media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.06.2014

Китай обречен стать потребителем российской нефти .

"Российская газета"

Поистине эпохальное значение для перспектив российско-китайского экономического сотрудничества, несомненно, имеет контракт на поставки нашего природного газа в Поднебесную. Он был подписан во время майского визита президента Путина в Пекин.
Согласно этому контракту на сумму 400 млрд долларов, Россия в течение предстоящих тридцати лет будет ежегодно поставлять Китаю по 38 млрд кубометров газа. Он пойдет сразу по нескольким маршрутам. Так что для создания необходимой инфраструктуры потребуется огромный объем строительных работ. Об условиях этой многомиллиардной сделки уже давно шли переговоры, которые наконец-то успешно завершились.

Все более ощутимой помехой для стремительного роста экономики Китая становится отставание его энергетической базы. По общему объему потребления энергии КНР вышла на второе место в мире после США.

Но если пересчитать потребление энергоносителей на душу населения, окажется, что Поднебесная находится не во главе, а в хвосте списка. В КНР упомянутый показатель не достигает и 2 тонн условного топлива. Тогда как в США он превышает 8 тонн, а в России и Японии —  4 тонны. Так что по состоянию энергетической базы Китай отнюдь нельзя назвать развитой страной.

От острого энергетического голода Китай пока спасается каменным углем. Его доля в энергобалансе страны достигает 70 процентов. Это почти втрое выше среднемирового показателя, тогда как доля газа и нефти примерно вдвое ниже. В результате экономический взлет Китая чреват экологическим бедствием. Об этом свидетельствуют данные о выбросах двуокиси углерода в атмосферу на каждый миллион долларов валового внутреннего продукта страны. Если для Японии этот показатель составляет 263 тонны, то для Китая вдесятеро больше (2538 тонн).

Объем разведанных запасов каменного угля в Китае составляет 332 миллиарда тонн, тогда как газа —  лишь 3 триллиона кубометров, нефти —  2,4 миллиарда тонн.

Думая о том, как совместить стремительный экономический рост с экологической безопасностью, Пекин обращает взоры к недрам соседней Сибири.

Ключевую роль в энергетическом сотрудничестве России и Китая должны сыграть поставки газа. Ведь его добыча в Поднебесной еще недавно составляла лишь 20 миллиардов кубометров в год. Тогда как потребность в газе к 2020 году может достичь 140 миллиардов. Так что значительная часть его будет поставляться из России. Одно лишь совместное освоение Ковыктинского месторождения в Иркутской области позволит перекачивать в Китай почти столько же газа, сколько он еще недавно добывал на своей территории.
Из России в Китай потечет и нефть. Наряду с природным газом Поднебесная обречена стать и крупным покупателем "черного золота". В последние годы на Китай приходится треть прироста потребления нефти в мире. Между тем, добыча нефти в КНР держится на уровне 180 миллионов тонн и почти не растет. Так что без увеличения импорта не обойтись. Китай уже теперь вынужден ввозить треть необходимой ему нефти. А через пару десятилетий доля импорта может возрасти до двух третей. То есть придется покупать не 70 млн тонн из 200, а 300 млн тонн из 450.

Нет нужны доказывать, что в интересах России выйти на новые, растущие рынки, сбалансировать восточный вектор нашего экспорта энергоресурсов с западным. Важный шаг на этом пути —  строительство нефтепровода Восточная Сибирь —  Тихий океан. Он прокладывается по маршруту Тайшет (Иркутская область) —  Сковородино (Амурская область) —  бухта Перевозная (Приморский край). По трубе протяженностью 4 188 километров можно будет перекачивать по 80 млн тонн нефти в год.

Строители нефтепровода дошли до Сковордино, что рядом с российско-китайской границей. Здесь поток сибирской нефти раздваивается. По одной ветке, на юг, к Дацину, потечет по 30 млн тонн ежегодно. По второй, к незамерзающей бухте Перевозная, где уже построен порт для погрузки нефти в танкеры, —  по 50 млн тонн нефти в год. Оттуда она будет экспортироваться в Японию, Южную Корею и Китай. В китайском портовом городе Тяньцзине намечено сообща построить крупный нефтеперегонный завод.
Нефтепровод Восточная Сибирь —  Тихий океан не только позволит России выйти на растущие азиатские рынки, но и ускорит освоение богатых недрами, но почти безлюдных районов к востоку от Урала. В перспективе же поставки сибирской нефти в Китай могут достичь 100 млн тонн, или одной трети китайского импорта в 2020.

Другое важное направление стратегического курса Пекина на сокращение зависимости от угля —  строительство гидроэлектростанций.

В 1993 году, то есть как раз в то время, когда Китай перестал продавать нефть и стал ее покупать, началось строительство гидроузла Санься (Три ущелья) на реке Янцзы. ГЭС "Санься" способна ежегодно вырабатывать столько же электроэнергии, сколько дает сжигание 50 млн тонн угля.

Регулирование стока Янцзы избавляет жителей среднего и нижнего течения великой реки от паводков. За последние две тысячи лет в этой рисовой житнице страны произошло более 200 катастрофических наводнений, от которых только в XX веке погибло 500 тысяч человек.

Наконец гидроузел Санься позволяет перебрасывать пять процентов стока Янцзы на север, в бассейн Хуанхэ. Что сделает вторую главную реку Китая вдвое многоводней, позволит расширить орошаемые площади и решить проблему водоснабжения в северном Китае.

Плодотворным направлением российско-китайского сотрудничества стало развитие атомной энергетики. Уже вступили в строй первый и второй агрегаты Тяньваньской АЭС. Словом, если сопоставить потребности Китая в энергетике с возможностями его собственных недр, нельзя не прийти к выводу, что энергетика представляет собой самое перспективное направление российско-китайского сотрудничества. А "великий газовый путь" станет его ключевым звеном.

Всеволод Овчинников

 

 

Турция хочет заполнить европейскую трубу каспийским газом.

"Независимая газета"

Вчера президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов прибыл с четырехдневным визитом в Турцию. В ходе переговоров с турецким руководством планируется обсудить важные вопросы будущего сотрудничества в сфере энергетики, в частности поставок туркменского газа в Европу через территорию Турции. Анкара надеется повысить свою транзитную значимость в вопросе энергоснабжения Европы, а без туркменских углеводородов этого никак не достичь. В ходе визита Бердымухамедов впервые примет участие в IV саммите глав государств Совета сотрудничества тюркоязычных стран.

Сотрудничество Ашхабада с Анкарой зародилось после обретения Туркменистаном независимости. Сегодня в республике работают более 600 турецких компаний — в сфере электроэнергетики, строительства, связи, текстильной промышленности и в агропроме. Энергетическое направление сотрудничества считается наиболее перспективным. Первое соглашение на импорт 30 млрд кубометров туркменского газа Анкара подписала еще в 1997 году. Однако контракт так и не был реализован из-за провала проекта строительства трубопровода по дну Каспия. Причина — в неопределенности статуса крупнейшего водоема, что не дает возможности реализации крупных проектов.

Сегодня ситуация вокруг Каспия в целом не изменилась, но Ашхабад и Анкара вознамерились реанимировать проект. В этом очень заинтересован и Евросоюз, который в целях снижения своей энергозависимости от России лоббирует строительство Транскаспийского трубопровода. Анкара заявляет о своей готовности содействовать вопросу транзита каспийских энергоносителей в Европу через свою территорию. Ашхабад, в свою очередь, тоже заинтересован в экспорте своего природного газа на европейский рынок. Как неоднократно говорил Бердымухамедов, "располагая четвертью всех мировых газовых ресурсов и выгодным геополитическим положением, Туркменистан готов направить газовые потоки в тех направлениях, где они необходимы".

"Реализация проекта позволит претворить в жизнь идею создания трансконтинентального энергетического моста между Европой и Азией. Это отвечает  как интересам Туркменистана, последовательно формирующего многовариантную систему доставки своих энергоносителей на мировые рынки сбыта, так и экономическим интересам Турции и стран Евросоюза, потребность которых в энергоресурсах возрастает", — указывают туркменские источники. Оптимальным остается все тот же проект 300-километрового трубопровода по дну Каспийского моря от Туркменистана до Азербайджана, оттуда в Турцию и далее — в Европу.

Однако строительство трубы по дну Каспия по-прежнему тормозится отсутствием статуса водоема. Чтобы снять эту проблему, пять прикаспийских стран должны прийти к консенсусу, но до этого далеко. И судьба подводного газопровода остается неопределенной. Тем не менее на фоне украинского кризиса Евросоюз все чаще выступает с утверждениями о том, что неопределенность статуса Каспия не должна быть помехой в реализации энергопроекта. ЕС возобновил переговоры по этому вопросу с Ашхабадом, Баку и Анкарой и инициировал диалоги между ними.

"Азербайджан готов предоставить свою территорию, транзитные возможности и инфраструктуру для осуществления данного проекта", — заявил глава госнефтекомпании Азербайджана SOCAR Ровнаг Абдуллаев после переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, состоявшихся в прошлом месяце.

Ашхабад, в свою очередь, все еще довольно вяло реагирует на проект подводного трубопровода. Туркменистан пытается не отходить от объявленной стратегии экспорта газа. А заключается она в готовности туркменской стороны поставить голубое топливо к любой точке собственной границы, оставляя дальнейшую его судьбу на усмотрение покупателя.

Как заявил "НГ" президент союза компаний "Аналитика, консалтинг, пиар" Исмаил Агакишиев, экспорт туркменского газа через территорию Турции является одним из вариантов доставки энергоносителей на европейский рынок. "Если у Туркменистана есть реальные запасы газа, то почему бы его не экспортировать и в европейском направлении? Но строительство трубопровода упирается в вопрос определения статуса Каспия. Трубопровод будет построен, если не будет возражать Россия", — сказал эксперт. По его словам, Россия настаивает на том, чтобы на строительство трубопровода было согласие всех пяти прикаспийских стран. При этом Агакишиев не исключает, что Ашхабад и Баку могут положительно решить вопрос на двухсторонней основе, но при непременном согласии Москвы.

"Россия может согласиться, так как объемы экспорта туркменского газа будут небольшими и не составят ей конкуренцию на европейском направлении. Последние события в Украине показывают, что если транзитером является одна страна и если с этой страной начинаются проблемы, то как следствие проблемы начинаются и с поставками. Поэтому в Транскаспийский проект логично было бы включить и других участников, например Азербайджан и Россию. Это не только вопрос поставок энергоресурсов, а также вопрос геополитики и геоэкономики", — отметил Агакишиев. Примером взаимовыгодного сотрудничества может считаться проект нефтепровода "Баку–Тбилиси–Джейхан", который строился тоже в обход России, а в итоге Россия сама начала по нему прокачивать свою нефть, пусть пока и в небольших объемах. Что же касается экологического аспекта — якобы прокладка трубы по дну Каспия может повлиять на экологию водоема, то, как отметил эксперт, это не более чем отговорка. "Там уже проложено много труб от месторождений к берегам, как со стороны Туркмении, так и со стороны Азербайджана, России, и ничего страшного не произошло", — сказал Агакишиев. По его словам, чисто политический вопрос камуфлируется под экологический.

Еще одной темой визита Гурбангулы Бердымухамедова станет вопрос участия Ашхабада в формате сотрудничества тюркоязычных стран. "До сих пор Туркменистан участвовал в этом формате в лице представителя президента — обычно спикера парламента либо заместителя председателя правительства. Сегодня речь идет о пожелании партнеров по союзу видеть Туркменистан представленным президентом страны. Это отразится на имиджевой составляющей альянса тюркоязычных государств, а сам формат встреч на данном этапе мог бы стать пятисторонним (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Турция, Киргизия)", — сказал "НГ" руководитель Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде.   

Виктория Панфилова

 

 

Владелец фонда UCP Илья Щербович может быть владельцем привилегированных акций "Транснефти".

"Ведомости"

О том, что такое письмо на днях получило руководство "Транснефти", сообщил "Ведомостям" представитель монополии. По его словам, Щербович пишет, что недоволен дивидендами компании, письмо аналогично обращению Ассоциации по защите прав инвесторов (АПИ), которое было опубликовано 2 июня в газете "Ведомости". Члены АПИ обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву, первому вице-премьеру Игорю Шувалову, руководителю Росимущества Ольге Дергуновой, президенту "Транснефти" Николаю Токареву и членам совета директоров монополии. Поводом к обращению стал недавно утвержденный советом директоров монополии размер дивидендов за 2013 г.: владельцы обыкновенных акций могут получить 1221 руб. за бумагу, привилегированных — 724,21 руб. Впервые сумма выплат по обыкновенным акциям (78,1% от капитала, все — у государства) больше, чем по привилегированным (21,9% капитала, все — в свободном обращении). На дивиденды "Транснефть" может направить 7,9 млрд руб., или 70,16% чистой прибыли по РСБУ, или 5% от МСФО. "При расчете дивидендов за 2013 г. “Транснефть” значительно увеличила планируемые дивидендные выплаты по обыкновенным акциям, однако по привилегированным акциям механизм расчета остался прежним", — указано в письме. Ранее "Транснефть" выплачивала дивиденды от 1 до 2,9% чистой прибыли по МСФО, говорится в письме АПИ. По их мнению, компания занижала прибыль головной компании по сравнению с экономически обоснованными показателями. Так, в 2013 г. на "Транснефть" пришлось 94% общегрупповой выручки и при этом лишь 7,4% чистой прибыли. Члены ассоциации предлагают обеспечить равенство выплат за 2013 г., а в расчет чистой прибыли включать чистую прибыль дочерних обществ компании. Эти принципы нужно закрепить в уставе компании.

Представитель Щербовича отказался от комментариев. Он не говорит, когда UCP (или ее структура) стала владельцем акций "Транснефти" и какой долей владеет. В брокерских кругах известно, что UCP — крупный миноритарий "Транснефти", говорит один из инвесторов. Тот факт, что у фонда есть крупный миноритарный пакет, обсуждался на встрече руководства "Транснефти" с аналитиками в пятницу, рассказали несколько ее участников.

Владельцы привилегированных акций "Транснефти" никогда не были известны. Четыре человека контролируют 17% привилегированных акций "Транснефти", заявлял в сентябре 2013 г. в эфире телеканала "Россия 24" Токарев. По его словам, до недавнего времени этот пакет был подконтролен трем лицам, но теперь к ним присоединился третий акционер — довольно известный человек.

Основатель "В контакте" Павел Дуров, который продал пакет социальной сети фонду, был убежден, что за совладельцем UCP стоит президент "Роснефти" Игорь Сечин. "Ни с какими представителями государства или госструктур наша инвестиция никак не связана. UCP — частное партнерство, — заявлял в апреле 2014 г. Щербович в интервью “Ведомостям”. — У нас нет других бенефициаров или третьих лиц, которые могли бы управлять нашими инвестициями или давать нам указания <...> Да, я знаком с Сечиным. Горжусь этим знакомством и ценю наши рабочие отношения. Я проработал год в совете директоров “Роснефти” до июня 2013 г. У UCP до сих пор есть отношения с “Роснефтью” по группе проектов". Щербович входил в советы директоров "Роснефти" и "Транснефти". В феврале Сечин направил Медведеву письмо с просьбой провести допэмиссию "Транснефти" в пользу "Роснефти".

Галина Старинская

Получив от "Нафтогаза" первый с февраля платеж за поставленный газ, "Газпром" на неделю перенес введение режима предоплаты и готов обсуждать скидку.

"Ведомости"

Режим предоплаты для украинского "Нафтогаза" начнет действовать не с сегодняшнего дня, как заявлялось ранее, а с 9 июня, заявили в понедельник представители российского Минэнерго и "Газпрома". "Введение режима предоплаты будет зависеть от погашения в полном объеме долга за поставленный до 1 апреля газ в объеме $2,237 млрд, часть которого сегодня была оплачена", — заявил предправления "Газпрома" Алексей Миллер (цитата по "Интерфаксу"). После вчерашних переговоров в Брюсселе между Россией, Украиной и ЕС министр энергетики Александр Новак заявил, что российская сторона услышала от Украины о готовности оплатить задолженность за ноябрь — декабрь 2013 г. и заплатить $500 млн за май — апрель. Кроме того, обе стороны не будут подавать взаимные иски в стокгольмский арбитраж, заявил Миллер. Дата следующих переговоров не определена, заявил Новак: она будет зависеть от того, как "Нафтогаз" будет платить. Представитель "Нафтогаза" не ответил на запрос "Ведомостей".

Российское Минэнерго и "Газпром" подтвердили поступление от Украины $786,4 млн утром в понедельник. Это только часть долга — за февраль и март 2014 г. Еще $1,450 млрд за газ, поставленный по средней цене $380 за 1000 кубометров в ноябре — декабре, "Нафтогаз" не признает. Миллер заявлял 28 мая, что общий долг Украины за газ к 7 июня превысит $5,2 млрд. После выплаты части долга его размер снизился до $4,414 млрд.

Миллер добавил, что "Газпром" готов к снижению цены на газ для "Нафтогаза" сверх экспортных пошлин. "В случае погашения украинского газового долга российская сторона будет готова рассмотреть схему решения ценового вопроса не только через снижение экспортной таможенной пошлины, но и путем прямых коммерческих переговоров", — цитирует Миллера "Прайм". Сейчас цена для "Нафтогаза" — $485 за 1000 кубометров, экспортная пошлина — 30%. Цена без пошлины получается $380. Но "Нафтогаз" настаивает на цене $268,5 — это требование было в иске, который украинская компания планировала подать в стокгольмский арбитраж, приводит "РИА Новости" слова министра юстиции Украины Павла Петренко.

Готов ли "Газпром" на такое снижение цены — не ясно. Выплата части долга — это прежде всего выполнение Украиной договоренности с Еврокомиссией по недопущению новой газовой войны, которой так опасаются в ЕС, говорит член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Украины Юрий Корольчук. "Украина планирует продолжить выплату долга, и следующие суммы могут составлять около $1 млрд", — полагает он. Рассчитывать на быстрое назначение новой цены на газ для Украины не стоит, но и газовая война пока откладывается, замечает эксперт.

Елена Ходякова

 

 

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ