media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.09.2016

Электроэнергетики нарастили долги из-за неплатежей потребителей.

"Российская газета"

Работа гарантирующих поставщиков (ГП) электроэнергии в некоторых регионах оказалась под угрозой. Если ситуация не изменится, то могут начаться массовые банкротства. Поставки энергии населению от этого не пострадают, но развитие рынка затормозится.

Минэнерго совместно с "Россетями" и профильными ассоциациями должно представить анализ просроченных долгов ГП в регионах и предложить решение проблемы. Отдельное поручение президента касается ситуации в Архангельской области, где задолженность компании достигла почти 3,6 миллиарда рублей. Уже к 1 октября должны быть сформированы поправки к закону об усилении платежной дисциплины.

В этом году из-за неплатежей потребителей гарантирующим поставщикам электроэнергии приходится и дальше привлекать кредиты, и их задолженность составила более 230 миллиардов рублей, просроченная — 175 миллиардов. Основные неплательщики — сетевые организации (23 процента), сфера ЖКХ (котельные, водоканалы и прочие — 21 процент) и население (16 процентов), которые суммарно задолжали почти 105 миллиардов рублей. Об этом "РГ" сообщили в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК).

В список крупных неплательщиков также попали промышленные предприятия: с января по июль 2016 года их долг составил 19,5 миллиарда рублей, но он сконцентрирован в нескольких регионах. По оценкам ассоциации "Некоммерческое партнерство Совет рынка", на оптовом рынке наибольшие проблемы у субъектов Северо-Кавказского округа, на розничном — у Томской и Воронежской областей, Забайкальского края, Чувашии и Якутии. Лучше обстоят дела в Калмыкии, Удмуртии, Приморском крае, Костромской и Белгородской областях.

После того как в ноябре 2015 года был принят закон об увеличении пени и штрафов за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов (федеральный закон 307), ситуация на рынке по некоторым направлениям улучшилась, говорит председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая. В частности, за январь-июль этого года "подтянулись" расчеты за услуги по передаче и потери электроэнергии в сетях по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

"Из 241 компании просроченная задолженность за услуги по передаче на 1 июля присутствует только у 49 ГП. Со стороны сетевых организаций просроченная задолженность за потери электроэнергии в сетях отмечается в 117 случаях из 241", — указывает собеседница "РГ".

Чтобы улучшить показатели, ассоциация предлагает принять изменения в Жилищный кодекс, которые исключают посредничество управляющих компаний и товариществ собственников жилья (ТСЖ) между поставщиками и конечными потребителями (кроме случаев, когда поставщик согласен на такую схему отношений). Законопроект разрабатывал Минстрой и может быть рассмотрен Госдумой этой осенью.

Кроме того, ассоциация неоднократно поднимала вопрос перед Минэнерго о критической ситуации с неплатежами за электроэнергию со стороны бюджетных организаций, прежде всего подведомственных нескольким министерствам. "Из-за дефицита средств участились случаи отказа с их стороны заключать новые контракты на поставку электроэнергии в 2016 году. Они предлагают оплатить электроэнергию в 2017 году. Расходы на электроэнергию в общем объеме их трат несущественны, они пользуются невозможностью их отключить, — указывает Наталья Невмержицкая. — Бюджетные учреждения из сферы образования, медицины — гораздо лучшие плательщики".

Александра Воздвиженская

 

 

В связи с запланированным ремонтом на Московском нефтеперерабатывающем заводе независимые игроки ищут емкости для хранения топлива.

"Известия"

В январе следующего года Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), принадлежащий компании "Газпром нефть", уйдет на плановый ремонт. Сегодня это предприятие покрывает до 40% потребностей столичного региона в моторном топливе. Независимые игроки высказывают озабоченность, что в связи с этим будет наблюдаться дефицит мощностей для хранения топлива, однако эксперты не ожидают каких-то больших проблем с автомобильным бензином, так как реконструкция МНПЗ планировалась в течение нескольких лет и снабжение будет предусмотрено.

Как рассказали "Известиям" в пресс-службе Московского нефтеперерабатывающего завода, плановый ремонт установок "большого технологического кольца" МНПЗ пройдет в феврале-марте 2017 года и продлится менее двух месяцев (от 25 до 40 дней для различных установок — это стандартные сроки планово-предупредительного ремонта).

— Такой ремонт установок МНПЗ проводит один раз в два года, это обязательное условие обеспечения гарантированной надежности и безопасности эксплуатации оборудования, — отметили в пресс-службе.

Кроме того, на заводе сообщили, что на период с 10 января по 6 мая 2017 года также запланированы и согласованы с Министерством энергетики Российской Федерации работы по модернизации установки каталитического крекинга и первичной переработки нефти.

— По результатам модернизации мощность установки каткрекинга возрастет на 20%, увеличится глубина переработки нефти, выход светлых нефтепродуктов, будут повышены качество и экологические характеристики продукции. На установке первичной переработки нефти будет проведена модернизация печей, что также позволит дополнительно снизить воздействие производства на окружающую среду и повысить энергоэффективность, — рассказали в пресс-службе.

Запланированные работы пройдут в рамках реализации программы перехода МНПЗ на увеличенный четырехлетний межремонтный интервал. Переход состоится в 2018 году с началом работы самой современной установки переработки нефти "Евро+" и выводом из эксплуатации установок "малого технологического кольца".

За первое полугодие 2016 года Московский НПЗ переработал 5,18 млн т нефти и произвел 1,33 млн т автобензина, 1,04 млн т дизельного топлива и 0,34 млн т авиакеросина.

"Если "малое кольцо" Московского НПЗ продолжит работу во время ремонта, то выпадающий объем автобензина может составить как минимум 200 тыс. т в месяц в период с февраля по середину апреля. В январе и во второй половине апреля — начале мая выпадающие объемы автобензина будут меньше, так как часть бензиновых установок должна работать", — отмечают эксперты компании "Аналитика товарных рынков".

Они полагают, что меньше всего проблем ожидается с замещением выпадающих объемов дизельного топлива и авиакеросина. Рязанская НПК, ЯНОС, Нижегородский НПЗ и КИНЕФ производят и экспортируют крупные объемы дизтоплива класса 5, следовательно, эти заводы могут заместить дизтопливо Московского НПЗ. Московский рынок также, вероятно, получит поддержку за счет дизеля Салаватского НПЗ, Антипинского НПЗ, ТАНЕКО и Уфимской группы НПЗ. Все указанные производители поставляют в Московский регион дизтопливо по нефтепродуктопроводам "Транснефти", и во время ремонта Московского НПЗ у этих компаний будет стимул увеличить поставки дизтоплива в Москву.

Сложнее всего, полагают трейдеры, заместить автобензин Московского НПЗ. В настоящее время предприятие выпускает примерно 220 тыс. т высокооктанового бензина пятого класса в месяц.

— Можно предположить, что в ноябре и декабре 2016 года независимые участники рынка закупят и направят на хранение дополнительные объемы бензина, — отмечают эксперты компании "Аналитика товарных рынков".

Они оценили емкость резервуарного парка по хранению светлых нефтепродуктов независимых нефтебаз, которые не были уличены в "бодяге", а также нефтебаз "Татнефти" в Московской области примерно в 100 тыс. т. По их мнению, "учитывая, что часть резервуарного парка будет отдана под дизельное топливо и авиакеросин, максимальный объем автобензина, который можно складировать на этих нефтебазах, оценивается в 50-60 тыс. т".

— Независимые участники рынка ограничены в возможностях по формированию запасов бензина в Московской области не только резервуарным парком нефтебаз, с которыми можно работать без рисков, связанных с качеством товара, но и финансовыми ресурсами. Таким образом, независимые компании могут складировать к ремонту МНПЗ до 60 тыс. т автобензина. Этот объем не спасет рынок, тем более на четыре месяца, — полагают в компании "Аналитика товарных рынков".

Однако с ними не соглашается глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он напоминает, что МНПЗ покрывает до 40% потребностей региона в моторном топливе, но, помимо "Газпром нефти", в регионе работают многие нефтяные компании, такие как "Роснефть", "Лукойл".

— Зачем создавать панику? Да, завод закрывается на ремонт, это будет непросто, но люди готовятся к этому уже сейчас. Независимые участники подписывают, по моей информации, договоры с крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Я не думаю, что будет что-то сверхъестественное, но тем не менее готовиться нужно.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов соглашается с таким мнением. Он напоминает, что Москва и область потребляют примерно 6,5 млн т автомобильного бензина в год. Таким образом, в течение четырех месяцев потребуется более 2 млн т.

— Разумеется, такой объем в любом случае накопить не получится. Однако я не ожидаю каких-то больших проблем с автомобильным бензином, так как реконструкция МНПЗ планировалась в течение нескольких лет и снабжение должно быть предусмотрено. Бензин смогут поставить из соседних регионов. "Газпром-нефть" в лице Московского НПЗ не является монополистом на рынке бензина в Москве и области, хотя завод и занимает внушительную долю, — заключил собеседник.

Ирина Кезик

 

 

Китайская госкомпания "Три ущелья" не будет участвовать в проектах "Русгидро" на Дальнем Востоке, в частности, она отказалась покупать долю в Нижне-Бурейской ГЭС.

"Ведомости"

Китайская China Three Gorges Corporation ("Три ущелья", CTGC) не будет участвовать в совместных с "Русгидро" проектах, заявил член правления российской компании Джордж Рижинашвили. CTGC отказалась от покупки 49% в Нижне-Бурейской ГЭС в Амурской области. "У нас [идут] определенные процессы инжиниринга, процессы строительства, получение результатов госэкспертизы. По срокам их не совсем устроил такой процесс <...> посчитав финансовую модель, они для себя не сочли необходимым и возможным делать предложение уже детальное по приобретению 49%", — сказал он (цитата по "РИА Новости"). Представители "Русгидро" и CTGC в четверг вечером не ответили на запросы "Ведомостей".

Строительство Нижне-Бурейской ГЭС мощностью 320 МВт ведется с 2010 г. В мае 2015 г. "Русгидро" и CTGC договорились о создании совместного предприятия для завершения строительства. Проектная стоимость строительства — более 30 млрд руб. Первый из четырех гидроагрегатов планируется запустить в конце 2016 г.

Сама "Русгидро" отказалась еще от одного совместного проекта с китайской компанией — строительства противопаводковых ГЭС на Дальнем Востоке, добавил Рижинашвили. В конце 2014 г. они подписали соглашение о создании совместного предприятия для строительства четырех противопаводковых ГЭС в Амурской области и Хабаровском крае — Нижне-Зейской (400 МВт), Селемджинской (300 МВт), Гилюйской (462 МВт) и Нижне-Ниманской (600 МВт). Их стоимость оценивалась в 230 млрд руб. "Русгидро" должна была получить 51% в СП, CTGC — 49%.

Первый и пока единственный российско-китайский проект, находящийся в заключительной стадии, — строительство Хуадянь-Тенинской ТЭЦ в Ярославле мощностью 450 МВт. Проект реализует СП ТГК-2 и Huadian. Китайской стороне принадлежит 49%, а стоимость проекта — 20 млрд руб. В августе 2016 г. в это же СП ТГК-2 передала еще одну свою электростанцию — Архангельскую ТЭЦ. Также Huadian проявляла интерес к крупнейшей угольной станции России — Рефтинской ГРЭС "Энел Россия" (мощность — 3,8 ГВт), говорили источники "Ведомостей".

Сама "Русгидро" уже занята в строительстве четырех крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке — ТЭЦ в Советской Гавани, первой очереди Сахалинской ГРЭС-2, первой очереди Якутской ГРЭС-2 и второй очереди Благовещенской ТЭЦ. Их стоимость составляет 87 млрд руб., из них 50 млрд руб. были выделены государством. При этом "Русгидро" в рамках программы по оптимизации расходов сокращает свою инвестпрограмму. Ее объем на 2016-2019 гг. был сокращен на 8% до 352,7 млрд руб. Это делается в том числе чтобы снизить объем допэмиссии, средства от которой пойдут на решение финансовых проблем дальневосточной "дочки" "Русгидро" "РАО ЭС Востока".

Китай пугают нестабильность и непоследовательность нашего регулирования, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Проект с ТГК-2 скорее исключение, хотя и здесь были сложности в вопросе подключения газовой инфраструктуры к станции, напоминает он. Китай проявляет очень большой интерес к инвестициям в электроэнергетику не только в России, но и по всему миру, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. В последние годы интерес китайских прямых инвестиций сместился из сырьевых проектов в инфраструктурные и много где проекты с участием Китая не реализуются, например АЭС в Великобритании, электросети в Австралии, рассказывает Порохова.

Иван Песчинский

 

 

Туркмения договаривается о транзите своего газа в ЕС по магистралям Азербайджана.

"Независимая газета"

У Туркмении появился шанс начать экспорт своего газа в ЕС. Цена вопроса — месторождение "Сердар". На него претендует Азербайджан, называя эти залежи газа "Кяпаз". При положительном решении спорного вопроса Баку предоставит Ашхабаду для экспорта доступ к своим трубопроводам. В Ашхабаде сделку называют неравноценной.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов реанимировал проект поставок туркменского газа на европейский рынок. Этот вопрос был актуальным несколько лет назад, когда Европа искала газ, альтернативный российскому. Тогда Бердымухамедов предлагал европейцам покупать газ у туркменских границ по мировым ценам, оставляя на усмотрение европейцев вопрос строительства газопровода по дну Каспийского моря. Однако неурегулированный статус водоема стал непреодолимым препятствием на пути реализации этого проекта.

Сегодня почти весь добываемый в Туркмении газ поступает в Китай, в меньшем объеме — в Иран. Бюджетные проблемы, однако, это не решает. Средства от продажи газа в Китай направляются на погашение китайского же кредита. А с Ираном задействована бартерная схема — за экспортируемый природный газ в эту страну Туркмения получает в основном фрукты и овощи. Проект в афганском направлении,  газопровод TAPI, если и будет реализован, то не скоро. Еще один участник туркменского газового рынка — Россия, похоже, надолго отказалась от местных углеводородов из-за дороговизны, делающей невозможной их выгодную перепродажу.

Экономическая ситуация в Туркмении между тем заметно ухудшилась. Власти ограничили доступ к приобретению валюты не только физическим лицам, но и юридическим. Туркменские предприниматели, работающие с зарубежными партнерами, вынуждены остановить все сделки. Попытка "НГ" получить информацию о золотовалютных резервах Туркмении успехом не увенчалась. Центробанк и Министерство финансов не ответили, потребовав официальный запрос, который "могут рассмотреть в скором времени".

"Золотой век", объявленный первым президентом Туркмении Сапармурадом Ниязовым, судя по всему, закончился давно. О нем уже не вспоминают. Тем более что с некоторых пор отменены субсидии на воду, свет, за которые раньше население не платило. Растет безработица: по различным данным, она уже превысила 40%. В начале нынешнего года массовые сокращения были проведены в нефтегазовом секторе. Ашхабад закрыт для иногородних, поэтому жителям других туркменских населенных пунктов подчас легче искать работу в Турции, с которой у страны безвизовый режим. По информации Радио "Азаттык" ("Свобода"), закрытие столицы для жителей провинции может быть связано именно с "желанием чиновников предотвратить массовую миграцию безработных в Ашхабад в поисках работы". Люди  уже выражают недовольство властями. И это накануне референдума по изменениям Конституции, которые позволят Гурбангулы Бердымухамедову в 2017 году баллотироваться в президенты  третий раз подряд и, очевидно, не  последний.

Попытки Бердымухамедова любой ценой спасти экономику понятны. Главная и, пожалуй, единственная надежда — газовая отрасль. На днях он побывал в Берлине, где на переговорах с канцлером ФРГ Ангелой Меркель обсудил возможность поставки топлива на европейский рынок. "Туркмения заинтересована в поставке энергетических ресурсов Западу", — сказал он на брифинге в Берлине, уточнив, что правительство страны представило в Европейскую комиссию свои предложения по этому вопросу.

По мнению экспертов, проблема заключается в отсутствии системы, посредством которой 30-40 млрд куб. м туркменского газа можно будет поставлять в Европу ежегодно. В условиях кризиса, когда у сторон нет средств на строительство инфраструктуры, более реальным видится вариант с использованием экспортной мощности Азербайджана. Баку не возражает против такого сотрудничества, но ожидает разрешения в свою пользу спора по вопросу принадлежности газоносного месторождения на Каспии. Об этом в Баку заявил первый вице-президент азербайджанской компании SOCAR Хошбахт Юсифзаде: "Верю, что этот вопрос в скором времени найдет положительное решение". По его словам, путь доставки туркменского газа в Европу через Азербайджан является наиболее оптимальным для Ашхабада. "Такой путь доставки туркменского газа в Европу — самый экономичный для Туркменистана. Наши трубопроводы проложены примерно до середины Каспия. Оттуда до Туркменистана остается небольшая дистанция", — добавил Юсифзаде. Однако, как стало известно "НГ", в Ашхабаде сделку называют неравноценной, но что Туркмения может предложить интересного азербайджанской стороне — пока неясно.

Виктория Панфилова

<< Сентябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ