Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.08.2016

Возобновление переговоров по отложенному проекту может обернуться для РФ новыми санкциями.

"Независимая газета"

На следующей неделе в Санкт-Петербурге может состояться встреча президента РФ Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Встречу двух лидеров ранее подтверждали в Кремле. Не исключено, что одной из главных тем переговоров окажется возобновление проекта по строительству газопровода "Турецкий поток", отложенного после ухудшения отношений двух стран. Евросоюз пока скептически оценивает подобные перспективы, полагая, что проект усилит и без того серьезные позиции "Газпрома" в ЕС. Опасаются еврочиновники и наступления "турецкой зависимости" в связи с вводом проекта. Украинская сторона, в свою очередь, надеется, что Евросоюзу хватит политической воли воспрепятствовать этому газовому проекту — например, посредством новых антироссийских санкций.

Заявления Москвы и Анкары о возможном возобновлении строительства газопровода "Турецкий поток" с беспокойством встретили в ЕС, поскольку его реализация увеличит зависимость Европы от российского газа, сообщает агентство Reuters со ссылкой на дипломатические источники в ЕС. По словам одного из них, после запуска "Турецкого потока" у России отпадет необходимость в использовании Украины для транзита газа в Европу, иные варианты поставок газа из Каспийского региона также будут перекрыты. "Возобновленная дружба Турции и России может оказаться проблемой, в случае если РФ намерена заменить Украину Турцией", — отметил один из еврочиновников. Он также добавил, что и Анкара заинтересована в поставках дешевого газа из России.

Опасения европейских чиновников последовали после того, как Турция вновь подтвердила интерес к реализации "Турецкого потока". Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи на прошлой неделе заявил, что политические решения по совместным российско-турецким проектам — АЭС "Аккую" и газопроводу "Турецкий поток" — уже имеются, а конечный импульс по строительству газопровода будет дан на встрече глав государств РФ и Турции, намеченной на 9 августа в Санкт-Петербурге. В Кремле подтвердили дату встречи.  Ожидается, что президенты могут затронуть и ситуацию с газопроводом.

Глава Минэнерго Александр Новак в конце минувшей недели также подтверждал, что страны вернулись к обсуждению строительства двух ниток газопровода "Турецкий поток". "Турция заинтересована в том, чтобы газ поступал напрямую, минуя другие транзитные страны, и в рамках этого в "Турецком потоке" предусмотрена одна нитка как минимум для потребителей турецких — в 15,75 млрд куб. м газа", — пояснял министр в интервью телеканалу "Россия 24". Вторая нитка газопровода, по его словам, будет предназначена для европейских потребителей. И эта нитка также может быть проложена по дну Черного моря и через территорию Турции.

Новый газопровод в итоге сделает Турцию газовым хабом на пути голубого топлива в Европу. "В целом в Турции большое количество разных проектов (например, газопровод TANAP из Азербайджана. — "НГ"), и можно сказать, что Турция будет играть большую роль как транзитная страна, чтобы обеспечивать газом европейских потребителей", — отметил Новак.

И очевидно, именно этот фактор в первую очередь и беспокоит ЕС. Возможно, изначально ЕС и не ждал таких действий от Москвы и Анкары или же не предполагал, что потепление может наступить столь скоро. Международные аналитики как будто не рассматривали возможность возобновления экономического сотрудничества двух стран. В частности, консультанты ЕС, НАТО, ООН и правительства Германии ранее просчитали возможные сюрпризы, которые РФ может преподнести миру в самое ближайшее время. И там были самые невероятные сценарии вплоть до "вооруженного вторжения в Казахстан", но не то, что, казалось бы, лежит на поверхности.

Напомним, проект "Турецкий поток" заменил собой закрытый ранее "Южный поток". Он предполагает строительство газопровода из России в Турцию по дну Черного моря и далее по турецкой территории до границы с Грецией. В итоге газ доставляется лишь до границ Евросоюза, а значит, в теории, не подпадает под правила ЕС. Несмотря на заинтересованность, межправительственное соглашение по газопроводу так и не было подписано, а после инцидента со сбитым Турцией российским самолетом Су-24 проект и вовсе был приостановлен. При этом Турция — второй по величине рынок сбыта "Газпрома" после Германии. В 2014 году российский газовый холдинг экспортировал в страну 27,4 млрд куб. м газа.

В Минэнерго РФ связывают интерес Турции к строительству газопровода в том числе и с недавними заявлениями Киева о планах по повышению стоимости транзита российского газа через Украину. "Если будет стоимость транзита выше, как заявляют наши украинские коллеги, это переложится в стоимость транспортировки и конечной цены газа для потребителей Турции", — сообщал Новак.

Контракт на транзит российского газа с "Нафтогазом Украины" действует до конца 2019 года, текущий тариф на транспортировку составляет 2,5 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км. При этом в "Газпроме" недавно заявили, что тариф на транспортировку газа по другому газопроводу в обход Украины — "Северному потоку" — составляет 2,1 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км.

В Украине — основном транзитере российского газа в ЕС — мысль о возобновлении проекта восприняли довольно прохладно. В частности, глава правления "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев заявил об угрозах из-за строительства газопровода "Турецкий поток" для Украины и Евросоюза. "Повлиять это строительство может негативно", — приводит его слова РБК-Украина. "Для Украины этот проект несет некоторую угрозу. Мы сразу потеряем часть транзита. Те объемы газа, которые шли через территорию Украины и приносили деньги для всей экономики, будут направлены в другое место", — пояснял Коболев.

Глава "Нафтогаза" рассчитывает, что "в этой ситуации позиция Евросоюза будет такой же жесткой, как и по "Южному потоку". Коболев не исключает, "что ЕС сможет этот проект приостановить или даже полностью его остановить".

И, по его словам, реальные рычаги, которыми можно остановить процесс строительства "Турецкого потока", довольно-таки просты. "Ни Турция, ни Россия не владеют технологиями глубоководных построек газопроводов. Это могут делать только иностранные компании, поэтому при большом желании как Евросоюз, так и западные страны методом санкций могут этот проект остановить. Вопрос в том, будет ли на это политическая воля", — подчеркивает Коболев.

Можно предположить, что какие-либо действия Брюсселя относительно проекта последуют уже после встречи президента Путина с турецким коллегой. "Мы внимательно следим за событиями в Турции", — заявил зампредседателя Еврокомиссии Марош Шевчович агентству Reuters.

Опрошенные "НГ" эксперты также соглашаются, что для ЕС "Турецкий поток" — опасный проект. "Реализация "Турецкого потока" приведет к тому, что Анкара замкнет на себе основной объем поставок газа в Южную и Восточную Европу. В итоге вместо российской или каспийской зависимости ЕС получит турецкую зависимость", — замечает председатель совета директоров инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский. Учитывая же непростые отношения Европы и Турции усиление переговорных позиций Анкары явно не в интересах ЕС, продолжает он. "Статус крупного газового хаба позволит Турции, стремящейся сосредоточить на своей территории потоки голубого топлива из России, Азербайджана, Ирана и Израиля, оказывать на Брюссель давление в переговорном процессе о вступлении в ЕС", — соглашается член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

По мнению экспертов, сегодня перспектив у "Турецкого потока" намного больше, чем до конфликта между РФ и Турцией. Правда, уточняет Касаев, разумнее для РФ было бы не торопиться с громкими заявлениями, а дождаться от турецких властей проявления большей инициативы и реальной, а не декларативной заинтересованности в совместном проекте. "Нам нужно стараться максимально реализовать интересы собственного государства, грамотно, не себе в убыток, распределив многочисленные риски при строительстве дорогостоящей магистрали между партнерами, а не вожделенно глядеть на турецкий берег", — считает он. Эксперт напоминает, что Россия уже один раз "прокололась" во время начальной стадии переговоров по "Турецкому потоку". "В спешке предоставив туркам скидку на газ, РФ взамен не получила подписанного межправсоглашения и завизированного пакета технических документов, требуемых для реализации проекта. Нет никаких гарантий, что Эрдоган вновь не "выстрелит в спину", — резюмирует Эльдар Касаев.

В итоге переговоры по "Турецкому потоку" могут оказаться долгими и непростыми. "Позиция ЕС заключается в диверсификации газовых поставок. Газ из РФ поступает через Украину, а также через "Северный поток". При этом часть стран ЕС считает, что и второго "Северного потока" будет для них чересчур много, — поясняет аналитик компании "Финам" Алексей Калачев. — Понятно, что в этих условиях ни "Южный поток", ни "Турецкий поток" не вписываются в европейскую энергетическую стратегию".

Ольга Соловьева

 

 

Холдинг En+ Олега Дерипаски может объединить UC Rusal с владельцем крупнейших сибирских ГЭС — "Евросибэнерго". Синергии не будет, скептичны эксперты.

"Ведомости"

En+ Олега Дерипаски думает, не объединить ли UC Rusal и "Евросибэнерго", рассказали "Ведомостям" два человека, близких к разным акционерам UC Rusal, и сотрудник банка — кредитора металлургической компании. Один из них уточнил, что рассматривается много разных вариантов, объединение UC Rusal и "Евросибэнерго" — лишь один из них: "Пока каждый только просчитывается". Другие возможные варианты собеседники "Ведомостей" не раскрывают. Представитель UC Rusal заявил, что вариант слияния не обсуждается и не рассматривается.

En+ владеет 100% "Евросибэнерго" и 48,13% акций UC Rusal. Другие крупные акционеры металлургической компании — "Онэксим" Михаила Прохорова (17,02%), Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (15,8%), Glencore (8,75%) и ВЭБ (3%). Представители En+ и Sual Partners отказались от комментариев. Представитель "Онэксима" не ответил на вопросы.

"Евросибэнерго" Дерипаски — крупнейшая частная гидрогенерирующая компания, владеет Красноярской, Братской, Иркутской, Усть-Илимской ГЭС. Первые три строились в комплексе с алюминиевыми заводами, которые до сих пор являются крупнейшими потребителями ГЭС. "У нас есть энергия, замкнутая в Восточной Сибири. Чтобы ее эффективно экспортировать, ее нужно конвертировать в иную форму. Будь то алюминий или гигабайты", — объяснял стратегию развития "Евросибэнерго" гендиректор En+ Максим Соков в интервью "Ведомостям" два года назад.

Сейчас удачное время для объединения. "Евросибэнерго" консолидировала все свои крупнейшие активы. В 2014 г. — Красноярскую ГЭС, а совсем недавно выкупила у "Интер РАО" 40% в "Иркутскэнерго".

На долю электроэнергии в себестоимости UC Rusal приходится около 25%.

Но объединение с "Евросибэнерго" не позволит металлургической компании снизить цену на электричество, объясняет руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. UC Rusal хоть и закупает электроэнергию у "Евросибэнерго" по прямым договорам, но платит по рыночной цене с учетом надбавок, говорит Порохова. Единственный вариант сэкономить — включить электростанцию в единый производственный комплекс с заводами. Но сделать это не получится, так как по постановлению правительства с 2015 г. все электростанции мощностью выше 85 МВт должны участвовать в конкурсном отборе, напоминает эксперт.

На первый взгляд единственная экономия при таком объединении возможна за счет эффекта масштаба, говорит аналитик БКС Кирилл Чуйко. Если нет очевидной синергии, то объединенная компания не будет дороже, чем суммы капитализаций обеих компаний, подчеркивает он. UC Rusal на Гонконгской бирже стоила во вторник $5,3 млрд. "Евросибэнерго" — непубличная компания, в 2011 г. для размещения там же, в Гонконге, она была оценена в $4-5,6 млрд. Инвесторы же готовы покупать, исходя из оценки в $3-3,5 млрд.

Не ясно и то, как на подобную сделку могут отреагировать миноритарные акционеры UC Rusal. "Онэксим" сейчас ищет покупателя на долю в UC Rusal, среди претендентов — структуры Саида Керимова и Sual Partners.

А вот кредиторы UC Rusal могут и не одобрить такую сделку, считает топ-менеджер одного из банков. Долговая нагрузка UC Rusal на конец 2015 г. — 2,7 EBITDA (чистый долг — $8,4 млрд, EBITDA — $2 млрд), следует из отчета металлургической компании. Из-за ухудшения конъюнктуры рынка по итогам года этот показатель может быть выше 3,5, говорит собеседник "Ведомостей". Тогда UC Rusal придется снова начать выплачивать банкирам все деньги выше среднемесячного остатка на счетах в $300 млн (механизм cash sweep). Объединение c "Евросибэнерго", кстати, могло бы немного поддержать финансовое положение UC Rusal, предполагает аналитик Raiffeisenbank Федор Корначев. При чистом долге в $60 млн Красноярская ГЭС заработала в 2015 г. $180 млн EBITDA, у "Иркутскэнерго" EBITDA — $435 млн, при этом чистый долг — $740 млн, перечисляет Корначев. Правда, еще $600 млн "Евросибэнерго" должна за покупку акций "Иркутскэнерго".

Виталий Петлевой, Александра Терентьева

 

 

На рынке задумались об увеличении обязательного объема продаж на бирже топлива с 5 до 10%.

"Известия"

Экспортируя дизельное топливо, нефтяные компании сейчас получают на 5-6 тыс. рублей за тонну меньше, чем продавая его на внутреннем рынке. Несмотря на это, существенного увеличения продаж дизельного топлива на бирже не наблюдается, как и адекватного динамике экспортного паритета снижения биржевых цен. В связи с этим на рынке задумались об увеличении обязательного объема продаж этого вида топлива на бирже с 5 до 10%. ФАС выступает против этой инициативы, так как считает, что мера если и будет действенной, то только в краткосрочной перспективе. К тому же уже в сентябре боковой тренд должен смениться на понижающий, и цены пойдут вниз.

Биржевые цены дизельного топлива на нефтеперерабатывающих заводах Центрального федерального округа в конце июля составили 33,9-34,15 тыс. за тонну. А экспортный паритет для трубопроводных партий дизельного топлива производства Московского НПЗ в направлении Приморска — самый высокий среди существующих маршрутов экспорта — снизился до уровня 28,42 тыс. за тонну. Об этом говорится в обзоре компании "Аналитика товарных рынков".

Таким образом, премия внутреннего рынка для дизельного топлива составляла 5,5 тыс. рублей на тонну. Ранее были эпизоды, напоминают эксперты компании, когда Федеральная антимонопольная служба предъявляла претензии к нефтяным компаниям из-за столь высокой премии внутреннего рынка по дизтопливу. В мае, когда экспорт дизельного топлива был более привлекательным по сравнению с его реализацией на внутреннем рынке, нефтяные компании резко снизили продажи товара на бирже и увеличили экспортные поставки. Так, в марте 2016 года доминирующие компании реализовали на СПбМТСБ 339 тыс. т дизельного топлива в соответствии с требованиями совместного приказа ФАС России и Минэнерго России, по данным биржи.

В апреле доминанты продали 311 тыс. т дизтоплива, а в мае — 233 тыс. т товара. В итоге за май 2016 года биржевая цена дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа выросла более чем на 12% — с 30,6 тыс. до 34,35 тыс. рублей за тонну.

— Конъюнктура внешнего рынка давно поменялась. Сейчас мы наблюдаем огромную премию внутреннего рынка, но при этом не видим ни адекватного увеличения продаж дизтоплива на бирже, ни устойчивого снижения цен, — отметил гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов.

По его словам, судя по всему, норматив продаж дизельного топлива на бирже на уровне 5% от производства для каждой доминирующей компании и 4% от производства для всех доминирующих субъектов в совокупности себя изжил.

— Вместо установления адекватной рыночной цены дизтоплива мы периодически наблюдаем рекордные премии внутреннего рынка, которые являются не чем иным, как отражением недостаточного предложения товара. Таким образом, оптимальным решением проблемы видится увеличение обязательного норматива продаж дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в два раза в сравнении с действующим, то есть до 10% от производства для каждой доминирующей компании, — считает Михаил Турукалов.

Источник "Известий" в одной из независимых топливных компаний отметил, что идея о необходимости увеличения продаж обсуждается давно.

— Но я считаю, что не в этом дело. Увеличение объема продаж не приведет к снижению цен на дизель. На цены оказывает влияние, помимо спроса и предложения, естественное желание нефтяников заработать, — пояснил собеседник. — Дизеля в стране производится в два раза больше, чем потребляется. Так что 5% или 10% продавать — это не имеет значения.

По данным Минэнерго, в 2015 году в России было произведено 76,1 млн т дизеля, на внутренний рынок отгружено 31,6 млн т. За июль производство дизеля составило 6,43 млн т, что на 1,2% больше, чем месяцем ранее. По данным информационно-аналитического центра "Кортес", биржевая цена на этот вид топлива увеличилась на 22,7%, опт — на 8,7%, мелкий опт — на 6,5%.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) также отмечают, что такое предложение вряд ли урегулирует рынок.

Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин рассказал "Известиям", что сейчас на бирже продается свыше 7% от потребления дизельного топлива. Повышать обязательный объем продаж нет смысла. По его словам, на экспортный паритет оказывали влияние не только стоимость нефти и нефтепродуктов, но и курсы валют.

— Июль-август в нашей стране — сезон повышенного спроса. В ближайшее время ситуация изменится и боковой тренд сменится понижающим. Цены пойдут вниз, — полагает Анатолий Голомолзин.

Его коллега из ФАС, начальник управления регулирования ТЭК службы Дмитрий Махонин также считает такое предложение бесперспективным.

— Возможно, его реализация что-то изменит в краткосрочной перспективе, но с точки зрения достижения стабильной низкой цены на биржевой площадке, конечно же, нет. Основной объем покупается на внебиржевом сегменте. Поэтому мы на эту инициативу смотрим отрицательно, всерьез не воспринимаем, — пояснил Дмитрий Махонин.

В Минэнерго "Известиям" заявили, что дискуссия о сохранении или изменении норматива продаж "действительно есть, однако решение по данному вопросу необходимо принимать, не ориентируясь на текущую конъюнктуру, а исходя из задач развития внутреннего рынка в средне- и долгосрочной перспективе".

В "Роснефти" согласились с мнением антимонопольщиков. В компании "Известиям" сообщили, что "текущая ситуация на рынке реализации дизельного топлива в первую очередь является следствием сезонного фактора — активное потребление в РФ привело к повышению стоимости продукта на внутреннем рынке и изменению соотношения с экспортным паритетом".

— Кроме того, текущие отличия в показателях — еще и следствие временного лага — активная биржевая торговля против экспортных контрактов, которые, как правило, заключаются сроком на месяц. Как следствие, ожидается, что уже в ближайшее время ситуация с обеспечением ресурсом внутреннего рынка и площадки СПбМТСБ может радикально измениться, что неминуемо приведет к изменению стоимостных показателей. В связи с этим "Роснефть" считает действующий норматив продаж дизельного топлива на бирже оптимальным и соответствующим рыночным императивам ограничения дисбаланса в пользу какой-либо категории участников торгов, — заключил представитель компании.

В СПбМТСБ, "Газпром нефти", "Башнефти", "Сургутнефтегазе" и "Лукойле" оперативных комментариев не предоставили.

Ирина Кезик

<< Август, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ