media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.02.2014

Стабильное снижение нефтяных цен расшатает бюджет.

"Независимая газета"

России надо готовиться к болезненному снижению цен на нефть. Всемирный банк (ВБ) прогнозирует, что в течение 2014-2016 годов мировые цены на нефть снизятся в среднем на 5%. Причин несколько — это и сланцевые перспективы США, и замедление развивающихся экономик. Аналитики Morgan Stanley подтверждают: развивающимся экономикам скоро придется смириться с так называемой внезапной остановкой притока капитала. Похоже, бегство инвесторов из стран, впавших в экономическую и политическую неопределенность, еще только начинается. По оценкам экспертов, российский экспорт на 70% состоит из топливного сырья. Несмотря на высокие нефтяные цены, бюджет в России верстается с дефицитом. Поэтому даже незначительное снижение нефтяных цен может еще больше расшатать российскую экономику.

Всемирный банк обнародовал доклад о глобальных экономических перспективах. Одна из перспектив — стабильное снижение мировых цен на нефть.

По данным ВБ, в 2012 году мировые цены на нефть достигали в среднем 105 долл. за баррель, в 2013-м — 104,1 долл. за баррель. В 2014 году аналитики ожидают уже 103,5 долл. за баррель. В 2015 году нефть будет стоить чуть меньше 100 долл. за баррель, к 2016 году цена опустится до 98,6 долл. за баррель. В течение 2014-2016 годов нефть подешевеет на 5%. Всемирный банк рассчитывает усредненную стоимость нефти марок Dubai, Brent, West Texas Intermediate.

Не только иностранные наблюдатели предупреждают о падении нефтяных цен. Осенью прошлого года Минэкономразвития РФ обнародовало свой прогноз на ближайшую трехлетку. В нем прописано, что нефть подешевеет с 110,5 долл. за баррель в 2012 году до 100 долл. за баррель в 2016 году. В правительственных прогнозах речь идет о нефти марки Urals.

Аналитики ВБ назвали несколько причин предстоящего снижения мировых цен на нефть: увеличение поставок нетрадиционной нефти благодаря разработке сланцевых месторождений, повышение энергоэффективности, общее снижение потребления нефти.

По данным ВБ, мировой спрос на нефть будет расти в ближайшие 10 лет менее чем на 1,5% в год. И обеспечиваться он будет преимущественно за счет стран, которые не входят в Организацию экономического сотрудничества и развития, — то есть прежде всего развивающихся.

Однако, как предупреждают экономисты Morgan Stanley, на развивающиеся страны сейчас тоже лучше особо не надеяться. Потому что они уже столкнулись с опасностью внезапной остановки притока капитала. Есть риск, что под влиянием различных негативных факторов эти страны полностью утратят доступ к международным финансовым рынкам. И это может не только обрушить сами развивающиеся экономики, но и ударить по их торговым партнерам в еврозоне.

Внезапная остановка капитала угрожает прежде всего Бразилии, ЮАР, Турции, Украине, Мексике, Индонезии, Индии, Таиланду. По оценке Morgan Stanley, основные риски в этих странах связаны с чрезмерной зависимостью экономики от притока капитала и от кредитов, а также с дефицитом счета текущих операций, неспособностью провести более гибкую монетарную политику, повышенной чувствительностью к ситуации в Китае. Конечно, сказывается на движении капитала в том числе политическая обстановка.

"Хотя в одних странах риск внезапной остановки выше, а в других ниже, ему подвержены все развивающиеся рынки, — цитирует Интерфакс иностранных аналитиков. — Если власти не проведут реформы, необходимые для перехода к новой модели экономического роста, коррекция на рынках активов будет продолжаться до тех пор, пока преобразования не станут неизбежными".

При этом, как показал опрос иностранных экономистов, проведенный Reuters, бегство инвесторов с некогда преуспевающих развивающихся рынков, похоже, только начинается.

Эксперты "НГ" согласились с основными выводами иностранных наблюдателей и рассказали, чем снижение нефтяных цен грозит России. "Сейчас я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы цена на нефть росла, — комментирует ситуацию директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев. — Думаю, проблемы, связанные с падением нефтяных цен, российское правительство будет решать частично за счет населения и самым простым способом. То есть мы пойдем по пути дальнейшего ослабления рубля. Международные резервы скорее всего активно тратить не будем. Хотя не исключено, что и они могут незначительно сократиться. Но тогда надо понимать, что сокращение резервов может автоматом привести к снижению нашего суверенного рейтинга, а это, мягко говоря, нежелательно". По словам эксперта, "если нефтяные цены упадут — трагедии не будет, но будет больно".

Судя по всему, российскую экономику больше не спасают даже относительно высокие цены на нефть, замечает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. "Бюджет остается дефицитным. Инвестиции в основной капитал снижаются. Огромный чистый отток капитала за рубеж", — перечисляет эксперт.

Снижение нефтяных цен приведет к обострению бюджетных проблем, к увеличению дефицита бюджетов всех уровней — от федерального до региональных. "У нас огромные бюджетные обязательства неснижаемого характера. Это обязательства по социальным и оборонным расходам, по финансированию мегапроектов — например, чемпионата мира по футболу", — поясняет Николаев.

В таких условиях правительство начнет искать дополнительные источники средств. Логично предположить, что власти начнут тратить международные резервы, распродавать госсобственность, занимать на внешних рынках. А все это чревато новыми рисками и проблемами.

Эксперт напоминает: разговоры о том, что российская экономика должна уйти от сырьевой модели, ведутся давно — с начала нулевых. "Но пока это только разговоры. Хотелось бы, чтобы произошли наконец-то какие-то подвижки. А пока что сырьевая направленность российской экономики лишь усиливается. Достаточно посмотреть на структуру нашего экспорта. На 70% это топливно-сырьевой экспорт", — говорит Николаев.

Как итог — даже незначительное снижение нефтяных цен сулит российской экономике большие проблемы.

Анастасия Башкатова

Сечин доложил Медведеву о мнимом росте капитализации "Роснефти".

"РБК daily"

Президент "Роснефти" Игорь Сечин на встрече с премьером Дмитрием Медведевым сообщил о росте капитализации компании на 18% за год. За этот период на Московской бирже стоимость "Роснефти" упала на 8%, а на Лондонской — на 25%.

"Мы уверены, что капитализация компании "Роснефть" будет расти. За прошедший год, если на 24 января считать, примерно 18% роста мы дали и будем рассчитывать на сохранение темпов — конечно, при сохранении макроэкономических условий", — сообщил президент "Роснефти" премьеру Дмитрию Медведеву (расшифровка опубликована на сайте правительства).

По данным Лондонской фондовой биржи (LSE), 24 января 2013 года капитализация "Роснефти" составляла 94,64 млрд долл., а 24 января 2014 года — 75,78 млрд долл., то есть сократилась на 25%. На Московской бирже компания подешевела лишь на 8% — с 2,85 трлн до 2,63 трлн руб. Рост на 18% можно получить, если отсчитать с 24 января не год, а полтора года и отслеживать котировки компании на Московской бирже."Данные о росте капитализации приведены за период с 23 июля 2012 года по 24 января 2014 года", — уточнил в воскресенье представитель "Роснефти". Он отметил, что компания "демонстрирует уверенную тенденцию к росту капитализации" с поправкой на волатильность рынка.

Выполнить прогноз Сечина, увеличив капитализацию "Роснефти" на 18% в 2014 году, будет трудно с учетом того, что экономическая ситуация в России достаточно тяжелая, а особых драйверов для роста бумаг компании нет, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Все ждут обещанного синергетического эффекта от слияния с ТНК-BP (Сечин оценивал его в 12 млрд долл.), но он в основном будет достигнут позже 2014 года. Компания планирует серьезные капитальные вложения, но существенного роста как в производстве, так и в выручке на коротком отрезке не ожидается, замечает эксперт.

"Роснефти" будет очень сложно наращивать капитализацию в условиях ослабления российского фондового рынка, которое происходит из-за оттока капитала из развивающихся экономик в развитые, добавляет аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. К тому же, по его мнению, инвесторам нравится прозрачность, а "Роснефти" в этом отношении еще нужно совершенствоваться.

В пятницу Дмитрий Медведев поинтересовался у Игоря Сечина, как обстоят дела с выкупом акций у миноритариев ТНК-BP Холдинга, которые в прошлом году жаловались, что "Роснефть" ущемляет их права. В сентябре 2013 года премьер потребовал, чтобы компания выставила им оферту. Сечин доложил о выполнении поручения: "На добровольные выплаты вышли 98,23% всех миноритариев, при этом включая международные фонды. Понятно, что некоторые из них хотели получить больше прибыли. Выкуп произведен по рыночной цене, с учетом всех расчетов, и он удовлетворил всех".

Глава "Роснефти" также отчитался премьеру об операционных результатах компании за год. Добыча в нефтяном эквиваленте увеличилась на 70%, до 240 млн т. "В мировом плане, я думаю, это результат номер один среди публичных компаний", — похвастался он. Такой большой рост во многом связан с покупкой ТНК-BP, органический рост составил 4%, или 9 млн т. В 2013 году компания в ходе геологоразведки увеличила запасы на 250 млн т, было открыто шесть новых месторождений.

Елена Иванкина

 

 

Субъекты РФ самостоятельно решат, когда вводить соцнормы потребления электричества.

"Новые известия"

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание, на котором обсуждалась противоречивая затея с введением социальных норм потребления электроэнергии, и пришел к выводу, что в данном вопросе допущены очевидные перегибы. В итоге было определено, что лучше всех в ситуации смогут разобраться региональные власти — именно они будут решать, когда соцнорма будет введена в том или ином субъекте. Таким образом, тотального внедрения соцнормы в стране с 1 июля не будет. Тем не менее, по оценкам экспертов, эксперимент по внедрению "энергопайка" будет продолжен. Иначе невозможно будет решить проблему перекрестного субсидирования, когда предприятия, как сейчас, переплачивают за дешевое электричество, поставляемое населению. В этом случае предприниматели включают дорогое электричество в стоимость товаров и услуг для потребителей.

Разработку комплекса мер по введению соцнорм потребления электроэнергии и других коммунальных услуг правительству поручил президент Владимир Путин указом от 7 мая 2012 года. Пилотные проекты по соцнормам потребления электроэнергии стартовали 1 сентября прошлого года в Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях, а с 1 июля 2014 года "энергопаек" планировалось ввести по всей стране. Суть соцнормы в том, что на определенный объем электроэнергии устанавливается чуть более низкий тариф (экономия 3-10%), а за перерасход придется платить заметно больше (до 40%). И хотя власти заявляли, что с 1 июля дороже придется платить не более чем 30% "расточительного" населения, но, к примеру, в той же "экспериментальной" Владимирской области оказалось, что в отведенные 70 кВт/ч в месяц уложились лишь 40% населения. Остальным 60% пришлось переплачивать сверх действующих тарифов.

Примечательно, что региональные администрации дружно выступили против введения "энергопайка". Столичные власти, указывая, что предложенные "дозировки" энергопотребления не отвечают элементарным бытовым потребностям москвичей (в среднем 200 кВт/ч в месяц), еще осенью предложили передать решение вопроса в ведение регионов. В конце прошлой недели губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко принял решение об отсрочке введения соцнормы потребления электроэнергии в регионе. Одномоментное введение во всех регионах социальной нормы потребления электроэнергии недопустимо — такое мнение выразили и мурманские депутаты. По оценкам экспертов, планировавшееся правительством РФ введение с 1 июля 2014 года социальной нормы потребления электроэнергии по всей стране фактически является лишь закамуфлированной возможностью для повышения тарифов на ЖКХ.

В итоге власти решили "нажать на тормоза". На совещании у Дмитрия Медведева было объявлено, что решать вопрос о введении соцнорм в регионах будут сами руководители субъектов. "Решение о введении социальной нормы, ее корректировке регион должен принимать самостоятельно, с учетом реального состояния дел в регионе: климата, доходов населения, состояния жилищного фонда. Обязаловки и тотального введения соцнормы нам сейчас допускать нельзя, потому что у нас нет абсолютно точных данных, что и как будет происходить", — сказал премьер-министр.

Однако, как говорят специалисты, власти едва ли откажутся от своей затеи в перспективе ближайших двух-трех лет. "Процесс лишь откладывается, но не отменяется. Потребуется внесение дополнительных изменений в постановление правительства об обязательном переходе на соцнормы. Эта практика будет внедряться. Хотя и более гибко, но неуклонно. В противном случае перекрестное субсидирование (то есть когда предприятия платят за электричество меньше, чем население) будет иметь единственным результатом включение ими стоимости потребленного дорогого электричества в цену товаров и услуг, что еще больше ударит по карману потребителя. В любом случае кто-то должен раскошелиться на поддержание нашей стагнирующей промышленности, поскольку у властей на это денег нет. Остается брать необходимые средства с населения", — сказал "НИ" эксперт Института экономики города Дмитрий Хомченко.

Обжегшись на электричестве, власти решили "подуть" и на воду. Дмитрий Медведев поддержал идею отказаться от обязательного введения социальной нормы на водопотребление в России с 2015 года, чреватой не только обесточиванием, но и обезвоживанием россиян. Однако надолго ли власти забыли о воде — пока неизвестно.

Сергей Путилов

 

 

Изменение правил бухучета может дорого обойтись бизнесу. Налог на имущество вырастет, больше других пострадают добывающие компании.

"Ведомости"

Крупный бизнес жалуется в Госдуму и Минфин на то, что из-за сближения правил российского бухучета и МСФО придется заплатить лишний налог на имущество. Проблема беспокоит, в частности, "Роснефть", "Новатэк", "Газпром нефть", "Татнефть", "Башнефть", "Лукойл" и "Росатом". Все они перечислены в ответе замминистра финансов Сергея Шаталова (есть у "Ведомостей") на письмо РСПП.

С 2012 г. при постановке основных средств на учет предприятия должны включать в их стоимость будущие расходы на демонтаж и ликвидацию. Этого требуют МСФО, разъяснил Минфин и изменил правила российского бухучета.

Из самого факта ввода объекта следует, что неизбежны затраты на его демонтаж, говорит партнер KPMG Антон Усов, эти обязательства нужно зафиксировать в отчетности, увеличив симметрично стоимость основных средств (дебет должен сойтись с кредитом). Но вслед за этим вырастет и налог на имущество, добавляет старший партнер BDO в России Александр Веренков. Такой подход противоречит природе налога на имущество, настаивает представитель "Газпром нефти": базой для него всегда была фактическая стоимость, а не оценочная величина будущих расходов. С другой стороны, при росте стоимости объекта увеличится и амортизация, что позволит сэкономить на налоге на прибыль, замечает Веренков.

Проблема актуальна для всех компаний, у которых есть основные средства, подлежащие ликвидации, рассказывает сотрудник нефтегазовой компании, но недропользователи несут наиболее серьезные потери. После истощения месторождения они обязаны восстановить разрабатываемый участок и разобрать оборудование. Страдают предприятия ядерной энергетики, говорит Усов, компании, которые должны создавать хранилища для отходов, в частности металлурги.

Ликвидационные обязательства добывающих компаний группы "Новатэк" составляют 8 млрд руб., пишет предправления группы Леонид Михельсон председателю бюджетного комитета Госдумы Андрею Макарову, налоговая нагрузка вырастает на 179 млн в год, а с учетом инвестпрограммы в ближайшие два года — на 300-400 млн. Дополнительные платежи "Роснефти" по налогу на имущество могут превысить 1 млрд руб. в год, говорится в письме вице-президента компании Святослава Славинского (копии обоих писем есть у "Ведомостей").

В ноябре Шаталов ответил РСПП, что Минфин готов обсуждать проблему, но нельзя увеличивать различия между российскими правилами и МСФО. Тогда компании обратились к депутатам. На прошлой неделе в комитете Госдумы по бюджету и налогам прошло совещание, рассказали его участники и подтвердила зампред комитета Оксана Дмитриева. Дозвониться до Макарова не удалось. Дмитриева допускает возможность внесения изменений в закон о бухучете или в Налоговый кодекс, если правительство не захочет исправить положение. Налог на имущество прямо привязан к данным бухучета, отмечает Усов: "В Налоговом кодексе можно либо отвязать его, либо описать способ исчисления — с учетом обязательств по ликвидации или без".

Минфин по-прежнему готов обсуждать корректировку правил, сообщил его представитель, но пока предложений от компаний не поступало, а изменения не должны приводить к расхождениям с МСФО.

Сергей Титов, Михаил Серов

 

 

<< Февраль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ