conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

02.12.2015

Минприроды предлагает выдавать госкомпаниям лицензии на шельф лишь раз в год, а по спорным проводить аукционы.

"Ведомости"

Минприроды подготовило поправки в постановление правительства, регулирующее передачу госкомпаниям лицензий на шельфе без тендеров (опубликованы на www.regulation.gov.ru). Сейчас их могут получать только "Роснефть" и "Газпром". Они подают заявки в Роснедра в любое время. Согласно поправкам теперь эти компании будут предоставлять список лицензий, которые они хотят получить в текущем году, не позднее 1 февраля того же года.

Если какой-либо участок заинтересует обе компании, то Роснедра проводят согласительное совещание по спорному участку до 1 апреля. Если спор разрешить не удалось, лицензия выставляется на аукцион.

Документ проходит согласование в ведомствах, сказал представитель Минприроды. Представители "Роснефти" и "Газпрома" не ответили на запросы "Ведомостей".

От "Роснефти" за два года поступило 12 заявок на шельф, некоторые спорные, сказал представитель министерства, не уточнив названия. Известно, что обе компании претендуют на Мурманское месторождение на шельфе Баренцева моря (запасы по С1 + С2 — 121 млрд куб. м). Роснедра выставят его на аукцион после внесения изменений в законодательство. При этом в апреле Минприроды предлагало вообще не выдавать госкомпаниям новые участки. Тогда решался вопрос о доступе частных компаний на шельф. Решение снова не было принято, а идея моратория не нашла поддержки правительства.

Закон не устанавливает конкретных оснований для отказа в приеме заявки у одной из компаний, поэтому правительство принимает решение "в ручном режиме", говорится в пояснительной записке. Компании продолжают набирать новые участки, что ведет к "отвлечению оборотных средств от освоения уже предоставленных в пользование участков". И как следствие — "невозможность выполнения ими своих лицензионных обязательств и возникновение рисков их переноса на более поздний срок", указывает Минприроды. По их мнению, такая ситуация не способствует ускорению добычи углеводородов, а это, в свою очередь, может привести к падению их добычи, снижению поступлений в бюджет и утрате позиций на рынках АТР. В 2015 г. компании сдвинули на 2-3 года сроки работ на некоторых лицензионных участках из-за санкций.

"Газпрому" и "Роснефти" принадлежит соответственно 40 и 51 лицензия на шельфе (более 80% перспективных площадей). Наиболее интересные участки на шельфе уже розданы, госкомпании добирают новые по инерции, констатирует аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Но подача заявок раз в год лишает госкомпании гибкости, считает директор Small Letters Виталий Крюков. На аукционе по спорным участкам они много не предложат, так как ограничены в средствах, продолжает Нестеров.

Галина Старинская

 

 

Компания раскрывает богатый потенциал Среднеботуобинского месторождения.

"Независимая газета"

Российская нефтяная компания "Роснефть" и британская BP на днях объявили о закрытии сделки по купле-продаже 20% долей в ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча". Совместное предприятие даст дополнительный стимул к развитию Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии. В "Роснефти" намерены привлечь к проекту и еще одного партнера. Интерес иностранцев к "Таас-Юрях" понятен: хотя месторождение находится на раннем этапе освоения, у него есть блестящие перспективы.

Восточная Сибирь — регион приоритетных интересов "Роснефти": развитие новых проектов в этой части страны является составным элементом программы укрепления лидерства компании по объемам добычи и запасов. Среднеботуобинскому месторождению отводится важная роль: оно входит в тройку крупнейших активов "Роснефти" в регионе. Поскольку речь идет о Якутии, можно сказать, что это один из главных бриллиантов в восточносибирской короне "Роснефти".

Месторождение расположено в юго-западной части республики приблизительно в 140 км от города Мирного. Нефть здесь обнаружили еще в 1970 году, однако месторождение долго оставалось неосвоенным из-за географической удаленности, отсутствия транспортной инфраструктуры и суровых климатических условий. Реализация проекта, по сути, началась только несколько лет назад. Толчком послужило строительство трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО), который дал нефти со Среднеботуобинского реальную перспективу экспорта.

На этой территории успели поработать несколько недропользователей, отмечает заместитель генерального директора ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" по перспективному планированию и развитию производства Сергей Хлебников. Однако только в 2013 году, с приходом "Роснефти", была определена долгосрочная стратегия развития месторождения, было привлечено крупное финансирование, обеспечены достойные условия проживания для нефтяников. С тех пор обустройство месторождения идет полным ходом.

По запасам Среднеботуобинское месторождение — одно из крупнейших в Восточной Сибири. По итогам 2014 года извлекаемые запасы нефти на участках, принадлежащих "Роснефти", — 167 млн т нефти и 180,5 млрд куб. м газа. Ввод месторождения в эксплуатацию состоялся в октябре 2013 года, а уже год спустя — в ноябре 2014 года — был добыт первый миллион тонн нефти. Газ, добываемый на месторождении, в данный момент идет частично на выработку электроэнергии и тепла. Полная утилизация будет достигнута после запуска закачки газа в пласт в 2019 году. Строительство газокомпрессорной станции начнется в следующем году. Газ будет закачиваться в пласт для поддержания давления, что повысит коэффициент извлечения нефти. А после строительства газопровода "Сила Сибири" станет возможной и монетизация голубого топлива.

Условия добычи простыми не назовешь: зимой температура опускается ниже минус 50 градусов, круглогодичный проезд на месторождение отсутствует, вдобавок у здешних недр сложная геология. Топливо, оборудование и стройматериалы завозят с "большой земли".

Техника, кстати, вся новая (возраст — максимум два года) и почти вся — российского производства. Практически все питание тоже привозное, однако хлеб пекут в местной пекарне, а воду как для питья, так и для технических нужд качают из искусственного водоема, предварительно тщательно очистив. Завоз осуществляется из города Усть-Кута по зимнику, а в летнее время грузы можно доставлять по реке до города Ленска. В дальнейшем планируется проложить дорогу, которая свяжет месторождение с городом Ленском.

Для здешней нефти характерны малое содержание парафина и среднее — серы. Главная ее специфика — низкая пластовая температура. Перед отгрузкой в магистральный трубопровод нефть проходит несколько этапов подготовки. Конечный результат тщательно контролируется двумя лабораториями, расположенными на самом месторождении и почти за 170 км от него, на приемо-сдаточном пункте — конечной точке магистральной трубы, после которой нефть попадает непосредственно в систему ВСТО. Нефть сложная, но ниже первой группы качества ее еще ни разу не сдавали.

На месторождении в вахту, длящуюся 28 дней, работают около 290 человек. "Здесь много оренбургских и самарских специалистов, много из Якутии и из Иркутска. Многие — с других сибирских месторождений — Ванкора и Юганска", — рассказывает Сергей Хлебников. Для перевозки сотрудников организованы чартеры из Самары и Иркутска. В основном на месторождении работают специалисты с опытом работы на других предприятиях. "У нас сейчас идет набор персонала, потому что проект развивается — увеличиваются объемы бурения", — говорит заместитель гендиректора предприятия.

Первый этап реализации проекта "Таас-Юрях" уже завершен, второй реализуется одновременно по нескольким направлениям. Прежде всего расширяются буровые мощности: если сейчас бурение ведется двумя станками, то со следующей весны их количество увеличат до шести. Запуск новых скважин позволит существенно нарастить объемы добываемой нефти. После 2020 года этот показатель планируется увеличить с нынешних 1 млн т до 5 млн т, рассказывает Сергей Хлебников. Рост добычи потребует расширения центрального пункта сбора нефти на месторождении, прокладки нового магистрального трубопровода почти вдвое большего диаметра (530 мм), чем существующий, и расширения приемо-сдаточного пункта. Одновременно запланировано создание системы поддержания пластового давления.

Работы по строительству дополнительной нефтяной инфраструктуры ведутся одновременно. Все необходимые государственные разрешения получены, заключаются контракты с поставщиками, завозятся материалы и оборудование, мобилизуются подрядчики. К 2018 году второй этап реализации проекта "Таас-Юрях" должен быть завершен. Более дальняя перспектива — развитие газового направления: расширение газокомпрессорной станции для подачи газа в газотранспортную систему, строительство магистрального газопровода, бурение и обустройство кустов газодобывающих станций.

В "Роснефти" не считают, что падение цен на нефть может негативно повлиять на реализацию проекта. Похоже, той же точки зрения придерживаются и иностранные партнеры компании. По крайней мере об этом свидетельствует соглашение о создании совместного предприятия "Роснефти" и BP на базе ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча". Документ был подписан в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2015 года, а об окончательном закрытии сделки было объявлено 30 ноября. В рамках соглашения "Роснефть" продала BP 20% в ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча". СП будет способствовать дальнейшему развитию инфраструктуры месторождения и освоению его запасов.

"Мы видим значительный потенциал расширения данного проекта, развития нашей деятельности на соседних лицензионных участках, — прокомментировал закрытие сделки председатель правления "Роснефти" Игорь Сечин. — Мы надеемся на интегральное сотрудничество в рамках освоения запасов Восточной Сибири с нашим стратегическим партнером и акционером — компанией BP".

"Мы рассчитываем на успешную совместную работу с нашими партнерами из компании "Роснефть" на этом проекте, — заявил президент ВР в России Дэвид Кэмпбелл. — Мы убеждены, что у нас появятся новые возможности увеличить добычу на действующем месторождении и открыть перспективные месторождения. Создание совместного предприятия подтверждает приверженность ВР работе в России в качестве долгосрочного стратегического инвестора".   

Татьяна Попова

 

 

"Газпром" объявил крупнейший в своей истории тендер на строительство газопровода. Компания рассчитывает за 156 млрд руб. построить четверть — 822 км — "Силы Сибири".

"Ведомости"

В минувший понедельник "Газпром" заказал одним лотом строительство 822 км газопровода "Сила Сибири" за 156 млрд руб., следует из тендерной документации компании. Заявку на конкурс можно будет подать до 8 декабря 2015 г., а сам тендер пройдет 11 декабря. Таким образом, строительство 1 км газопровода на этом участке компания оценивает в 189 млн руб.

Для сравнения: в конце ноября "Газпром" впервые дал оценку газопроводу "Ухта — Торжок — 2" — 217 млрд руб. При общей длине трубы в 970 км и строительстве восьми компрессорных станций стоимость 1 км этого маршрута компания оценила в 223,7 млн руб. (в ценах 2010 г.). В случае с "Силой Сибири" в стоимость работ не входит закупка труб, напоминает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. С их учетом один километр "Ухта — Торжок — 2" обойдется компании в $7,5 млн, а "Силы Сибири" — в $8,2 млн в ценах 2010 г. и 2011 г. соответственно, говорит Корчемкин. "Газпром" уже приобрел более половины необходимых ему для "Силы Сибири" труб, потратив на это более 80 млрд руб.

Длина "Силы Сибири" составит 3246,8 км, а оценка инвестиций "Газпрома" в его строительство — 800 млрд руб. в ценах 2011 г. (на газопроводе будет построено также восемь компрессорных станций), говорится в данных компании. Даже за вычетом затрат на компрессорные станции 1 км "Силы Сибири" получается дешевле 1 км "Южного коридора", трасса которого проходит в степях юга России. Но затраты на "Силу Сибири" значительно вырастут в ходе строительства, считает Корчемкин. Стоимость строительства линейной части магистрального газопровода "Сила Сибири" стала в среднем ниже на 5% стоимости первых участков строительства, парирует представитель "Газпрома".

Победителю конкурса на 156 млрд руб. нужно будет построить четыре нитки газопровода: участки Ленск — Салдыкельская (93,4 км), Салдыкельская — Олекминская (254,7 км), Олекминская — Амгинская (239 км), а также Амгинская — Нимнырская (235 км). "Газпром" уже объявлял в начале сентября тендеры по второму и третьему участкам, однако шесть раз переносил сроки рассмотрения заявок из-за просьб участников разъяснить смету проектов, а также уточнить техзадания, говорит аналитик компании IST-budget Ян Хельм. В отличие от ранее объявленных текущий лот сформирован на полный комплекс работ под ключ: строительство линейной части, крановых узлов, вдольтрассовых технологических проездов и т. д., поясняет представитель газовой компании. Он объясняет, что "Газпром" решил выбрать единого подрядчика на весь комплекс работ, чтобы "оптимизировать затраты, обеспечить надлежащее качество работ и сформировать единый центр ответственности".

У "Газпрома" ограниченное число подрядчиков, способных реализовать столь масштабный проект в сжатые сроки (согласно техзаданию строительство 822 км "Силы Сибири" должно завершиться в конце июня 2018 г.), говорит один из подрядчиков "Газпрома". "Доверить стройку можно "Стройгазмонтажу" Аркадия Ротенберга, "Стройгазконсалтингу" или "Стройтрансгазу" Геннадия Тимченко. Он уже в марте 2015 г. получил без конкурса первый генподряд на 208 км "Силы Сибири" и скорее всего продолжит строить газопровод, говорит источник "Ведомостей". В России не так много игроков, способных оперативно мобилизовать ресурсы под такую стройку, соглашается замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Скорость строительства — 822 км за 2,5 года — вполне реальна и сопоставима со скоростью строительства "Северного потока" (с поправкой на более сложные климатические и инфраструктурные условия), отмечает он.

Та компания, которая выиграет конкурс на строительство "Силы Сибири", в ближайшее время вряд ли сможет участвовать в европейских проектах "Газпрома", говорит один из потенциальных участников тендера. Ведь для строительства трубопровода до Китая придется перебазировать технику, людей и другие ресурсы, так что сил и времени для работы на нескольких фронтах у компании просто может не хватить. Тем более с учетом логистики генподрядчикам удобнее и выгоднее участвовать в европейских проектах газовой монополии, отмечает источник "Ведомостей". Но такой крупный тендер потенциально интересен для любой компании.

Представители "Стройгазмонтажа" и "Стройгазконсалтинга" отказались от комментариев, представитель "Стройтрансгаза" не ответил на вопросы "Ведомостей".

Виталий Петлевой, Александра Терентьева

 

 

Рынок нефти ждет итогов встречи стран ОПЕК 4 декабря.

"Новые Известия"

Средняя цена на нефть марки Urals, основного товара российского экспорта, в январе-ноябре 2015 года снизилась в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 97,6 до 52,6 доллара за баррель, заявил эксперт Минфина РФ Александр Сакович. Ожидать повышения котировок черного золота в ближайшее время не следует по причине значительного превышения предложения над спросом. По мнению опрошенных "НИ" аналитиков, на предстоящей 4 декабря встрече стран-членов ОПЕК квоты на добычу нефти скорее всего будут оставлены без изменений.

В ноябре 2015 года средняя цена нефти российской марки Urals составила 42,11 доллара на баррель против 78,33 доллара в предыдущем ноябре. Между тем в своих прогнозах Минэкономразвития исходит из цены нефти в 50 долларов за баррель и в 2015-м, и 2016 годах. Однако в действительности нефть может упасть значительно ниже этого уровня. В том числе и потому, что страны — экспортеры нефти, несмотря на убытки из-за низких цен на нее, продолжают наращивать добычу. А с января на рынок дополнительно хлынут значительные объемы иранской нефти после снятия с Тегерана санкций.

В прошлом месяце, впрочем, Организация стран-экспортеров нефти символически сократила добычу — в основном, из-за снижения в Нигерии и Ливии. В ноябре производство картеля составило 32,121 млн. баррелей в сутки, что на 33 тыс. меньше показателя за октябрь, свидетельствуют результаты опроса нефтекомпаний и аналитиков, проведенного агентством Bloomberg. Тем не менее объемы добычи странами-членами картеля превышали установленную квоту в 30 млн. баррелей в сутки уже 18 месяцев подряд.

"Нефть продолжает оставаться под давлением из-за непреклонной позиции ОПЕК по демпингу цен для увеличения своей доли на рынке. Скорее всего, к концу года сезонный фактор поддержит котировки, и стоимость бочки Brent психологический уровень в 50 долларов все же преодолеет. Однако ни в 2016 году, ни даже в 2017 году не стоит ожидать стоимости выше 60 долларов", — высказал мнение в разговоре с "НИ" Роберт Новак, старший аналитик MFX Broker.

Действительно, согласно прогнозам опрошенных агентством Bloomberg экономистов, на заседании в Вене 4 декабря министры энергетики 12 стран ОПЕК оставят квоты на добычу нефти на прежнем уровне. При этом возвращение Ирана на рынок только укрепит решимость Саудовской Аравии сохранить объемы производства в борьбе за долю рынка.

"Я не ожидаю каких-либо новых решений по итогам заседания ОПЕК", — сказал "НИ" ведущий аналитик ИК "Калита-Финанс" Алексей Вязовский. Эксперт напомнил, что в прошлый кризис 2008 года картелю понадобилось падение цен на нефть до 36 долларов за баррель, чтобы урезать квоты. Причем это решение участниками не соблюдалось, и предложение превышало спрос. Сейчас ситуация еще хуже — часть членов ОПЕК начали ценовую конкуренцию на рынке, пытаясь демпингом отвоевать чужие доли. "Таким образом, борьба на рынке энергоносителей обостряется и цены могут упасть ниже минимумов 2008 года", — сделал вывод г-н Вязовский.

Ведущие государства ОПЕК уже неоднократно заявляли о неготовности сокращать добычу. Такую позицию, в частности, занимает Саудовская Аравия — лидер нефтедобывающих стран. Тем не менее другие страны, где себестоимость добычи нефти высока — Венесуэла, Эквадор — призывают аравийские монархии пойти на уступки. "В ОПЕК нет единства относительно дальнейших действий", — считает Иван Андриевский, председатель совета директоров компании "2К". По его словам, страны с относительно высокой себестоимостью нефтедобычи готовы пойти на снижение квот на производство нефти ради восстановления котировок. Другие члены картеля, напротив, пытаются увеличить свои доли на мировых рынках за счет дополнительных скидок. "Поскольку вторую группу представляют лидеры ОПЕК — в основном страны Персидского залива, вероятность снижения квот по добыче на предстоящем заседании невысока. Поэтому ожидать восстановления рынка в ближайшее время не приходится", — сказал эксперт "НИ".

Сергей Путилов

<< Декабрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ