оно должно быть подписано в октябре во время визита главы государства в Казахстан", — сказал он.

Владимир Сизов пояснил, что сейчас отрабатываются возможные маршруты доставки казахстанской нефти. По его словам, это может быть как железнодорожный, так и трубопроводный транспорт. "Казахстанская нефть на сегодняшний день поставляется в порт Усть-Луга. То есть нефть доходит до границы Беларуси и потом по трубопроводу идет на север. Ничего не мешает пропустить ее дальше до Мозырского НПЗ или "Нафтана". Технически такая возможность есть", — рассказал зампред "Белнефтехима". Он напомнил, что уже был опыт поставки казахстанской нефти по железной дороге в Белоруссию. Также она прокачивалась транзитом через Белоруссию по нефтепроводу "Дружба". "Объемы доставки казахстанской нефти зависят от договоренностей субъектов хозяйствования и экономической целесообразности", — заявил Владимир Сизов.

Об обсуждаемых объемах рассказала казахстанская сторона. По словам заместителя министра энергетики Казахстана Асета Магауова, речь идет о поставках 3,5 млн т в год. Причем не только нефти, но и нефтепродуктов. "Сейчас мы речь ведем именно о механизме: индикативные балансы, графики поставки, обязательства сторон. То есть регулятивный механизм, чтобы эти поставки были произведены. А коммерческие детали — кто будет продавать, по какой цене — это вопрос следующего этапа", — цитирует замминистра энергетики Казахстана ТАСС. Он также сообщил, что принципиальным условием для Казахстана является гарантия Белоруссии о том, что она не будет заниматься реэкспортом казахстанской нефти и экспортировать произведенные из нее нефтепродукты. Не определились стороны и со сроками вступления соглашения в силу.

Напомним, что поиск поставщиков нефти, альтернативных российским, Белоруссия начала из-за налогового маневра в нефтяной сфере, который проводит Россия. Для Белоруссии это означает увеличение стоимости российской нефти до уровня мировых цен. Так, Минфин Белоруссии подсчитывал, что при мировой цене нефти в 70 долл. за баррель для Белоруссии российская нефть будет дорожать ежегодно на 16,4 долл. за тонну. По данным Владимира Сизова, по итогам девяти месяцев нынешнего года потери Белоруссии от российского налогового маневра составили около 240 млн долл. В следующем году они могут приблизиться к 500 млн долл., а по окончании налогового маневра могут превысить 10 млрд долл.

Белорусские чиновники признаются, что пока, до окончания налогового маневра, поставки российской нефти все равно остаются экономически выгодными. "Сегодня экономика пока не складывается. Она сложится, когда российская нефть для нас вырастет в цене. Это произойдет в течение двух-трех лет, но мы должны быть к этому готовы", — говорил по этому поводу первый заместитель генерального директора ОАО "Гомельтранснефть Дружба" Андрей Вериго.

О "ритуальном" характере соглашения о поставках нефти с Белоруссией говорят и в Казахстане. "Для Белоруссии казахстанская нефть стоить будет недешево", — заявил "НГ" политолог, директор Группы оценки рисков (Алма-Ата) Досым Сатпаев. Ссылаясь на данные белорусской стороны, он сообщил, что предыдущие тестовые поставки казахстанской нефти в Белоруссию в 2016-2017 годах стоили Белоруссии 4,8 млн долл. Главная проблема — необходимость транзита через Россию. "Лукашенко надеется на создание единого энергетического рынка в рамках ЕЭАС. В рамках единого нефтегазового пространства он рассчитывал получить нефть из Казахстана по выгодным ценовым предложениям. Но энергетический союз не создан, и понятно, что Лукашенко придется работать с Казахстаном до его создания, а это значит, что ценовые предложения будут некомфортны для Белоруссии", — говорит Досым Сатпаев.

Впрочем, дело не только в экономике. Ранее белорусские эксперты предполагали, что Россия в принципе не даст добро на этот проект. Однако, по словам Досыма Сатпаева, это возможно в том случае, если Казахстан и Россия договорятся о взаимных уступках в вопросах транзита. "Нельзя забывать, что у российских нефтегазовых компаний и трубопроводных компаний, например у "Транснефти", тоже есть свои интересы в Казахстане. Например, поставки сырья в сторону Китая через территорию Казахстана. Можно предположить, что определенные соглашения и переговоры были в этой плоскости. Россия не будет препятствовать казахстанской нефти в Белоруссию, а Казахстан создаст оптимальные условия транзита российской нефти в сторону Китая через казахстанские нефтепроводы. Это один из вариантов компромисса", — считает эксперт.

По его словам, в Казахстане к подписанию соглашения относятся очень серьезно, хотя и понимают его "ритуальный характер", как шага в поддержку Белоруссии. "С экономической точки зрения этот проект не является ключевым, который бы существенно повлиял на казахстанский экспорт. Основной покупатель казахстанской сырой нефти — Европа", — резюмировал Досым Сатпаев.

Антон Ходасевич

Отраслевые министерства тоже раскритиковали предложения Минэкономразвития.

"Ведомости"

РСПП, объединяющий крупнейшие компании России, и отраслевые министерства раскритиковали проект закона о сокращении выбросов парниковых газов. Он был подготовлен Минэкономразвития для выполнения Парижского соглашения по климату, ратифицировать которое намерена Россия.

Минэкономразвития разрабатывает законопроект с 2017 г., обновленную версию министерство направило в правительство 3 сентября, сообщил его представитель. "Ведомости" ознакомились с копией документа, подлинность основных тезисов которого представитель Минэкономразвития подтвердил.

Сейчас Россия занимает четвертое место в мире по выбросам парниковых газов, говорил вице-премьер Алексей Гордеев. К 2030 г. она должна снизить их на 30% к уровню 2000 г. Для этого Минэкономразвития предлагает обязать крупные промышленные и энергетические компании вести мониторинг выбросов, определить целевые показатели их сокращения и ввести сборы за их превышение. Сборы могут быть введены спустя пять лет после принятия закона для некоторых отраслей, если это потребуется, уточняет представитель Минэкономразвития, не исключено, что спустя пять лет таких секторов не окажется вовсе.

Отраслевые министерства и крупный бизнес появление новых сборов не устраивает. Могут вырасти тарифы и ускориться инфляция, предупреждает в отзыве на проект РСПП ("Ведомости" ознакомились с его копией, ее подлинность подтвердил представитель союза). В ЕС обсуждается введение углеродной пошлины, говорит сотрудник крупной промышленной компании, в итоге российские предприятия будут платить и в России, и за рубежом. Только углеродная пошлина обойдется предприятиям черной металлургии в 90 млрд руб. к 2030 г. и в 744 млрд к 2050 г., оценивает он. Регулирование, предложенное проектом, несет риски для инвестиционной активности промышленных предприятий, замечает представитель Минпромторга. Нужно учитывать особенности национальных экономик, структуры экспорта и импорта, настаивает представитель Минэнерго, иначе введение сбора за выбросы парниковых газов может нанести серьезный ущерб экономике — повысить финансовую нагрузку на реальный сектор, увеличить стоимость экспортируемых энергоресурсов. Представитель Минэкономразвития с этим не согласен: к росту тарифов и ускорению инфляции предложенные в проекте инструменты не приведут. Они должны стимулировать бизнес снижать выбросы парниковых газов и повышать энергоэффективность, а параметры инструментов могут быть настроены так, чтобы фискальная нагрузка не увеличилась, объясняет он. Есть риск, что стоимость конечной продукции вырастет, считает руководитель отдела услуг в области устойчивого развития EY Артем Ларин, но это плата за улучшение качества жизни людей.

Сокращение выбросов должно оставаться добровольным, пишет РСПП, достаточно обеспечить их учет и контроль за поглощением выбросов. За 1990-2017 гг. Россия снизила выбросы парниковых газов и без прямого регулирования — на 49%, указывает РСПП, для выполнения обязательств по Парижскому соглашению запланированных программ будет достаточно. Если не учитывать изменения ВВП за этот период, то снижение было еще более значительным — 57%, говорится в исследовании EY, было принято более 10 государственных программ, инициатив и стратегических документов. Но все эти стратегии особой роли в снижении выбросов парниковых газов не сыграли, говорит директор по программам Greenpeace Иван Блоков. Оно было связано с сокращением промышленного выпуска в 90-е, соглашается Ларин.

Выбросы снижались в 1990-1998 гг., ссылается Минэкономразвития на Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов, подготовленный Росгидрометом. Они росли в 1999-2008 гг., в 2009 г. снизились под влиянием кризиса, в 2011-м их рост возобновился. В 2017 г. выбросы увеличились на 2,8%, указывает в пояснительной записке Минэкономразвития: больше всего выбросов приходится на нефтегазовый сектор, за ним следуют черная металлургия, химическая промышленность и энергетика. Среднегодовой рост эмиссии в 2017-2018 гг. министерство оценивает в 1,6-1,7%, что выше, чем в среднем по миру — 1,5%. В США, например, выбросы выросли на 0,9%, а в ЕС, напротив, снизились на 0,5%.

Госрегулирование необходимо и для того, чтобы упростить выход российских компаний на внешние рынки, говорится в пояснительной записке: все чаще иностранные покупатели и инвесторы просят раскрыть информацию о выбросах парниковых газов. Климатические риски в первой пятерке вопросов, которые учитываются при принятии решения об инвестициях, ссылается Ларин на результаты опроса EY: бизнес должен понимать, что снижение выбросов — необходимость.

Социально ответственные российские промышленные компании уже снижают выбросы углекислого газа, говорит менеджер крупной промышленной компании. В 2018 г. российская Polymetal привлекла кредит у голландского ING с условием: если компания снизит риски негативного влияния на окружающую среду, то ставка останется на том же уровне, если нет — повысится, рассказал представитель Polymetal. В итоге компания, по его словам, даже добилась снижения ставки. Многие теплоемкие предприятия (например, в металлургии и производстве цемента) уже почти достигли предела в снижении выбросов, указывает представитель Минпромторга: дальнейшее снижение потребует перехода на принципиально новые виды топлива.

Дополнительные сборы следует вводить поступательно, считает представитель Segezha Group, определять плату, учитывая специфику производства, поскольку, например, использованный бумажный пакет уже через две недели может служить удобрением для почвы, а полиэтилен будет столетиями отравлять землю. Нужно стимулировать бизнес внедрять экологичные технологии, но нужно также и решить вопрос, где брать для этого средства, говорит Ларин. У крупного бизнеса хватит денег, чтобы соблюдать нормы выбросов газов и не платить сборы за их превышение, уверен Блоков.

Анна Червонная, Полина Трифонова, Владимир Штанов

 

 

<< Октябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ