media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.07.2014

Минфин собирается вернуть акциз на газ, поставляемый "Газпромом" в Турцию по "Голубому потоку".

"Ведомости"

Для увеличения доходов бюджета в 2015 г. Минфин планирует ввести акциз на газ, поставляемый "Газпромом" в Турцию по газопроводу "Голубой поток", заявил министр финансов Антон Силуанов. "Он (газ по “Голубому потоку”) сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута", —  сказал министр. Он пояснил, что речи о росте цены на газ для Турции не идет: "Это чисто фискальные меры". По его словам, акциз станет приносить в бюджет около 40 млрд руб. ежегодно. Его введут с 2015 г., он составит 26%, говорит чиновник финансово-экономического блока правительства. Представитель "Газпрома" не ответил на запрос. Представитель Минфина от комментариев отказался.

Газопровод "Голубой поток" по дну Черного моря из России в Турцию мощностью 16 млрд кубометров газа заработал в начале 2003 г. На его строительство было потрачено $3,2 млрд. На конец марта 2014 г. "Газпром" поставил в Турцию по "Голубому потоку" 100 млрд кубометров газа. Подводной частью трубы на паритетных началах владеют "Газпром" и итальянская Eni. "Газпром" ежегодно поставляет в Турцию около 27 млрд кубометров газа, из них по "Голубому потоку" —  14 млрд кубометров. В прошлом году Турция покупала газ по $380 за 1000 кубометров, сообщал "Интерфакс". Таким образом, за газ из "Голубого потока" она платит около $5,3 млрд. Чтобы получилось 40 млрд руб. ($1,2 млрд), акциз должен составить $84, или 22% от цены, подсчитал портфельный управляющий ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Для "Газпрома" это сопоставимо с потерей около 2% EBITDA в год (в 2013 г. —  $55 млрд), это негативно для компании, отмечает он.

С другой стороны, "Газпром" сумел сохранить налоговые льготы для "Голубого потока" почти до последнего срока их действия. По межправительственному соглашению между Россией и Турцией газ, идущий по "Голубому потоку", не облагается налогами на период окупаемости проекта, но не дольше чем до 2016 г. А Минфин еще в 2011 г. пытался ввести 30%-ную экспортную пошлину на газ, идущий по "Голубому потоку". Взамен министерство предлагало снизить для "Газпрома" налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. Но в результате льготы для газопровода сохранили, хотя НДПИ для "Газпрома" был повышен. Чтобы ввести пошлину, требовались изменения в межправсоглашение, но внести их не удалось, объяснял тогдашний министр финансов Алексей Кудрин.

На момент запуска "Голубого потока" в России действовали 26%-ный акциз на газ и 5%-ная экспортная пошлина. С 2004 г. акцизы убрали, а экспортная пошлина была увеличена до 30%. "По соглашению с Турцией пошлина отменяется навсегда, но сохраняется акциз. И несмотря на то что в России для газа акцизы больше не применяются, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Поэтому для турецких поставок акциз можно восстановить", —  объясняет чиновник финансово-экономического блока правительства.

Возврат акциза для "Газпрома" все равно лучше, чем пошлины. С пошлиной ему пришлось бы платить больше, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Особенно с учетом планов увеличить поставки по "Голубому потоку" до 19 млрд кубометров. В конце апреля детально изучить возможность увеличения поставок по "Голубому потоку" договорились зампред правления "Газпрома" Александр Медведев и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. Но тогда Йылдыз сказал, что о росте поставок можно говорить лишь при снижении цены.

Михаил Серов, Маргарита Папченкова

 

 

"Роснефть" обратилась с жалобой в ФАС на отказ "Газпрома" в доступе к газопроводу, кроме того, она не исключает и подачи иска в суд.

"Известия"

"Роснефть" подала в июне жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о нарушении "Газпромом" антимонопольного законодательства в части отказа в доступе независимым газопроизводителям к газопроводу "Сила Сибири" для поставки газа в Китай. Об этом "Известиям" сообщил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

—  Мы сейчас рассматриваем эту жалобу, собираем соответствующие материалы. В середине июля будет решено, станем ли мы возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении "Газпрома", —  заявил Голомолзин.

Сегодня "Роснефть" распространила сообщение, в котором заявила о своей готовности подать в суд на "Газпром", а также пожаловаться на газовую монополию в регулирующие органы из-за отказа независимым газопроизводителям в доступе к будущему газопроводу по поставкам газа в Китай "Сила Сибири".

"Газпром" как инфраструктурная монополия обязан обеспечить независимым производителям доступ к транспортной системе. И тогда 40 млрд кубометров газа, производимого предприятиями "Роснефти" в Восточной Сибири и как минимум столько же —  другими независимыми производителями, вольются в экономику регионов, дадут свет, тепло и энергию их развитию. Права наших граждан на достойную жизнь мы будем обеспечивать в переговорном процессе в рамках корпоративных процедур, в общении с регуляторами и, если понадобится, в судебном процессе", —  говорится в сообщении компании.

Так "Роснефть" отреагировала на недавнее заявление главы "Газпрома" Алексея Миллера, в котором тот заявил, что в газопроводе "Сила Сибири", который свяжет месторождения Восточной Сибири с портами Дальнего Востока и обеспечит поставки в Китай, будет только газ одной компании.

—  Газопровод "Сила Сибири" мощностью первой очереди 38 млрд кубометров, который обеспечит поставки газа в Китай, рассчитан только на поставки газа, законтрактованного "Газпромом" и китайской CNPC, —  заявил Миллер, комментируя возможность допуска независимых производителей к новому газопроводу.

Глава "Газпрома" подчеркивал, что газовая монополия сумеет самостоятельно наполнить газопровод и ресурсной базой для "Силы Сибири" будут Чаяндинская и Ковыктинская группы месторождений.

Как отмечают в "Роснефти", позиция "Газпрома" радикально расходится с задачей развития регионов Сибири и Дальнего Востока и прямо противоречит действующему законодательству.

"В качестве аргумента "Газпром" утверждает, что газотранспортная система "Газпрома" рассматривается как инструмент реализации интересов его акционеров и инвесторов в области наращивания объемов и эффективности продаж", очевидно, имея в виду якобы аналогичную позицию "Роснефти", отказывавшейся ухудшать позицию своих акционеров в пользу миноритариев "ТНК-ВР Холдинга". При этом "Газпром" игнорирует тот факт, что является не равноправным участником рынка, а монополией, на которую, помимо монопольных преимуществ, распространяются и обязательства перед другими участниками хозяйственной деятельности, в том числе гарантированные законом", —  отмечается в сообщении "Роснефти".

Официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов на звонки не отвечал. Источник в "Газпроме" пояснил "Известиям", что пока трубопровод не построен, речь о контрактовании газа независимых производителей для поставки в эту трубу вести преждевременно. Но проблемы приобретения газа и его цена —  это вопрос переговоров.

По словам официального представителя "Роснефти", компания постоянно находится в письменном и устном общении с "Газпромом" по вопросу доступа к магистральной трубе.

Как отмечает источник "Известий" в "Роснефти", прецеденты подобных разбирательств с "Газпромом" у компании есть, и шансы на успех велики. Однако он полагает, что без письменного отказа "Газпрома" в предоставлении доступа к "Силе Сибири" оснований для подачи иска в суд нет. Однако в случае получения такого ответа в суде монополия будет обязана предоставить технические документы, доказывающие наличие у нее ресурсной базы, а также привлекательность экономики ее разработки для осуществления поставок газа в Китай.

Но ничто не мешает одновременно обратиться к регуляторам, и готовить почву для подачи иска. А "Газпрому" придется еще доказать, что ему хватит своего газа и он сможет добыть его вовремя, резюмировал собеседник "Известий".

Анатолий Юшин, управляющий партнер юридической компании AST Legal, напоминает, что обращения в ФАС независимых газопроизводителей по поводу ограничения доступа к газотранспортной системе "Газпрома", в том числе к экспортным трубам, уже ранее имели место со стороны НОВАТЭКа и компании Nordgas, и тогда регуляторы поддержали позицию независимых компаний.
—  Таким образом, у "Роснефти" также есть все шансы получить такую поддержку антимонопольной службы. Но практика показывает, что одной поддержки ФАС РФ недостаточно для получения фактического доступа к инфраструктуре "Газпрома", она имеет меньшую силу, чем решение суда или акт правительства о предоставлении такого доступа, —  уточняет юрист.

"Роснефть", скорее всего, самостоятельно будет добиваться от "Газпрома" права поставлять свой газ в трубопровод в сторону Китая. Опрошенные "Известиями" источники в других газодобывающих независимых компаниях говорят, что их компании не присоединятся к иску, поскольку у них нет крупных газосодержащих месторождений в Восточной Сибири.

"Роснефть" ведет переговоры с "Газпромом" о поставках в газопровод со своих восточносибирских месторождений в объеме до 18 млрд кубометров газа в год. Решение о том, чей газ и на каких условиях пойдет в "Силу Сибири", правительство пока не приняло. Однако ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак говорил, что на первую очередь в объеме 38 млрд кубометров в год это будет газ месторождений "Газпрома", а если газопровод расширят, то будет обсуждаться доступ в него независимых участников рынка. Месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые станут ресурсной базой для "китайского контракта" "Газпрома", освободят от НДПИ: это еще один аргумент, для "Роснефти" добиваться доступа к трубе "Газпрома".

Напомним, что еще в апреле "Роснефть" обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на Sakhalin Energy (50% плюс одна акция принадлежит "Газпрому", 27,5% минус одна акция —  у Shell), которая также отказывала ей в доступе к трубе, идущей с севера на юг Сахалина. ФАС пока не вынесла своего решения. 

Людмила Подобедова

 

 

Минфин нашел резервы финансирования госрасходов.

"РБК daily"

Минфин предложил способ сбалансировать бюджет на 2015 год. Дефицит предлагается сократить в два раза, "Роснефть" —  приватизировать, а налоги и акцизы —  повысить.

Сегодня правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрит поправки в бюджет на 2015— 2017 годы. Свои предложения накануне представил Минфин. Ведомство предлагает в следующем году сократить запланированный дефицит бюджета более чем вполовину —  с 1 до 0,4% ВВП.

Сделать это будет возможно в том числе благодаря увеличению нефтегазовых доходов при сокращении предельных расходов. План по доходам увеличен с 14,6 трлн до 14,9 трлн руб. за счет увеличения нефтегазовых доходов на 702 млрд руб. Оценка ненефтегазовых доходов снижена до 7,4 трлн руб. с 7,7 трлн. Нефтегазовый дефицит увеличивается с 9,6 до 10,3% ВВП.

По похожим причинам были изменены основные параметры бюджета на текущий год. Расходы в 2014 году остались прежними, но запланированный изначально дефицит в 0,5% заменен на профицит в 0,4% при существенном сокращении внутренних займов и полном отказе от внешних заимствований из-за роста их стоимости по причине растущих геополитических рисков.

Основной причиной появления профицита в бюджете стало увеличение нефтегазовых доходов более чем на 950 млрд руб. за счет роста прогнозного курса доллара, цен на нефть марки Urals и экспортных цен на газ в страны дальнего зарубежья. При этом ненефтегазовые доходы сокращались более чем на 280,9 млрд руб., а ненефтегазовый дефицит увеличивался с утвержденных 9,4 до 10,1% ВВП, что вызывало беспокойство у аудиторов Счетной палаты, указавших на продолжающийся рост зависимости российского бюджета от нефтегазовых доходов.

Для балансировки бюджета Минфин предлагает вернуться на рынок внешних заимствований и занимать по 7 млрд долл. ежегодно, а также сократить предельные расходы на 2015 год с 15,4 трлн до 15,3 трлн руб. и еще на 2% в 2016— 2017 годах, что даст бюджету дополнительно 306 млрд руб., уточнил вчера глава Минфина Антон Силуанов. Возможности государства финансировать расходы бюджета дошли до предела, признал министр.

На будущий год Минфин предлагает новые меры по пополнению доходной части бюджета. Чтобы обеспечить план по доходам, предлагается приватизировать "Рос­нефть" в 2014-м или 2015 году, а доходы от продажи пакета в 19,5% в размере 423 млрд руб. учесть в бюджете на следующий год (изначально учтено в бюджете на 2016 год). Представитель Росимущества это не комментирует.
Еще одна возможность пополнить казну —  увеличение целого ряда налогов. Предлагается увеличить ставки на сигареты более дорогого сегмента, не возмещать НДС при госинвестициях, повысить ставку налога на дивиденды с 9 до 13% и ввести акцизы на газ, экспортируемый в Турцию по "Голубому потоку". "Он сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута", —  сказал Силуанов (цитата по Прайму). Это, по расчетам Минфина, даст около 40 млрд руб. ежегодно. Кроме того, Минфин не исключает введения налога с продаж в 3% и предоставления регионам права его вводить. Для регионов это дополнительные 200 млрд руб., уточнил Силуанов.

Вопрос повышения фискальной нагрузки в этом году неоднократно обсуждался, в том числе на совещаниях у премьера. В апреле после одного из таких совещаний первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о принятом решении: налоговая нагрузка до окончания политического цикла —  до 2018 года —  повышаться не будет. Представитель секретариата первого вице-премьера не комментирует предложения главы Минфина.

Сейчас предложения Минфина также являются дискуссионными, сообщили РБК несколько источников в правительстве. В Минэкономразвития воздержались от комментариев до изучения документов с проектировками. Предложения по налогам являются вполне логичными, за исключением отказа от возмещения НДС при госинвестициях, говорит главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. На каждый процент роста ВВП приходилось 2% роста инвестиций. Сейчас ВВП сокращается и инвестиционные стимулы сейчас явно нужны, поясняет он.

Ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предлагал ускорить экономический рост за счет смягчения бюджетного правила, однако Минфин выступил против. В текущей ситуации повышение налогов может иметь негативный эффект при замедляющемся экономическом росте, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

"Повышение налогов экономический рост не поддерживает. И когда экономика замедляется, повышение налогов —  крайняя мера. Если никакого другого пути нет, то чиновники идут на повышение налогов. Но здесь вопрос: что мы ставим во главу угла —  желание балансировать бюджет или ускорение экономического роста. Ускорить его бюджетной политикой невозможно, он находится на низком уровне по структурным причинам", —  говорит она.

Яна Милюкова

 

 

После аварии на Ачинском НПЗ оптовые поставщики бензина начали поднимать цены на моторное топливо.

"РБК daily"

На АЗС в Москве 95-й бензин подорожал до рекордных 35 руб. за 1 л: цены подняли ЛУКОЙЛ и "Транс-АЗС". В ближайшее время их примеру последуют конкуренты, прогнозируют в Московской топливной ассоциации (МТА). Причина —  рост оптовых цен из-за аварии на Ачинском НПЗ, на это ссылаются участники торгов на Санкт-Петербургской товарной бирже.

На прошлой неделе "ЛУКОЙЛ-Центрнеф­тепродукт" и "Транс-АЗС" подняли цены на АИ-95 на 50 коп., и они превысили психологический уровень в 35 руб. за 1 л, достигнув 35,02 руб. и 35,01 руб. соответственно, следует из данных Московской топливной ассоциации. АИ-92 на заправках этих компаний также подорожал на 50 коп. за 1 л, до 32,12 и 31,47 руб.

Средняя по Москве стоимость АИ-95 выросла на 11 коп., до 34,44 руб. за 1 л, АИ-92 —  на 12 коп., до 31,5 руб. "Думаю, что в ближайшее время за ЛУКОЙЛом и "Транс-АЗС" последуют другие владельцы АЗС и поднимут цены, считает президент МТА Евгений Аркуша. С ним согласен директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов.

За последние несколько недель выросли оптовые цены на бензин, а розничный рынок вынужден реагировать, так как маржа оказалась ниже критического уровня (около 7% по 92-му бензину и около 12% по 95-му), указал Аркуша.

По данным ИАЦ "Кортес", с начала июня оптовые цены на АИ-95 прибавили 5%, поднявшись до 38 472 руб. за 1 т, а на АИ‑92 —  6,5%, до 36 932 руб. за 1 т. С начала года рост цен составил 17 и 21,8% соответственно.

Для того чтобы заправка была рентабельной, ее маржинальная доходность должна составлять не менее 10— 12%, отметил Турукалов. Повысив цены, ЛУКОЙЛ предположительно достиг этих уровней. Однако чтобы АЗС начали зарабатывать, бензин должен подорожать еще минимум на 50 коп., предупредил он.

Одна из основных причин роста цен в опте —  ажиотажный спрос, который возник из-за аварии на Ачинском НПЗ 15 июня, считают Аркуша и Турукалов. Эта авария могла спровоцировать спекулятивный спрос, говорил ранее и представитель Федеральной антимонопольной службы.

Из-за пожара резко подскочили цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, добавил Турукалов: если еще 11 июня бензин АИ-92 с Ангарской НХК продавался по 36 тыс. руб. за 1 т, то 1 июля он стоил уже 38 300— 38 650 руб., примерно на 2 тыс. руб. выросла цена топлива и на Омском, Уфимском и Московском заводах. Биржевые цены моментально отреагировали на новость о пожаре на Ачинском НПЗ. Мелкооптовые цены начали расти с лагом примерно три— пять дней, а розница —  через две недели.

Розница может опаздывать в росте и на месяц, уточнил гендиректор трейдинговой компании "Ардос" Ринат Фаттахов. Но крупные компании могут намеренно сдерживать рост, добавил он.

"На российском рынке наблюдается общее повышение цен на автобензины, связанное как с сезонным ростом спроса, так и с существенным ростом мировых котировок на автобензины. Увеличение отпускных цен НПЗ вынуждает предприятия нефтепродуктообеспечения поднимать розничные цены на АЗС для поддержания положительной маржинальности розничных продаж", —  сказал РБК представитель ЛУКОЙЛа. Но повышение цен на АЗС не позволило полностью компенсировать снижение маржи, подчеркнул он.

Представитель "Роснефти" отказался от комментариев. В "Газпром нефти" пока не ответили на запрос РБК.

Тимофей Дзядко

<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ