media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.11.2017

"Роснефть" во время визита Путина в Иран договорилась о разработке месторождений с перспективой добычи 55 млн т.

"Ведомости"

В среду президент России Владимир Путин посетил Иран, где встретился с президентом страны Хасаном Рухани и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. На момент сдачи номера в печать итоги встречи трех руководителей еще не были подведены, но уже днем стало понятно, что с экономической точки зрения визит можно считать состоявшимся. "Роснефть" подписала дорожную карту об инвестициях в местные месторождения нефти и газа, а "Газпром" выразил готовность поучаствовать в проекте строительства газовой трубы до Индии. Компании составили дорожные карты и согласовали меморандумы, договоренности сулят им высокую прибыль и грозят политическими рисками.

"Газпром" построит трубу в Индию

Россия и Иран готовы подписать меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым "Газпром" может построить часть газопровода из Ирана в Индию, сообщил министр энергетики России Александр Новак, передает ТАСС. "Это большой, крупный проект <...> будут разрабатываться месторождения на территории Ирана с участием "Газпрома", будет строиться соответствующая инфраструктура для поставок газа в Индию", — рассказал он.

Длина трубопровода — около 1200 км с учетом отвода, часть маршрута может пройти по дну Персидского залива, сказал министр. Уточнять сумму инвестиций Новак не стал, сказав лишь, что они, скорее всего, будут "очень большими". Какие именно месторождения будет разрабатывать "Газпром", станет понятно в процессе подготовки документации. Строительство трубы может начаться уже в 2019 г., в проекте принимают участие индийская и пакистанская компании, сказал российский министр.

Наравне с Китаем Индия считается одним из самых перспективных рынков газа. В 2016 г. потребление газа здесь составило 50,1 млрд куб. м при собственной добыче около 27,6 млрд куб. м (данные BP). По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2025 г. потребление газа в стране может превысить 100 млрд куб. м, из которых около 60 млрд куб. м будет приходиться на импорт.

Пока Индия импортирует только сжиженный природный газ (СПГ), и у российских компаний доли на рынке страны почти нет. В 2012 г. "Газпром" договорился поставлять СПГ индийской GAIL. Соглашение предусматривает поставку до 2,5 млн т газа в год начиная с 2018-2019 гг. Но позже GAIL попросила пересмотреть цену — договориться о ней пока не удалось.

Еще в декабре 2014 г. Путин поручил изучить все возможные варианты выхода на индийский рынок газа. "Предварительный анализ показывает, что цена трубопроводной транспортировки может быть значительно выше стоимости поставок СПГ. Так что по большому счету это вопрос коммерческой целесообразности", — говорил Путин. А в октябре 2016 г. "Газпром" сообщил, что изучает маршруты поставок трубопроводного газа из России и других стран в Индию (совместно с Engineers India Ltd.). В качестве возможных транзитеров рассматривались почти все соседствующие с Индией страны, сообщал в июне 2017 г. "Интерфакс". Также изучалась возможность участия в трубопроводном проекте TAPI (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия).

Единственный трубопроводный проект, который подходит под описание Новака, — IPI (Иран — Пакистан — Индия). Этот проект предполагает строительство трубопровода длиной 2135 км (1200 км — это иранский участок), мощностью до 22 млрд куб. м в год с возможностью дальнейшего увеличения, сообщало индийское правительство. Общая стоимость строительства оценивалась в $7,5 млрд, а ресурсной базой могут стать иранские месторождения, расположенные на шельфе Персидского залива. В начале июня зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов сообщал, что компания подписала с Ираном меморандумы об участии в освоении четырех месторождений — Farzad-A, Farzad-B, Kish, North Pars.

"Роснефть" за всех

Успех во время визита Путина в Иран ждал и "Роснефть". Она вместе с National Iranian Oil Company (NIOC) составила дорожную карту проектов в Иране. Об этом рассказала российская госкомпания. Вскоре стороны могут подписать несколько обязывающих соглашений об инвестициях в совместные проекты $30 млрд. Что это за проекты, главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин не сказал, но после их разработки общая добыча на месторождениях может составить до 55 млн т в год, передает "Интерфакс".

Если план удастся, то это увеличит текущую добычу Ирана на четверть до 271,4 млн т в год (или до 5,5 млн барр. в день). В прошлом году страна добыла 216,4 млн т нефти, а Россия, для сравнения, — 554,3 млн т, следует из данных BP. Когда будут реализованы проекты, Сечин не сказал, а представитель "Роснефти" говорить отказался. По словам Сечина, речь идет "о целой серии месторождений — нефтяных и газовых", которые будут реализовываться совместно с иранскими партнерами. Названия месторождений и запасы Сечин также не уточнил.

Об интересе российских компаний участвовать в иранских проектах стало известно еще в начале года. В марте иранские коллеги, по словам Новака, приехали в Россию с презентацией 11 проектов для совместной отработки. Тогда на встрече присутствовали представители "Газпрома", "Газпром нефти", "Роснефти", "Татнефти". Потенциальные сделки Новак оценивал в $20 млрд, писал "Интерфакс". В июне стало известно, что "Роснефти" и "Газпрому" Иран одновременно предложил поучаствовать в Farzad-A, Farzad-B, писало Bloomberg.

Не только "Роснефть" и "Газпром" претендуют на иранские недра. "Лукойл" продолжительное время вел переговоры с NIOC об освоении двух месторождений — Мансури и Аб-Теймур. "Это крупнейшие месторождения, в каждом больше 1 млрд т геологических запасов", — говорил в начале октября президент "Лукойла" Вагит Алекперов. "Сейчас по Мансури мы подходим к завершающему этапу, надеемся к I кварталу 2018 г. подписать контракт, по второму месторождению у нас достаточно активно идет переговорный процесс", — рассказывал он.

"Роснефти" могут быть интересны поставки нефти из Ирана на недавно приобретенный индийский НПЗ Essar Oil в Вадинаре, следует из расшифровки общения Сечина и экс-министра экономики Алексея Улюкаева за несколько минут до ареста последнего в ноябре 2016 г. "Слушай, нефть там [на НПЗ Essar] будет иранская?" — спрашивал Улюкаев. "Мы думаем, что часть — иранская, часть — венесуэльская", — отвечал ему Сечин. У "Роснефти" также есть контракт с венесуэльской PDVSA на закупку у нее нефти, "Роснефть" даже заплатила компании авансы, суммарно на $6,5 млрд, $500 млн из которых компания к середине 2017 г. уже компенсировала за счет поставок нефти.

Высокие риски и заработки

Политическая ситуация вокруг Ирана не очень стабильная. В середине октября президент США Дональд Трамп заявил, что Штаты будут готовы выйти из соглашения по иранскому атому, заключенного два года назад, если оно не будет изменено с учетом новых требований Белого дома. Трамп пригрозил возвратом санкций. России не из чего выбирать, нашу страну выдавливают в регионы с высокими страновыми, политическими или экономическими рисками, констатирует аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. В минувший вторник минфин США уточнил редакцию секторальных санкций, включил в них новые ограничения для россиян. Теперь американским гражданам и компаниям запрещено сотрудничать по нефтяным шельфовым или сланцевым проектам не только в России, но в любой другой стране, если в таких совместных компаниях участвуют российские нефтяники более чем на 33%. "Таким образом, россиянам приходится работать на высокорисковых рынках, таких как Венесуэла, Иран", — говорит Нестеров. Но в случае успеха и выигрыш будет велик, считает эксперт.

Артур Топорков, Виталий Петлевой

 

 

Сохранение ценовых перекосов в электроэнергетике ведет к росту убытков промышленных потребителей.

"Независимая газета"

Баланс в любой сложной системе — это вопрос точной настройки всех компонентов. Если в автомобиле подача топлива работает со сбоями, то и проблемы с двигателем гарантированы, о каком движении вперед может идти речь? По своей сложности промышленный комплекс страны намного превосходит любой автомобиль, но подача "топлива", то есть электроэнергии, — не менее актуальный вопрос.

Механизмы  рыночной экономики сложны, и особенно это проявляется в энергетике, где необходимо учитывать интересы населения, крупных промышленных потребителей, генерирующих компаний и сетевых компаний. Для сдерживания тарифов на передачу электроэнергии населению был реализован механизм "последней мили", который позволял распределительным сетевым компаниям арендовать подходящие к промышленным предприятиям участки у управляющей магистральными сетями компании Федеральной сетевой компании (ФСК) и таким образом включать в тариф как стоимость электроэнергии в сетях ФСК, так и то самое перекрестное субсидирование.

При этом объем перекрестного субсидирования вырос с 220 млрд руб. в 2012 году до 368 млрд руб. в 2017-м (именно такую цифру дает прогноз Минэнерго), а через пять лет может и вовсе превысить 417 млрд руб. Данная мера реализовывалась как временная, однако сейчас все чаще звучат разговоры фактически о продлении Министерством энергетики действия данного механизма. "Последняя миля" может стать далеко не последней.

Такой механизм приводит к перекладыванию затрат при ценообразовании с одних потребителей на других, ведь в 2017 году темпы роста тарифов для населения составляют 4,3% по сравнению с 2016 годом, а для прочих потребителей — 10,5%, то есть нагрузка на промышленных потребителей растет несравнимо быстрее. Сейчас Министерство энергетики готовится закрепить нерыночную практику, распределив величину перекрестного субсидирования между всеми потребителями (кроме населения) вне зависимости от типа подключения.

По мнению сопредседателя комитета по энергетике общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Дениса Черепанова, перекрестное субсидирование в любой форме существенно ограничивает применение рыночных механизмов. "Мы всегда выступали против дальнейшего его увеличения, тем более с учетом колоссальной нагрузки на стоимость электроэнергии (мощности) для промышленного потребителя за счет включения в нее объемов платежей по договорам о предоставлении мощности, стоимости "зеленой энергетики", мусоросжигательных заводов, межрегионального перекрестного субсидирования и других мер поддержки, с не очевидной для потребителя эффективностью. Последняя инициатива Министерства энергетики по перераспределению нагрузки перекрестного субсидирования направлена на крупный бизнес, напрямую затрагивая клиентов Федеральной сетевой компании, за чей счет предлагается решать текущие проблемы распределительного сетевого комплекса. В текущих условиях это приведет к еще большей нагрузке на конечную стоимость ресурса и создаст дополнительные стимулы потребителям к уходу от централизованной "большой энергетики". Сегодня эта тенденция все глубже проникает уже и в средний бизнес, стремительно уменьшая полезный отпуск сетевых компаний, что приводит к увеличению тарифной нагрузки на незащищенные группы потребителей, в первую очередь малый бизнес", — отмечает он.

Минэнерго, в свою очередь, аргументирует необходимость перераспределения перекрестного субсидирования невозможностью поднимать тарифы для населения (по данным ведомства, стоимость передачи электроэнергии населению должна расти на 13,9% ежегодно), этот аргумент кажется логичным. Тем не менее прибыль государственной ПАО "Россети" составляет более 200 млрд руб. за период с 2015 года, что позволило бы компенсировать выпадающие доходы территориальных сетевых организаций.

Вместо комплексного решения проблемы эффективности затрат в распределительных сетях ПАО "Россети" (что является первопричиной перекрестного субсидирования) Минэнерго предлагает точечное решение по временному снижению затрат для потребителей распределительных сетей. Учитывая динамику роста этого механизма, через несколько лет можно ожидать возврата уровня цен вслед за последующим неконтролируемым ростом объема перекрестного субсидирования.

"Единственный, на наш взгляд, механизм взаимоэффективного выхода из сложившейся ситуации — признать изменения конъюнктуры на рынке электрической энергии и решать проблемы перекрестного субсидирования за счет повышения операционной и инвестиционной эффективности самих сетевых компаний. Мы не должны забывать, что эффективная инфраструктура — это ключевой фактор развития промышленности и экономики. Именно инфраструктура должна работать для потребителя, а не наоборот", — отмечает Денис Черепанов.

Для крупных потребителей электроэнергии, присоединенных к сетям ФСК, тарифы могут оценочно увеличиться в два раза. В условиях значительной доли электроэнергии в структуре себе-стоимости продукции это приведет к убыткам, а значит, и к сокращению налоговых отчислений. На основании выборочного анализа Совета потребителей энергии можно сделать вывод, что 1 руб. увеличения затрат приведет к 2 руб. потерянной выручки для энергоемких потребителей магистральных сетей. Таким образом, выручка промпредприятий может сократиться на 58-100 млрд руб. в год, это повлечет снижение налоговых отчислений в бюджеты, отчислений во внебюджетные фонды, а также может повлечь снижение фонда оплаты труда. В итоге механизм временно решит проблему увеличивающихся издержек на обслуживание сетей, но создаст предпосылки для сокращения  доходной части бюджета страны.

Согласно научным исследованиям Центрального экономико-математического института РАН, завышение цен на электроэнергию на 1% снижает рост ВВП страны на 0,11-0,12% и увеличивает инфляцию на 0,2-0,45% в годовом выражении. А согласно исследованию Энергетического центра Сколково "Перекрестное субсидирование. Итог пятнадцатилетней борьбы", существующее в 2011 году перекрестное субсидирование снижало промышленное производство страны на 3,6%. И это в условиях отсутствия международных санкций — стоит представить "масштаб бедствия" сейчас.

Негативное влияние инициативы Минэнерго затронет не только промышленность, но и сельское хозяйство. Сейчас предприятия отрасли имеют возможность подключения к магистральным сетям ПАО "ФСК ЕЭС". А из-за перераспределения перекрестного субсидирования рост затрат на электроэнергию для сельхозпроизводителей составит 10-20%, отсюда увеличение стоимости выпускаемой продукции и разгон инфляции. В итоге население оплатит электроэнергию не только по бытовому счетчику, но и по каждому чеку при походе в магазин.

Глеб Тукалин

<< Ноябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ