Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.09.2015

Глава ФАС Игорь Артемьев хочет развернуть тарифную политику.

"Российская газета"

Федеральная антимонопольная служба намерена жестко взяться за программы развития естественных монополий с их непрофильными затратами, чтобы рост тарифов носил оправданный характер и не провоцировал инфляцию в стране.

Кабинет министров рассмотрел представленный ФАС доклад о состоянии конкуренции в стране и предложения по ее развитию.

В ряде секторов экономики конкуренция растет, констатировал глава кабмина Дмитрий Медведев. В частности, это касается аэропортового обслуживания воздушных перевозок, ряда услуг в портах, строительства жилья экономкласса, гостиничного и ресторанного бизнеса.
– Но на значительной части рынков конкуренция ниже нужного уровня. Она по-прежнему не развита, — заявил председатель правительства. — Там присутствуют крупные игроки, которые контролируют значительные ресурсы. Кроме того, на эти рынки попадать мешают всякого рода административные барьеры, технологические и прочие.

Ряд проблем связан с инвестиционной деятельностью естественных монополий. "Сейчас вдвойне непозволительны траты, которые напрямую не связаны с расширением количества услуг или достижением необходимого уровня надежности и качества", — предупредил Медведев. При принятии таких решений, указал он, нужно соблюдать конкуренцию инвестиционных предложений: "Поэтому здесь можно подумать о расширении возможностей по технологическому, ценовому аудиту".

На этом моменте отдельно и обстоятельно остановился глава ФАС. "Мы представили ряд данных на правительстве, которые уже начали отрабатывать и с новым руководством железных дорог, и с другими естественными монополиями, которые свидетельствуют о том, что в одном случае из-за проявления монополизма, а в другом случае из-за высоких степеней секретности цены, по которым госкомпании, госорганы и господрядчики закупают те или иные услуги, оказываются часто выше рыночных, и в этом смысле есть большие резервы", — рассказал Игорь Артемьев после заседания.

Эти резервы могут быть задействованы для того, чтобы сделать оправданным ежегодное увеличение тарифов на услуги естественных монополий. После того как полномочия Федеральной службы по тарифам перешли в ФАС, Артемьев обещает жесткие и прагматичные решения по тарифам. Однозначно заявлено, что надо уходить от индексации по принципу "инфляция плюс", и для ведомства не будут аргументами доводы монополий об их затратах. "Наша позиция — точно "инфляция минус", — заявил глава ФАС. — А дальше все будет зависеть от того, что будут предлагать компании". Свою позицию он подкрепил инфляционной политикой правительства: если стоит задача по снижению инфляции, то не нужно раздувать тарифы.

С каждой компанией антимонопольная служба готова отдельно обсуждать программы развития и, следовательно, рост тарифов. От открытости и предложений компаний будет напрямую зависеть этот самый "минус" от инфляции.

– Те монополии, которые придут с нормальными программами, которые будут открыты к диалогу, должны, я считаю, получить какую-то премию к своему развитию — к зарплате или меньшему сокращению персонала, — заявил Игорь Артемьев. — Мы будем спорить с ними, доказывать, но будем справедливо ко всему подходить.

Предложения антимонопольной службы по тарифам будут вырабатываться на коллегиальной основе. В специальный состав правления, которому предстоит принимать соответствующие решения, войдут представители минэкономразвития, минэнерго, минпромторга. При отсутствии консенсуса глава ФАС готов пользоваться правом последнего слова. "Если мы не сможем принять решение, тогда я буду единолично принимать это решение, докладывать его в правительство и буду нести ответственность за то, что я предлагаю", — заявил он. В конечном счете, утверждать индексацию тарифов будет правительство.

Владимир Кузьмин

 

 

Добыча в России к 2035 году может сократиться на треть.

"РБК daily"

К 2035 году добыча нефти в России может сократиться на 34,5%, следует из материалов к президентской комиссии по ТЭК, назначенной на конец октября. Разработка новых месторождений, которая могла бы компенсировать падение, при нынешних ценах нерентабельна, предупреждает Минэнерго.

Восполнить трудно

В проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года, который есть в распоряжении РБК, говорится, что добыча нефти на действующих разрабатываемых месторождениях может сократиться на 125 млн т (34,5%), до 237 млн т в год. Сейчас на все эти месторождения приходится около 70% всей добычи в стране (около 525 млн т). На этот целевой сценарий в своих прогнозах опирается Минэнерго. Но есть шанс удержать добычу на уровне не ниже 525 млн т, говорится в предварительных материалах ведомства, которые были разосланы профильным ведомствам в преддверии президентской комиссии по ТЭКу, назначенной на конец октября (РБК удалось с ними ознакомиться).

Согласно прогнозам Генсхемы, для восполнения выпадающих объемов нефти их придется заместить за счет новых месторождений и уделить особое внимание работе на шельфе и трудноизвлекаемым ресурсам (ТРИЗ). Если план удастся реализовать, то добычу нефти вплоть до 2035 года можно будет удерживать на стабильном уровне 523-527 млн т в год.

Рост добычи нефти на выработанных месторождениях на 1% в год с 2015 по 2035 год даст по 12 млн т нефти в год дополнительно, следует из Генсхемы. На шельфе к 2035 году компании планируют добывать на 40 млн т в год больше нефти, чем в 2014 году: доля шельфа в российской нефтедобыче увеличится с 14 млн до 54 млн т в год. За счет новых регионов ожидается получение еще 28 млн т нефти в год к уровню 2014 года — до 37 млн т в год. Роль ТРИЗов сопоставима с шельфом: добыча "трудной" нефти должна удвоиться, достигнув 54 млн т к 2035 году. Еще дополнительные 10 млн т должна обеспечить добыча высоковязкой нефти через 20 лет. И наконец, добыча газового конденсата увеличится на 12 млн т в год — до 38 млн т в год, говорится в проекте Генсхемы. В общей сложности это даст 127 млн т дополнительной нефти в год.

Однако Генсхема базируется на прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года, подготовленного Минэкономразвития, согласно которому к 2030 году цена на нефть составит $93,7 за баррель и уже с 2016 года начнет плавный рост. Она должна вырасти с нынешних $50 до $69,6 за баррель к 2016-1920 годам. Но Минэнерго в своих материалах предупреждает, что при цене нефти $50 за баррель под угрозой оказывается значительная часть новых проектов по добыче нефти и газа в Арктике, Восточной Сибири и ТРИЗах, которые становятся нерентабельными. А значит, компенсация выпадающих объемов добычи под вопросом.

По прогнозам директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова, при условии сохранения низких мировых цен на нефть даже на среднесрочную перспективу выполнить задачу по поддержанию достигнутого уровня добычи нефти будет крайне сложно. В этой ситуации проекты в Арктике придется отложить, а разработка новых месторождений, по‑видимому, потребует дополнительной поддержки со стороны государства. Естественный путь в этой ситуации, по мнению эксперта, — это повышение эффективности добычи на уже действующих месторождениях. "Большие надежды связаны с введением НФР (налога на финансовый результат), который мог бы, при условии его успешного тестирования на пилотных проектах, стать серьезным стимулом для повышения эффективности зрелых месторождений. В этом случае можно избежать резкого снижения добычи на действующем фонде скважин и снизить потребность в разработке новых месторождений дорогой нефти", — говорит Громов. Отрасли нужно серьезно повышать свою экономическую эффективность и снижать издержки по всем проектам, добавляет он.​

Официальный представитель Минэнерго не комментирует содержание материалов к предстоящей президентской комиссии. Источник РБК в этом ведомстве отмечает, что материалы для министра сейчас готовятся, часть данных в них действительно опирается на данные Генсхемы развития нефтяной отрасли до 2035 года и Энергостратегию России до 2035 года. Но документ носит предварительный характер, и многое в его структуре может поменяться к заседанию комиссии, говорит он.

Два вопроса для Путина

Как следует из предварительной повестки президентской комиссии по ТЭК (копия есть у РБК), в ней всего два вопроса: "О стратегии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса РФ в рамках текущих и прогнозируемых условий" и "О совершенствовании системы финансовых расчетов при экспорте топливно-энергетических ресурсов". В бумагах не обозначена дата комиссии, но два чиновника правительства рассказали РБК, что она состоится 27 октября (представитель Минэнерго это не комментирует, с представителем президента связаться не удалось). В состав первого вопроса, по данным чиновника одного из профильных ведомств, участвующего в подготовке повестки, войдет обсуждение последствий налогового маневра для отрасли и перспективы новых налоговых систем в нефтяной отрасли, а также добычи нефти, газа и санкции.

Среди докладчиков по первому вопросу повестки ожидаются главы четырех профильных ведомств: Александр Новак из Минэнерго, Антон Силуанов из Минфина, Денис Мантуров из Минпромторга, Алексей Улюкаев из Минэкономразвития, а также глава "Зарубежнефти" Сергей Кудряшов. По второму вопросу собираются выступить глава "Роснефти" Игорь Сечин (в статусе ответственного секретаря комиссии по ТЭКу), глава Центробанка Эльвира Набиуллина и глава ФАС Игорь Артемьев.

Людмила Подобедова

 

 

Договоренности по поставкам "голубого топлива" на Украину все еще не достигнуты.

"Новые Известия"

С наступлением осени в российско-украинских отношениях вновь активно поднялась тема поставок газа и цен на них. Глава российского концерна "Газпром" Алексей Миллер во вторник заявил, что никаких решений о ценовых скидках на четвертый квартал текущего года пока не принято. Для достижения договоренностей у обеих сторон остается всего месяц, что не так уж и много в силу традиционно сложного и затяжного характера российско-украинских газовых переговоров.

По словам Алексея Миллера, в настоящее время "Газпром" работает строго по контракту, подписанному в 2009 году, и никакие изменения в формулу цены вноситься не будут. В соответствии с ней в октябре — декабре стоимость поставляемого на Украину газа составит 252 доллара за тысячу кубометров.

Как известно, условия контракта предусматривают возможность предоставления скидки: при цене свыше 330 долларов за тысячу кубов она составляет 100 долларов (по размеру экспортной пошлины), а при цене ниже 330 долларов — 30% от контрактной цены. Напомним, что после истечения в конце марта текущего года так называемого "зимнего пакета" скидок Киев при поддержке ЕС обратился к Москве с просьбой продлить действие этой 100-долларовой скидки еще на год. Но "Газпром" не пошел на такой шаг, и теперь цены на российское топливо определяются поквартально.

При этом Алексей Миллер отметил понижательную тенденцию стоимости газа и объявил, что при назначении цены для Украины российская сторона будет ориентироваться и на цены в сопредельных европейских странах. Отметим, что во втором квартале этого года средняя цена российского газа в Европе упала на 11,7% , составив 251 доллар за тысячу кубометров против 284 долларов в первом квартале.

Кроме того, стабильно продолжает падать спрос на российское топливо, что особенно болезненно для "Газпрома" с учетом того, что Европа в настоящий момент является основным потребителем нашего газа. Цена на российский газ для Европы определяется исходя из цен на нефть, с временным лагом в 9 месяцев. И в последнее время газ все сильнее дешевеет как из-за существенного падения стоимости нефти, так и из-за расширения поставок альтернативных поставщиков, которых ищет ЕС.

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил в беседе с "НИ", что именно от цен на европейских площадках будет зависеть стоимость газа для Украины. К тому же эксперт напомнил, что во втором квартале газ, закупаемый Украиной в Европе, обошелся им дороже российского. В то время как "Газпром" поставлял на Украину газ по цене 247 долларов за тысячу кубометров, импорт газа из Европы с учетом транспортировки составил 275 долларов.

Другое дело, что даже предоставленной в третьем квартале текущего года скидкой в 40 долларов с каждой тысячи кубометров газа Украина просто не смогла воспользоваться, потому что "у них и таких денег на сегодняшний день нет".

"Мы находимся в прямом контакте с руководством "Нафтогаза", есть финансовые проблемы, поэтому говорить о том, что в ближайшие дни Украина возобновит поставки газа, к сожалению, не приходится", — сообщил глава "Газпрома. Тем не менее в качестве оптимистичного сценария он ожидает, что к концу сентября Украина решит свои проблемы с финансированием. Вероятно, она может обратиться за денежной помощью к Евросоюзу, который, по мнению экспертов, является весьма заинтересованной стороной. Хотя чуть ранее — на состоявшейся 21 августа в Минске двухсторонней встрече глав компаний "Газпром" и "Нафтогаз" — украинская сторона попросила Россию предоставить аванс за транзит газа в Европу. И "Нафтогаз" готов направить эти средства на оплату российского газа для закачки в свои подземные хранилища (ПХГ). Последний раз авансовая схема применялась в августе 2013 года, когда "Газпром" выдал "Нафтогазу" в виде аванса 1 млрд. долларов, на которые украинская компания закачала газ в ПХГ на отопительный сезон.

"Платить все равно необходимо — и нет большой разницы, авансом или постфактум, так что авансовая система может быть полезна "Газпрому, ведь она может обезопасить зимние поставки в Европу", — считает г-н Правосудов.

Между тем до начала зимы Украине необходимо накопить в своих подземных хранилищах (ПХГ) не менее 19 млрд. кубометров газа. Такой объем нужен, чтобы гарантировать транзит газа в Европу и обеспечить собственное потребление, поскольку именно из ПХГ в зимний пиковый период добираются необходимые объемы газа. А без дополнительных поставок, которые может обеспечить только Россия, заполнить ПХГ при нынешнем объеме закачки в 53 млн. кубометров в сутки, по словам заместителя начальника управления балансов и поставок газа "Газпрома" Нарая Арзуманова, украинская сторона сможет только на 16,8 млрд. кубометров газа, то есть на уровне прошлого года.

Но прошлая зима была очень теплая и мягкая, напомнил Сергей Правосудов, и если грядущая окажется суровее, то при недостаточном объеме запасов у незалежной могут возникнуть проблемы. В любом случае контракт с "Газпромом" будет заключен, считает эксперт, но переговоры традиционно будут тяжелыми, затяжными и изобилующими неожиданными поворотами.

Арина Раксина

 

 

"Ведомости"

ФСК планирует до 2020 г. инвестировать в развитие сетей Дальневосточного региона 51 млрд руб., будет введено 1700 МВА трансформаторной мощности и почти 1500 км линий электропередачи, сообщила в среду компания. Сейчас проект общей инвестпрограммы ФСК на 2016-2020 гг. находится на рассмотрении правительства. Ее сумма составляет 324,5 млрд руб. Ранее ФСК рассчитывала, что ее инвестпрограмма на 2015-2019 гг. составит 563,7 млрд руб., но ее пришлось сокращать из-за замораживания сетевых тарифов.
Деньги пойдут на реализацию в том числе дальневосточных БАМа, Транссиба, ВСТО и ряда других объектов. Но точные суммы пока не утверждены.

Общая стоимость электрификации БАМа и Транссиба составляет 128 млрд руб. (проект рассчитан до 2025 г.). Эта сумма включает 40 млрд руб. для строительства в Дальневосточном регионе восьми объектов, сказал в среду в интервью ТАСС предправления ФСК Андрей Муров.

Проекты внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба, а также трубопроводных систем ВСТО и "Сила Сибири" являются ключевыми для ФСК на Дальнем Востоке, говорится в сообщение компании. Их реализация также позволит создать условия для техприсоединения к энергосетям крупных промышленных объектов (Удоканский ГМК, "Полюс золото", "Транснефть" и др.). В проект ВСТО уже вложено 42,56 млрд руб. (для электроснабжения. — "Ведомости"), запланированы к реализации работы еще на 17 млрд руб., отметил Муров в интервью ТАСС. Проект "Сила Сибири" находится на стадии разработки, поэтому говорить о его стоимости пока рано, добавил он.

В долгосрочной программе развития в БАМ и Транссиб предполагалось инвестировать 120 млрд руб., из них 48 млрд руб. — взять из ФНБ, напоминает главный эксперт ЦЭП Газпромбанка Наталья Порохова.

На начало лето на инфраструктуру из ФНБ одобрено выделение около 800 млрд руб., но реально выделено около 200 млрд руб., так что деньги еще есть, но конкуренция за них выросла, отмечает эксперт.

Проекты БАМа и Транссиба и "Сила Сибири" имеют федеральное значение, поэтому вопрос их окупаемости никогда не стоял, подчеркивает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Хотя с точки зрения текущего дефицита средств в стране на инфраструктуру подобные проекты разумно финансировать через механизм государственно-частного партнерства, не нагружая тарифы для потребителей, добавил он.

В августе Газпромбанк сообщил, что будет участвовать в программе проектного финансирования строительства энергообъектов ФСК и "Полюс золота". Банк может предоставить до 6,1 млрд руб. О желании получить доступ к проектному финансированию весной заявлял и Муров. Компания даже обращалась в Минэкономразвития с предложением увеличить лимит стоимости объектов с 20 млрд до 25 млрд руб. для получения проектного финансирования.

Иван Песчинский

<< Сентябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ