conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.03.2015

Облегчение доступа к добыче не означает немедленного роста инвестиций.

"Ведомости"

Либерализация доступа иностранных инвесторов к стратегическим месторождениям полезных ископаемых была бы очень полезна в ситуации кризиса, технологических и финансовых ограничений, с которыми сталкиваются российские компании. Впрочем, это условие необходимое, но недостаточное.

Минприроды намерено смягчить ограничения для иностранных инвесторов, готовых работать на стратегических месторождениях. Министерство предложило допустить приобретать им долю до 25% в стратегических месторождениях без специальных разрешений и до 49% — после одобрения правительственной комиссии. Поправки в закон "О недрах" внесены в правительство. С 2008 г. в России действует ограничение доли иностранцев в стратегических месторождениях 10%, норма готовилась в тучные годы, когда казалось, что цена на нефть будет расти всегда и надо лишь грамотно делить ренту внутри страны.

В 2015 г. реальность другая. В начале февраля Минэнерго заявило, что около 15% нефтегазовых проектов в 2015 г. может быть отложено из-за низких цен на нефть и сокращения инвестиций в добычу. Затраты на добычу на зрелых месторождениях за последние годы удвоились. Западные санкции ограничивают финансовые и технологические возможности российских добывающих компаний. Отмена драконовской нормы о 10%-ном ограничении назрела, это необходимая мера, способная облегчить модернизацию отечественной нефте- и газодобычи, отмечает партнер RusEnergy Михаил Крутихин.

Вложения в добычу окупаются не сразу. Чтобы привлечь крупные инвестиции из-за рубежа, либерализации доступа к месторождениям недостаточно.

Хорошо бы перестать воевать и добиться снятия санкций. И уж как минимум придется прекратить регулярные "налоговые маневры" в отрасли и ситуативную правку законов. Даже для китайских инвесторов, на которых российские власти сейчас надеются прежде всего. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил в пятницу, что не видит политических препятствий, для того чтобы "китайские друзья" получали контроль на стратегических месторождениях (кроме шельфа). В сентябре 2014 г. об отсутствии ограничений "для китайских партнеров" говорил Владимир Путин. Правда, чиновники среднего звена не знают, как работать с китайскими инвесторами, пишет в русском Forbes руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев.

С одной стороны, любопытно, какими нормативными актами будут регулироваться особые условия именно для китайских партнеров. С другой стороны, китайцы как прекрасные переговорщики и так выбивают себе особые условия в контрактах с российскими сырьевыми госкомпаниями, будь то "Роснефть" или "Газпром". К тому же Китай может выбирать: он активно разрабатывает месторождения углеводородов в Нигерии, Судане, Анголе и Венесуэле, получает газ по трубопроводу из Туркмении (мощность в ближайшее время может быть увеличена). Скажем, сделка CNPC с "Роснефтью" по Среднеботуобинскому месторождению сорвалась, стороны не договорились о цене.

Павел Аптекарь

 

 

Михаил Фридман обезопасит британские вложения с помощью голландского траста.

"РБК daily"

LetterOne Михаила Фридмана завершила сделку по покупке нефтегазовой компании Dea у немецкого концерна RWE. Но продолжающийся спор с Великобританией может поставить планы LetterOne под сомнение.

Немецкая RWE и люксембургская LetterOne, подконтрольная акционерам "Альфа-групп" Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву, в понедельник, 2 марта, закрыли сделку по нефтегазовой компании Dea: российские миллиардеры приобрели Dea за €5,1 млрд, несмотря на неурегулированный спор с властями Великобритании. Лондон так и не выпустил "комфортное письмо", гарантировавшее бы, что британские лицензии Dea не будут отозваны в случае введения западных санкций в отношении LetterOne или ее российских владельцев. LetterOne считает, что в достаточной мере защитила свой новый британский актив от последствий возможных санкций: он будет выделен в особую структуру по голландскому праву — штихтинг (Stichting). Это креативное решение, говорят независимые юристы, но Великобританию оно не устраивает.

28 февраля Министерство энергетики и климатических изменений Соединенного Королевства (DECC) заявило о несогласии со схемой сделки между RWE и LetterOne. В течение 2014 года сделку одобрили антимонопольные регуляторы Германии, Норвегии и Украины (страны присутствия Dea), и Великобритания стала единственной страной, которая попыталась заблокировать транзакцию.

"После долгого и тщательного анализа министр [энергетики и климата] решил, что предложение [RWE и L1] не смогло полностью снять все опасения. В связи с этим он проинформировал две компании, что если они все же хотят завершить сделку в нынешней конфигурации, то он намерен потребовать от них передачи [британского подразделения Dea] подходящей третьей стороне", — отмечалось в сообщении ведомства. Иными словами, британское правительство намерено потребовать от LetterOne продать местное подразделение Dea, чтобы не подвергать эти экономически и социально значимые операции в Северном море угрозе остановки в случае введения санкций против российских собственников.

В январе RWE и LetterOne договорились, что британские операции Dea будут выделены в отдельное юрлицо: если США или ЕС в течение года после закрытия сделки (то есть до 2 марта 2016 года) введут санкции против LetterOne или ее владельцев, RWE будет обязана выкупить британский бизнес обратно. Для обратного выкупа стоимость Dea UK будет определена по заранее оговоренной формуле, которую стороны не раскрыли. Британский бизнес составляет до 20% оборота Dea.

Креативное решение

2 марта из письма-ответа британским властям, опубликованного LetterOne, стало известно, что новые владельцы Dea хотят реализовать эту схему с помощью штихтинга. Stichting — это фонд, учрежденный по голландскому праву, который будет управляться профессиональным управляющим (управляющей компанией), независимой от LetterOne, пояснил РБК партнер Tertychny Law Иван Тертычный. Целью деятельности фонда будет надзор за управлением активами Dea UK и обеспечение строгого соблюдения лицензионных требований на месторождениях в британской части Северного моря. Вероятно, условия сделки предполагают, что в случае введения против LetterOne или ее владельцев санкций, которые могут привести к отзыву лицензий у Dea UK, управляющие фондом получают полный контроль над этими активами. "После получения полного контроля над Dea UK при введении санкций управляющие действуют согласно заранее прописанному "кризисному плану", который предусматривает поиск подходящего покупателя на этот актив", — отмечает юрист.
Но, как следует из письма LetterOne, британские власти считают, что штихтинг — недостаточно эффективное решение для защиты актива от санкционного риска. Кроме того, это решение может быть интерпретировано как способ незаконного обхода будущих санкций, что само по себе может считаться потенциальным нарушением.

Судебная угроза

В открытом письме министру энергетики и климатических изменений Великобритании Эдварду Дейви LetterOne раскритиковала министерство за затягивание с выражением своей позиции по Dea. Позиция Лондона стала известна лишь за двое суток до планового закрытия сделки, в результате чего у LetterOne уже не было времени для переговоров. LetterOne и RWE решили довести сделку до конца на согласованных ранее условиях, без каких-либо изменений. Теперь, если ведомство будет настаивать на обязательной продаже контроля над Dea UK независимой третьей стороне, LetterOne "намерена добиваться судебной оценки решения" министерства. "Мы сохраняем за собой право требовать компенсацию за любые убытки по инвестициям, которые стали результатом действий министерства в отношении Dea", — предупреждает LetterOne, ссылаясь в том числе на возможность подать иск в рамках международного Договора к Энергетической Хартии.

LetterOne надеется, что правительство Великобритании пересмотрит свою позицию и воздержится от принуждения компании к продаже Dea UK, тем более что такое развитие событий "неизбежно навредит управлению и операциям" Dea.

Александр Ратников, Иван Ткачев

 

 

Москва и Киев надеются на новую финансовую помощь из Брюсселя.

"Независимая газета"

Конфликт между "Газпромом" и "Нафтогазом", обострившийся в конце февраля, стал главной темой вчерашних трехсторонних переговоров в Брюсселе. Евросоюз хочет не только "помирить" стороны и довести зимнее газовое соглашение до конца, но и обсудить условия нового временного договора. Российская сторона, очевидно, не была готова к переговорам по "летнему газовому пакету". Зато привезла с собой предложения по поводу газоснабжения Донбасса без участия киевских властей.

Россия, Украина и Евросоюз начали вчера новые трехсторонние переговоры по газу. Основной темой переговоров был объявлен так называемый зимний газовый пакет — временное соглашение, срок действия которого заканчивается 31 марта.

Но прямо перед началом встречи было объявлено, что стороны займутся кроме зимнего еще и летним пакетом — то есть условиями поставок газа после 31 марта.  Для российских делегатов это, по всей видимости, стало неожиданностью: накануне глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщал, что этот вопрос подниматься не будет. Глава "Газпрома" Алексей Миллер в Брюссель не приехал.

Напомним, 23 февраля "Нафтогаз Украины" обвинил "Газпром" в нарушении условий контракта. Днем ранее российский холдинг предоставил газа меньше, чем заказывал "Нафтогаз". Представители "Газпрома" объяснили это отсутствием предоплаты за март со стороны Украины и стремлением растянуть оплаченный объем на максимально долгий срок. А 27 февраля "Нафтогаз" в качестве аванса внес еще 15 млн долл. Однако, по оценкам Александра Новака, даже в случае крайне экономного отбора (около 10 млн куб. м в день) оплаченного газа Украине хватит до 7 марта.

В то же время руководитель "Нафтогаза" Андрей Коболев перед переговорами заявил, что недопоставки "Газпромом" топлива должны привести к увеличению поставок в Украину из ЕС. "Техническая возможность для существенного увеличения поставок есть уже сегодня — через интерконнектор между Украиной и Словакией", — цитирует пресс-служба слова главы "Нафтогаза". При этом еще в воскресенье стало известно, что Словакия уже увеличила реверсные поставки до 14,5 млрд куб. м в год. В "Газпроме" ранее отмечали, что приостановка российских поставок в Украину создает риски нарушения европейского транзита.

"Основная задача сейчас состоит в том, чтобы Киев заплатил за март, сделал полноценную заявку, сформировал необходимый ему объем, — пояснил "НГ" руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Нужно исполнить "зимний пакет", завершить высокий сезон, а дальше смотреть по ситуации". По словам эксперта, Украина теоретически могла бы в марте отказаться от российских поставок — но это нарушило бы все прежние договоренности, и об обсуждении "летнего пакета" или каких-то уступок "Газпрома" в будущем не могло идти и речи. "Это не партнерский путь решения проблемы", — добавляет эксперт. Таким образом, сейчас, очевидно, первостепенным будет именно компромисс по действующему соглашению. А также поиск средств на авансовый платеж "Нафтогаза": будут ли это деньги Украины или какая-то оперативная помощь Брюсселя — это тоже вопрос для переговоров, говорит Пасечник.

Переговорщики вчера анонсировали и другую, не менее актуальную тему. А именно — поставки в самопровозглашенные ЛНР и ДНР. Напомним, 18 февраля "Нафтогаз" прекратил газоснабжение этих регионов, и "Газпром" согласился поставлять туда 12 млн куб. м газа в день по прямому маршруту. Украинская компания оплачивать этот объем отказалась, так как соответствующие пункты приема не были указаны в заявке.

Еврокомиссия считает, что поставки газа в ЛНР и ДНР следует обсуждать отдельно от поставок в Украину. Российский холдинг готов вести расчеты с Донбассом без привязки к основному контракту с "Нафтогазом". Но условием для этого должен стать письменный отказ украинской компании от поставок газа в эти регионы, сообщил Александр Новак. Однако такая бумага "Нафтогаза", по сути, означала бы отказ госкомпании от обязательств перед гражданами Украины и ставила бы под сомнение территориальную целостность страны.
По мнению Александра Пасечника, этот вопрос вряд ли будет решен оперативно, так как проблема во многом политическая и требует большего участия уполномоченных лиц.

Алина Терехова

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ