Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.04.2019

Почему не хватило 30 лет на реформирование топливного рынка.

"Независимая газета"

С 1 апреля продолжило свое действие соглашение правительства с нефтепереработчиками о заморозке цен. На фоне растущих цен на нефть экспортеры жалуются, что недополучают прибыль, и претендуют на выплату из бюджета в размере почти 200 млрд руб. Продление соглашения власти маскируют под нехватку времени для перехода на новую систему экспорта по лицензии с обременением. То есть вместо угрозы сплошных запретительных пошлин нефтяникам предлагают выборочные ограничения на экспорт, то есть выдачу лицензий после наполнения внутреннего рынка. Примерно по той же схеме почти 30 лет назад разрешали экспорт самой нефти. В лихие 90-е эта схема называлась балансовыми заданиями.

Средние цены на топливо на АЗС Москвы остаются почти без движения вторую неделю подряд, самый распространенный Аи-92 держится на уровне 42,35 руб. за литр, только Аи-95 в среднем подорожал на 1 коп., свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации (МТА).
Вице-премьер Дмитрий Козак в интервью телеканалу "Россия 24" в рамках Красноярского экономического форума заявлял, что никаких предпосылок к росту цен пока нет, что для автомобилистов по всей стране наступает сезон повышенного спроса на топливо, в связи с чем властям следует перестраховаться еще на один квартал.

Речь о продлении соглашения с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин, которое действовало до конца марта. В понедельник ТАСС сообщил, что цены на бензин и дизельное топливо в мелком опте останутся фиксированными еще на протяжении трех месяцев, начиная с 1 апреля, в соответствии с принятым на прошлой неделе правительством решением о продлении договоренности с нефтяниками.

А предпосылки к росту между тем есть, и вокруг застывшей, как в центре тайфуна, стрелки ценового барометра бушуют страсти. Во-первых, нефтяников очень волнует волатильность на рынке черного золота. В том смысле, что, как сообщается в материалах, опубликованных на сайте Минфина в понедельник, средняя цена нефти марки Urals в марте 2019 года выросла на 3,34% по сравнению с февралем, до 65,98 долл. за баррель. Ранее Минфин сообщал, что по итогам всего 2018 года цена выросла на 32% — до 70 долл. Самое время получать прибыль от экспорта, но в рамках ноябрьского соглашения компании должны на 3% увеличить поставки на внутренний рынок. И эта коллизия несет им убыток, а обещанные меры по возмещению из бюджета недополученной на внешних рынках прибыли также не срабатывают.

Глава "Газпром нефти" Александр Дюков в открытую раскритиковал правительство. По его словам, соглашение и демпфирующий механизм (названный им неэффективным) заставили производителей "залить" рынок, в результате чего нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки, а производство бензинов стало нерентабельным. Механизм критиковали и в ЛУКОЙЛе. Впрочем, глава компании "Роснефть" Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным в понедельник на вопрос "Как у вас складывается работа с правительством, имея в виду налоговый маневр, повышение НДПИ и соответственно так называемый обратный акциз? Этот механизм работает?" отвечал, что "мы работаем с правительством по этой проблематике. Министерство финансов ищет источники для реализации этого возврата, так называемого демпфирующего коэффициента. Мы продолжаем над этим работу. Но цены сдерживаем, повышение допускаем только в районе повышения НДС, примерно на 1,7–2%".

Ранее СМИ сообщали, что правительство, чтобы оплатить нефтяникам компенсации за поставки моторного топлива на внутренний рынок (речь о 190 млрд руб.), в качестве одного из вариантов рассматривает возможность использования средств Фонда национального благосостояния. Правительственные чиновники понимают, что созданная система оказалась неработоспособной, и обещают, что за три месяца передышки выработают новую — с "мягким" лицензированием экспорта. Обещают, что оно не будет предусматривать никаких искусственных ограничений на вывоз нефти и нефтепродуктов, но будет подразумевать обязательства экспортеров по поставкам на внутренний рынок. То есть, по сути, реформа за 30 лет сделала круг, вернувшись к идее 1990-х годов, правда тогда вводились "балансовые задания" на нефть: ее вывоз запрещали, пока компания-экспортер не поставит определенное количество на внутренний рынок. И, конечно, новая система недалеко уйдет от старой, ведь выдача разрешений опять будет предполагать "ручное управление", а нарушения будут караться не заградительными пошлинами, которыми власти пугают нефтепереработчиков сейчас, а отзывом лицензии.

Нефтепереработчики уже успели озвучить свое недовольство и новой системой. К тому же ее необходимо еще согласовать со странами ЕАЭС, и российские чиновники надеются успеть сделать это к июлю. А если не успеют, то можно будет опять продлить соглашение.
"Вполне возможно, что нынешние соглашения правительства с нефтяниками могут продлеваться довольно долго, — сказал "НГ" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Хотя характер договора может меняться. Компании будут лоббировать все более выгодные для себя условия. Если осенью 2018 года представителей компаний собрали в правительстве и фактически заставили подписать соглашение, угрожая полностью запретить экспорт нефтепродуктов, то сейчас уже нефтяные компании выторговали изменение демпфирующей надбавки в рамках налогового маневра. Далее стоит ожидать, что компании будут улучшать свое положение, а со своей стороны, согласятся на сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Государство при этом может увеличивать компенсации нефтяникам, сохраняя при этом социальную стабильность в стране. Ведь гражданам важно видеть, что цены на АЗС не растут, а то, что бюджет компенсирует что-то нефтяным компаниям, обывателей не интересует. Пример того, как остро реагирует население на рост цен на топливо, мы наблюдали на прямой линии с президентом в 2018 году, когда первый же вопрос от населения был именно про рост цен на дизтопливо".

Управляющий партнер компании "2К" Тамара Касьянова полагает, что действующее соглашение не будет продлеваться бесконечно, но не исключает, что "подержать заморозку" могут еще какое-то время. "Она позволяет остановить рост цен и народное недовольство", — поясняет Касьянова. Впрочем, эксперт не исключает, что уже осенью ситуация изменится. "Правительство хочет уйти от ручного управления и будет пытаться это делать. Насколько успешно — увидим", — говорит эксперт.

"Под вариантом мягкого лицензирования, вероятно, понимается введение обязательства поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, — говорит Юшков. — Правительство считает, что если заполнить внутренний рынок, то не возникнет роста цен. Но рост цен в 2018 году происходил не из-за дефицита, а из-за повышения себестоимости нефти для НПЗ. В предыдущие годы цены сдерживались из-за выборов президента. Но потом к этому добавился и рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На цены влияет и возросший акциз. Поэтому даже введение мягкого механизма лицензирования не позволит отказаться от ручного регулирования рынка нефтепродуктов. Рыночная система может заработать (при учете сохранения цен), только если государство будет регулировать собственные изъятия из отрасли: хотите низкие цены на нефтепродукты, снижайте НДПИ и акцизы".

Эксперты недоумевают, как, вероятно, и большинство наблюдателей, почему так долго этот рынок не может прийти в равновесное положение.

"Как и во всей экономике в российской нефтяной отрасли не прекращаются реформы. Каждая новая мера тянет за собой следующую: налоговый маневр повлек за собой необходимость сдерживания цены на нефтепродукты, в итоге мы получили соглашение компаний с правительством и демпфирующую надбавку. Дальше наверняка будут обязательства по объемам поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и т.д. Но перманентные реформы не всегда связаны с каким-то фанатизмом российского руководства. Зачастую они обусловлены внешними изменениями. Планы повышения акцизов появились в период падения цен на нефть в 2014-2015 годах, когда государству нужны были дополнительные поступления в бюджет", — говорит Юшков.

"То, что за 30 лет реформ так и не выработан рыночный механизм регулирования внутренних цен на топливо, который устраивал бы и потребителей, и производителей, удивляет очень многих. Но существует неразрешимый конфликт между бесперспективно низкими доходами населения и необходимостью рыночного ценообразования, — говорит Касьянова. — Учитывая слабую российскую экономику и высокий уровень инфляции, цены на бензин должны естественным образом расти, и расти довольно заметно. На этот процесс влияет и динамика мировых цен на нефть. Но если у нас повышение за год на 5 руб. (со сдерживанием!) ударяет по малообеспеченным слоям населения, то, например, в Германии, свободный рост на 0,056 евро (около 4 руб.) оказывается менее чувствительным и не вызывает народного возмущения, поскольку экономика в стране развита хорошо и люди живут более обеспеченно".

Анатолий Комраков

 

 

Монополия обновила состав правления.

"Ведомости"

"Газпром" объявил имена преемников ушедших в отставку в конце февраля сразу двух ключевых зампредов правления — Александра Медведева и Валерия Голубева. Вдвоем они отвечали фактически за весь сбытовой комплекс монополии: Медведев — за экспорт в дальнее зарубежье, Голубев — за внутренний рынок и СНГ, а также взаимодействие с органами власти.

Теперь весь экспорт "Газпрома" будет курировать зампред правления Елена Бурмистрова. Фактически она уже занималась этой работой в должности гендиректора ООО "Газпром экспорт", которую занимает с 2014 г. Из сообщения "Газпрома" следует, что свою позицию в "Газпром экспорте" Бурмистрова сохранит. Медведев в свое время также совмещал эти позиции. Но в отличие от него Бурмистровой доверен весь экспорт, включая поставки в ближнее зарубежье.

Весь комплекс задач, относящихся к производству и сбыту газа внутри России, теперь будет в ведении еще одного зампреда правления "Газпрома" — Виталия Маркелова. Он будет курировать "производственный блок, включая вопросы разведки, добычи, транспортировки и подземного хранения, переработки углеводородов и сбыта на внутреннем рынке, электроэнергетику, а также вопросы взаимодействия с органами власти", говорится в сообщении "Газпрома". По сути, Маркелову полностью передан функционал Голубева, но он перестанет заниматься инвестиционной программой.

Формирование и выполнение инвестиционной программы были прерогативой зампредов Маркелова, Андрея Круглова (курировал финансовый блок), а также начальника департамента 121 (управление закупками) и гендиректора "Газпром закупки" Михаила Сироткина. Теперь это направление передано под контроль нового зампреда правления "Газпрома" Олега Аксютина. Кроме того, в его задачи будет входить курирование вопросов стратегического развития, долгосрочного планирования, проектирования и закупок. До назначения Аксютин руководил департаментом 123, который занимался стратегией "Газпрома".

Также "Газпром" объявил об отставке Круглова "в связи с переходом на государственную службу". Новым местом работы Круглова будет Минфин, знает федеральный чиновник. Кто вместо Круглова будет курировать финансовый блок, "Газпром" не уточняет.

Новые зампреды — люди из команды предправления "Газпрома" Алексея Миллера, сходятся во мнении двое знакомых топ-менеджеров "Газпрома". "Давайте говорить прямо: на сегодняшний день у Алексея Борисовича достаточно сил для того, чтобы не допускать чужих людей на свою поляну, — говорит один из них. — Общие черты последних назначений в компании — технологичность, навыки внедрения новых технологий и реальный опыт работы, в том числе международной". Аксютин с 2013 г. — генеральный директор South Stream Transport B.V., оператора строительства "Южного потока", а затем "Турецкого потока", напоминает собеседник: "Он большой специалист. Закупки, проектная работа — все это по международным стандартам, опыта у него достаточно. Теперь его просто нужно будет масштабировать на всю компанию".

"Никакого серьезного передела [сфер влияния в "Газпроме"] не произошло. Обязанности двух ушедших зампредов были перераспределены внутри действующей команды", — считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Передача экспортного блока в управление Бурмистровой было наиболее ожидаемым из всех кадровых решений, считают собеседники. Ее назначение свидетельствует о желании сохранить преемственность. "Да, будет больше гибкости в экспортной стратегии "Газпрома", но это будут предсказуемые решения, без каких-то радикальных изменений", — считает один из собеседников.

Именно Бурмистрова была архитектором контракта на поставки газа в Китай по "Силе Сибири", который в этом году начинает действовать, напоминает один из собеседников. "Ее назначение зампредом по внешнеэкономической деятельности явно сигнализирует о важности азиатского направления для "Газпрома". А может быть и желание вдохнуть новый импульс в застопорившиеся переговоры по западному и дальневосточному маршрутам поставок в Китай, предполагает он. С другой стороны, за время руководства Бурмистровой в "Газпром экспорте" изменилась работа "Газпрома" с Европой, подчеркивает он. "Создание трейдингового подразделения, появление новых торговых инструментов, краткосрочное бронирование труб, постепенный отход на ряде направлений от практики долгосрочных контрактов. На сегодняшний день это то, что европейские потребители хотят видеть от "Газпрома", — продолжает собеседник. Кроме того, возможно, в "Газпроме" рассчитывают и на прогресс на украинском направлении, не случайно в сообщении концерна подчеркивается, что Бурмистрова будет отвечать и за ближнее зарубежье, резюмирует собеседник.

"Бизнес-модель, контрактная работа, развитие инструментов — да, это к Бурмистровой. Но если говорить об экспорте как о политике, не она будет решать эту задачу", — убежден другой собеседник.

"Я бы не ждал существенного изменения в отношениях между "Газпромом" и партнерами, — говорит старший директор Fitch Дмитрий Маринченко. — То, что Бурмистрова давно работает в компании и по факту курировала экспорт, должно обеспечить преемственность в политике компании".

В год, когда планируется достроить новые экспортные трубопроводы, для "Газпрома" крайне важно, чтобы их запуск прошел без проблем в отношениях с Западом, добавляет один из собеседников. "И не стоит недооценивать переговорные способности Бурмистровой, — говорит он. — Она жесткий переговорщик и вряд ли уступит хоть на йоту, если речь идет о важном для "Газпрома" принципе".

Артур Топорков

 

 

К 2030 году объем добычи нефти на севере может составить 100 млн т.

"Известия"

"Роснефть" рассматривает возможность создания арктического кластера. О деталях этого масштабного проекта на встрече с Владимиром Путиным в Кремле рассказал глава нефтегазовой компании Игорь Сечин. По его словам, уже идет работа по привлечению к развитию кластера стратегических партнеров и к 2030 году добыча нефти в Арктике может составить 100 млн т. Новый проект позволит обеспечить выполнение майского указа главы государства о перевозке 80 млн т грузов по Северному морскому пути (СМП) к 2024 году. Также Владимир Путин и Игорь Сечин обсудили перспективы развития верфи "Звезда". По словам руководителя "Роснефти", предприятие заключило твердые контракты на строительство 36 судов, однако для выхода на прибыль число заказов необходимо довести до 160.

Привлечь инвестора

Создание арктического кластера предполагается на основе как собственных, так и других проектов региона, сообщил президенту глава "Роснефти".

— Арктический кластер может обеспечить добычу нефти уже к 2024 году. К 2024 году — первая фаза, с ростом до 100 млн т к 2030-му. Объединенные активы станут центром привлечения стратегических инвесторов. Мы в этом ключе уже работу проводим, — сказал Игорь Сечин.

Глава нефтяной компании пояснил, что интерес проявляют инвесторы с Запада и из Юго-Восточной Азии.

— Для запуска проектов исключительную важность имеет создание привлекательных для инвестиций условий. Это прежде всего касается налоговых, регуляторных условий, обеспечения гарантированной стабильности этих проектов на весь период их жизнедеятельности, — сказал Игорь Сечин. — Принимая решение, мы должны быть уверены, что на весь период жизни — до 30, а порой и до 50 лет — не будут меняться основные правила игры.

Создание кластера будет способствовать и достижению поставленной в майском указе президента задачи — перевозке 80 млн т грузов по Северному морскому пути к 2024 году, заверил президента глава "Роснефти".

— В настоящее время мы рассматриваем возможность создания арктического кластера, который в полном объеме будет работать на обеспечение этой задачи — достижения до 2024 года 80 млн т грузопотока по Северному морскому пути, — сказал он. — На основе собственных и перспективных проектов в Арктическом регионе, которые могут включить в себя Ванкорский кластер, в том числе Ванкор, Сузун, Тагул, Лодочное месторождение, ряд геолого-разведочных проектов Южного Таймыра. Например, у нас там есть совместный проект с BP — "Ермак". И перспективный Западно-Эргинский участок.

Арктика — довольно сложный регион для добычи и вывоза ресурсов, но и при нынешнем уровне технологий и цен здесь можно получать продукт с высокой маржинальностью, отметил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

— Что касается правил игры, речь идет о налоговых преференциях. Это сложный регион, и поэтому нефтяники рассчитывают на щадящий налоговый режим. Но государство должно понять, какой эффект будет от предоставленных льгот — пусть не напрямую в виде налогов, но в виде мультипликативного эффекта для других отраслей, для всей экономики России, — полагает эксперт.

Надежда на "Звезду"

Освоению Севморпути должна помочь и судоверфь "Звезда" в Приморском крае, заявил президенту руководитель "Роснефти". Игорь Сечин сообщил, что на предприятии идет подготовка к строительству головного ледокола нового поколения "Лидер". Всего же портфель заказов "Роснефти" на "Звезде" составляет 25 судов, на постройку которых заключены обязывающие контракты.

— А сколько нужно всего для того, чтобы верфь работала устойчиво и с прибылью? — поинтересовался Владимир Путин.

160 судов должно быть возведено для обеспечения рентабельности "Звезды", ответил Игорь Сечин. По его словам, пока что у завода 36 твердых заказов.

— Кроме заказов "Роснефти" это "Газпром" — пять судов, "Совкомфлот" — пять судов и "Росморпорт" — одно судно, — пояснил глава нефтяной компании.

— Там были готовы уже контракты с "Новатэком", — заметил президент.

Пока "Новатэк" пошел только на заключение контрактов на резервирование мощностей для будущего строительства, идет обсуждение финансовых условий, сказал глава "Роснефти".

— Чтобы верфь работала устойчиво, нужно не только обеспечить портфель заказов, который делал бы работу верфи экономически целесообразной, но нужно обеспечить кадрами, причем такими высококвалифицированными кадрами, которые придется набирать со всей страны, по сути дела. Мы с вами уже об этом говорили. Как идет работа по привлечению высококлассных специалистов? — уточнил глава государства.

Есть договоренность по организации профессионально-технических заведений для подготовки квалифицированного рабочего персонала, прежде всего сварщиков и других профессий, ответил руководитель "Роснефти". По его словам, удается привлекать к работе профессионалов, в том числе и с западноевропейских верфей.

"Роснефти" отведена роль экономического драйвера, локомотива развития СМП, считает член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭКа Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев.

— Компания обладает не только мощной ресурсной базой в Арктической зоне и мощной производственной базой — судостроительной верфью, но также активно применяет при освоении северных месторождений современные информационные технологии, которые позволяют ей существенно снижать операционные затраты, — сказал "Известиям" Рустам Танкаев.

Глава "Роснефти" пообещал президенту доложить о реализации проектов, от которых зависит дальнейшее развитие верфи, в ходе Восточного экономического форума (пройдет 4–6 сентября. — "Известия").

Егор Созаев-Гурьев, Николай Хренков

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ