media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.04.2018

Глава "Транснефти" доложил президенту о реализации нефтепроводных проектов на восточном направлении.

"Изветия"

Почти две трети рабочих мест, созданных "Транснефтью" при реализации нефтепроводных проектов в последние 10 лет, приходится на восточные регионы страны. Об этом глава компании Николай Токарев рассказал на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Но несмотря на активное развитие мощностей, ориентированных на Азию, спрос на них далеко не закрыт, отмечают эксперты. Часть российской нефти пока приходится поставлять через Казахстан, а многие участки на восточном направлении уже серьезно загружены.

За последние 10 лет "Транснефть" построила 19 тыс. км линейных трубопроводов, сообщил Николай Токарев на встрече с главой государства 30 марта.

— Создано порядка 13,5 тыс. рабочих мест, из них 9 тыс. — это Восточная Сибирь, Приморье, Хабаровский край, Амурская область, — отметил председатель правления компании.

Среди наиболее значимых проектов он назвал первую и вторую очереди нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО), Балтийскую трубопроводную систему, а также самый северный в России нефтепровод "Заполярье-Пурпе" и продолжающий его отрезок "Пурпе-Самотлор". Кроме того, Николай Токарев упомянул проект "Куюмба-Тайшет", построенный для поставок нефти с месторождений Красноярского края на экспорт, и отвод от ВСТО "Сковородино-Мохэ", ориентированный на Китай.

В том числе об этих проектах говорил на встрече с президентом 29 марта министр энергетики Александр Новак. Он напомнил, что нефтепровод "Заполярье-Пурпе" связал месторождения севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа с нефтетранспортной системой страны.

— Это позволило нам также обеспечить соединение этих месторождений и поставку этих энергоресурсов как в западном направлении, так и в восточном направлении, — подчеркнул он.

Развитие нефтепроводного транспорта России сегодня смещается на восток, отметил в беседе с "Известиями" заведующий сектором "Мировой нефтяной рынок" Института энергетики и финансов Александр Титов. По словам эксперта, в Европе спрос на черное золото сейчас почти не растет, к тому же для ключевого игрока рынка — "Роснефти" — азиатское направление более привлекательно с экономической точки зрения. Компания заключала долгосрочные контракты с Китаем еще несколько лет назад, при высоких ценах на нефть, напомнил Александр Титов.

Тем временем отдельные участки нефтепроводов, ориентированных на азиатские рынки, уже сейчас серьезно загружены, заметил он. Главной и фактически единственной нефтяной артерией, по которой сырье идет в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), остается ВСТО.
Часть транзита на Азию идет через соседнюю страну, напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

— Пока у нас не получается наладить экспорт только через ВСТО, приходится оплачивать Казахстану транзитные услуги, — сказал он.
В ближайшие пару лет мощности обещают нарастить. Так, к 2020 году предусмотрено расширение нескольких участков ВСТО. Пропускную способность на отрезке "Тайшет-Сковородино" доведут до 80 млн т нефти в год, на "Сковородино-Козьмино" — до 50 млн т. Ранее предполагалось, что на эту мощность трубопровод выведут только к 2030 году. Но в итоге сроки резко сократились из-за интереса к российскому топливу в АТР и развития Восточной Сибири.

Нынешние планы "Транснефти" в целом адекватны запросам рынка, считает Александр Титов. Отсрочки с запуском проектов могли бы привести к дефициту мощностей на азиатском направлении, но пока развитие трубопроводной системы шло в основном без задержек, подчеркнул эксперт.

Юлия Макарова

 

 

Eni заморозила совместный с "Роснефтью" проект в Черном море.

"Газета РБК"

Итальянская Eni заморозила проект с "Роснефтью" на шельфе Черного моря, рассказали источники РБК. 1 марта о выходе из совместных предприятий с "Роснефтью" по разработке российского шельфа объявила американская ExxonMobil.

Приостановка из-за санкций

Геологоразведочная деятельность "Роснефти" на участке Вал Шатского в Черном море приостановлена на время действия санкций, пока не появится необходимое для этого технологическое оборудование, заявил РБК в пятницу, 30 марта, руководитель Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Евгений Киселев. "Мы не будем обязывать компанию бурить скважину, не имея технических средств, которые бы надежно гарантировали безопасность такого бурения", — сказал он.

Геологоразведку на этом участке в Черном море финансировал и проводил иностранный партнер "Роснефти" — итальянская Eni (в их совместном предприятии у российской компании 66,67%, у итальянцев — 33,33%). В марте буровая Scarabeo 9, которая принадлежит Saipem ("дочка" Eni), пробурила одну скважину, а затем уплыла. Представитель Eni сообщил РБК только то, что Scarabeo 9 "успешно завершила бурение в Черном море".

Eni уведомила "Роснефть" о приостановке сотрудничества по этому проекту на фоне санкций США, объяснил РБК источник, близкий к СП "Роснефти" и Eni. Это подтвердили источник, близкий к "Роснефти", и собеседник в сервисной компании, который знает это от сотрудников "Роснефти".

Вал Шатского (другое название — Западно-Черноморская площадь) находится на глубине больше 150 м, то есть относится к глубоководным и подпадает под санкции США и ЕС. Но соглашение о разработке участка компании заключили еще в 2012 году — за два года до введения западных санкций. Eni получила все необходимые разрешения у итальянского правительства и европейских органов на бурение в Черном море, рассказывал РБК пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев. Eni начала бурить в Черном море, запросив разрешение США, но не дождавшись ответа, рассказывают два источника РБК. В разгар работ компания получила сообщение, что это входит в противоречие с режимом санкций, и решила заморозить все проекты, объясняют они.

Представители "Роснефти" и Eni отказались от комментариев. 16 марта гендиректор Eni Клаудио Дескальци рассказал, что компания обсуждает санкции в отношении России с США и европейскими властями, чтобы получить более ясное понимание ситуации. "Мы заинтересованы поддерживать отношения с "Роснефтью", но мы также должны уважать европейские и американские нормы", — сказал тогда Дескальци (цитата по Reuters).

О приостановке работы с "Роснефтью" в Черном море в январе говорила и председатель совета директоров Eni SpA Эмма Марчегалья на сессии Всемирного экономического форума в Давосе. "Вы знаете, новые санкции ожидаются со стороны США. Конечно, перед тем как начать проект, мы его тщательно изучали, и, конечно, мы просили авторизацию США. Мы получили авторизацию США, начали бурение, но сейчас нам пришлось остановиться", — рассказала Марчегалья. Eni запрашивала разрешение у американских властей, так как в США торгуются акции компании, объяснила Марчегалья. Но сразу после этого пресс-служба Eni дезавуировала ее слова, распространив заявление о том, что бурение в Черном море продолжается, а топ-менеджер имела в виду, что Eni постоянно следит за тем, чтобы ее действия не нарушали существующие санкции.

Партнеры успели пробурить одну скважину на Западно-Черноморской площади — "Мария-1". 21 марта "Роснефть" сообщила, что обнаружила в Черном море "уникальную карбонатную структуру мощностью более 300 м" и "полученные результаты внушают уверенность в открытии крупных нефтегазовых месторождений". "Компания планирует провести тщательную геологическую обработку полученных материалов по итогам бурения первой скважины на лицензионном участке Западно-Черноморская площадь и затем продолжить поисково-разведочные работы", — говорилось в сообщении компании.

Но Reuters со ссылкой на источники писал, что коммерческих запасов на этом участке найти не удалось. В пятницу, 30 марта, министр природных ресурсов Сергей Донской подтвердил журналистам, что "притоков нефти скважина не дала".

Ранее Роснедра заморозили действие лицензии на другой участок "Роснефти" в Черном море — Южно-Черноморский, который компания разрабатывала самостоятельно. Срок действия этой лицензии был приостановлен по совокупности причин: из-за санкций и текущей рыночной конъюнктуры, из-за которой "этот участок сейчас разрабатывать неинтересно", говорил РБК Леонтьев. Компания также отмечала, что "на рынке нефтесервисных услуг отсутствуют буровые суда и оборудование, соответствующие требованиям, которые предъявляет компания для реализации проекта по строительству скважины на этом участке". "Роснефть" сосредоточится на бурении с Eni, обещал тогда он.

Суша вместо шельфа​

Eni и "Роснефть" в 2012 году также договорились разведать Федынский и Центрально-Баренцевский участки в Баренцевом море, оба, как и Вал Шатского, находятся на глубине свыше 150 м. В Баренцевом море Eni с "Роснефтью" бурить пока не будет: это Арктика, бурение очень дорогое, говорят два собеседника РБК. Первую скважину на Федынском участке "Роснефть" должна пробурить в 2019 году, вторую — на Центрально-Баренцевском — в 2020 году. "Если к этому времени технических средств не появится, мы однозначно перенесем сроки", — сказал РБК Киселев 30 марта.

1 марта о выходе из совместных предприятий с "Роснефтью" по разработке российского шельфа Черного моря и Арктики объявила американская ExxonMobil. Потери Exxon оценила в $200 млн.

Совместные проекты с Eni в Баренцевом море "Роснефть", скорее всего, тоже заморозит, считает аналитик АКРА Василий Танурков. Кого-то из партнеров заинтересовать северным шельфом сейчас сложно: это дорогие проекты, объясняет он. А найти партнеров в черноморский проект будет легче: добыча здесь дешевле, к тому же регион считается довольно перспективным, указывает Танурков. По его словам, для "Роснефти" важно прежде всего привлечь финансирование, поэтому партнерами могут стать даже не нефтяные компании, а, например, фонды, в том числе арабские.

Для "Роснефти" не составит труда самостоятельно нанять буровую платформу в азиатской стране, но это дорого, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. У компании много новых проектов по добыче традиционной нефти, которые должны быть более рентабельны, чем шельф, например, Ванкорский кластер, напоминает он. Сейчас "Роснефть" может сосредоточиться на разработке этих участков, а к шельфу вернуться в любое время, "когда нефть будет стоить $100 за баррель или когда появятся лишние деньги", заключает аналитик.

30 марта баррель Brent стоил $69,44. Свободный денежный поток "Роснефти" в 2017 году сократился почти вдвое по сравнению с 2016 годом, до 245 млрд руб., сообщала компания. Долг "Роснефти" по итогам года вырос на 15%, до 4 трлн руб. (без учета предоплат), но компания сообщала, что считает долговую нагрузку комфортной.

Людмила Подобедова, Алина Фадеева

 

 

Концерн просит чиновников проверить, не помешают ли новые заводы его поставкам в Европу.

"Ведомости"

"Газпром" просит "исключить" конкуренцию российского сжиженного и трубопроводного газа на экспортных рынках: письмо с предложением провести "анализ влияния поставок СПГ с проекта "Ямал СПГ" (50,1% у "Новатэка". — "Ведомости") на объемы и эффективность трубопроводных поставок российского газа на целевые экспортные рынки" компания отправила министру энергетики Александру Новаку, сообщил "Интерфакс". Это подтвердил "Ведомостям" источник в Минэнерго. Представители "Газпрома", "Новатэка" и Минэнерго отказались от комментариев.

Запущенный в декабре 2017 г. "Ямал СПГ" стал первым в России проектом, поставляющим газ на экспорт и не имеющим при этом прямого отношения к "Газпрому". Пока в эксплуатацию введена только первая линия сжижения (5,5 млн т). Вывести завод на полную мощность (16,5 млн т СПГ в год) "Новатэк" планирует в первой половине 2019 г.

"Любой поставленный на европейский рынок 1 куб. м того же СПГ — это минус 1 куб. м того же российского [трубопроводного] газа", — говорил 5 декабря замначальника департамента 123 "Газпрома" Николай Кисленко. Потери российского бюджета от недополучения налогов и пошлин составят 4096 руб. на 1000 куб. м, сказал Кисленко. Президент России Владимир Путин подчеркивал, что ямальский СПГ не должен ослабить позиции сетевого газа. Предправления "Новатэка" Леонид Михельсон говорил, что СПГ пойдет на азиатский рынок, так как там выше премия.

"Насколько я понимаю, с начала поставок в декабре прошлого года в страны АТР не пошло ни одного груза, — говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. — Одна партия попала в США транзитом через европейский терминал, остальные были поставлены на европейский рынок. Это около 1 млн т за зиму, или 1,4 млрд куб. м газа". Поставка такого же объема трубопроводного газа из России принесла бы бюджету около $110 млн, подсчитал Гривач. "Газпром" предложил Новаку разработать механизм, который позволит в дальнейшем избежать подобной конкуренции.

Поставленный с проекта "Ямал СПГ" в Европу газ нематериален с точки зрения емкости европейского рынка, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: "Но сам факт заставляет "Газпром" нервничать с учетом планов "Новатэка" по запуску новых проектов".

Следующим проектом "Новатэка" может стать строительство "Арктик СПГ — 2" (около 20 млн т СПГ в год). До 2030 г. стратегия компании предполагает рост производства СПГ в регионе до 55 млн т в год, что эквивалентно около 75 млрд куб. м.

"Газпрому" в любом случае придется конкурировать с СПГ и в Европе, и в Китае, куда компания должна начать поставки в 2019 г., считает Маринченко. "Не важно, с каких проектов этот СПГ будет поставляться. Рынок глобален, и директивно запретить российскому сжиженному газу "приземляться" в Европе — задача из серии фантастики, — полагает Маринченко. — Большая часть СПГ закупается трейдерами, а они будут поставлять газ туда, где это наиболее выгодно".

Новым СПГ-проектам, вероятно, будут нужны зарубежные акционеры, но они же будут обеспечивать и часть сбыта, предполагает аналитик энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Александр Собко: "Законодательные ограничения приведут к потере инвестиционной привлекательности и снижению конкурентоспособности российских проектов". Компромиссным решением может стать обязательство экспортировать сжиженный газ по Северному морскому пути в восточном направлении в период навигации, считает эксперт.

Когда обсуждалась частичная либерализация экспорта СПГ, одним из условий было отсутствие конкуренции с российским трубопроводным газом, напоминает Гривач. "Государство должно сделать выводы, как вести себя по отношению к новым проектам. Стоит ли их льготировать и даже субсидировать из бюджета, если они приводят к потерям самого бюджета", — считает Гривач.

Логика "Газпрома" понятна, отмечает Маринченко, но за СПГ будущее. Эти проекты мало что сейчас дают бюджету, но налоговые льготы истекут. "Ради того чтобы занять на рынке СПГ достойную нишу, сейчас может быть необходимо пожертвовать налоговыми поступлениями", — говорит эксперт.

Артур Топорков

<< Апрель, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ