media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.06.2015

Заявка "Роснефти" на деньги из фонда национального благосостояния потонула в волоките Минфина. Чиновники тянут время, не собираясь в принципе выдавать деньги.

"Ведомости"

Минфин не согласовывает проект доклада Минэкономразвития о финансировании проектов "Роснефти" из фонда национального благосостояния (ФНБ), говорится в письме замминистра финансов Андрея Иванова от 20 мая (копия есть у "Ведомостей"). В прошлом году "Роснефть" подала заявку на получение денег для 28 проектов, Минэкономразвития предложило пока ограничиться приоритетными пятью проектами.

Причина отказа — нет обоснований, достаточных для принятия решений, говорится в письме. Минфин уведомлял об этом еще в апреле и эта позиция так и не была отражена в докладе, указывает Иванов.

Подлинность письма подтвердили два федеральных чиновника. Доклад Минэкономразвития проходит процедуру согласования — если концепцию одобрят, будет проведена оценка стратегического обоснования проектов, говорит представитель министерства. Представитель курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича отказался от комментариев.

Формально у Минфина технические замечания — не представлены все необходимые материалы. Но в реальности он хочет заволокитить и похоронить заявки на ФНБ, объясняют четыре федеральных чиновника. И дело вовсе не в конкретных проектах.

Двое из собеседников Ведомостей говорят со ссылкой на чиновников Минфина, что тот не хочет финансировать именно нефтяной сектор. Во-первых, ФНБ формируется из нефтегазовых доходов и надо их вкладывать в проекты, которые не коррелируют с ценой на нефть. Во-вторых, нефтяная отрасль меньше всего пострадала от кризиса, объясняет чиновник: "Нефтяники для них — жирные коты". Помимо "Роснефти" деньги из ФНБ просила Независимая нефтяная компания бывшего президента "Роснефти" Эдуарда Худайнатова.

ФНБ — подушка безопасности для покрытия рисков пенсионной системы и есть ограниченный перечень проектов, который был одобрен, говорит представитель Минфина Светлана Никитина. В целом Минфин выступает за консервативный подход к использованию резервов, напоминает она: на конец года в резервном фонде по умеренно оптимистичному прогнозу будет около 2 трлн руб., дефицит бюджета в ближайшие три года ожидается существенный, а решения о модели бюджета пока нет. На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос финансирования дефицита пенсионной системы из ФНБ. Если будет проводиться ответственная бюджетная политика и будет снижаться дефицит бюджета (на 1 п. п. в год), то доходов бюджета будет достаточно для этого, ответил на это министр финансов Антон Силуанов.

Не только Минфину, всему правительство выгодно такое вялотекущее согласование, признают чиновники. Никто не хочет торопиться отдавать деньги — в экономике по-прежнему кризисные явления. Но и прямо отказывать президенту "Роснефти" Игорю Сечину никто не хочет, объясняет один из них. Минфин же — мастер по части волокиты, это признают многие чиновники: министерство похоронило многие идеи; точно так же оно сейчас волокитит законопроект о налоге на финансовый результат с нефтяной отрасли.

Но и проекты не могут долго ждать решения чиновников. Правительство уже сорвало условный дедлайн — его обозначил Сечин: если проекты из ФНБ не будут профинансированы до 1 июня, будут сдвинуты сроки реализации, писал он в марте Дворковичу (копия письма есть у "Ведомостей"). Разработка Русского месторождения начнется на два года позже (в 2019 г. вместо 2017 г.), Юрубчено-Тохомского — на год (в 2018 г. вместо 2017 г.). Добыча будет меньше, чем планировала "Роснефть", на 10 млн т по двум проектам за пять лет, доходы бюджета сократятся более чем на 90 млрд руб., говорилось в письме.

"Мы ни на чем не настаиваем и ни на кого не давим, а лишь информируем о рисках", — подчеркнул вчера представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев. Причем компания, по его словам, может продержаться в этом году и без средств ФНБ. "Это штатная ситуация, Минфин всегда против, но если бы он принимал решение, то вообще бы денег из ФНБ никому никогда не выдал", — спокоен Леонтьев.

Принимать решение все равно будет президент — при положительном решении ничье мнение не будет уже важно, признают чиновники.

Маргарита Папченкова, Галина Старинская

 

 

Чиновники решили разрушить монополию "Роснефти" и "Газпрома".

"РБК daily"

Монополия госкомпаний на арктическом шельфе должна быть разрушена, решили чиновники всех ведомств, участвующих в обсуждении вопроса. Частные компании получат доступ на шельф вопреки возражениям "Роснефти" и "Газпрома".

​Ближайшее совещание по шельфу назначено на 11 июня — в этот день соберется комиссия по природопользованию, которую возглавляет вице-премьер Александр Хлопонин. По итогам ее работы может быть объявлено о решении допустить частные компании до разработки месторождений на арктическом шельфе, рассказал РБК источник в правительстве. По его данным, предварительное согласие всех заинтересованных ведомств уже получено, осталось определить критерии по поводу форм участия частных компаний в шельфовых проектах.

Вопрос согласовали профильные ведомства (Минприроды, Минэкономики и Минэнерго), вице-премьеры Александр Хлопонин и Аркадий Дворкович, свой ответ должен дать помощник президента Андрей Белоусов (о том, что последний активно поддерживает эту идею, в марте писал "Коммерсантъ"), уточнил собеседник РБК.

Принципиально все три министерства поддерживают расширение доступа к шельфу, подтверждает источник в Минэнерго. Он также знает, что критерии доступа будут обсуждаться 11 июня на совещании у Хлопонина.

После заседания комиссии вопрос о шельфе планируется вынести на правительство. Если премьер Дмитрий Медведев его утвердит, начнется работа над поправками в законодательство.

Кого пустить на шельф

11 июня чиновники могут согласовать окончательные критерии, которым должны соответствовать компании, претендующие на разработку шельфа.

По словам собеседников РБК, рабочая версия предусматривает два таких критерия — опыт работы компании на шельфе в России или за рубежом должен составлять не менее пяти лет, и не меньше 51% ее акций должно находиться в руках российских инвесторов. Формат работы может быть разный, включая создание консорциумов с участием госкомпаний.

Ранее глава Минприроды Сергей Донской говорил журналистам, что шанс на доступ к шельфу есть у ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти". У "Газпром нефти" есть действующие шельфовые лицензии, оформленные на ее дочерние структуры, где она выступает в качестве оператора через "Газпром". ЛУКОЙЛ давно работает на шельфе, в частности в Каспийском море.

Аргументы Минприроды в пользу допуска частных компаний на шельф прописаны в протоколе апрельского совещания первого замминистра природных ресурсов Дениса Храмова (копия документа есть у РБК). По уже выданным лицензиям на шельфе в период с 2015 по 2020 год необходимо пробурить 60 поисковых и разведочных скважин и провести сейсморазведку на общую сумму $45-50 млрд, следует из документа. Чиновники министерства видят риск в срыве работ из-за трудностей госкомпаний с привлечением финансирования, поэтому и предлагают привлечь к шельфовым проектам новых участников. По данным ведомства, суммарные ресурсы нераспределенного фонда Арктики оцениваются в 20 млрд т условного топлива.

В протоколе совещания также предлагается выдавать лицензии на шельфе сервисным компаниям на срок от трех до пяти лет, добывающим — на десять лет.

Сечин против Алекперова

Предложения по поводу допуска частных компаний на шельф "противоречат принятым решениям правительства", заявил во вторник РБК в кулуарах Мирового газового конгресса в Париже президент "Роснефти" Игорь Сечин.

Сейчас "Роснефть" — крупнейшая по запасам публичная нефтегазовая компания в мире. По словам Сечина, ему неизвестно о том, что чиновники готовы согласовать допуск частных компаний на шельф. Но если такое решение будет принято, это нарушит интересы акционеров и "Роснефти", и "Газпрома", уверен он.

При IPO "Роснефти" в 2006 году правительство "брало ​на себя обязательства не ухудшать положение действующих акционеров компании", напомнил Сечин. "Пускай [тогда] сначала отменят директиву о допэмиссии [акций] в ходе IPO", — предложил он.

Но "Газпром", похоже, уже не занимает такой непримиримой позиции: концерн ведет переговоры с независимыми компаниями, в том числе с ЛУКОЙЛом, о совместной работе на шельфе, заявил 19 мая член правления монополии Дмитрий Люгай. "Мы приглашаем их как партнеров участвовать в наших шельфовых проектах. И такие переговоры ведутся, мы предлагаем ряд блоков, ряд участков, где компания ЛУКОЙЛ имеет возможность участвовать в наших проектах", — сказал он (цитата по ТАСС).

"Мы очень надеемся, что допуск на шельф произойдет уже летом", — говорит представитель ЛУКОЙЛа. По его словам, компания заинтересована в участии в шельфовых проектах, но после получения допуска ЛУКОЙЛу понадобится примерно год для анализа ситуации. "Сразу войти в какой-то шельфовый проект практически нереально. Как, в какие проекты и на каких условиях войдет компания — решение будет приниматься отдельно по каждому конкретному блоку", — отметил он.

 

 

Из-за потерь регионов правительство может до 2018 г. запретить холдингам объединять налог на прибыль своих компаний. Крупный бизнес недоволен.

"Ведомости"

Правительство может продлить мораторий на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) до 2018 г., заявил министр финансов Антон Силуанов. Создание новых КГН в 2015 г. уже было запрещено.

По его словам, лучше сосредоточиться на исправлении недостатков института КГН — обеспечить стабильность и смягчить правила контроля за трансфертными ценами внутри страны. Счетная палата поддерживает идею, сообщила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: нужно отработать механизм компенсации выпадающих доходов для регионов.

Компании создают КГН, чтобы избежать контроля за внутрихолдинговыми ценами: они объединяют прибыли и убытки и платят налог с общего финансового результата. Затем он распределяется между регионами, в которых базируются компании.

Всего появилось 16 групп — их создали, например, "Роснефть", "Татнефть", "Газпром", "Мечел", "Северсталь", НЛМК и т. д. Это привело к перераспределению доходов между регионами: некоторые потеряли, другие приобрели. По оценкам Минфина, в 2014 г. у 53 регионов поступления налогов на прибыль выросли на 61,9 млрд руб., у 32 — снизились на 127 млрд. На долю КГН пришлось 3,3% потерь из общего сокращения поступлений по налогу на прибыль, общие доходы регионов в результате создания КГН сократились на 0,6%. Больше других потеряли Москва и Ханты-Мансийск, так как прежде в их бюджеты поступали налоги холдинговых компаний. Механизм и вводился для того, чтобы распределение налога было более справедливым, отметил Силуанов.

Налоговая база часто перераспределяется в регионы, где установлены пониженные ставки налога на прибыль, поясняет представитель Минфина. Механизм оказался очень востребованным, но в условиях экономического спада регионы проигрывают от распределения налогов, приходится компенсировать потери наиболее пострадавшим, говорит федеральный чиновник. Необходимы точечные поправки в правилах формирования КГН, для этого и нужен мораторий, продолжает он. Например, компании намеренно включают убыточные предприятия в КГН, чтобы снизить налоги высокорентабельного предприятия. Минфин в проекте "Основных направлений налоговой политики" предлагает скорректировать условия создания КГН — включать в группу в обязательном порядке все компании, которые принадлежат холдингу на 90%.

Бизнес выступает за сохранение КГН и отмену моратория на включение в уже созданные группы новых компаний. КГН — важный элемент налоговой стабильности, он позволяет эффективно работать и планировать деятельность, заявил во вторник президент "Лукойла" Вагит Алекперов (цитата по ТАСС). Снятие моратория, конечно, необходимо, настаивает он. Убытки холдинга действительно снижают налоговую базу, зато часть поступлений уходит в регионы, считает сотрудник нефтяной компании, включение предприятия в КГН выгодно и регионам, и предприятию. Налоговые манипуляции не главный стимул к созданию КГН, говорит сотрудник металлургической компании, важнее вывод группы из-под правил трансфертного ценообразования. В условиях высокой волатильности и слабого рынка КГН позволяет поддерживать временно менее эффективные производства, говорит представитель НЛМК, особенно эффективен механизм для компаний с высокой степенью интеграции. Реальные производства, которым нужна поддержка, должны быть выведены из-под моратория, продолжает он. Основной эффект от КГН заключается в снижении нагрузки, связанной с администрированием налога в части трансфертного ценообразования, рассказал "Ведомостям" представитель "Ростелекома", так как в 2015 г. компания подпадает под мораторий, сейчас эффекта от механизма нет.

КГН — положительное явление для бизнеса, согласен партнер EY Алексей Кузнецов, альтернативой для бизнеса могло бы стать юридическое объединение компаний, но реорганизация подходит не для всех. Создание КГН действительно может негативно влиять на налоговые поступления регионов, в том числе из-за сальдирования прибылей и убытков компаний, рассуждает он, мораторий теоретически поможет не усугублять проблему "выпадающих доходов" на три года. Но для бизнеса лучше было бы расширить механизм КГН, в том числе смягчить условия их формирования, заключает Кузнецов.

Елизавета Базанова

 

 

Россия подготовилась к саммиту ОПЕК, установив мировой рекорд по производству черного золота.

"Независимая газета"

Новые правила мирового рынка превратили Россию в нефтяную белку в колесе. Наша страна старается увеличить добычу и всеми силами наращивает экспорт нефти. Но получает за это все меньше денег. Экспортная выручка от продажи сырой нефти в этом году оказалась почти на 42% ниже прошлогодней. При этом агентство Bloomberg объявило Россию мировым рекордсменом по добыче нефти в мае 2015 года.

По итогам мая 2015 года Россия стала крупнейшим мировым производителем нефти, сообщило вчера агентство Bloomberg со ссылкой на данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК).

По итогам прошлого года РФ занимала только третье место в мире по нефтедобыче. На первом месте были США, а на втором — Саудовская Аравия. В мае же 2015 года суточная добыча нефти в России установила мировой рекорд. В прошлом месяце второй крупнейший производитель нефти, Саудовская Аравия, добывала 10,25 млн барр. в сутки. В России же суточный объем добычи превысил 10,7 млн барр.

В январе-мае 2015 года суммарный объем добычи нефти с газовым конденсатом в России вырос на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом вчера сообщило Минэнерго РФ. При этом, по данным ведомства, экспорт нефти увеличился на 5,8%. "Российская производительность оказалась довольно устойчивой к падению цен, и России не составит труда поддерживать производство на уровне в ближайшие год или два", — цитирует Bloomberg аналитика Оксфордского университета Джеймса Хендерсона. Агентство отмечает, что показатели российской нефтедобычи продолжали расти даже после введения антироссийских санкций.

Добыча в России растет благодаря увеличению производства газоконденсата и высококачественной сверхлегкой нефти, замечает нефтегазовый аналитик Bloomberg Джулиан Ли. Прирост добычи нефти в РФ поддерживает запуск в эксплуатацию сразу нескольких крупных месторождений. Увеличению добычи и экспорта в баррелях и тоннах, казалось бы, нужно только радоваться. Однако эти усилия нефтяников не приводят к росту выручки в долларах — скорее наоборот. За первый квартал 2015 года наша страна экспортировала сырой нефти на 22,7 млрд долл., что оказалось на 41,5% меньше, чем за тот же период прошлого года.

В похожем положении оказались и другие страны-экспортеры. Летом прошлого года власти Саудовской Аравии фактически объявили войну сланцевым технологиям добычи. Пытаясь сохранить долю на мировом рынке, Саудовская Аравия спровоцировала почти двукратное падение мировых нефтяных цен, которое снизило рентабельность сланцевых разработок в США. При этом все страны-экспортеры следом за саудитами отказывались от сокращения добычи для удержания высоких нефтяных цен. Не изменят этого решения экспортеры и на ближайшем саммите ОПЕК, который состоится в пятницу.

Министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими ожидает повышения спроса на нефть и сокращения поставок во втором полугодии. Таким образом, он дал понять, что крупнейший в ОПЕК производитель и экспортер нефти выступит за сохранение квот на добычу, сообщает Reuters. "Спрос растет. Отлично! Поставки снижаются, не так ли? Это факт. Вы же видите, что я не волнуюсь, я доволен", — сказал он журналистам в Вене, где находится штаб-квартира ОПЕК.

Аль-Наими был инициатором решения не снижать добычу на совещании в ноябре прошлого года, несмотря на падение цен на нефть. Он предпочел увеличить производство, чтобы сохранить долю мирового рынка и осложнить жизнь производителям с более высокой себестоимостью, напоминает агентство. С начала года мировые цены на нефть выросли до 60-65 долл. с 46 долл. в январе. Причиной этого скорее всего было не только увеличение спроса, но и некоторое снижение добычи в США.

Нефтяные цены в ближайшие годы останутся на уровне 50-60 долл. за баррель, заявил вчера глава Минфина РФ Антон Силуанов. Осенью прошлого года Силуанов убеждал граждан, что нефтяные цены не могут быть низкими, поскольку бюджет Саудовской Аравии сбалансирован при цене 80-85 долл. за баррель. По словам Силуанова, российские финансовые власти в своем долгосрочном планировании исходят из того, что новые уровни цен на нефть в 80-90 долл. сохранятся на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сообщал Интерфакс.

РФ на встречах с участниками ОПЕК в Вене не планирует договариваться о конкретных уровнях добычи нефти, однако выступает за то, чтобы нефтедобывающие страны не наращивали объемы добычи, заявил вчера министр энергетики РФ Александр Новак.   

Михаил Сергеев

<< Июнь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ