conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.12.2013

Угроза российского Минфина включить Кипр в черный список офшоров напугала Никосию. Кипрские власти обещают наладить обмен информацией с ФНС.

"Ведомости"

Кипр обещает полностью соответствовать всем международным стандартам налоговой прозрачности, заверил председатель Кипрского агентства по привлечению инвестиций (CIPA) Христодулос Ангастиниотис (его цитирует газета Cyprus mail). По его словам, добиться этого страна намерена в рекордные сроки, чтобы не лишиться возможности применять соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией и Индией. Чиновники отреагировали на статью в "Ведомостях", пишет Cyprus mail.

На прошлой неделе директор налогового департамента Минфина Илья Трунин рассказал "Ведомостям", что появились основания вернуть Кипр в черный список офшоров, а также внести в него Люксембург. Из этого перечня Кипр был исключен с начала 2013 г. Но глобальный форум по транспарентности и обмену информацией признал эти страны непрозрачными, объяснил Трунин.

Россия ужесточает контроль за трансграничными операциями компаний и их иностранными активами. С помощью соглашений об избежании двойного налогообложения капитал может перетекать в офшоры с минимальными налоговыми издержками. Обычно в стране, с которой заключено такое соглашение, регистрируется компания, через которую деньги транзитом уходят в офшор. Наиболее популярная зона — Кипр: дивиденды, выплачиваемые в эту страну, могут облагаться по ставке 5%, проценты — 0%.

Задача налоговиков доказать, что льготы по соглашению используются незаконно, так как бенефициаром является российский резидент, или что компания не ведет деятельности на Кипре. Уже приняты, например, поправки в Налоговый кодекс, обязывающие иностранных инвесторов раскрывать бенефициаров, иначе им придется заплатить с доходов налог в 30%. Но инспекторам не хватает информации из других стран, в 2012 г. почти треть запросов ФНС осталась без ответов, в первом полугодии 2013 г. — 47% (данные ФНС).

Трунин считает, что запросы игнорируют либо страны, с которыми нет соглашений, либо такие, как Люксембург и Кипр: "Против таких стран всегда есть дубинка в виде черного списка".

Официального предупреждения от российского Минфина Кипр еще не получил, рассказал Cyprus mail секретарь министерства финансов республики Христос Патсалидис, власти Кипра собираются в ближайшее время провести переговоры с российскими коллегами. Возможно, Россия хочет оказать давление на Кипр, полагает один из членов кипрской делегации, которого цитирует Cyprus mail.

Включение Кипра и Люксембурга в черный список нанесет удар по многим схемам налоговой оптимизации. Клиенты встрепенулись, говорит налоговый консультант. Эффект не будет сокрушительным, хотя репатриация средств в Россию подорожает, отмечает партнер PwC Наталья Кузнецова: придется платить налог с дивидендов, выплачиваемых с Кипра, ставка вырастет с 0 до 9%. Под контроль попадут цены всех сделок с Кипром и Люксембургом, если их стоимость составит за год 60 млн руб. Российским компаниям, работающим с этими юрисдикциями, придется обосновывать цены и оповещать о каждой сделке ФНС, объясняла Галина Акчурина из "ФБК-права". Под контроль попадет и выплата пассивных доходов (один из наиболее популярных способов вывода капитала), например процентов и роялти.

Черный список офшоров давно стал любимым инструментом для воспитания несговорчивых стран со сверхльготным налоговым режимом, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. В 2009 г. Франция пообещала включить в свой черный список Швейцарию, с тех пор такой инструмент давления активно используют страны БРИКС, отмечает он.

По словам представителя ФНС, Кипр как раз исправляется в последнее время: оперативно отвечает на запросы, вместо положенного двухмесячного срока укладывается в месяц. "Важно еще, как именно отвечают, — настаивает замминистра финансов Сергей Шаталов. — Должна быть не отписка, а подробная информация, в том числе о бенефициарах компаний". Минфин изучит, как Кипр отвечает на запросы, и решит, включать страну в черный список или нет, сказал Шаталов.

Маргарита Папченкова

Ряду стран Европы грозит дефицит электроэнергии.

"РБК daily"

Европейское сообщество операторов электросетей (Entso-E) не исключает дефицит электричества в ряде стран Европы в дни празднования Рождества. Основными причинами могут стать сильные морозы и слабый ветер, которого окажется недостаточно для нормальной работы ветряных электростанций.

Хотя в целом энергокатастрофы в нынешнем году в Европе опасаться не следует, ситуация в некоторых странах будет зависеть от импорта электроэнергии, указывается в докладе Entso-E. Так, поставки из-за рубежа потребуются, в частности, Хорватии, Финляндии, Латвии, Польше, Швеции и Венгрии. Однако наибольшая вероятность того, что гирлянды на рождественских елках погаснут в самый неподходящий момент, существует в Германии, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ).

Аналитики Entso-E озабочены состоянием внутригерманских сетей, которые не в полной мере обеспечивают управление оперативной переброской электроэнергии по территории Германии. При этом острая потребность в этом обычно возникает при ее избытке на севере страны из-за полной загруженности тамошних ветряных энергоустановок и одновременно пиковой потребности в электричестве в южных регионах ФРГ, где электростанций недостаточно. Это приводит к сильному колебанию напряжения в сетях, необходимости привлечения операторами дополнительных мощностей и падению стоимости электроэнергии на бирже. В прошлом году на фоне даже необычайно высоких для декабря температур ситуация с электроснабжением в ФРГ была просто критическая, напоминает FAZ.

Немецкие операторы сетей заверяют в своей готовности к любым превратностям погоды, однако эксперты Еntso-E уверены, что энергетикам ФРГ "и нынешней зимой предстоит борьба за обеспечение стабильной подачи электроэнергии". Особо подчеркивается, что проблема дефицита электростанций на юге Германии до сих пор не решена.

Другим фактором риска является сочетание периода сильных морозов, длительного безветрия и дефицита топлива на газовых электростанциях. Подобное Германия пережила в феврале 2012 года, когда лишь с большим трудом удалось обойтись без отключения этих электростанций. С учетом прошлогоднего неприятного опыта договоры о порядке поставок газа сейчас переписали, но сомнения, что газа в ФРГ хватит для всех потребителей, у аналитиков остались. "В принципе возможно наступление кризиса в обеспечении станций газом и, как следствие, сокращение предложения электроэнергии", — считают в Entso-E.

"Оба кризисных варианта возможны, однако в ходе подготовки к зиме мы серьезно позаботились о резервах", — рассказала FAZ официальный представитель сетевой компании Tennet, которая обслуживает большие территории как на севере, так и на юге Германии. По ее данным, немецкие операторы по согласованию с Федеральным сетевым агентством довели свои резервные мощности в нынешнем году внутри страны и за ее пределами до 4,5 ГВт.

В докладе Entso-E содержатся показатели нынешнего года по росту в Германии производства электричества на базе возобновляемых источников энергии. Так, мощности по использованию энергии солнца увеличились на 5,1 ГВт, до 36,3 ГВт, а ветряной энергии — на 3,7 ГВт, до 34,3 ГВт. Чисто теоретически суммарно этого вполне достаточно, чтобы почти полностью обеспечить потребность ФРГ в электроэнергии. По данным Федерального союза энергетики и водного хозяйства, пиковое потребление электроэнергии в ФРГ, которое было отмечено 7 декабря 2012 года, составило 81,2 ГВт.

Александр Полоцкий

 

 

ФСК подготовила новый проект инвестиционной программы — почти вдвое ниже прежнего: на 267 млрд руб. Правда, без помощи государства сетевая компания не обойдется.

"Ведомости"

Думаю, что даже при худшем варианте мы сможем удержать уровень инвестиционной программы порядка 110 млрд руб. [в год]", — говорил предправления ФСК Андрей Муров две недели назад (цитата по "Интерфаксу"). Но, как выяснили "Ведомости", траты ФСК могут быть еще скромнее. ФСК предлагает снизить инвестиции на 2014-2016 гг. на 42,8% до 267 млрд руб., а строительство — на 26% до 26,8 ГВА мощности и 6741 км сетей, говорится в презентации, которую компания подготовила к заседанию "открытого правительства" на прошлой неделе (копия есть у "Ведомостей"). Вложения в 2014 г. — 92 млрд руб., в 2015 г. — 75 млрд руб., в 2016 г. — 100 млрд руб. Это базовый сценарий, говорится в документе.

Утвержденная инвестпрограмма ФСК на три года составляла 467 млрд руб. За счет оптимизации компании удалось снизить ее стоимость до 360 млрд руб. Из-за планируемой с 1 января нулевой индексации тарифов и перехода со второго полугодия на оплату фактически переданной мощности, а не заявленной инвестпрограмма ФСК должна была сократиться до 165 млрд руб. (при условии, что долговая нагрузка не превысит 3,5 EBITDA; на 30 июня было 2,2, или 173 млрд руб.).

Деньги на проекты ФСК найдет с помощью масштабной программы по снижению издержек, рассказывает представитель компании Дмитрий Клоков. Например, ФСК предлагает снизить подконтрольные операционные расходы на 15% до 31 млрд руб. в следующем году. Всего за счет оптимизации компания сэкономит 21 млрд руб.

При выполнении этого плана инвестпрограмма вырастет до 186 млрд руб., но компания сможет построить только 52% от запланированного. Чтобы достичь базовых 267 млрд руб., потребуется помощь государства. ФСК просит сохранить правило, по которому МРСК оплачивают заявленную мощность, а не фактически переданную (как правило, она меньше). Эта мера позволит увеличить инвестпрограмму ФСК на 81 млрд руб. "Это принципиальный пункт, согласованный с "Россетями" [материнская компания ФСК, управляет МРСК], снижать объемы строительства до 52% нецелесообразно с точки зрения обеспечения надежности", — объясняет источник, близкий к ФСК. Представитель "Россетей" это подтвердил.

По словам Клокова, базовый сценарий позволяет сохранить кредитный рейтинг и финансовую устойчивость ФСК. Документ направлен на согласование в Минэнерго, добавил он.

ФСК разработала и второй сценарий инвестпрограммы — целевой, если придется строить все заявленные объекты. Она оценивается в 389 млрд руб. Для этого ФСК предлагает повысить плату за техприсоединение для генерирующих компаний так, чтобы она полностью покрывала затраты ФСК (сейчас ТЭС платят менее 10%, ГЭС и АЭС не платят, указано в презентации). Это позволит ФСК дополнительно инвестировать 60 млрд руб. ФСК также просит проиндексировать тариф на 6,7% со второго полугодия 2014 г. В результате выручка в 2014 г. не вырастет, но это позволит инвестировать еще 15 млрд руб. Еще 70 млрд руб. ФСК просит выделить из фонда национального благосостояния (ФНБ) на электрификацию БАМа и Транссиба до 2018 г., следует из презентации.

Инвестпрограмма ФСК будет корректироваться во время обсуждения на "открытом правительстве", затем заключения экспертов и министерств будут направлены в правительство, рассказал "Ведомостям" руководитель проектов аналитического центра "Форум" Борис Ярошевский. "Мы будем анализировать, насколько обоснованно включение того или иного проекта в инвестпрограмму и к какому экономическому эффекту это приведет", — рассказал "Ведомостям" глава НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев. Представитель НП "Совет производителей энергии" Наталья Хижная сказала, что удорожание платы за техприсоединения с генерирующими компаниями не обсуждалось. "Генкомпании в составе НП предлагают ввести мораторий на принятие правовых актов без экономической оценки их последствий", — отметила она.

Заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко передал через представителя, что на финансирование электрификации БАМа и Транссиба действительно понадобятся деньги из ФНБ, но сумма еще не определена. На другие вопросы "Ведомостей" Кравченко не ответил.

Алина Фадеева

 

 

По данным аудиторов, часть договоров по разработке месторождений в России необоснованно выполняют иностранные подрядчики.

"Известия"

Счетная палата (СП) завершила проверку в сфере соглашений о разделе продукции (СРП) за 2012 год, результаты которой оказались неутешительными. Ревизоры обнаружили многочисленные нарушения при выполнении контрактов: так, на трех предприятиях, разрабатывающих углеводородное сырье, большую часть работ выполняют зарубежные подрядчики. Обнаружены нарушения при возмещении расходов на разработку месторождений и при ликвидации экологических последствий.

Аудитор СП Александр Жданьков проверял, как компании-операторы работали в сфере СРП за 2012 год. СРП — форма отношений в совместном предприятии, обычно заключается в виде договора между добывающей компанией (подрядчиком) и госпредприятием. Этот договор уполномочивает подрядчика проводить поисково-разведочные работы. Сейчас в России действуют три совместных предприятия такого типа. Это "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское СРП". Государство возмещает их расходы, связанные с разработкой, за что получает право собственности на имущество, созданное при исполнении соглашения.

Как выяснилось, объем экспорта углеводородов вырос по сравнению с 2011 года на 7% и составил $17,5 млрд. При этом объем экспорта нефти снизился на 2%, а сжиженного природного газа стали экспортировать на 30% больше. Если в 2011 году на возмещение затрат было направлено $44,7 млрд, то в 2012 году — $49 млрд.

Аудитор отметил, что хотя показатели добычи сырья остаются достаточно высокими, в ходе ревизии обнаружен ряд серьезных проблем. Например, есть вопросы по формированию средств на ликвидацию экологических последствий проектов после их завершения. Так, если по "Сахалину-1" и "Харьягинскому СРП" предусмотрены ликвидационные фонды, формируемые за счет возмещаемых затрат, то по проекту "Сахалин-2" такой фонд вообще не предусмотрен.

Что касается возмещения расходов, то эта сфера подверглась особой критике. По словам Жданькова, операторы проектов недостаточно строго следят за подрядчиками, не требуют от них устранения недостатков в гарантийные сроки, не выставляют претензии за срыв работ. В результате за все эти просчеты расплачивается государство.

Проверкой установлено, что дорогостоящее имущество и даже целые имущественные комплексы, созданные операторами проектов, нигде не учтены и не зарегистрированы, эксплуатируются без правоустанавливающих документов, что создает риски их дальнейшей утраты.

Также Жданьков отметил, что далеко не все проекты выполняются с привлечением российских подрядчиков, что является одной из важных задач при реализации СРП. Несмотря на то что доля российских подрядчиков составляет 75% по "Сахалину-1", 61% — по "Сахалину-2" и 95% — по "Харьягинскому СРП", зачастую контракты, заключенные с российскими организациями, на деле выполняют иностранные субподрядчики.

Кроме того, Счетная палата обнаружила ряд мелких нарушений, индивидуальных для каждой разработки, которые в совокупности наносят ущерб государству. Начиная с 2011 года прибыль по проекту "Сахалин-2" направляется государству в натуральной форме (газ) в соответствии с распоряжением правительства. Этот газ поступает в транспортную систему корпорации "Газпром" для потребителей Сахалинской области и Приморского края. Из-за разницы цен на газ на внешнем и внутреннем рынках, которая составляет $326 за 1 тыс. кубометров, только в 2012 году поставки газа по такой схеме обошлись государству недополучением 18 млрд рублей дохода.

Кроме того, "Сахалин-2", по мнению СП, необоснованно расходует средства на аренду квартир для своих сотрудников. За $6 млн в год оператор арендует 234 квартиры, при этом цена аренды за три года покрыла саму стоимость квартир. Аудитор считает, что за такие деньги можно было бы построить новое жилье, а не окупать каждые три года чужую собственность.

Павел Кочегаров

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ