media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.07.2019

Мониторинг зафиксировал рост цен на моторное топливо.

"Газета РБК"

После окончания действия соглашения правительства с нефтяниками цены на бензин в Москве начали немного расти. Если кто-то из нефтяников "заиграется" и будет резко повышать цены, он за это "поплатится", предупредил Дмитрий Медведев.

Как АЗС отреагировали на отмену соглашения с правительством

По данным Московской топливной ассоциации, которая мониторит цены на АЗС десяти крупнейших нефтяных компаний и в независимых сетях, 1 июля цены на дизельное топливо и бензин выросли на 1-14 коп. на литр по сравнению с показателями прошлой недели.

Цены подняли "дочка" ЛУКОЙЛа "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", "Газпромнефть-Центр", Shell и "Транс-АЗС". Больше всех выросла средневзвешенная цена на дизельное топливо у "Транс-АЗС": на 64 коп. к уровню прошлой недели, до 45,67 руб. за литр. Цены на бензин АИ-92 и АИ-95 в этой сети выросли на 1-3 коп., до 42,55 и 46,19 руб. за литр соответственно. Структура ЛУКОЙЛа подняла цены на столичных АЗС на 10 коп. за литр дизельного топлива и бензина АИ-92 и АИ-95, до 46,27, 43,93 и 47,97 руб. за литр соответственно. Shell и "Газпром-нефть" увеличили стоимость отдельных видов нефтепродуктов на 1-2 коп.: на заправках "Газпром-нефти" повысилась цена только на дизель — на 1 коп. (до 45,1 руб. за литр), на Shell — на 2 коп. за литр бензина АИ-92, до 42,57 руб., и на 5 коп. за литр АИ-95, до 46,69 руб.

Средние розничные цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в целом по России с 24 по 28 июня 2019 года выросли на 4 коп. и 6 коп. соответственно и составили 42,39 руб. и 45,57 руб. за литр, следует из данных Thomson Reuters Kortes. Дизельное топливо подорожало на 3 коп., до 46,55 руб. за литр.

На совещании в понедельник, 1 июля, премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости следить за ценами на топливо после прекращения действия соглашения правительства с нефтяниками о заморозке, которое действовало до 30 июня. "Людям важны цены как на бензоколонке, так и цены, которые есть в авиакассах. Поэтому, Дмитрий Николаевич, нужно следить за тем, что происходит", — сказал он, обращаясь к вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему ТЭК (цитата по ТАСС). "Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что в отсутствие соглашений можно проводить кому-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали", — предупредил Медведев, подразумевая введение заградительных пошлин на нефтепродукты.

В свою очередь, Козак отметил, что речь не идет об отказе правительства с 1 июля от сдерживания роста цен на моторное топливо. "Это не так, вместо соглашений будет работать экономический механизм, предусмотренный законом, и есть уверенность, что нам удастся выдержать те параметры, которые намечены на долгосрочный период", — сказал вице-премьер. Представитель Козака Илья Джус пояснил РБК, что под экономическим механизмом имеется в виду демпфирующая надбавка (демпфер).

В ноябре 2018 года правительство заключило с нефтяниками соглашения о заморозке цен на бензин и дизтопливо на заправках до конца 2018 года. В соответствии с этими соглашениями с начала 2019 года компании могли увеличивать цены на АЗС лишь на 1,7% из-за роста НДС с 18 до 20%, а с 1 февраля в пределах инфляции — на 4,7-5,2% на конец года (прогноз ЦБ). В конце марта 2019 года правительство и нефтяники продлили соглашения еще на три месяца, до 1 июля.

С января 2019 года нефтяники в качестве компенсации разницы внутренних цен на топливо с экспортным паритетом стали получать демпфер: государство компенсировало нефтяникам 50-60% потенциальной недополученной прибыли при поставках на внутренний рынок. Субсидия считалась от разницы между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо (по решению правительства — 56 тыс. руб. за тонну для бензина и 50 тыс. руб. для дизеля). Источники субсидии — деньги, которые согласно бюджетному правилу государство направляет в ФНБ, а также рост НДПИ на нефть. С 1 июля правительство изменило формулу расчета демпфера и цены отсечения, рассказал Козак. Теперь субсидии для компаний могут вырасти. При этом если внутренний рынок снова станет выгодным, нефтяники начнут делиться прибылью с бюджетом.

В первом квартале 2019 года демпфер сработал неправильно: вместо субсидий нефтяникам пришлось самим доплатить в бюджет. Теперь правительство планирует изменить формулу расчета демпфера, увеличив субсидии нефтяникам.

"Cкорректированный демпфер действительно позволит сдерживать рост цен в рознице и мелком опте без включения "ручных" механизмов. При текущих ценах на нефть $60-70 за баррель компенсации нефтяникам могут доходить до 100% от потерь на внутреннем рынке", — считает консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. По его словам, при более высоких ценах на нефть выплаты снизятся до 70-80%, но одновременно с этим возрастут субсидии нефтепереработке, в связи с чем мелкооптовые и розничные цены будут расти в пределах инфляции.

Однако негативным последствием демпфера является очередное увеличение налоговой нагрузки на сегмент нефтедобычи. Общий объем нагрузки в 2020 году увеличится на 120 млрд руб., или 240 руб. за тонну нефти.

Удастся ли избежать скачка цен на бензин

Федеральная антимонопольная служба не видит предпосылок для роста стоимости автомобильного топлива после окончания действия соглашения, говорил 25 июня журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. "Стоимость топлива на внутреннем рынке меняется в зависимости от уровня инфляции, иногда опережая или отставая от нее", — указывал он.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что соглашение нефтяников с правительством касалось регулирования уровня роста мелкооптовых цен. "Розничные цены на топливо до конца года не вырастут выше уровня инфляции, это результат согласования правительства с нефтяниками и прописан в протоколе одного из совещаний у вице-премьера Дмитрия Козака с участием регуляторов рынка", — отметил он.

При этом после истечения действия соглашения сдерживание цен на мелкооптовом рынке топлива уже не гарантировано. "У нас нет ответов на вопрос, как будут вести себя мелкооптовые цены на бензин и дизель до конца года. Уже сейчас биржевые цены на дизельное топливо на Дальнем Востоке на 6-7 тыс. руб. за тонну превышают индикативные цены, прописанные в соглашении. Нефтяные компании в соответствии с бизнес-процессами должны повысить мелкооптовые цены. Но тогда мелкооптовая цена станет существенно выше розничной, а как в этом случае должна вести себя розница? Повышаться! А это недопустимо", — указывает Аркуша. По его мнению, если механизм решения проблемы не будет найден, снова возникнут проблемы у независимых АЗС во многих регионах России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, которые окажутся на грани банкротства. Чтобы этого не произошло, необходим дополнительный механизм поддержки отрасли, считает эксперт: по результатам мониторинга ситуации Российский топливный союз предложит властям решение.

Людмила Подобедова

 

 

Экспорт газа в Европу вернулся к показателям рекордного 2018 года, ведь конкурировать с ним некому.

"Ведомости"

Экспорт газа в дальнее зарубежье в первой половине 2019 г. снизился на 5,9% до 95,3 млрд куб. м, сообщил "Газпром". Но помесячная динамика поставок возвращается к рекордам прошлого года. В июне поставки в Европу снизились всего на 2,1%, следует из сообщения компании.

Исходя из фактических данных о динамике поставок, "Газпром" скорректировал свой прогноз экспорта, сообщал 28 июня предправления Алексей Миллер. "Мы сегодня говорим о том, что наш прогноз поставок газа в 2019 г., трубопроводного газа "Газпрома" на рынки ЕС и Турции, лежит в вилке от 198,6 млрд до 201,1 млрд куб. м", — сказал Миллер. В прошлом году "Газпром" поставил в Европу (включая Турцию) 201,7 млрд куб. м газа.

Это уже вторая корректировка, которую "Газпром" дал с начала года. После сверхуспешного 2018 года гендиректор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова говорила, что "это новая реальность". "Не думаю, что мы будем снижать поставки в предстоящие годы", — цитировал Бурмистрову "Интерфакс". Однако первые три месяца 2019 г. привели накопленным итогом к снижению экспорта почти на 6 млрд куб. м год к году. В первую очередь это произошло за счет исключительно мягкой зимы в Европе, во вторую — благодаря снижению "азиатской премии" на европейский рынок пришли дополнительные объемы сжиженного природного газа (СПГ). Его регазификация на европейских терминалах вплоть до апреля включительно была кратно выше по сравнению с прошлыми годами, напоминает аналитик по газу бизнес-школы "Сколково" Сергей Капитонов.

Под давлением этих факторов в середине мая "Газпром" допустил существенное снижение экспорта в этом году вплоть до показателей 2017 г. "В среднесрочной перспективе мы ожидаем закрепления спроса на российский газ в Европе в диапазоне 194-204 млрд куб. м в год", — говорила Бурмистрова.

Однако падение газовых котировок в Европе развернуло тренд и сыграло на руку российской компании. С середины мая цены на основных европейских хабах упали на треть, а с начала года — более чем вдвое. "В этом году цены на газ упали на всех основных газовых рынках мира. В Европе они сейчас находятся на десятилетних минимумах, — объясняет Капитонов, — а в Азии — на уровне весны 2016 г. Причины на различных рынках разные. В США — это рекордная добыча, в Азии — заполненные хранилища, мягкая прошедшая зима и замедление китайской экономики".

В Европе сложилась комбинация сразу нескольких факторов. Вплоть до апреля большие объемы СПГ на европейский рынок шли в том числе из США. Но из-за резкого снижения цен уже невозможно обеспечить рентабельность поставок для большинства мировых СПГ-проектов, объясняет Капитонов. Если цены продолжат держаться на таком уровне, стоит ожидать активного перенаправления СПГ на азиатские рынки.

Кроме того, низкие цены подталкивают европейских клиентов "Газпрома" наращивать покупки газа именно у российской компании, предполагает эксперт. "Надо проводить закачку в подземные хранилища, чтобы будущей зимой продать газ дороже — "зимние" фьючерсы на европейских хабах сейчас в 2 раза дороже спота и поставок на месяц вперед", — рассуждает Капитонов. По состоянию на 25 июня хранилища Европы были заполнены на 71%. В прошлом году такой уровень заполненности был достигнут на два месяца позже.

Параллельно "Газпром" существенно нарастил продажи через свою электронную торговую платформу, заработавшую с сентября прошлого года. Суммарно с начала года через нее было продано почти 6 млрд куб. м газа.

Дальнейшие тенденции на европейском рынке будут зависеть также от нескольких факторов. Низкие котировки газа создают предпосылки для активного перехода с угля на газ в электрогенерации. А установившаяся в Европе жара может существенно увеличить использование кондиционеров, для чего потребуется еще больше электроэнергии. "Эти факторы способны дать обратный ход падению цен, увеличив спрос на газ, — предполагает Капитонов. — В целом европейский рынок сегодня обрел инструменты для самобалансировки, и апокалиптических сценариев ожидать не приходится".

После окончания периода закачки в хранилища возможно некоторое снижение спроса на газ "Газпрома", предостерегает от лишнего оптимизма Капитонов. "Но это, впрочем, может скорректироваться погодными условиями. Кроме того, во второй половине года цены по контрактам "Газпрома" будут отражать дешевую нефть осени 2018 г. — зимы 2019 г., а это, вероятно, положительно скажется на отборах по контрактам российской компании".

Артур Топорков

 

 

Почему российская "зеленая" генерация будет неконкурентоспособна на едином энергорынке ЕАЭС.

"Независимая газета"

Перспективы развития ВИЭ на отечественном энергорынке вновь обсуждались экспертным сообществом в ходе прошедшего в Санкт-Петербурге Российского международного энергетического форума (РМЭФ). Согласно материалам по итогам мероприятия, основное внимание в дискуссии было отведено минусам и плюсам нетрадиционных возобновляемых источников электроэнергии (НВИЭ).

Так, по словам руководителя отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН, директора Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслава Кулагина, к сильным сторонам НВИЭ относится снижение выбросов, автономное энергоснабжение и уменьшение импорта энергии. В качестве минусов спикер отметил высокую стоимость и системные дисбалансы.

"Потенциал удешевления производства электроэнергии из ветра на суше оценивается до 20% к 2040 году, — отмечает Кулагин, — а на шельфе — до 35%. Потенциал для дальнейшего сокращения стоимости производств электроэнергии из солнечной энергии оценивается в пределах 50% к аналогичному периоду". При этом ожидается, что НВИЭ нарастят свой вклад в производстве электроэнергии с 7% в 2015 году до 21-26% к 2040 году.

В настоящее время ВИЭ обеспечивает около 15% мирового первичного энергопотребления. Но при этом доля НВИЭ в данном показателе — не более 2%. Остальные 13% приходятся на гидроэнергию и традиционную биомассу. Но Кулагин прогнозирует скачок: так, в 2040 году доля ВИЭ в энергобалансе, по его мнению, увеличится до 5-8% (с 3% в 2015 году), а в производстве электроэнергии — до 18-21% (с 16%) соответственно. Доля же НВИЭ в производстве электроэнергии России вырастет с менее чем 1% в 2015 году вплоть до 3-6% в зависимости от сценария развития отрасли к 2040 году.

Таких сценариев действительно много, и большинство из них скорее всего пока не рассматривают варианты, возникающие при формировании общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия). Этот рынок, как декларируется, будет способствовать активизации межгосударственной торговли электроэнергии и повышению конкуренции между энергетическими компаниями. По оценке экспертов, дешевая электроэнергия из Казахстана может привести к снижению затрат для потребителей в России до 100 млрд руб. в год.

Это связано с тем, что в структуре производства электроэнергии Казахстана доминирующая доля (почти 90%) приходится на относительно дешевые ТЭС. При этом из-за климатических условий доля солнечных (СЭС) и ветровых (ВЭС) уже составляет почти 0,5%. В России же доля ВИЭ в виде ГЭС и АЭС совокупно составляет более 35%, а на СЭС/ВЭС приходится всего 0,07% от общего объема. И хотя КПД станций последнего типа в России и Казахстане сопоставимы, тариф для потребителей у наших соседей в 3-4 раза ниже. И в ближайшее время ситуация не изменится. Причин для этого много.

В РФ развитие ВИЭ стартовало почти 6 лет назад под лозунгами создания и развития отечественных конкурентных (прежде всего — на мировом рынке) технологий и оборудования. Именно этот фактор должен был привести к удешевлению относительно мировых тарифов на энергию от альтернативных источников. Но этого не произошло. Пока наши предприятия набирают обороты, основную часть мирового рынка, к примеру, ветроустановок — 85% занимают примерно 15 компаний из Евросоюза, США и Юго-Восточной Азии.

Как отмечали ранее в ассоциации "Сообщество потребителей энергии", причина неэффективности поддержки ВИЭ в России — это механизм финансирования этой отрасли в виде договоров предоставления мощности (ДПМ): спрос полностью искусственный, отказ от оплаты ВИЭ невозможен, ценовые параметры не актуализируются, по сути, поощряется использование устаревших технологий и никак не стимулируется эффективная эксплуатация, гарантированная доходность полностью перекладывает все коммерческие риски на потребителей. Целесообразно было бы исключить ДПМ и нагрузку на оптовый рынок и задействовать иные меры поддержки ВИЭ, чтобы отрасль стала эффективной, подчеркивают в ассоциации.

Концепция развития ВИЭ в Казахстане базируется на целях сокращения выбросов углекислого газа, рациональном использовании природных ресурсов, а также снижения зависимости от цен на топливо. При этом выбор Казахстана в пользу СЭС и ВЭС в качестве основного направления развития ВИЭ был вызван в отличие от России практически полным отсутствием неиспользованного гидропотенциала. А сам механизм поддержки проектов ВЭС и СЭС в Казахстане постоянно меняется, со временем адаптируя последние мировые практики. Например, в результате введения новых правил на прошедших в 2018 году отборах победителями на 857 МВт проектов стали 30 компаний из 9 стран, а в России 1042 МВт ВИЭ было распределено всего между 6 компаниями, из которых только российская дочка финского "Фортума" может условно считаться иностранной компанией.

При этом на прошедших в России в 2018 году конкурсах победители (те же, что будут реализовывать проекты и в Казахстане) выиграли их с одноставочной ценой 14-15 руб./кВт, а в Казахстане — аналогичные конкурсы с ценой 3-4 руб./кВтч. Кроме того, власти Казахстана делают ставку на привлечение в том числе иностранных инвесторов, предоставлении льгот для них и другие меры стимулирования, которые делают себестоимость поставки электроэнергии и капитальные затраты ВЭС и СЭС в Казахстане близкой к показателям ведущих стран Европы, Америки и Азии. Таким образом, без адекватных аналогичных мер регуляторной поддержки возобновляемой энергетики целиком российская отрасль альтернативных ВИЭ вряд ли сможет конкурировать с тем же Казахстаном, и все усилия по продвижению этого направления при объединении рынка будут сведены на нет.

Глеб Тукалин

<< Июль, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ