02.02.2015
Правительству предлагают скорректировать формулу расчета НДПИ и экспортной пошлины.
"РБК daily"
Нефтяные компании настаивают на корректировке налогового маневра из-за снижения цен на нефть и девальвации рубля.
И снова о маневре
По официальному сообщению Минэнерго, министр Александр Новак провел совещание с руководством нефтегазовых компаний по вопросам развития отрасли в 2015 году. Большинство компаний представляли первые лица, "Газпром", "Роснефть" и ЛУКОЙЛ делегировали вице-президентов Валерия Голубева, Ларису Каланду и Равиля Маганова. Речь шла о снижении цен на нефть, будущем инвестиционных проектов, их финансировании, качестве нефти и прогнозах по объемам ее добычи. Не забыли и тему налогового маневра.
Каланда предложила министру поддержать отмену налогового маневра, однако, как тогда менять систему сборов с нефти и нефтепродуктов, представитель "Роснефти" не озвучила, рассказали РБК два участника встречи. Ранее президент компании Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предлагал отменить действие налогового маневра.
"Налоговый маневр представляет собой экономическую модель, при действии которой становится выгодно экспортировать нефть и нефтепродукты, а поставки на внутренний рынок становятся убыточными. Из-за постоянно меняющихся экономических параметров сложно просчитать его влияние на текущие и будущие проекты, — передал РБК идеи письма вице-президент компании Михаил Леонтьев. — Однако уже сейчас понятно, что он ставит под угрозу проекты модернизации и строительства новых НПЗ. А в среднесрочной перспективе это грозит повышением цен на автомобильное топливо внутри России или же, если цены будут регулироваться, дефицитом бензина и последующим реактивным скачком цен на него". Вчера представитель "Роснефти" не стал ничего добавлять к сказанному ранее.
По расчетам, приведенным одним из участников совещания, при ценах на нефть в $50 за баррель и ниже эффективность налогового маневра для бизнеса стремится к нулю: вместо прибыли, которую надо вложить в геологоразведку, компании получают убыток $10 с каждой добытой тонны сырья. Это вызвано не только падением котировок на сырье, но и сокращением льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В рамках налогового маневра нулевой НДПИ остался только для сверхвязкой нефти (вязкостью от 10 тыс. мПа и выше).
Другие участники совещания были менее категоричны в своих суждениях, чем "Роснефть", но у каждого нашелся аргумент в пользу корректировки налогового маневра. "Однако отменять его больше никто не предлагал", — утверждает один из участников встречи с министром в пятницу.
Официальные представители нефтяных компаний ход совещания не комментировали. В Минэнерго отказались от дополнительных комментариев по темам пятничной встречи.
И снова о Евро-3
Министру Новаку назвали несколько шагов, которые вернут компаниям рентабельность, не меняя налоговый маневр по сути.
При определении коэффициента Кц (отражает динамику мировых цен на нефть) в формуле НДПИ предложено повысить точку отсечения (цену, ниже которой применяется нулевая ставка, в настоящее время $15 за баррель) или установить дифференцированную шкалу ставки НДПИ при цене нефти выше $15 за баррель. Тогда при снижении цен на нефть ставка налога будет равномерно уменьшаться и расти, если сырье будет дорожать.
Если чиновники не согласны на такие правки, то нефтяные компании предлагают им поправить формулу расчета экспортной пошлины на нефть. Ее также можно сделать разной для дешевой и дорогой нефти: при снижении котировок ставка экспортной пошлины должна пропорционально снижаться. В пятницу было предложено установить отдельный коэффициент экспортной пошлины в зависимости от цены на нефть в коридоре $35–65 за баррель (сейчас это 42%).
Второй блок предложений касается рынка бензина. "Надо сделать явной разницу в ставках акцизов на топливо разного экологического класса: текущий вариант маневра, когда акцизы на бензин Евро-4 и Евро-5 равноценны, лишает компании стимула переходить на выпуск Евро-5", — рассказал РБК участник совещания. По его словам, было предложено понизить акциз на Евро-5 и повысить на Евро-4 так, чтобы дифференциация по бензину составляла не менее 3100 руб. с тонны, по дизельному топливу — 700 руб. (ранее этот вариант предлагал Минфин, называя его "промежуточным").
Кроме того, несмотря на запрет продажи топлива класса Евро-3 в России, формально производить его не запрещено, например для экспорта. Поэтому акциз на Евро-3 предлагается сделать кратно выше, чем для Евро-4 и Евро-5. Такой сценарий выгоден ЛУКОЙЛу, "Газпром нефти" и "Башнефти", у которых доля Евро-5 в производстве наибольшая. Однако ряд заводов "Роснефти" продолжают производить Евро-3, ей это предложение невыгодно.
Эти предложения не останутся в Минэнерго, они предложены в качестве тем для обсуждения на президентской комиссии по ТЭКу (запланирована на вторую половину февраля), рассказал близкий к РСПП источник РБК.
Минфин выступает против редактирования и тем более отмены налогового маневра. "С нашей точки зрения, даже обсуждать возможность каких‑либо изменений в маневре преждевременно", — говорил РБК ранее директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Илья Трунин.
Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко
Как стало известно "Ведомостям", "Газпром" поменяет схему работы с подрядчиками при строительстве газопровода "Сила Сибири". Проект будет разбит на много мелких лотов.
"Ведомости"
Об этом "Ведомостям" сообщили источник, близкий к группе "Газпром", и два подрядчика концерна. Прежде "Газпром" распределял подряды крупными лотами, определяя ключевого строителя той или иной трубы. Например, основным строителем Южного газового коридора, по которому газ планировалось подавать в "Южный поток", а теперь в "Турецкий поток", является "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга. ЗАО "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко собиралось строить европейский участок "Южного потока", а подконтрольный Зияду Манасиру и Руслану Байсарову "Стройгазконсалтинг" был основным строителем труб для подачи газа в "Северный поток".
Но с "Силой Сибири" такой подход создает риски, говорят все собеседники "Ведомостей". Основные претенденты на строительство трубы — "Стройгазмонтаж" и ЗАО "Стройтрансгаз" под санкциями. Из-за этого они не могут импортировать часть необходимого оборудования. Так, "Стройгазмонтаж" не может закупать технику американской Caterpillar и американского производителя сварочных комплексов CRC-Evans, передавал в ноябре "Интерфакс" со ссылкой на Ротенберга.
Санкции создают и финансовые проблемы для подрядчиков. Под крупные объекты нужны большие банковские гарантии, кредиты, доступ к которым ограничен, отмечает один из подрядчиков. Ведь "Газпром" оплачивает работы только после сдачи объектов. Поэтому нужно иметь большой оборотный капитал.
Из-за этого крупные лоты придется дробить на несколько малых и распределять их между множеством подрядчиков, говорят собеседники "Ведомостей". Так, 19 декабря "Газпром" объявил тендер на подготовку 585 км трассы "Силы Сибири" со стартовой ценой 1,63 млрд руб. Через месяц тендер отменили, а 27 января объявили вновь, но закупка была разбита на три лота, а ее общая цена снижена более чем вдвое до 724,6 млн руб.
Под небольшие лоты подрядчикам будет проще привлекать гарантии и кредиты, говорит один из подрядчиков "Газпрома".
А конкуренция за лоты поможет снизить их цену, отмечает источник, близкий к группе "Газпром".
"Газпром" вынужден искать новых подрядчиков и потому, что не хочет допускать к работам "Стройгазконсалтинг", который прежде выполнял треть заказов концерна, говорит один из поставщиков "Газпрома". В пятницу "Газпром" сообщил, что предквалификационный отбор для строительства "Силы Сибири" и обустройства его ресурсной базы — Чаяндинского месторождения прошли 23 компании, в том числе "Стройгазмонтаж" и "Стройтрансгаз". "Стройгазконсалтинг" в списке отсутствует. Представители всех трех компаний отказались от комментариев. При этом в конце ноября член правления "Газпрома" Владимир Марков указывал: "Мы сегодня столкнулись с тем, что в России не хватает строителей трубопроводных систем. Не хватает по всем направлениям. Использованы все, кто только может работать" (цитата по "Интерфаксу"). Представитель "Газпрома" отказался от комментариев.
В тендерах смогут участвовать и компании вне списка, только им придется предоставлять больше документов, указывает один из подрядчиков "Газпрома".
Стоимость строительства "Силы Сибири" протяженностью почти 4000 км оценивается в 770 млрд руб. Начать по ней поставки газа в Китай планируется в 2019 г. "Газпром" собирался строить "Силу Сибири" на китайский аванс, но отказался от него, чтобы не снижать Китаю цену на сырье.
По мнению директора Small Letters Виталия Крюкова, основным претендентом на крупные подряды по "Силе Сибири" остается "Стройгазмонтаж". Компания не будет строить "Южный поток" и керченский мост (этим займется "Стройтрансгаз") и потому имеет больше всего свободных мощностей. "Стройтрансгаз" в сентябре уже получил без конкурса подряд стоимостью 18,5 млрд руб. на строительство подъездной дороги к Чаянде.
В то же время "Газпром" оказался в двоякой ситуации, указывает Крюков: "Несколько крупных подрядов разыгрывать рискованно, а много мелких грозят потерей контроля над их реализацией". Еще в конце 2013 г. директор департамента корпоративных затрат "Газпрома" Михаил Сироткин в письме (есть у "Ведомостей") предправления Алексею Миллеру указывал, что только ограниченное число подрядчиков позволит сокращать затраты в условиях жестких бюджетных ограничений и не срывать работы. Мелкие подрядчики на тендерах обычно демпингуют, чтобы затем, если выиграют, увеличить цену работ, писал Сироткин. В нынешней ситуации важно соблюсти баланс: количество подрядчиков придется увеличить, но в пределах разумного, говорит один из партнеров "Газпрома".
Одновременно для сокращения затрат "Газпром" в августе привлек к строительству трубы восемь собственных газотранспортных "дочек", сообщал корпоративный журнал концерна. В сентябре компания договорилась с трубниками о 10%-ной скидке (данные "Интерфакса") на трубы в обмен на предоплату.
"При падающей экономике, при формуле на газ, привязанной к цене нефти, мы должны найти внутренние резервы для сохранения экономических параметров проекта", — цитировал в ноябре "Интерфакс" слова замминистра по развитию Дальнего Востока Олега Скуфинского. До 1 марта правительство должно подготовить комплексный план строительства трубы, для проекта будут законодательные упрощения и льготы.
"Километр "Силы Сибири" все равно будет дороже, чем километр Южного коридора ($9,5 млн), "Газпром" не изменит традиции увеличивать затраты на каждый новый проект", — уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. При нынешней цене на нефть гарантий завершения строительства "Силы Сибири" вообще нет, но подрядчики в любом случае заработают приличные деньги, считает эксперт.
Михаил Серов
"Роснефть" откладывает бурение второй скважины в Карском море на год из-за западных санкций. Компании нужны буровая установка для работ и деньги на геологоразведку.
"Ведомости"
"Роснефть" переносит бурение второй разведочной скважины в Карском море с лета 2015 г. на лето 2016 г., сообщил Reuters со ссылкой на два источника в компании. Для того чтобы возобновить бурение в июле-августе 2016 г., компании нужно найти новую буровую установку к апрелю-маю 2015 г., говорят они. В ближайшее время она начнет тендер на выбор буровой.
В 2014 г. "Роснефть" и американская ExxonMobil начали работы в Карском море. В течение почти двух месяцев была пробурена скважина "Университетская-1", по итогам "Роснефть" сообщила, что найдена нефть на лицензионном участке "Восточно-Приновоземельский — 1" в Карском море. Месторождение было названо "Победа". В начале декабря 2014 г. Государственная комиссия по запасам утвердила запасы по категориям С1 + С2 в 130 млн т нефти и 499,2 млрд куб. м газа.
В презентации к отчету за II квартал 2014 г. "Роснефть" сообщала, что бурение второй поисковой скважины в Карском море планируется на структуре Викуловская или Нансена — в зависимости от результатов бурения первой скважины. "В 2016 г. бурить будем одну скважину. Когда-то была идея, может быть, работать двумя скважинами, но теперь будет пока одна", — говорит собеседник агентства. "Роснефть" официально не смогла назвать Reuters сроки бурения, сказав, что "в 2015 г. обеспечит выполнение лицензионных обязательств по геологоразведке в Карском море". На запрос "Ведомостей" представитель "Роснефти" не ответил.
Первую скважину в Карском море бурила полупогружная платформа West Alpha (принадлежит норвежской North Atlantic Drilling — NADL). Две буровые установки этой же компании должны были начать работу для "Роснефти" в 2015 г. В ноябре Bloomberg сообщал, что из-за санкций NADL рассматривает альтернативные варианты их использования.
Новая платформа может быть зафрахтована в Китае или Корее, но не исключен вариант использования и буровых NADL, долю в которой "Роснефть" договорилась купить у Seadrill (завершение этой сделки отложено до мая 2015 г. — "Ведомости"), рассуждает источник Reuters.
"Роснефти" будет сложно выполнять лицензионные обязательства в Арктике без ExxonMobil, говорил министр природных ресурсов Сергей Донской. Но даже в случае отмены санкций ограничением для шельфовых проектов могут стать низкие цены на нефть, которые сделают их реализацию нерентабельной, пишут эксперты аналитического центра при правительстве в энергетическом бюллетене "Последствия низких цен для нефтяной отрасли". Сейчас министерство ждет от "Роснефти" плана работ на шельфе в новых условиях. Недавно Донской говорил, что министерство планирует инициировать совещание в правительстве на тему освоения участков госкомпании в Карском море. Представитель Минприроды не ответил на запрос.
В октябре 2014 г. президент "Роснефти" Игорь Сечин говорил, что компания готова самостоятельно продолжать работу в Арктике. Но ей тогда придется самой финансировать геологоразведочные работы, хотя это должны были делать ExxonMobil, Eni, Statoil (партнеры "Роснефти" на шельфе. — "Ведомости"). Инвестиции в первую скважину в Карском море оценивались в $600-700 млн, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. В период с 2014 по 2022 г. инвестиции в шельфовые проекты "Роснефти" могут составить 2,1 трлн руб., прогнозировала компания. У "Роснефти" большой долг — 1,8 трлн руб. ($45 млрд, на конец сентября), в декабре она погасила около $7 млрд. А затем в декабре и январе разместила облигации на 1,1 трлн руб. и надеется на средства фонда национального благосостояния.
В ближайшие годы масштабная геологоразведка на шельфе вряд ли начнется, считает Корнилов. У России нет своих технологий и персонала для шельфа, а Китай не сможет в этом вопросе заменить европейские компании, заключает он. Минприроды ожидает падения объемов геологоразведки в России в 2015 г. и недавно снизило прогноз прироста запасов нефти и газа в стране до 2020 г.
Галина Старинская