media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.07.2018

Для трехкратного увеличения экспорта предлагается ввести дополнительные субсидии.

"Ведомости"

К 2030 г. возможен трехкратный рост экспортно-ориентированного производства на базе нафты, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и этана, следует из презентации министерства ("Ведомости" с ней ознакомились, подлинность документа подтвердили четыре участника совещания в Минэнерго). Комплекс предложенных мер включает в себя введение обратных акцизов на СУГ и "возврат инфраструктурной составляющей" для этана, направляемого на нефтехимию. Представитель Минэнерго не смог объяснить, что подразумевается под "возвратом инфраструктурной составляющей".

Общий размер дополнительных субсидий в 2019 г. министерство оценивает в 55 млрд руб. (124 млрд руб. с учетом уже действующего обратного акциза на нафту). Компенсация расходов на инфраструктуру может обойтись бюджету еще в 45 млрд руб. начиная с 2024 г.

Позиция Минфина, без согласия которого таких льгот не получить, — "отрицательных акцизов на СУГ вводить не нужно, так как в рамках налогового маневра пошлины на эти виды продуктов не меняются", сообщил "Ведомостям" представитель министерства. Почему эта дискуссия возникла в рамках обсуждения маневра, непонятно, подчеркивает он.

Инвестиционные решения по большинству проектов в нефтехимии не приняты и зависят от создания стабильных благоприятных условий, говорится в презентации. С учетом 6-7 лет, которые проходят с момента инвестрешения до ввода мощностей, и больших капзатрат гарантировать неизменность стимулирования в нефтегазохимии необходимо как минимум на 10-15 лет, считает Минэнерго. Предлагаемые меры должны улучшить экономику как минимум 10 проектов, среди которых ВНХК "Роснефти", ГХК в Усть-Луге, Новоуренгойский ГХК (проект "Газпрома", существует с 1993 г.). Результатом дополнительного стимулирования должны стать новые мощности — до 12 млн т, капитальные вложения в проекты — более $50 млрд. Как следствие, Минэнерго ожидает роста выручки — на 600 млрд руб. (плюс $5 млрд к экспорту) — и создание 18 000 дополнительных рабочих мест. В 2017 г. экспорт продуктов нефтехимии составил 2,4 млн т ($3,2 млрд), следует из презентации.

"Одна из главных причин сомневаться в предложенных мерах по поддержке нефтегазохимии — нет гарантий, что ожидаемые показатели по росту экспорта или инвестиций будут достигнуты. К сожалению, уже были примеры, когда выделенные льготы к качественному скачку в отрасли не приводили", — объясняет позицию Минфина один из собеседников "Ведомостей", знакомый с ходом обсуждения.

Максимально быстрый эффект от предлагаемых мер Минэнерго ожидает получить в переработке СУГ — двукратный рост использования их в качестве сырья уже к 2021 г. (до 5,7 млн т). Переработка нафты, которая с точки зрения субсидирования пока значительно более привлекательна, до 2024 г. вырастет лишь на 1,2 млн т (на 25% по сравнению с 2017 г.), но к 2030 г. увеличится еще на 5 млн т, ожидает Минэнерго. Предполагается, что потребление этана в газохимии к 2030 г. вырастет кратно — с 0,8 млн до 8,1 млн т.

Ранее оценкой потенциала стимулирования нефтехимии на базе СУГ с Минэнерго делился "Сибур". В письме, отправленном на имя министра энергетики Александра Новака 13 июня ("Ведомости" ознакомились с ним), топ-менеджмент "Сибура" подчеркивал, что действующее субсидирование переработки нафты и обсуждаемые параметры завершения налогового маневра могут привести к еще большему перекосу в эффективности переработки СУГ и нафты в пользу последней. В мировой практике экономика нефтехимических производств, работающих на легком газовом сырье, наоборот, зачастую выглядит предпочтительной, дополняет представитель "Сибура".

В России из-за "обратного акциза" переработка нафты получила неестественно высокий уровень субсидирования, а СУГ лишились его из-за устройства формулы пошлины, которая обнулилась при низких ценах на нефть, объясняет руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин: "Это создает ненормальный, неестественный диспаритет. Выбор инвестора определяется не рыночными факторами, а именно наличием этой субсидии". Кто больше других выиграет от субсидии на СУГ, сказать трудно, считает он: "С нафты на СУГ могут перестроиться очень многие". "Теоретически главным бенефициаром будут крупнейшие переработчики сырья на пиролизе. Из крупных новых проектов пока реализуется только один — "Запсибнефтехим", — объясняет Костин.

"Строительство крупнейшего пиролиза на СУГ — "Запсибнефтехима" — в самом разгаре, на него были привлечены деньги РФПИ и ФНБ. Когда на реализацию проекта привлекались эти деньги, его экономика была положительна и без этих льгот, тогда не было речи о введении отрицательного акциза на СУГ. Полагаем, что государственная поддержка, которая уже была оказана проекту, беспрецедентна и дополнительной поддержки не требуется, — говорит представитель Минфина. — Если есть необходимость стимулировать переработку СУГ в России, нужно повысить на них пошлины, тогда мы простимулируем их переработку внутри страны".

В отсутствие субсидий стимул для проектов на СУГ очень важен, считает руководитель проектов Vygon Consulting Дмитрий Акишин. С его введением уровень доходности может достичь 17-20% (вместо текущих 12-15%), а чистая приведенная стоимость (NPV) среднего проекта мощностью 1 млн т по этилену в год вырастет на 100-110 млрд руб., делится расчетами Акишин. "Для этановых проектов ситуация обстоит сложнее. Субсидия направлена на создание инфраструктуры по выделению этана. Но рынок данного продукта в России отсутствует, поэтому ее фактический получатель будет определяться контрактной ценой. Например, интегрированный проект Амурский ГПЗ — Амурский ГХК может получить 60-70 млрд руб. к NPV", — говорит он.

Предлагаемые меры могут стимулировать строительство ВНХК "Роснефти", проекта "Ставролен" от "Лукойла" и многих других, рассуждает аналитик "Атона" Александр Корнилов. По его подсчетам, общие капитальные затраты, которые компании готовы понести при строительстве нефтехимических производств, — около 3,3 трлн руб., если учитывать строительство перспективной третьей очереди ВНХК.

Представители "Лукойла", "Роснефти", ТАИФ и "Газпром нефти" не ответили на вопросы "Ведомостей".

Артур Топорков, Виталий Петлевой

 

 

Минприроды предложило запретить возврат отозванных лицензий на добычу.

"Газета РБК"

Устранение нарушений — не повод для возврата отозванной лицензии на добычу полезных ископаемых, решили чиновники Минприроды. Они предложили запретить такую практику, чтобы лицензии было проще выставлять на повторные торги.

Отзыв без права возврата

Минприроды подготовило поправки в закон "О недрах", оставляющие только одно основание для судебного оспаривания решений об отзыве лицензий у недропользователей — незаконное решение чиновников об этом. У РБК есть копия пояснительной записки к законопроекту, источник в Минприроды подтвердил ее подлинность.

Речь идет о лицензиях на добычу нефти, газа и твердых полезных ископаемых. В записке ведомство указывает на "расширенную трактовку" судами норм закона "О недрах", предусматривающих восстановление приостановленных и ограниченных лицензий. В ряде арбитражных разбирательств они распространяются и на случаи, когда "лицензия уже досрочно отозвана или ее действие прекращено". Суды встают на сторону компании, если она устранила нарушения, из-за которых лицензия была отозвана, а не приостановлена. Минприроды настаивает на запрете такой практики.

Возможность пересмотра решения об отзыве лицензий в судах делает затруднительным повторное лицензирование участков недр и реализацию их на новых торгах. "В связи с этим происходит выпадение доходов бюджета в виде разовых платежей за пользование недрами", — говорится в документе.

Минприроды предлагает дополнить закон "О недрах" положением, предусматривающим невозможность восстановления срока действия отозванной лицензии. Согласно поправкам, компания, владевшая лицензией, теряет все права и обязанности после внесения в госреестр записи о прекращении действия такого разрешения.

Единственная возможность вернуть лицензию, которая остается у компании, — доказать незаконность решения Роснедр о ее отзыве. "Законопроект согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, его планируется внести в правительство на этой неделе", — сообщили РБК в пресс-службе Минприроды.

Как следует из материалов Роснедр к коллегии ведомства в январе 2018 года, с 2013 по 2017 год было выпущено 244 представления о досрочном отзыве лицензий. По словам источника РБК в Минприроды, поправки подготовлены для того, чтобы не допустить прецедентов, подобных многолетнему суду с золотодобывающей компанией "Ксеньевский прииск", которая успешно оспорила досрочный отзыв лицензии на Итакинское золоторудное месторождение в Забайкалье с запасами более 62 т золота, добилась ее возвращения, а затем продала этот участок.

Три месяца на исправление

Если Роснедра выявили нарушения по срокам и объемам геолого-разведочных работ, то ведомство предоставляет компаниям от трех месяцев до года на их исправление, сообщил РБК представитель Минприроды. В отдельных случаях власти идут на более серьезные уступки и дают больше времени на устранение нарушений или пересматривают объемы и сроки проведения работ. Например, в октябре 2017 года из-за западных санкций и невозможности привлечения оборудования для глубоководного бурения Роснедра приостановили на пять лет действие лицензии "Роснефти" на разведку и добычу нефти и газа на Южно-Черноморском участке недр, расположенном в восточной части Черного моря. А еще в 2016 году ведомство по просьбам "Роснефти" и "Газпрома" провело корректировку лицензий, перенеся сроки сейсморазведки и бурения, а также начала добычи углеводородов на более чем трех десятках месторождений на шельфе.

Источник в одной из крупных нефтяных компаний сообщил РБК, что такие компании обычно не обращаются в суд за возвратом досрочно отозванной лицензии: они исправляют нарушения в срок или договариваются с Роснедрами об условиях отсрочки работ. Если же компании не смогли подтвердить запасы в ходе геологоразведки, то сами возвращают государству лицензии на такие участки, продолжает он. Об этом же говорит источник в одной из золоторудных компаний: обычно оспаривают права на уже отозванные лицензии мелкие игроки, у которых по какой-то причине нет денег на геологоразведку. Такие компании не хотят терять уплаченные за лицензию деньги, надеясь продать участок кому-то еще, как поступил "Ксеньевский прииск", указывает он.

Гендиректор Ассоциации независимых нефтедобывающих организаций "Ассонефть" Елена Корзун сообщила РБК, что входящие в ассоциацию компании также не сталкивались со случаями досрочного отзыва лицензий, поскольку выполняли все предписания властей, связанные с условиями проведения геологоразведки и добычи на разрабатываемых ими месторождениях.

В случае принятия этих поправок Минприроды с момента, когда компании узнали о решении Роснедр отозвать лицензию, у них будет всего три месяца на подачу иска в суд, чтобы оспорить законность такого решения, а также потребовать вернуть лицензию в госреестр, замечает партнер, руководитель практики недропользования юрфирмы "Шаповалов Петров" Алексей Вакуленко. В противном случае недропользователь утратит возможность признать такое решение недействительным, добавляет он. По истечении этого срока ведомство сможет выставить отозванную лицензию на повторный конкурс или аукцион.

Эти поправки ограничивают возможность предпринимательской деятельности недропользователей, считает Вакуленко. В действующем варианте закона "О недрах" в случае исправления нарушений даже после досрочного отзыва лицензии у компаний был шанс ее восстановить в судебном порядке, напоминает эксперт. А теперь повышаются коррупционные риски и риски злоупотребления административным ресурсом, предупреждает он. С ним соглашается источник в крупной частной нефтяной компании. "Бывают случаи, когда лицензии отзывают неправомерно, но доказать незаконность решения Роснедр потом очень трудно", — жалуется он.

Однако представитель Минприроды отрицает наличие коррупционных рисков, ссылаясь на то, что каждая компания получает достаточно времени на устранение нарушений, прежде чем ведомство принимает решение об отзыве лицензии.

В пресс-службах двух крупнейших российских нефтяных компаний, "Роснефти" и ЛУКОЙЛа, отказались от комментариев, представитель "Газпром нефти" не ответил на запрос РБК.

Людмила Подобедова, Светлана Бурмистрова

 

 

Астана выходит на рынок нефтепродуктов Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.

"Независимая газета"

Казахстан может соперничать с Россией на рынке нефтепродуктов стран Средней Азии. Астана рассчитывает с осени начать поставки бензина в Киргизию, Узбекистан и Таджикистан и в следующем году довести объемы экспорта до 1-1,2 млн т. Для этого Астана должна урегулировать с Москвой соглашение, которое запрещало экспорт бензина из Казахстана. Одновременно республика ограничивает импорт российских нефтепродуктов.

На модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Казахстан истратил более 6 млрд долл. Теперь, как заявил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, нужно чтобы эти мощности заработали. По прогнозам специалистов, Казахстан должен полностью себя обеспечить нефтепродуктами, а излишки экспортировать в соседние страны.

Наиболее приемлемый вариант поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ) — страны Средней Азии и Афганистан. Заместитель председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти национальной компании "КазМунайГаз" Данияр Тиесов сообщил, что в Киргизию, Узбекистан и Таджикистан уже в нынешнем году планируется экспортировать до 400 тыс. т ГСМ. В 2019 году объемы поставок должны увеличиться до 1,2 млн т. Однако вопрос экспорта, по словам Каната Бозумбаева, связан с соглашениями, которые республика заключила с Россией. "Дело в том, что у нас по соглашению с Россией экспорт ГСМ запрещен. Это связано с тем, что мы покупали российские нефтепродукты и, понятно, они (РФ. — "НГ") не хотели, чтобы мы их реэкспортировали. Поэтому мы сейчас работаем над новой редакцией соглашения, которое уже ратифицировано", — цитирует министра портал ca-news.org.

Россия — главный поставщик топлива в Казахстан. На ее долю приходится около трети всего рынка бензина в стране. Для того чтобы начать экспортировать собственные нефтепродукты, Казахстану придется отказаться от российского импорта. Уже в ближайшие дни начинает действовать запрет на ввоз бензина из России железнодорожным транспортом, а также в 2,5 раза будут повышены акцизы на импортный бензин. Окончательное решение по этому вопросу будет принято после того, как 6 июня пройдут публичные обсуждения этой темы.

"Конфликта интересов в поставках нефтепродуктов на рынки Киргизии, Узбекистана и Таджикистана между Россией и Казахстаном нет. Республике нужно отбить инвестиции, вложенные в модернизацию НПЗ. Поэтому и было принято решение сократить поставки российского бензина, с тем чтобы он не конкурировал с казахстанским", — сказал "НГ" эксперт Марат Шибутов. При этом если Казахстан будет продавать собственные нефтепродукты, а не заниматься реэкспортом российских, то в этом случае не будет и конкуренции. Тем более что 400 тыс. т, которые первоначально планируется поставить на соседние рынки, — объем небольшой. "Есть вопросы к соседям. В частности, Таджикистан реэкспортирует топливо в Афганистан, где бензин очень дорогой. Было бы гораздо выгоднее Казахстану наладить поставки бензина и нефтепродуктов в Афганистан", — считает эксперт. По его мнению, не стоит рассчитывать на продажу больших объемов в Узбекистан и Киргизию. Ташкент закупает российскую нефть, которая поставляется по нефтепроводу Павлодар-Чимкент и перерабатывается на казахстанских НПЗ. Своей нефти у Узбекистана мало. Что касается Киргизии, то эта республика предпочитает закупать казахстанский мазут и дорабатывать его на своем НПЗ, который не так давно построили китайцы. "Для них это в разы дешевле, а для нас — потери", — резюмировал Шибутов. Он обратил внимание на то, что цена на бензин в Казахстане в два раза ниже российской. Поэтому есть опасность того, что казахстанские поставщики начнут отправлять бензин в Россию, чтобы подзаработать на разнице цен.

Руководитель отдела экономики Института СНГ Аза Мигранян предлагает рассмотреть рынок Средней Азии по каждой стране отдельно. "Киргизия вполне удобна с точки зрения логистики. Но здесь есть нюансы. Если говорить о ценовом разбросе между российскими и казахстанскими ГСМ, то в Казахстане цены несколько ниже, чем в России. Эту маржу местные предприниматели будут взимать как дополнительную норму прибыли. Таким образом, говорить о ценовой конкуренции внутри Киргизии и о выдавливании России с киргизского рынка в полномасштабных объемах невозможно", — сказала "НГ" Аза Мигранян. Второй фактор, по которому достаточно сложно будет вытеснить Россию с рынка стран Средней Азии, — ограниченность казахстанских ресурсов и объемы, которые Казахстан может позволить себе экспортировать. "Все будет зависеть от объемов потребления и колебаний спроса на внутреннем рынке Казахстана", — считает экономист.

Если говорить о рынках Таджикистана и далее — Афганистана, то здесь все упирается в сложность логистики. Особенно это касается Афганистана. Эти рынки также будут связывать с объемами производства и объемами экспорта, которые у Казахстана будут оставаться. "Проблема в том, что для Казахстана экспорт образуется исходя из объема излишков. Тогда как российский экспорт образуется из объема добычи и производства. Это позволяет России не регламентировать эти объемы. В итоге мы получим некоторое смещение долей на рынке разных производителей. Это позволит дифференцировать рынок, в частности, Киргизии и, таким образом, создаст базовую основу для торга киргизской стороне. Что в принципе не очень актуально на сегодняшний день, потому что уровень цен складывается исходя из мировой конъюнктуры", — сказала Аза Мигранян.

Виктория Панфилова

 

 

Добыча нефти в ОПЕК+ начала расти.

"Российская газета"

С этой недели глобальное соглашение ОПЕК+, которое предполагало сокращение добычи нефти, изменилось. Теперь 25 государств начинают наращивать производство от текущего уровня на миллион баррелей в сутки, из которых пятая часть достанется России. По оценкам экспертов, рост спроса поглотит увеличение добычи, но эмоциональные заявления США о картеле ОПЕК+ повысят амплитуду колебаний цен на нефть.

Об изменении условий соглашения страны договорились 23 июня в Вене. Тогда министры поясняли, что из-за кризиса в нефтяной промышленности Венесуэлы и скорого вступления в силу американских санкций против иранской добывающей отрасли именно такой объем сырья уходит с мирового рынка. Это чревато слишком сильным ростом цен, и для стабилизации уровня предложения было решено нарастить производство в других странах ОПЕК+.

После заседания министров цены на нефть Brent держатся в коридоре 74-79 долларов за баррель. Факт роста добычи не произвел сильного впечатления на рынок в отличие от высказываний президента США Дональда Трампа. С 2011 года он 63 раза упомянул ОПЕК в своих твитах, и чем выше цены, тем выше и его активность. Это объяснимо: из-за высокой цены на нефть бензин в США подорожал в этом году на 13 процентов — до более трех долларов за галлон впервые с 2014 года.

В минувшие выходные Трамп сообщил, что обсудил с саудовским наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом ситуацию на рынке. Американский президент попросил саудитов нарастить добычу на два миллиона баррелей в сутки (это все свободные мощности королевства), сославшись на "слишком высокие цены". "И он согласился!" — так двусмысленно был закончен твит Трампа. Согласился с чем — с наращиванием добычи? Что цены высоки? Или и с тем, и с другим? Рынок, недолго думая, выбрал первое, из-за чего колебания на бирже выросли.

Договоренность министров ОПЕК+ о пропорциональном наращивании добычи вполне соответствует духу соглашения, учитывая ситуацию в Иране и Венесуэле. Главный вопрос — сохранение дисциплины в рядах коалиции, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления Сколково Екатерина Грушевенко. Обычно после твиттерных заявлений следуют реальные действия игроков, например, ОПЕК+, но их действия больше обусловлены балансом на рынке. Они-то и оказывают долгосрочное влияние на цены, поясняет аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокера" Оксана Лукичева. "Твиты Трампа больше создают некий новостной шум", — считает она.

Несмотря на то что, по сообщению саудовской стороны, она не давала каких-либо обещаний США, настойчивость американского президента в его "просьбах" формирует на рынке определенные опасения в части сохранения единства среди членов сделки ОПЕК+, пишет главный аналитик Нордеа банка Денис Давыдов. Краткосрочно настроения на рынке будут определять сообщения из стран, где в последнее время наблюдаются сокращение или перебои в поставках — это Канада, Ливия и Венесуэла. Кроме того, на ход торгов будут влиять сигналы, связанные с темой торговых войн. Краткосрочно Давыдов ждет цену Brent в диапазоне 77-79 долларов за баррель, то есть без изменений.

Эмоциональность Трампа сопровождает возможность реального противостояния между США и ОПЕК: американские законодатели недавно возобновили работу над NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act). Законопроект предлагает рассматривать ОПЕК через Акт Шермана — антимонопольный закон, который столетие назад позволил США раздробить нефтяную империю Джона Рокфеллера.

О том, что ОПЕК — международный картель, говорят официально декларируемые цели, ради которых организация создана. Это выработка общей политики в отношении добычи нефти и поддержание стабильных цен на нефть. Такие действия полностью подпадают под определение картельного соглашения, говорит партнер юридической группы "Яковлев и партнеры", адвокат Екатерина Смирнова. Единственное, что отличает ОПЕК от классического понимания картеля, — это состав участников. Организация объединяет не коммерческие организации-конкуренты на рынке нефти, а суверенные правительства, что не позволяет преследовать участников картеля за нарушение норм антимонопольного права.

Александра Воздвиженская

<< Июль, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ