Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.04.2019

Потребуется вмешательство Дмитрия Медведева.

"Ведомости"

10 крупнейших нефтяных компаний в октябре 2018 г. подписали с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) соглашения, в которых зафиксировали мелкооптовые цены на бензины Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо (зимнее и летнее) до апреля 2019 г. В конце марта премьер Дмитрий Медведев и его заместитель, куратор нефтяной отрасли Дмитрий Козак пообещали продлить соглашения с нефтяниками еще на квартал. Но сделать это до конца марта им не удалось — Минэнерго и ФАС не представили нефтяным компаниям проекты соглашений ни на прошлой неделе, ни на этой, рассказали "Ведомостям" три нефтяника и подтвердили два чиновника. Но все собеседники подчеркнули, что цены ни в оптовом, ни в розничном сегментах не растут и расти не будут. "Магия", — описал происходящее один из чиновников.

Цены на московских АЗС с началом апреля подняли только сети "Астра" и Shell, да и то на копейку, по данным Московской топливной ассоциации. Это соответствует предыдущим договоренностям: в январе цены на АЗС можно было поднять на 1,7% в связи с ростом НДС, а каждый следующий месяц — не более чем на 0,33%.

Проекты соглашений о фиксации цен не предоставлены нефтяникам потому, что правительство не может прийти к единой позиции, как исправить условия предыдущего соглашения и удовлетворить требования одновременно Минфина, Минэнерго, ФАС и нефтяников, говорят собеседники "Ведомостей". Согласительное совещание у Козака в минувший понедельник не принесло результата, знают два его участника, об этом же пишет "Интерфакс". В предстоящий четверг вопрос будет решаться у Медведева, говорят собеседники.

Представители Медведева и Козака не ответили на вопросы "Ведомостей".

На совещании у Медведева будут обсуждаться вопросы квазилицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов, а также необходимое для внутреннего рынка количество топлива. В предыдущих соглашениях говорилось, что нефтяники должны поставлять его на российский рынок на 3% больше, чем за тот же месяц 2018 г., — и рынок оказался "залит" топливом, как сказал министр энергетики Александр Новак. Еще вопрос к совещанию — компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок, а также компенсация бюджету выпадающих доходов из-за компенсаций нефтяникам, рассказывают два собеседника "Ведомостей".

Принципиальное согласие всех нефтяников подписать соглашения и зафиксировать цены на моторное топливо есть, говорят чиновник и два нефтяника. Этих договоренностей они достигли с правительством еще на прошлой неделе, после совещания у Козака, утверждает один из собеседников. Нефтяники опасаются поднимать цены — правительство может по закону довести экспортную пошлину на бензин и дизельное топливо до 90% от экспортной пошлины на нефть, указывает топ-менеджер нефтяной компании. Тогда внутренний рынок будет перенасыщен: цены на российских АЗС вверх не пойдут, но компании потеряют существенную часть экспортной выручки, уверен он.

Правительство имеет право взвинтить экспортную пошлину на нефтепродукты, даже если одна компания откажется от выполнения договоренностей, это написано в протоколе совещания у Козака от 31 октября 2018 г. — именно тогда подписывалось первое соглашение нефтяников, ФАС и Минэнерго. Ни представитель Минэнерго, ни представители нефтяных компаний не ответили на вопросы "Ведомостей". Представители Минфина и ФАС отказались от комментариев.

Именно вопрос о компенсации нефтяникам и выпадающих доходах бюджета стал камнем преткновения. 21 марта прошло совещание у Медведева и было решено изменить расчет компенсации нефтяникам. Если раньше правительство компенсировало нефтяникам из бюджета 60% разницы между ценой нефтепродуктов при их экспорте и фиксированной ценой 56 000 руб. (бензин) и 50 000 руб. (дизельное топливо), то у Медведева было решено снизить планки до 51 000 и 46 000 руб. соответственно. Минфин из-за этого насчитал выпадающие доходы в 120-190 млрд руб. в год и принципиально потребовал компенсировать их. Источников может быть три: фонд национального благосостояния, повышение пошлин на топливные полуфабрикаты (средние дистилляты), повышение НДПИ, говорили "Ведомостям" несколько участников обсуждения.

Социальные и политические проблемы так остры, что, если нефтяники сейчас повысят цены на АЗС, они получат продление соглашения на неопределенный срок в максимально жестком варианте, рассуждает гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. "Рост цен раздражает население. В то же время нефтяные компании демонстрируют хорошие финансовые результаты. Правительство будет стремиться максимально избавиться от раздражителя — роста цен на заправках", — заключает он.

Виталий Петлевой

 

 

В Генпрокуратуре создано новое экологическое управление.

"Российская газета"

Генпрокурор России Юрий Чайка поручил создать в структуре Генеральной прокуратуры отдельное управление по надзору в сфере экологии и обращению с отходами.

"Приказом Генерального прокурора РФ в структуре Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства создано управление по надзору за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании", — сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе надзорного ведомства.

То, что в Генпрокуратуре появилось именно сейчас новое антимусорное управление при казалось бы и так выполняющих эти функции природоохранных прокуратурах, не случайно. Это означает повышение статуса и расширение полномочий природоохранных прокуроров и более пристальное внимание к этим вопросам самого Генерального прокурора. В начале января Владимир Путин подписал указ о создании единого мусорного оператора, компании "Российский экологический оператор". Оператор будет обеспечивать соблюдение норм законодательства при обращении с отходами, стимулировать инвестиционную активность этой области и заниматься реализацией нацпроекта "Экология". А вот надзирать в свою очередь за новым оператором и выполнением нацпроекта "Экология" будет как раз новое управление Генпрокуратуры.

На прошедшей две недели назад с участием главы государства итоговой коллегии Генпрокуратуры Юрий Чайка заявил своим подчиненным, что работа органов прокуратуры в области охраны окружающей среды и природопользования должна быть более эффективной.

"Вы знаете, насколько это чувствительный вопрос для общества, для людей. Да и в экономике это очень важный фактор — сейчас мы переходим на новые стандарты в этой сфере, нужно внимательно за этим смотреть", — подчеркнул Чайка.

По его словам, речь идет о наведении порядка в сфере обращения с коммунальными отходами, оперативной реакции на несанкционированные свалки.

"Все обращения граждан должны рассматриваться самым тщательным образом и вести к принятию конкретных мер. Прошу вас добиваться принятия этих конкретных мер", — особо обратил внимание прокуроров глава надзорного ведомства.

По данным пресс-службы надзорного ведомства, на новое управление Генпрокуратуры возложены задачи по усилению прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, в его задачи будет входить весь комплекс мер по борьбе с незаконными рубками древесины, загрязнением вод и атмосферного воздуха, по противодействию правонарушениям в сфере добычи и использования объектов животного мира, водных биоресурсов и полезных ископаемых. Еще одна задача нового управления — организация прокурорского надзора в области обращения с отходами производства и потребления, сохранения уникальных природных комплексов российской Арктики, Байкальской природной территории, Дальнего Востока, бассейна Волги.

Как заявил журналистам председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, Генпрокуратура займется 11 регионами, провалившими "мусорную реформу" и не успевшими до 1 апреля заняться проблемой отходов.

"Мы все данные направили в Генпрокуратуру", — рассказал Бурматов. По его словам, не вошли в реформу Еврейская область, Ненецкий округ, Приморский, Хабаровский, Забайкальский и Краснодарский края, Архангельская, Владимирская, Курганская, Ленинградская и Рязанская области. Б ыли согласованы тарифы, выбраны региональные операторы, проведены конкурсные процедуры, но они вдруг отложили для себя реформу, что является нарушением закона.

Иван Егоров

 

 

НОВАТЭК заключил первые соглашения о поставках с завода "Арктик СПГ-2".

"Газета РБК"

Novatek Gas&Power Asia, трейдинговое подразделение НОВАТЭКа, и один из крупнейших в мире трейдеров, Vitol, подписали базовые условия соглашения на поставку сжиженного природного газа (СПГ) со второго СПГ-завода НОВАТЭКа "Арктик СПГ" и его других проектов. Об этом сообщила во вторник, 2 апреля, пресс-служба российской компании.

Соглашение было подписано на Mеждународной конференции по СПГ в Шанхае, оно предусматривает заключение контракта на 15 лет c ежегодной поставкой 1 млн т СПГ. Газ будет продаваться на условиях поставки на борт судна (Free On Board, FOB) на перевалочный терминал в Мурманской области, который собирается построить НОВАТЭК. Помимо этого предусмотрена возможность поставок на проектируемый терминал компании на Камчатке.

Аналогичное соглашение Novatek Gas&Power Asia заключила во вторник и с испанской Repsol, только оно называется в сообщении газовой компании "необязывающими базовыми условиями соглашения на поставку СПГ". Документ также предусматривает заключение контракта на 15 лет c ежегодной поставкой 1 млн т СПГ с "Арктик СПГ-2" и других проектов НОВАТЭКа "преимущественно" на рынки Пиренейского полуострова.

"Мы начали заключение контрактов на поставку СПГ с нашего нового проекта "Арктик СПГ-2", — заявил первый зампредправления НОВАТЭКа Лев Феодосьев (его слова приводятся в сообщении компании). — Продажа СПГ на наших перевалочных терминалах обеспечит гибкость поставок СПГ по всему миру и позволит нам максимально реализовывать потенциал по созданию СПГ-хабов в Азиатско-Тихоокеанском и Атлантическом бассейнах". А соглашение с Repsol позволит НОВАТЭКу увеличить долю на рынках Пиренейского полуострова, куда не поставляется российский трубопроводный газ.

Поставка на условиях FOB в Мурманске означает для НОВАТЭКа сокращение затрат на транспортировку, сказала РБК директор по развитию PortNews Надежда Малышева. Сейчас вывозить СПГ с Ямала приходится по Северному морскому пути на танкерах ледового класса, медленных и дорогих в использовании. Пока НОВАТЭК перегружает СПГ на конвенционные, более дешевые в эксплуатации, суда на терминале в Зебрюгге в Бельгии. Строительство перевалочного терминала в Мурманске и отгрузка на нем на условиях FOB позволит НОВАТЭКу сократить время хода судов ледокольного класса, объяснила Малышева. Еще один плюс — цена на FOB формируется с небольшой премией за гибкость поставок, добавил источник в крупной газовой компании.

В начале марта французская Total, которая уже владеет 19,4% НОВАТЭКа, приобрела 10% "Арктик СПГ", а также согласилась инвестировать в развитие проекта. "То, что три с лишним миллиарда долларов в Россию сейчас придет быстрее, — это очень хорошо", — заявил тогда Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы, которая рассматривала ходатайство о сделке. Еще 30% в "Арктик СПГ" хочет приобрести Saudi Aramco, НОВАТЭК рассматривает такую возможность, говорил 17 марта предправления и совладелец компании Леонид Михельсон.

Тимофей Дзядко, Алина Фадеева

 

 

Арбитражный суд отказался разрывать транзитный контракт между "Газпромом" и "Нафтогазом".

"Независимая газета"

Слушания по требованиям "Газпрома" изменить или расторгнуть контракт на транзит с украинским "Нафтогазом" и встречным требованиям "Нафтогаза" о взыскании с российского холдинга 11,58 млрд долл. назначены на весну 2021 года. То есть через полтора года, когда этот контракт уже будет прекращен. Теперь искать выход из юридического тупика между Россией и Украиной должен будет Евросоюз, а также Германия как главный получатель российского газа. Официальные российско-украинско-европейские переговоры могут пройти в мае. Хотя болезненная тема украинского транзита может всплыть и во время визита в Москву министра экономики и энергетики Германии Петера Альтмайера в эту среду.

Еще летом 2018 года "Нафтогаз" потребовал пересмотреть тариф на транзит российского газа с марта 2018 года по подписанному в январе 2009 года контракту, оценив свои требования к "Газпрому" в 11,58 млрд долл. Тогда же "Нафтогаз" пытался принудительно взыскать штраф посредством ареста активов в Швейцарии, Великобритании и Нидерландах.
В феврале прошлого года арбитраж Стокгольма обязал российский холдинг выплатить "Нафтогазу" 4,63 млрд долл. за недопоставку газа по транзитному договору, а также выплатить штраф в 2,56 млрд долл. за недопоставку газа по транзиту. "Газпром" настаивает на отмене требований "Нафтогаза" выплатить 2,56 млрд долл. Украинская компания считает эти требования Москвы неприемлемыми и грозит новыми исками на миллиарды долларов.

На этом фоне перспектива "мирного" продления транзитного контракта оказалась очень туманной. Напомним, что действие транзитного договора официально завершается 31 декабря 2019 года, и стороны пока не приблизились к заключению нового соглашения.

Переговоры о будущем транзите газа через Украину продолжаются, необходимо найти решение, отвечающее интересам всех участников, уверяют в Министерстве экономики и энергетики ФРГ. "Эти переговоры по вопросу будущего транзита Украины в настоящее время продолжаются. Цель состоит в том, чтобы найти решение в интересах всех участников", — приводит заявление ведомства РИА Новости. К слову, в Минэкономики ФРГ подтверждали, что министр Петер Альтмайер совершит визит в Россию 3 апреля, и не исключено, что он проведет двусторонние переговоры с российскими коллегами.

Президент РФ Владимир Путин ранее сообщал, что Россия сохранит транзит газа через Украину при урегулировании спора по компенсациям "Газпрома" для "Нафтогаза". Позднее замминистра иностранных дел России Александр Панкин указывал, что транзит российского газа через украинскую территорию в будущем возможен, но "на тех условиях, которые нужны нам".

К примеру, одним из вариантов может быть продление действующего контракта с внесением необходимых изменений, рассуждал дипломат. "Базовым условием является коммерческая привлекательность, создание таких условий транзита, которые были бы конкурентоспособны по отношению к другим направлениям экспорта", — говорили в ведомстве Александра Новака.

Украинская сторона отвергала для себя возможность решения проблемы "на условиях Москвы". Наоборот, Киев грозил России новым судебным разбирательством. "Если же РФ будет продолжать обеспечивать "Газпрому" эксклюзивные возможности для транзита газа с территории РФ в Европу через Украину и при этом не будет соглашаться на стандартные европейские условия, у "Нафтогаза" есть реальная возможность через новый арбитраж, который уже начался, получить примерно 10 млрд долл. в качестве компенсации за отсутствие транзита после 2019 года", — грозил в Facebook исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, подчеркивая, что угроза взыскать с "Газпрома" еще 10 млрд долл. "поможет" РФ занять "более конструктивную позицию" на переговорах.

В Незалежной также не исключали, что с 1 января 2020 года "Газпром" прекратит транзит российского газа по украинской газотранспортной системе (ГТС). Как заявил глава правления "Нафтогаза" Андрей Коболев, российская сторона дождется итогов выборов президента и Верховной рады. "Есть ли вероятность, что "Газпром" откажется (от подписания новых контрактов. — "НГ")? Да, такое уже было. Может ли он отключить транзит? Может… Это было дважды сделано: в 2006 и 2009 годах. Оба раза — в январе, чем создавалось огромное давление как на Европу, так и на Украину", — напоминал он, подчеркивая, что это вызовет кризис. Вызванный таким образом кризис Россия попытается использовать для продвижения идеи "Северного потока — 2" (СП-2), уверены в компании.

Упорство сторон понятно — каждый хочет получить для себя лучшие условия. В то же время потери от непродления контракта в итоге понесут обе стороны, подчеркивали эксперты. Так, потери Незалежной от возможного прекращения транзита составят 2 млрд долл. ежегодно, замечали в Киеве. Не лучше и позиция Москвы.

В свою очередь, РФ в случае недоговоренности о продлении транзита и реальной его остановки будет ежемесячно недополучать почти 2 млрд. Потеря украинского маршрута приведет к выпадению свыше четверти объемов российского газа, сообщали аналитики Центра энергетики московской школы управления "Сколково".

Затягивание сроков рассмотрения спора выгодно "Газпрому" и не создает дополнительных рисков для стран, получающих российский газ транзитом через Украину, считает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Игорь Хмелев. В то же время, продолжает доцент РАНХиГС Кира Сазонова, существует ряд факторов, которые могут повлиять на арбитражное разбирательство в 2021 году. "Во-первых, в октябре 2019 года должны пройти слушания по российской апелляции. Во-вторых, не решен вопрос о подписании новых газовых контрактов между Россией и Украиной. Возможно, ситуация прояснится после переговоров в мае текущего года. В-третьих, ближайшие два года будут очень значимыми для России в плане реализации "Северного потока — 2", что также может повлиять на российско-украинские отношения в газовой сфере", — рассуждает она.

По мнению же директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, текущий перенос разбирательств в арбитраже мало влияет на ситуацию с продлением транзитного договора между РФ и Украиной. "Сторонам все равно как-то придется договариваться и заключать какой-то контракт на транзит", — полагает он. "Мощности СП-2 не будут готовы к концу 2019 года. По прогнозам, это не ранее 2021 года. То есть минимум два года еще будет идти транзит через Украину", — напоминает он.

Как бы ожесточенно и долго стороны ни спорили в арбитраже, новый контракт все-таки придется заключить, поскольку в противном случае значительная часть Восточной Европы просто окажется в ситуации топливного кризиса, соглашается директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. "И такой исход не отвечает интересам ни ЕС, ни Украины, ни России", — отмечает он, полагая, что перенос слушаний на 2021 год "позволит несколько разрядить обстановку в переговорах".

Никаких особых последствий от переноса рассмотрения взаимных исков между "Нафтогазом" и "Газпромом" не просматривается, за исключением того, что эти вопросы будут подвешены до 2021 года, а значит, по предметам этих исков как минимум два года не будет новых требований, полагает эксперт-аналитик компании "Финам" Алексей Калачев. "Это также значит, что у "Газпрома" нет необходимости резервировать средства под этот риск. К тому же за два года состав "спорщиков" может измениться: за это время "Нафтогаз" скорее всего будет реорганизован в соответствии с требованиями Третьего энергопакета Евросоюза. Кто будет его правопреемником, еще неизвестно", — говорит аналитик.

Ольга Соловьева

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ