media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.08.2015

Минфин добивается пересмотра реформы налогообложения неф­тя­ной отрасли, одобренной правительством. Ведомство опасается за бюджет и готовит свой закон о налоге на добавленный доход.

"Ведомости"

На прошлой неделе замминистра финансов Сергей Шаталов провел совещание с нефтяными компаниями по разработке законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД), рассказали три его участника. Министерство хочет взять реванш, считают участники встречи со стороны компаний: подготовить альтернативу другому законопроекту — о налоге на финансовый результат (НФР). Этот проект был в прошлом году внесен в Госдуму Ханты-Мансийским автономным округом (ХМАО) при активном участии Минэнерго, а в июне премьер Дмитрий Медведев вопреки позиции финансового ведомства поддержал эксперимент для пилотных месторождений. Но Минфин собирается не дорабатывать проект об НФР, а заменить на более устраивающую его систему НДД, говорят чиновники и сотрудники компаний.

Это вернет Минфину контроль над реформой и позволит выиграть время — раньше 2016 г. проект об НДД не удастся подготовить и принять, заработает он только с 2017 г., подчеркивает чиновник. Реформа масштабная, ее надо тщательно проработать, а проект об НФР, на взгляд министерства, — несистемное решение. Представитель Минфина не ответил на запрос.

И НФР, и НДД в отличие от действующего НДПИ берутся не со стоимости добытой нефти, а учитывают расходы на ее добычу. Но база у налогов разная, и расходы учитываются по-разному. НФР — налог на разницу между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и транспортировку, капзатраты списываются ускоренно (дополнительно 40% за четыре года), но только текущие, а не накопленные. База НДД — выручка за вычетом тех же эксплуатационных затрат и всех капвложений, но ставка плавающая и зависит от Р-фактора (отношение накопленного дохода к накопленным расходам). То есть при повышении рентабельности нагрузка будет расти. Кроме того, НФР заменит НДПИ только на действующих месторождениях, а НДД — на новых. За основу может быть взят проект об НДД, подготовленный "Роснефтью", но он будет сильно доработан, говорит федеральный чиновник, знакомый с позицией Минфина.

Обязательное условие Минфина — сохранить при реформе хотя бы небольшой НДПИ, рассказывают участники совещания, чтобы хоть как-то захеджировать бюджетные риски. По расчетам Минэнерго, в первый год эксперимента налоговые доходы от 10 из 16 отобранных пилотных проектов ("Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза") снизятся, но за три года и в дальнейшем будут расти. Отмена НДПИ осложняется налоговым маневром, объясняет директор Vygon Consulting Григорий Выгон: он может быть продолжен, экспортные пошлины еще более снизятся, но ставку НДПИ после реформы поднять не получится. А ставка НФР в проекте ХМАО и без того очень высока (60%).

У Минэнерго свои условия: НДД — для новых проектов, НФР — для действующих. "Пусть разрабатывают, что хотят, но должны понимать, что НДД не предназначен для браунфилдов и не заменит НФР", — подчеркивает чиновник Минэнерго: только стимулирование разработки действующих месторождений может поддержать падающую добычу. Минфин понимает проблему падения добычи, отвечает на это чиновник финансового блока, но министерству не нравится НФР — и оно предлагает подстроить параметры НДД для браунфилдов. Сделать это сложно, предупреждает Выгон: придется учесть и подтвердить расходы за долгие годы, а значительная их часть была еще при советской власти. На совещании обсуждалась идея — учесть расходы только за предыдущий год или за три года, но тогда нагрузка будет высокой, что не устроит компании. Нужно так настроить налог, чтобы для браунфилдов и при высоком Р-факторе ставка была бы разумной и не выше, чем при НФР, предлагает Выгон.

"Проекта Минфина пока нет, поэтому мы склоняемся к проекту Минэнерго, он проработан, уже отобраны проекты", — переживает сотрудник нефтяной компании. У компаний есть синица в руках и журавль в небе: НФР — для части проектов и НДД — для всей отрасли, но все понимают, что рассчитывать на эту синицу особо не стоит, отмечает другой нефтяник: сопротивление Минфина слишком велико, а законопроект об НФР еще не обсуждался с президентом. Помощник президента Андрей Белоусов видит риски в реформе, Государственно-правовое управление администрации президента может заблокировать законопроект в Госдуме, отмечают два чиновника, близких к Кремлю.

Из опрошенных нефтяных компаний официально реформу комментирует только "Газпром нефть". Не принципиально — НФР или НДД, главное, чтобы новый налог применялся не только для новых, но и для некоторых действующих месторождений, подчеркивает представитель компании. "Газпром нефть" активно лоббировала закон об НФР, но готова на компромисс, если будет конструктивный разговор с Минфином, полагает нефтяник, участвовавший во встрече.

Минфин может предложить законопроект, необходимый отрасли, ожидает Выгон: НФР рассчитан только на высокозатратные действующие проекты — по сути это адресная льгота, НДД же станет системной реформой. Для некоторых месторождений НДД может быть лучше действующей системы НДПИ с льготами, для других — хуже, предупреждает Выгон. Это зависит от размера льгот, от месторождения, от параметров НДД.

Минфин обещал не ухудшать положение отрасли, делится участник совещания, компании хоть и не верят ему, но согласились вместе работать. Но они должны представить адекватные расчеты по месторождениям, нужна единая модель, подчеркивает чиновник. К примеру, при отборе пилотов для эксперимента с НФР компании представляли данные в Минэнерго по совершенно разным моделям — разные ставки дисконтирования денежного потока, разные валюты, возмущен чиновник: компании должны вести открытую игру.

Маргарита Папченкова, Алина Фадеева, Галина Старинская

 

 

Офшорным компаниям закроют путь к госзакупкам.

"Российская газета"

Отечественная деофшоризация официально добралась до контрактной системы закупок. Компании из низконалоговых гаваней, входящих в "черный список" минфина, не смогут участвовать в госзакупках.

13 августа заработают поправки в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Они вводят запрет на осуществление закупок у поставщиков, являющихся офшорными компаниями с точки зрения минфина.

В новом законе четко определено, что местом регистрации участника закупки не должна являться офшорная зона. В связи с этим устанавливается обязанность комиссии по осуществлению закупок, а также заказчиков и операторов электронной площадки проверять соответствие участника закупки таким требованиям. Подобный запрет банкам и госкомпаниям при госзакупках сотрудничать с офшорными фирмами существует уже давно, рассказал "Российской газете" эксперт в сфере трансграничного налогообложения Сергей Назаркин. В частности, на этот счет существовало несколько писем Центробанка. "Теперь же это зафиксировано на уровне федерального закона и имеет большую юридическую силу", — говорит эксперт.

А по словам специалиста в области офшорного структурирования бизнеса Сергея Калинина, многие предприниматели еще до объявления курса на деофшоризацию стали ликвидировать офшорную составляющую своих холдинговых корпоративных структур с тем, чтобы без проблем участвовать в госзакупках.

Между прочим, в список минфина включены самые "отъявленные" юрисдикции, но не включены квазиофшоры, формально в этот перечень ведомства Антона Силуанова не входящие. Поэтому некоторые лазейки для недобросовестных участников госзакупок сегодня все же существуют, продолжает Сергей Назаркин.

"Чтобы ограничить такие злоупотребления, нужно проверять добросовестность иностранных юрлиц, кто является конечным собственником, и не зарегистрирован ли он в стране, которая входит в список минфина", — предлагает он.

Ярослав Николаев

 

 

От четырех ниток газопровода может остаться одна.

"Независимая газета"

И российские власти, и посол Турции в РФ в конце прошлой недели опровергли сообщения  о том, что проект газопровода "Турецкий поток" отложен на неопределенный срок. Наоборот, работа продолжается, и официальные переговоры впереди, уверяют они. Правда, урегулирование всех вопросов действительно движется медленно. Как теперь ожидается, президенты России и Турции могут обсудить судьбу газопровода до конца ноября этого года. До этого срока межправительственное соглашение вряд ли будет подписано, говорят эксперты. А значит, 2015 год для строительства "Турецкого потока" можно считать потерянным.

Переговоры по "Турецкому потоку" не зашли в тупик, работа над проектом продолжается, заявил в пятницу посол Турции в РФ Умит Ярдым. В Кремле подтвердили эту информацию. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, главы России и Турции обсудят "Турецкий поток" в ходе осенней встречи. Она может состояться до конца ноября в Казани в рамках Совета сотрудничества высшего уровня.

Министр энергетики РФ Александр Новак также заявил в пятницу, что никаких официальных заявлений или обращений Турции о приостановке проекта не поступало. "Мы продолжаем работу по межправительственному соглашению. И, насколько я знаю, турецкая сторона также продолжает рассматривать этот проект", — сообщил Новак агентству РИА Новости. Он также напомнил, что размер скидки на газ для турецкой Botas уже согласован. "Скидка составляет на сегодняшний день в соответствии с договоренностями, которые обсуждались ранее, 10,25%. Документ по ее предоставлению пока не подписан", — сказал министр.

Впрочем, об этой цифре было известно еще в конце февраля: ее называл и министр энергетики Турции Танер Йылдыз, и — позже — глава "Газпрома" Алексей Миллер. Но Анкара, судя по всему, хочет получить еще более низкую цену на газ, потому не спешит с подписанием бумаг — как нового контракта с "Газпромом", так и межправительственного соглашения по "Турецкому потоку".

Между тем первоначальные планы "Газпрома" по строительству газопровода уже сдвигаются. Компания планировала начать укладку труб в июне этого года и запустить первую нитку "Турецкого потока" в декабре 2016-го. Но старт строительства был отложен, а в июле "Газпром" расторг контракт с итальянским подрядчиком Saipem из-за разногласий "по многим рабочим и коммерческим вопросам".

При этом, как уточнил в пятницу посол Умит Ярдым, "на этом этапе говорить, что реализация проекта отстает от графика по какой-то причине, некорректно". Главное, что работа продолжается, уверен он. "Для сравнения: с момента принятия решения и до реализации проекта "Голубой поток" прошло пять лет", — напомнил посол. По его словам, "если смотреть на картину в целом, то существуют ожидания наших российских коллег и наши ожидания в отношении действий России".

Ярдым добавил, что официальные переговоры еще не начались, но предварительная работа ведется. "Сейчас необходимо провести работу в плане технического и экономического обоснования, проработать правовой аспект этого проекта", — перечислил посол.
Ранее источники в Минэнерго РФ сообщали РИА Новости, что Россия направила Турции проект соглашения по строительству только одной нитки газопровода, — той, которая предназначена для турецкого рынка. Ее мощность составит 15,75 млрд куб. м газа в год.
Ярдым в пятницу заявил, что такой вариант рассматривается. "Сейчас мы покупаем российский газ через Украину. Если мы сделаем эту линию, то будем получать не оттуда, а напрямую с этой линии.  Нас это устроит",  — сказал он.

Всего, напомним, "Турецкий поток" предусматривает строительство четырех ниток общей мощностью 63 млрд куб. м в год. По трем из них планируется доставлять газ европейским потребителям.

Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров полагает, что до встречи президентов РФ и Турции никаких прорывных соглашений скорее всего достигнуто не будет. "Сначала в Турции должно быть назначено новое правительство, потом время потребуется для того, чтобы новые министры вошли в курс дела. Сентябрь точно уйдет на переговоры и подготовку документов. А поскольку этот год уже будет фактически потерян, особо не принципиально, состоится ли подписание межправительственного соглашения в октябре или декабре", — рассуждает эксперт.

По словам Нестерова, Турция заинтересована в том, чтобы максимально сбить цену на газ и получить дисконт в том числе за объем поставок, добившись таких же низких цен, как, например, в Германии. Кроме того, Анкара хотела бы получить от "Газпрома" и дополнительные инвестиции в газораспределительную систему. Наконец, Турция, по словам эксперта, находится под сильным давлением США и Европы, которые в первую очередь поддерживают поставки газа из Азербайджана и Туркменистана по южному газовому коридору.

Но, как бы то ни было, для Анкары важен российский проект. "Очевидно, что Турция нуждается в первой нитке "Турецкого потока", потому что понимает: российский газ — конкурентный, дешевый и надежный, в то время как поставки дополнительного газа из Ирака, Кипра, Центральной Азии — это призрачные проекты. Кроме того, став транзитером российского газа, она имела бы больший вес в отношениях с Европой", — говорит эксперт. По словам Нестерова, интересы Турции и России во многом не совпадают, но попытаться их скоординировать и найти компромисс можно.

"Турция не желает быть просто транзитным государством, она хотела бы быть оператором регионального хаба, а не оставлять это "Газпрому". Турция требует большей роли в распределении газа, а также значительной скидки, — поясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин и добавляет: — Европейцы при этом вообще не собираются строить инфраструктуру и покупать российский газ на этом направлении".

Крутихин считает, что об одной ветке "Турецкого потока" стороны, может быть, и договорятся, но для остальных потребителей в Европе это ничего не изменит.   

Алина Терехова

 

 

"Россети" сокращают число управленцев, уволены три заместителя гендиректора компании Олега Бударгина.

"Ведомости"

В "Россетях" уволены три топ-менеджера: первые заместители гендиректора Дан Беленький и Андрей Демин, а также заместитель гендиректора Хасан Лихов, рассказал "Ведомостям" источник в сетевом комплексе и подтвердил представитель "Россетей".

Приказ был подписан в четверг, говорит собеседник в сетевом комплексе. Демин уволен из-за ситуации с "Ленэнерго", а также роста долгов "дочек" "Россетей" перед ФСК до 29 млрд руб., добавляет он. Другой собеседник говорит, что "Россети" меняют организационную структуру. У гендиректора было два первых заместителя, а теперь будет один — Роман Бердников. При этом Демин может остаться в компании на другой должности, это обсуждается, уточняет он.

Знакомый Беленького и Демина сказал, что еще две недели назад ничего не предвещало их увольнения, оба были на хорошем счету у Бударгина.

Беленький был человеком Сергея Шматко и ушел после того, как Шматко покинул совет директоров "Россетей", говорят оба собеседника. Отставка Беленького обсуждалась довольно давно, он уходит на другую работу, уточняет один из них. Бывший замминистра энергетики России Беленький пришел в "Россети" в сентябре 2013 г., став первым заместителем гендиректора по инвестиционной деятельности. Он курировал создание совместного предприятия "Россетей" с "Ростехом" — Центр технического заказчика. СП будет на конкурсной основе выбирать контрагентов для реализации инвестпрограмм дочерних компаний "Россетей" (МРСК). Размер инвестпрограмм предприятия на 2015–2020 гг. может составить 1,2 трлн руб.

Демин в "Россетях" курировал финансово-экономический блок. А с 2012 по 2013 г. был советником председателя правления ОАО "ФСК ЕЭС". В июне стало известно, что "Россети" проведут допэмиссию на 64,3 млрд руб. В результате компания получит 32 млрд руб. на финансовую помощь "Ленэнерго" в форме облигаций федерального займа, несколько активов, деньги бюджета и ФСК.

О Лихове известно мало, почему его уволили, собеседники "Ведомостей" точно не знают. По словам одного из них, претензий к Лихову не было. В июне этого года он впервые вошел в совет директоров "Ленэнерго". В "Россетях" он был заместителем директора по специальным проектам. Связаться с Деминым, Беленьким и Лиховым не удалось.

Иван Песчинский, Алина Фадеева

<< Август, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ