media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.09.2019

Эксперты Fitch оценили последствия введения новых международных стандартов для судового топлива.

"Газета РБК"

Эксперты Fitch предупредили о снижении налоговых поступлений на 500 млрд руб. в год из-за роста разницы стоимости между марками нефти Brent и Urals в 2020 году. Причина — в новых нормах по содержанию серы в судовом топливе.

Дисконт на Urals

С 1 января 2020 года вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (International Maritime Organization, IMO) — содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5 до 0,5% для уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Нефть сорта Urals, самого распространенного в России, более сернистая и плотная, чем эталонная марка Brent, поэтому она будет торговаться на мировом рынке с большим дисконтом к эталону, чем в последние пять лет, рассказал младший директор Fitch Вячеслав Демченко. Средний дисконт Urals к Brent без учета эффекта изменения правил IMO он оценил в $1,3 за баррель.

"Эффект изменения правил IMO мы начнем наблюдать уже в четвертом квартале 2019 года, когда участники рынка начнут контрактовать поставки нефти с учетом будущего изменения правил по концентрации серы в бункеровочном топливе", — заметил Демченко. В результате ужесточения правил IMO в первые месяцы 2020 года дисконт к цене Urals может вырасти до $1-7 за баррель. При достижении среднего дисконта в $3,5 за баррель к уровню цены Brent (ожидается на уровне $60 за баррель), Россия может потерять около 500 млрд руб. налоговых поступлений от НДПИ, НДД и пошлин на нефть и нефтепродукты, поскольку все налоговые расчеты привязаны к стоимости нефти сорта Urals, добавляет Демченко. Эффект дисконта может сохраниться на какое-то время, пока отрасль не адаптируется к новой реальности, прогнозирует эксперт. В последние два месяца дисконт Urals к Brent варьируется от $0 до $2 за баррель, сказал РБК трейдер крупной европейской компании.

Демченко указывает, что падение цены Urals к Brent на каждый доллар означает снижение налоговых поступлений примерно на 145 млрд руб. Он не исключил введения дополнительных налогов на отрасль или поправочных коэффициентов в ситуации проигрыша бюджета из-за изменения правил IMO. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

Однако в бюджет на 2020 год и так заложена более консервативная цена Urals — $57 за баррель, то есть как раз-таки дисконт $3 к прогнозной стоимости Brent. Прогноз Минэкономразвития по курсу доллара США на 2020 год — 65,7 руб.

Трейдер крупной европейской компании сказал РБК, что помимо изменения правил IMO на цены на Urals влияют такие факторы, как объем экспорта нефти этого сорта и объем внутренней переработки нефти. "Влияние правил IMO может составить в будущем дисконте Urals к Brent около $1 к текущим показателям. Причем в тендерах крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть" с поставкой с октября 2019 года по март 2020 года фактор изменения сернистости судового топлива не повлиял на цены контрактов, хотя формула цены и включает в себя дифференциал Urals к стоимости Brent", — отметил он. Собеседник РБК признал, что в первом квартале 2020 года разница в стоимости этих сортов нефти изменится, не уточнив конкретную цифру. Изменение правил морских перевозок больше отразится на стоимости российского мазута, которая упадет, но в бюджетных поступлениях этот фактор играет гораздо меньшую роль, потому что Россия экспортирует гораздо больше сырой нефти, нежели мазута, чем изменение цен на Urals, добавил трейдер.

После введения нового стандарта содержания серы в судовом топливе провалится рынок сернистого мазута, но это не означает автоматического снижения дифференциала Urals к Brent, который определяется соотношением спроса и предложения на малосернистую (в частности, Brent) и сернистую нефть (Urals), парирует главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. "Сейчас предложение тяжелой сернистой нефти снижается из-за кризиса в Венесуэле и санкций против Ирана, в то же время добыча легкой малосернистой сланцевой нефти продолжает расти. В результате этот дифференциал в отдельные периоды выходит в положительную область (Urals стоит дороже Brent. — РБК), сейчас он упал до минус $0,8 за баррель", — замечает эксперт. Если в момент введения стандарта IMO будет дефицит сернистой нефти и мощности по ее переработке будут сильно недогружены, то Urals по-прежнему будет стоить дороже Brent.

Последствия для нефтяников

Почти три четверти экспорта российской нефти в Европу (больше 50% всего экспорта нефти из России) идет по котировкам, приближенным к Urals, остальное — это либо поставки по трубопроводу ВСТО в Азию, которые стимулируются государством, либо шельфовая добыча, налогообложение которой осуществляется по процентным ставкам и не привязано к Urals, сказал РБК консультант профильных фискальных ведомств. Соответственно, изменение скидки Urals к Brent не должно являться поводом для корректировки налогообложения, поскольку практически в равной степени отразится на бюджете и компаниях, заключает он.

Потери компаний оценить сложнее, и они будут ниже, чем у государства, с учетом того что российские нефтяники добывают и продают нефть разных сортов, в том числе низкосернистую Siberian Light или ESPO (поставляется по ВСТО), признает Демченко. Примерно половина экспорта и четверть добычи "Роснефти" — это поставка в Китай легкой, малосернистой нефти. Цена на нее, скорее всего, вырастет, указывает он. ЛУКОЙЛ экспортирует через трубопроводы "Транснефти" около четверти добычи (преимущественно Urals), а "Газпром нефть" — менее 10%. Наибольший выигрыш получат компании, экспортирующие низкосернистую нефть и имеющие НПЗ с высокой глубиной переработки нефти, заключает он.

РБК направил запросы в пресс-службы "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти".

Людмила Подобедова

 

 

Они прогнозируют снижение спроса на электроэнергию из-за высоких цен.

"Ведомости"

Сообщество потребителей энергии считает, что нужно изменить механизм поддержки развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России. Об этом ассоциация сообщила вице-премьеру Дмитрию Козаку в письме от 14 августа. "Ведомости" ознакомились с копией документа, его достоверность подтвердил представитель сообщества. Представитель Козака подтвердил его получение.

Сейчас генерация на основе ВИЭ в России строится по договорам предоставления мощности (ДПМ, гарантируют инвесторам базовую доходность 12%). По этой программе к 2024 г. в России должны построить около 5,5 ГВт зеленых мощностей. Правительство обсуждает возможность продлить программу до 2035 г. Чтобы отрасль не деградировала, энергетикам нужно гарантировать доходность на строительство еще 10 ГВт мощностей, говорил предправления "Роснано" Анатолий Чубайс.

Промышленные потребители, которые оплачивают и строительство зеленых мощностей, и гарантированную прибыль инвесторов, говорят, что программа не достигла целевых показателей, и выступают против ее продления. По оценкам ассоциации, стоимость первого этапа программы для потребителей составила 2 трлн руб. вместо обещанных 1,2 трлн, поддержка ВИЭ — до 10% в платежах потребителей за электричество. Продление программы будет стоить бизнесу еще более 1 трлн руб., пишет ассоциация. Она отмечает, что российское оборудование для ВИЭ практически не используется в изолированных энергосистемах, где зеленая генерация может конкурировать с дорогой генерацией на привозном топливе. Российские производители не смогли выйти на внешние рынки: экспорт ограничился единичными проектами в странах Евразийского экономического союза. Цена электроэнергии от ВИЭ в России в несколько раз выше, чем от аналогичных проектов за рубежом.

По прогнозам ассоциации, цена электроэнергии в 2018-2022 гг. в Европейской части России и на Урале превысит инфляцию на 16 п. п., в Сибири — на 25 п. п., что может привести к сокращению электропотребления. Потребители предлагают оценить риски от продления программы и использовать новые способы поддержки ВИЭ. Приоритетом должно стать развитие ВИЭ в изолированных энергорайонах и в жилых домах, считают потребители, для этого нужно снять административные барьеры, внедрить налоговые стимулы и льготное финансирование. Производство оборудования для зеленой энергетики можно стимулировать через существующие программы поддержки промышленности. При этом нужно исключить субсидирование экспортных поставок за счет внутреннего рынка.

В первую очередь нужно развивать ВИЭ в удаленных районах, куда затруднена доставка топлива и где могут возникать перебои с энергоснабжением, соглашается с промышленными потребителями директор по аудиту Deloitte Александр Губарев: "Это даст немедленный экономический эффект и прибавит энергобезопасности".

Полноценный промышленный кластер оборудования для ВИЭ с локализацией производства и экспортным потенциалом может быть сформирован в России только при устойчивом рынке крупных проектов с ежегодным объемом от 1 ГВт, возражает представитель Ассоциации развития возобновляемой энергетики: "Микропроекты в изолированных зонах или домохозяйствах размером в несколько киловатт этого не обеспечат".

Представители Минэнерго, Минэкономразвития не ответили на запросы "Ведомостей".

Елена Вавина

<< Сентябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ