media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

01.12.2015

Минфин обеспокоен увеличением бюджетной дыры свыше 3% ВВП.

"Независимая газета"

Проблемы российской нефтегазовой отрасли будут усугубляться. О такой перспективе предупредили вчера в рейтинговом агентстве Fitch. Главные причины ухудшения — низкие нефтяные цены, нарастающее влияние антироссийских санкций. Отечественные экономисты говорят также о факторе ценового давления со стороны иранской нефти. Надеждам правительства на подорожание нефти, похоже, не суждено оправдаться. Не случайно глава Минфина Антон Силуанов заявил вчера, что в 2016 году бюджетный дефицит может перевалить за критическую отметку в 3% ВВП.

Низкие цены на нефть, рост налогов, окончание периода наращивания нефтедобычи, усиливающееся влияние западных санкций — все эти проблемы для российской нефтегазовой отрасли в следующем году сохранятся и даже усугубятся. Об этом предупредили вчера специалисты рейтингового агентства Fitch, составившие для нефтяных и газовых компаний РФ негативный прогноз на 2016 год.

Как считают в Fitch, в 2016 году восстановления нефтяных цен не произойдет. А значит, низкими останутся и газовые цены, привязанные к нефтяным котировкам. При этом антироссийские санкции "эффективно закрыли западные рынки капитала" для всего нефтегазового сектора РФ, кроме "Газпрома". Компании были вынуждены обратиться за финансовой подпиткой к Китаю, однако китайские банки оказались "избирательными и требовательными" в вопросах кредитования российских компаний, сообщают в Fitch.

Правда, в агентстве как будто посетовали на то, что негативное влияние санкций проявилось все же не в полную силу: например, они "имели лишь ограниченное влияние на добычу нефти". Как уточняет Fitch, при сохранении санкций в среднесрочной перспективе их влияние будет увеличиваться.

В агентстве добавляют: растущая налоговая нагрузка, сокращение доходов компаний, снижение их инвестиционной активности — все это будет угнетать российскую нефтедобычу.

Правда, представители добывающей промышленности пока, наоборот, воодушевляются. Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), проанализировав результаты ноябрьского опроса, проведенного Росстатом среди промпроизводителей, сообщили вчера о растущей предпринимательской уверенности в добывающем секторе.

"Видимо, добывающие компании пытаются компенсировать выпадающую прибыль от снижения контрактных цен ростом самой добычи, особенно данный маневр просматривается у газовиков", — предполагает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Однако, по его словам, такая стратегия чревата замораживанием и без того низких мировых цен на сырье или даже их дальнейшим снижением.

"Где-то в первой половине следующего года на рынок углеводородов выйдет Иран… В целях завоевания своих ниш на рынке углеводородов Иран выйдет с демпинговыми ценами", — предупреждает Остапкович. Перспективы газовой отрасли тоже туманны. Проект "Турецкий поток" скорее всего будет забыт. Как говорит экономист, "это практически лишает страну в целом и "Газпром" в частности альтернативы Украине".

"Прогноз Fitch имеет под собой твердую почву", — считает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. Он поясняет: "Западные санкции, не позволяющие российским компаниям кредитоваться на длительный период и получать необходимое оборудование для разработки трудноизвлекаемых запасов нефти, уже серьезно осложнили жизнь отечественной нефтянке. И в следующем году негативные последствия санкций будут ощущаться еще болезненнее, поскольку из-за низких цен за "бочку" мы на протяжении продолжительного времени недополучаем финансовые ресурсы, а долгосрочные займы взять проблематично".

Кроме того, как говорит Касаев, "переизбыток предложения на мировом нефтяном рынке по-прежнему существует, но сокращается": "Сейчас он снизился с 3 млн барр. в сутки до примерно 1 млн барр. в сутки. В 2016–2017 годах он снизится еще больше, и может понадобиться наращивание добычи". Учитывая это, весьма полезным и действенным шагом со стороны российского правительства было бы стимулирование отрасли.

"Для интенсификации добычи стоит всерьез рассматривать проекты разработки нефтяных месторождений с запланированной нефтеотдачей не менее 40% (за исключением месторождений в баженовской свите, нефтяных оторочек газоконденсатных и аналогичных месторождений), — говорит Касаев. — Вместо этого Минфин России продолжает закладывать "мину замедленного действия" под дно нефтяного корабля, пытаясь увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль".

Сам Минфин, похоже, пребывает сегодня в растерянности: за счет чего в среднесрочной перспективе спасать федеральный бюджет — за счет радикального урезания социальных расходов или повышения налогов? "Это непростой общественный выбор — ответ на него должен быть в программе следующего российского президента", — заявил вчера министр финансов Антон Силуанов в интервью агентству Reuters.

При этом "мобилизация ресурсов", по словам министра, не исключена уже в следующем году. Падение бюджетных доходов на фоне дешевой нефти и дополнительных трат на докапитализацию Внешэкономбанка, сокращение резервов — все это может привести к финансовой дестабилизации в стране. Как говорит Силуанов, дефицит бюджета в 2016 году может существенно превысить критическую отметку в 3% ВВП.    

Анастасия Башкатова

 

 

Иран выставит на тендеры 52 нефтегазовых участка на более выгодных для инвесторов условиях. Интерес к проектам будет высоким, впрочем, как и риски инвестиций, оценивают аналитики.

"Ведомости"

В минувшие выходные на Конференции по новым нефтяным контрактам Ирана страна предложила иностранным инвесторам 52 новых газовых и нефтяных проекта стоимостью около $30 млрд, сообщило иранское агентство Shana. Из них 23 — газовые, 29 — нефтяные, 34 — находятся на суше.

По самому оптимистичному сценарию инвестиции в их освоение могут составить $50 млрд, оценил председатель Комитета по пересмотру нефтяных соглашений Мехди Хосейни (все цитаты по ТАСС). Таким образом Иран хочет вовлечь в разработку больше запасов, 70% которых пока из-за недостатка технологий не разрабатываются. За счет этих инвестиций Иран планирует добывать 4-7 млн баррелей нефти в день к 2020 г., говорится в презентации министерства, которую цитирует ТАСС. Сейчас, по последним оценкам ОПЕК, Иран производит около 2,9 млн барр./день. Тендеры страна планирует провести уже в начале следующего года.

При этом Иран изменит условия для разработки новых проектов, сделав их более выгодными для иностранных инвесторов. Сервисные контракты, которые предусматривали продажу государству всей добытой нефти по заранее оговоренной цене, заменят на контракты формата соглашений о разделе продукции (СРП). Инвестор сможет получать вознаграждение не деньгами, а долей добытой нефти. Но детальные условия контрактов Иран не назвал. Вице-президент "Лукойла" Леонид Федун в понедельник рассказал, что окончательные условия новых контрактов Иран обещал раскрыть только в марте. По его словам, новая модель контрактов будет похожа на иракскую, "Лукойл" сохраняет интерес к Ирану.

При этом у иностранных инвесторов появятся и новые обязательства. Во-первых, выиграв тендер на разработку участка, они обязаны будут выбрать иранского партнера, рассказал министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангене. Также в контрактах будут прописаны обязательства по локализации оборудования и трансферу технологий. Еще одно новшество — в соглашениях предусматриваются соответствующие сегодняшнему дню пункты о защите инвестиций, рассказал гендиректор Global Petro Tech Бахман Сороосхи.

До введения санкций с Ираном активно сотрудничал "Лукойл" — компания владела 25% в проекте "Анаран" (запасы — 2 млрд барр., входят участки Шангуле, Азар, Мусиан и Дехлоран). "Газпром нефть" тоже хотела войти в проекты "Азар" и "Шангуле". В начале ноября Tehran Times сообщила, что разрабатывать месторождение Шангуле хотят также "Зарубежнефть "и "Роснефть". Представители "Газпром нефти" и "Зарубежнефти" отказались от комментариев, их коллега из "Роснефти" не ответил на вопросы "Ведомостей".

Иран — последний регион с огромными неосвоенными нефтегазовыми ресурсами. Поэтому интерес инвесторов к нему понятен, говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Добыча здесь дешевая, дебиты скважин большие, так что экономика у проектов хорошая, объясняет он. Но есть и риски: детали нового модельного контракта пока неясны, непонятно, сколько нефти будет приходиться на долю инвестора, как будет меняться доходность при разных ценах на нефть, перечисляет аналитик. Кроме того, остается политический риск: иранский режим все еще архаичный и труднопредсказуемый. Неясно, будут ли выполняться договоренности, указывает Нестеров. По его мнению, российским компаниям лучше всего не конкурировать между собой за иранские проекты, а участвовать консорциумом: и дешевле, и рисков меньше. Если контракты действительно будут иметь форму СРП, это будут очень выгодные инвестиции, добавляет аналитик Альфа-банка Александр Корнилов.

Алина Фадеева

Бывшие акционеры ЮКОСа просят американский суд не прекращать дело о взыскании с России $50 млрд по решению Гаагского арбитража.

"Ведомости"

Американские юристы ЮКОСа ответили на представленный в суд округа Колумбия меморандум российских властей (ответ опубликован на сайте суда). В меморандуме Россия утверждает, что иск о взыскании с нее $50 млрд находится вне юрисдикции американского суда, ссылаясь на неправомерность представленного к исполнению решения (Россия подписала, но не ратифицировала Энергетическую хартию, в рамках которой рассматривался спор), а также на отсутствие арбитражного соглашения между заявителями и Россией. Кроме того, заявители сами являются мошенниками, а под видом "иностранных инвесторов" скрывается группа российских олигархов, поэтому признание их претензий противоречило бы государственной политике США, утверждают российские адвокаты, апеллируя к так называемой доктрине чистых рук.

Россия просто пытается уйти от ответственности за один из крупнейших актов кражи, совершенных когда-либо, — передачу нефтедобывающих активов стоимостью в десятки миллиардов долларов от ЮКОСа конкурировавшей с ним "Роснефти", возражают юристы экс-акционеров. По их мнению, желание подвести спор под доктрину чистых рук — это плохо завуалированная попытка вновь спорить по вопросам, которые уже были тщательно аргументированы сторонами и разрешены гаагским арбитражем: он отверг аргументы о том, что "якобы незаконное и недобросовестное поведение" является основанием для отказа в защите в рамках Энергетической хартии. В данном споре обвинение в мошенничестве не аргумент, так как оно выходит за рамки хартии, настаивают заявители. Даже если бы эти обвинения были верны (а это не так), то они никак не влияют на статус истца, который самой хартией определяется прежде всего как "инвестор". А упрекая истцов в том, что за акционерами ЮКОСа стоят олигархи, Россия пытается предъявить дополнительные требования к понятию "инвестор", хотя в самой Энергетической хартии они отсутствуют.

Передать в суд ответ на эти возражения российская сторона должна до 11 декабря, следует из материалов суда, после чего он должен решить, станет ли рассматривать это дело. Если решение будет положительным, спор начнется уже по существу заявленных требований.

Минюст не ответил на просьбу "Ведомостей" прокомментировать ответ юристов ЮКОСа. По словам федерального чиновника, ранее российская сторона представила в суд большое количество дополнительных материалов (в общей сложности более 10 000 документов объемом около 11 Гб), которые должны подтвердить ее позицию (см. врез). Большой блок посвящен подробностям создания ЮКОСа с использованием подставных кампаний, а также правонарушениям, допущенным его основными акционерами (российские юристы насчитали 28 типов таких нарушений). По словам другого собеседника "Ведомостей", знакомого с ходом дела, эти материалы пока не опубликованы: представители ЮКОСа попросили время на то, что бы ознакомиться с материалами и оценить возможность их передачи в открытый доступ.

Анастасия Корня

 

 

На декабрьском саммите ЕС, возможно, будет обсуждаться судьба "Северного потока — 2": против проекта выступило девять стран, в основном из Восточной Европы.

"Ведомости"

Девять европейских стран в совместном письме потребовали у председателя Евросовета Дональда Туска внести в повестку ближайшего саммита ЕС в декабре вопрос о проекте газопровода "Северный поток — 2", пишет Financial Times (письмо есть в ее распоряжении).
Они требуют запрета строительства "Северного потока — 2": оно усилит зависимость Европы от российского газа, что идет вразрез с политикой ЕС на диверсификацию источников энергоресурсов. Трубопровод также нанесет ущерб Европе в геополитическом плане, так как Россия получит еще один инструмент давления на ЕС, его восточных членов и соседей, говорится в письме. По мнению его авторов, Германия, согласившись на этот проект, ставит свои экономические интересы выше интересов энергобезопасности Восточной Европы.
Решение по проекту примет Еврокомиссия. Ее представитель подтвердил "Ведомостям" получение письма. По его словам, позиция Еврокомиссии не изменилась. "Строительство "Северного потока — 2" не предоставит ЕС доступ к новым источникам энергии, а только увеличит долю российского газа в поставках в Европу", — говорит он. Но это коммерческий проект и если он будет соответствовать европейским законам, то получит поддержку, сказал представитель комиссии.

Мощность первой ветки "Северного потока", соединяющего Россию и Германию через дно Балтийского моря, — 55 млрд куб. м газа в год. Его оператор — совместное предприятие Nord Stream AG (у "Газпрома" — 51%, E.On и Wintershall — по 15,5%, Engie и Gasunie — по 9%). В сентябре "Газпром", BASF, E.On, Engie, OMV и Shell подписали соглашение о строительстве "Северного потока — 2" мощностью также 55 млрд куб. м в год.

В конце прошлого года "Газпром" отказался от строительства "Южного потока" (должен был заменить украинский транзит): Болгария не дала разрешения на его строительство из-за отказа "Газпрома" допустить к трубе сторонних поставщиков. Тогда было решено строить "Турецкий поток", но теперь его судьба также под вопросом. Чтобы нарастить поставки газа в Польшу, Словакию и Венгрию, у "Газпрома" есть идея строительства второй ветки Ямал — Европа. Но пока она не нашла поддержки у польских властей.

Хорошо, что девять стран сразу заявили о своей позиции, а не стали ждать возможности заблокировать строительство новых газопроводов на территории Германии, без которых "Северный поток — 2" не имеет смысла, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: чем раньше будет отклонен проект, тем меньше денег успеет "Газпром" вложить в ненужные газопроводы на территории России.
По мнению эксперта, "Северный поток — 2" не сможет заменить Трансбалканский газопровод, по которому газ поступает через Украину в Румынию, Болгарию, Грецию, Турцию и Македонию. Болгария отказалась подписать письмо, так как увидела шанс для возобновления переговоров по "Южному потоку", предполагает Корчемкин.

В целом этот "Северный поток — 2" интересен Европе, считает директор Small Letters Виталий Крюков, но все же большую выгоду от него получит Германия.

У написавших письмо стран могут быть разные мотивы, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач, кто-то из них, как Словакия, боится потерять деньги на транзите, кто-то увидел возможности для возобновления переговоров по "Южному потоку".

Представитель "Газпрома" не ответил на запрос.

Иван Песчинский

 

 

<< Декабрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ