Германия оценивает позицию Польши в скандале с грязной нефтью как ультиматум России. Польские власти отказываются начинать очистку своей ветки нефтепровода "Дружба" от загрязнений до выплаты компенсаций, на что РФ пока не соглашается. Из-за блокирования польского участка российская нефть не поступает и в Германию. Эксперты считают, что авария на "Дружбе" подкинула давнему противнику строительства "Северного потока — 2" весомый козырь на переговорах.
Кризис с поставками российской нефти в Европу продолжается уже полтора месяца. Еще 19 апреля белорусская компания "Белнефтехим" сообщила о резком ухудшении качества поступающей по нефтепроводу из РФ нефти.
По данным концерна, содержание хлорорганических соединений в поступающей по нефтепроводу "Гомельтранснефть Дружба" нефти Urals превышало "в десятки раз предельные значения по стандарту". В связи с этим оба белорусских НПЗ — Мозырский НПЗ и "Нафтан" — сообщили об угрозе повреждения оборудования и почти на 50% сократили объемы нефтепереработки. Белоруссия приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии из-за поступления некачественной российской нефти. Позднее был остановлен транзит грязной нефти в Европу. В РФ проблему признали, но произошедшее назвали диверсией. РФ и Белоруссия создали рабочую группу, которая должна разработать план мероприятий по восстановлению поставок нефти по "Дружбе", а также оценить убытки из-за поставок некачественной нефти. По оценкам, убытки российской стороны могут достигать миллиардов долларов.
Нефтепровод пока так и не вернулся в привычный рабочий график. Северная ветка российского экспортного нефтепровода остается парализованной с 24 апреля. Польские власти теперь настаивают на том, что северная ветка нефтепровода, которая заканчивается в Восточной Германии, восстановит работу только после того, как ФРГ и Польша договорятся с Россией о выплате компенсаций за нанесенный аварией ущерб. "Достигнуто согласие по техническим аспектам очистки трубы, которое позволит возобновить привычный режим транзита нефти по системе нефтепроводов. Но вопрос компенсаций пока еще не обсуждался", — говорится в ответе польского МИДа.
Варшава объявила, что не намерена в реверсном режиме перекачивать загрязненную нефть обратно в Россию. "Согласно договоренностям, некондиционная нефть, попавшая в Польшу, будет поставлена покупателям (нефтеперерабатывающим заводам) после того, как будет смешана с чистой нефтью в пропорции, гарантирующей, что загрязнение находится на приемлемом уровне", — сообщил МИД Польши. Польша не сообщает, какой объем некачественной нефти в итоге оказался на ее территории. По оценкам "Транснефти", отвечающей суммарно, на территорию Польши попало около 700 тыс. т загрязненной нефти. Стоит отметить, что Польша фактически единственная страна-транзитер, которая не согласилась на предложение России сначала возобновить подачу кондиционной нефти, а потом уже решать вопрос компенсаций за нанесенный ущерб в результате остановки транзита и попадания в нефтепровод грязной нефти. Варшава настаивает на том, что первостепенный вопрос именно порядок возмещения убытков.
"После того как будет урегулирован вопрос компенсаций и удовлетворения претензий со стороны польских и немецких потребителей, прокачка нефти возобновится", — заявили в МИД Польши. И "если договоренность будет достигнута в течение ближайших дней", то поставки чистой нефти возобновятся с 9 июня, говорят в Варшаве. В "Транснефти" в качестве даты возобновления поставок на территорию Польши называют 10 июня. Полное же восстановление транзита по нефтепроводу возобновится 1 июля, рассчитывают в Польше.
В Москве требования Варшавы вначале решать вопрос о компенсациях, а уже потом о способах откачки грязной нефти назвали "неконструктивными".
"Позиция Польши состоит в сведении счетов с Россией по любым поводам из-за сложных политических отношений между странами", — замечает старший аналитик "БКС Премьер" Сергей Суверов. В то же время эксперт сомневается, что Польша сможет вытеснить Россию с нефтяного рынка Европы. "С точки зрения логистики и цены это наиболее выгодные для Старого Света поставки", — говорит аналитик.
Суверов, однако, сомневается, что Россия в итоге примет польский ультиматум. "Согласно договору, все вопросы с компенсациями должны решаться после разрешения текущих вопросов и очистки трубопровода", — отмечает директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. Польша же единственная из европейских стран-получателей решила пощекотать нервы российским коллегам, несмотря на то что изначально была готова к конструктивному диалогу и даже вернула реверсом некоторый объем некондиционной нефти.
По мнению Пахомова, Москва вряд ли пойдет на поводу у Варшавы в вопросах скидки. "Если РФ согласится, это станет мощным поводом другим странам требовать того же. В то же время попытка решать вопросы компенсации только с Польшей точно так же может вызвать недоумение остальных стран", — отмечает эксперт, полагая, что если разрешение последствий аварии затянется, то на Польшу могут надавить и соседние страны.
При этом у самой Варшавы, по мнению Пахомова, есть возможность и дальше спекулировать на этой ситуации. "Германия и Польша, которые покупают наибольшие объемы нефти по "Дружбе", в отличие от соседей не являются сильно зависимыми от нефти из РФ. Они могут при желании компенсировать недостатки из других источников", — подчеркивает он. По его словам, основная цель Польши в этом случае не попытка изолировать РФ от европейского энергорынка, а выторговать себе максимально щедрые условия.
Спекуляция или нет, но рано или поздно РФ придется определяться с суммами компенсаций. Пока что не только государства, но и отдельные компании предъявляют российской стороне свои претензии. Так, глава французской Total Патрик Пуянне, чьи заводы пострадали от загрязнения, заявил в СМИ, что будет добиваться компенсации убытков. "Кто будет платить за очистку? Упоминается значительная сумма, около 15 долл. за баррель. В настоящий момент все смотрят друг на друга в поисках ответственного", — говорит он.
В то же время агентство Reuters со ссылкой на собственные источники сообщает, что несколько НПЗ Германии и Польши достигли предварительного соглашения о разделе загрязненной нефти из трубопровода, которая находится на территории двух стран. "Каждый возьмет на себя некоторую часть", — говорит один из источников СМИ.
Как уточняет агентство, соглашение о разделе загрязненной нефти заключили четыре НПЗ — немецкие заводы Leuna и PCK, а также польские — PKN Orlen и Lotos. Заводы планируют отбирать из трубопровода загрязненную нефть, большая часть которой в настоящее время находится на территории Польши, и смешивать ее с чистой нефтью, которую они получают морскими поставками.
Однако не исключено, что в будущем и эти поставки могут попасть "под удар". Reuters пишет, что некондиционная нефть из Белоруссии будет прокачана по участкам трубопроводов Унеча-Самара и Полоцк-Ярославль. Далее ее будут смешивать с чистой нефтью в региональных хранилищах, что в итоге может привести к росту содержания органических хлоридов в сырье на ряде направлений.
Ольга Соловьева

