media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.11.2018

Нефтяники приступили к выполнению договоренностей с правительством.

"Известия"

После подписания соглашения о заморозке на топливном рынке многие нефтяные компании отрапортовали о снижении оптовых цен. На утро четверга бензин АИ-92 на бирже подешевел на 2,5%, до 48,19 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 5,2%, до 50,6 тыс. рублей, а дизель упал в цене на 2,1%, до 57,4 тыс. руб. за тонну. Достигнутые договоренности с кабмином — это не решение проблемы, а только отсрочка, считают эксперты. По их прогнозам, в России может возникнуть дефицит топлива из-за большей привлекательности для нефтяников в поставках на экспорт. Если же они сфокусируются на внутреннем рынке, убытки компаний могут составить 150 млрд рублей в год.

Снизят цены

В нефтяных компаниях "Известиям" сообщили, что после подписания документа с правительством они уже приступили к его реализации. В частности, в "Лукойле" и "Газпромнефти" начали снижать цены.

— Следуя рекомендациям Минэнерго и ФАС России, с 1 ноября 2018 года компания меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности, — отметили в пресс-службе "Лукойла".

В "Газпромнефти" заявили "Известиям", что мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо снизили с 1 ноября в среднем до 15%. В компании добавили, что в полном объеме выполняют все обязательства в рамках предыдущих договоренностей с правительством. В частности, цены на топливо на АЗС сети "Газпромнефть" сохраняются на уровне мая 2018 года, и компания не планирует их изменять в ближайшее время, добавили в пресс-службе.

В "Татнефти" также сказали, что достигнутое соглашение с кабмином фиксирует договоренности, достигнутые еще в мае 2018 года. Речь идет о стабилизации внутрироссийских розничных цен на топливо и увеличении его поставок на внутренний рынок.

— Компания поддерживает инициативу правительства и сделает всё от нее зависящее для обеспечения национальной экономики нефтью и качественными нефтепродуктами, — пояснили в пресс-службе "Татнефти".

В "Роснефти" не стали комментировать цены, но отметили, что поддерживают действия кабинета министров по стабилизации рынка нефтепродуктов. "По итогам совещания, проведенного вице-премьером Дмитрием Козаком, состоявшегося конструктивного диалога, направленного на преодоление временной нестабильности, сложившейся на рынке нефтепродуктов, "Роснефть" поддержала предложенное правительством решение. Соответствующие документы подписаны и направлены в правительство", — отметили в пресс-службе.

В Нефтегазхолдинге (группа ННК) "Известиям" также сказали, что подписали соглашение и направили документ в адрес Минэнерго и ФАС.

Неизбежный дефицит

Эксперты говорят, что достигнутые договоренности с правительством — это не решение проблемы, а его отсрочка.
— Механизм ручного регулирования государством не может продержаться долго. Он приведет к дефициту: компании перестанут производить для внутреннего рынка, — уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Помимо переориентации на экспорт, дефицит будет вызван ограничением прироста поставок на внутренний рынок, оговоренным в соглашении, добавил ведущий эксперт Союза нефтегазпромышленников России Рустам Танкаев.

— Потребление в России сейчас низкое — в четыре раза ниже потенциального объема, но оно постепенно растет. Если спрос будет увеличиваться быстрее, а цены останутся зафиксированы, это приведет к возникновению "черного рынка" к июню 2019 года, — прогнозирует эксперт.

По его оценке, при сохранении цен на топливо на уровне июня 2018 года нефтяные компании будут терпеть 150 млрд рублей убытков в год при получении двух рублей убытка с проданного в России литра бензина и дизельного топлива. Эксперт опасается остановки модернизации нефтеперерабатывающих заводов и падения качества топлива.

Повышение НДС с 18 до 20%, рост НДПИ и акцизов подстегнет рост цен в 2019 году, уверены эксперты. "Если НДПИ благодаря закону о налоговом маневре будет более или менее демпфирован, то как быть с ростом акцизов и НДС, не понятно", — отметил Игорь Юшков.

В Независимом топливном союзе "Известиям" сообщили об угрозе взрывного роста цен на фоне новых налоговых обязательств и рисков ослабления рубля. Государство будет опасаться социальных волнений, поэтому, вероятнее всего, повышение цен на топливо будет растянуто во времени, не согласен Игорь Юшков. По его словам, можно ожидать повторного совещания с нефтяными компаниями в правительстве накануне нового года.

Логичным шагом со стороны правительства был бы отказ от повышения акцизов в следующем году, резюмируют эксперты. По итогам совещания, которое прошло в среду, вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что рост цен на бензин и дизельное топливо в 2019 году не превысит среднегодовой уровень инфляции и составит не более 4,6%. Чиновник пояснил, что при этом увеличение стоимости топлива должно быть равномерным, без резких колебаний.

Ирина Цырулева, Полина Гриценко

 

 

Американской компании могут предложить более половины нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке.

"Ведомости"

"Роснефть" намерена в течение 1-2 лет определиться с партнером по реализации проекта Восточной нефтехимической компании на Дальнем Востоке", — говорил первый вице-президент госкомпании Павел Федоров в декабре 2017 г. "ВНХК будет строиться, там закончен проект, в ближайшее время он должен пройти экспертизу. Мы тоже будем разрабатывать план государственного участия в поддержке этого проекта", — говорил в сентябре вице-премьер Юрий Трутнев, но подробностей не раскрывал.

Партнером может стать американская ExxonMobil. Россия начала с ней переговоры об участии в новых нефтегазовых проектах, несмотря на подготовку США новых санкций, сообщило Bloomberg в начале октября со ссылкой на два близких к российскому правительству источника: Россия предложила несколько вариантов участия Exxon в проектах добычи природного газа, переработки и нефтехимии.

"Ведомости" выяснили, что "Роснефть" рассматривает в том числе возможность в партнерстве с ExxonMobil построить ВНХК на Дальнем Востоке, рассказали два человека, близких к участникам переговоров Exxon и "Роснефти", и подтвердили два высокопоставленных чиновника.

Среди рассматриваемых сейчас возможностей — передать ExxonMobil более 50% в проекте строительства ВНХК в обмен на соразмерные инвестиции, знают два собеседника "Ведомостей". "Если владельцем более 50% ВНХК станет ExxonMobil, это будет означать, что проект будет принадлежать американской компании, а "Роснефть" будет в нем миноритарным акционером. Это может избавить проектную компанию от [угрозы] санкций США", — объясняет один из них. Источник Bloomberg утверждал, что Россия направила Exxon ряд предложений в рамках сотрудничества по проекту "Сахалин-1". По его словам, если американская компания согласится участвовать в каком-либо проекте, соответствующее соглашение может быть подписано до конца года.

Переговоры "Роснефти" с ExxonMobil о возможности участия в проекте ВНХК идут уже некоторое время, подтвердил "Ведомостям" человек, близкий к одной из сторон, добавляя, что американская компания не единственный претендент, "Роснефть" предлагает участвовать в ВНХК целому ряду игроков.

Переговоры c Exxon об участии в ВНХК длятся давно — "как минимум с начала года", рассказывают инвестбанкир, чиновник и человек, близкий к одной из сторон переговоров. Два из них говорят, что "Роснефть" в начале года рассматривала партнерство в ВНХК в том числе с китайской Sinopec. Нынешний статус переговоров с ней они не раскрывают, Sinopec не предоставила комментариев. Еще один чиновник говорит, что предложение ExxonMobil поступило так же в начале года. Второй — что на начало августа компании рассматривали этот вопрос.

"Переговоры об участии Exxon в различных проектах "Роснефти", как и со всеми другими иностранными партнерами, не прерывались никогда", — отметил человек, близкий к одной из сторон переговоров.

"Роснефть" опровергает слухи, полученные газетой "Ведомости" от анонимных источников, и акцентирует внимание редакции, что в случае публикации недостоверной информации и информации, наносящей ущерб бизнесу, компания оставляет за собой право отстаивать свои интересы в суде", — говорится в комментариях "Роснефти". У представителя ExxonMobil "нет комментариев и оснований для них". Представители Минэнерго и профильного вице-премьера Дмитрия Козака не ответили на вопросы "Ведомостей".

Нефтехимический комплекс ВНХК предполагается построить в Приморском крае: по последним данным, три очереди для производства нефте- и газохимии общей мощностью 12 млн т в год. Последние оценки проекта строительства ВНХК — 1,3 трлн руб., рассказывали два собеседника "Ведомостей". Таким образом, Exxon может инвестировать в него от 650 млрд руб. ($9,9 млрд по текущему курсу). Предполагается начать строительство ВНХК не с нефтеперерабатывающей линии, как планировалось ранее, а с нефтехимической, рассказали два собеседника "Ведомостей". Один из них отметил, что ExxonMobil видит в реализации нефтехимической продукции в регионе АТР больше перспектив, нежели от продажи топлива.

Строительство ВНХК — важный проект, но в нынешней налоговой и экономической конъюнктуре к нему есть много вопросов, рассуждает аналитик "Атона" Александр Корнилов. Для строительства ВНХК важна стабильность налоговой системы на длительный период, об этом говорить пока не приходится, сетует эксперт, но "потенциальная емкость рынка нефтехимической продукции в странах АТР дает возможность думать о планах развития ВНХК". Даже с налоговыми послаблениями проект ВНХК не так интересен, как добычные проекты "Роснефти", скорее всего, Exxon предпочтет их, полагает аналитик АКРА Василий Танурков.

Виталий Петлевой, Артур Топорков

 

 

Некоторым странам разрешат покупать иранское топливо.

"Независимая газета"

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) увеличила добычу в октябре до максимального с декабря 2016 года уровня. Тем самым картель сыграл на руку президенту США Дональду Трампу, который хочет подготовить благоприятную почву для выборов в Конгресс, добившись комфортных цен на бензин. Трамп, похоже, готов даже разрешить некоторым странам покупать иранское топливо, чтобы исключить искусственный дефицит нефти на мировом рынке. Хотя после ноября ситуация на рынке скорее всего изменится.

В октябре страны ОПЕК добывали в совокупности 33,31 млн барр. в сутки — это максимальное значение за период с декабря 2016 года, сообщает Reuters. По сравнению с сентябрем добыча выросла на 390 тыс. барр. в сутки. Прирост обеспечили прежде всего Объединенные Арабские Эмираты и Ливия.

Они, как сообщается, "с лихвой компенсировали сокращение поставок иранской нефти из-за санкций США", а также перебои с поставками из Венесуэлы.

В частности, ОАЭ нарастили добычу на 200 тыс. барр. в день, до 3,25 млн барр. в сутки, а Ливия — на 170 тыс., до 1,22 млн барр. в сутки. "Саудовская Аравия добывала в октябре 10,65 млн барр. в сутки, превысив показатели июня и нарастив производство почти до рекордного максимума", — добавляет информагентство. Наращивал добычу и Ирак.

По сообщению информагентства, "крупнейшее снижение добычи наблюдалось в Иране: производство в ближневосточном государстве сократилось на 100 тыс. барр. в сутки".

Reuters напоминает, что "в июне ОПЕК договорилась нарастить добычу после требования президента США Дональда Трампа ограничить рост цен и компенсировать ожидаемое сокращение импорта из Ирана". Как трибуну для критики и призывов в адрес картеля Трамп вполне успешно использовал, в частности, свою страницу в Twitter.

Сами США тоже бьют один рекорд нефтедобычи за другим. В августе, как сообщает Управление энергетической информации (EIA), США добывали 11,3 млн барр. в сутки. США не только впервые превысили отметку в 11 млн барр. в день, но и стали крупнейшим производителем нефти, опередив даже Россию, которая в августе, как сообщается, добывала 11,2 млн барр. в сутки. Хотя эти данные уже не столь актуальны, ведь в осенние месяцы, как уточняет Bloomberg, среднесуточная добыча в России уже вышла примерно на 11,4 млн барр.

Более того, Вашингтон даже готов пойти на уступки по иранским санкциям, разрешив некоторым странам закупать иранскую нефть, чтобы исключить дефицит топлива на рынке и удовлетворить существующий спрос.

В частности, послабления могут быть введены для Индии, сообщает газета Economic Times со ссылкой на источники. Уже в ближайшие несколько дней ожидается официальное подтверждение соглашения, достигнутого между Соединенными Штатами и Индией, передает "Прайм". И по условиям этого соглашения индийские нефтяные компании якобы смогут импортировать ограниченный объем нефти из Ирана: до марта 2019 года объем закупок иранского сырья не должен превышать 1,25 млн т в месяц.

Южная Корея в общих чертах тоже договорилась с США об исключении с целью продолжать импорт нефти из Ирана, передает агентство Bloomberg со ссылкой на источники. Почти все покупатели иранской нефти в той или иной форме ведут переговоры с США об аналогичных мерах, уточняет Интерфакс.

И все эти переговоры ведутся в преддверии ожидаемого второго раунда антииранских санкций, который будет касаться преимущественно топливно-энергетического комплекса и транзакций иранского Центробанка. США планируют ввести в действие новые санкции не позднее 4 ноября 2018-го.

При этом в ноябре предстоит еще одно важное для США в целом и для Трампа в частности событие — выборы в Конгресс, намеченные на 6 ноября. Эти выборы "окажут влияние не только на процесс принятия законодательных решений, но и могут запустить процедуру импичмента нынешнего президента в случае перехода контроля к Демократической партии", поясняли ранее аналитики РИА Новости.

Стремление Трампа сбить рост мировых нефтяных цен, от которого зависят внутренние цены на бензин, более чем объяснимо: демократы не должны получить в свое распоряжение какие-либо весомые доводы против политики, проводимой Трампом, а значит, стране нужны комфортные цены на бензин.

"Дональду Трампу приходится решать сложное уравнение по соблюдению баланса интересов, — сказал "НГ" эксперт компании "Финам" Алексей Калачев. — Необходим достаточно высокий уровень нефтяных цен, чтобы поддерживать рентабельность сланцевых проектов, но не настолько высокий, чтобы вызвать недовольство избирателей дороговизной моторного топлива".

"Дешевое топливо — основа высоких темпов роста американской экономики. Без дешевого топлива не будет репатриации производства, не будет новых рабочих мест, не будет победы в торговой войне с Китаем и Евросоюзом, не будет вообще никаких успехов у администрации Трампа, не будет и роста американской экономики", — поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

США сейчас активно пополняют собственные запасы топлива, но они позволят снизить негативный эффект от изъятия с рынка иранской нефти лишь на какое-то время. Поэтому-то, как говорит эксперт, Трамп и делает уступки для некоторых стран, чтобы снизить негативное влияние санкций на рынок и сохранить хорошую мину при плохой игре.

Хотя не все эксперты полагают уместным увязывать друг с другом предстоящие выборы в Конгресс США и действия ОПЕК. "Выборы в США оказывают незначительное влияние на нефтяные цены", — уверен аналитик компании "Фридом Финанс" Ален Сабитов. "Сообщение, что ОПЕК+ увеличило квоту на добычу нефти в июне по просьбе Трампа, мягко говоря, притянуто за уши. Страны пересмотрели условия сделки по объективным причинам, среди которых рост спроса на нефть", — считает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.

Эксперты также обращают внимание на избирательность Трампа в вопросах уступок и санкционного давления. "США пытаются не слишком сильно давить на союзников, особенно в Азии (имеются в виду Южная Корея, Индия), поскольку сейчас для них важно сосредоточиться на Китае", — добавляет ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.

"Импорт иранской нефти в Китай в сентябре резко сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, указав на то, что Китай ограничил закупки сырья из ближневосточного государства, так как Вашингтон готовится ввести новые санкции против нефтяного сектора Тегерана", — сообщает Reuters. В сентябре поставки иранской нефти в Китай сократились на 34% по сравнению с сентябрем 2017-го — до 518,3 тыс. барр. в сутки, уточняет агентство со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

Некоторые эксперты полагают, что после выборов в Конгресс и, кстати, независимо от их результата "можно ожидать более жесткой внешнеполитической риторики и более решительных заявлений по поводу соблюдения партнерами США антииранских санкций". "Нефтяные цены могут вернуться к 85 долл. за баррель, а то и протестировать уровень 90 долл.", — допускает Калачев.

Кроме того, ОПЕК+ на самом деле планирует сделать бессрочным соглашение стран об ограничении нефтедобычи в случае переизбытка предложения. "Надеюсь, что дополнительное соглашение по ОПЕК+ мы подпишем в декабре, тогда мы сможем установить новые показатели в сфере нефтедобычи на 2019 год, что позволит держать запасы под контролем и не допустить нового кризиса", — пояснил в среду министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих. А значит, Трампа ждут новые скачки цен на бензин.

Как уже писала "НГ", Саудовская Аравия, играя время от времени как будто на стороне Вашингтона, преследует собственные цели по ослаблению своего главного соперника на Ближнем Востоке — Ирана. Поэтому сначала мы видим стремление нарастить добычу как будто в угоду Вашингтону, но на самом деле с целью очистить рынок от конкурентов. Затем, как только эта игра начинает приносить куда больше потерь и становится менее эффективной в вопросах завоевания рынка, Саудовская Аравия сразу же начинает маневрировать.

Анастасия Башкатов

<< Ноябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ