Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.10.2013

"РБК daily"

Активисты-экологи Greenpeace c судна Arctic Sunrise, обвиняемые по делу о нападении на платформу "Приразломная", вряд ли смогут рассчитывать на смягчение приговора. Глава кабмина Дмитрий Медведев потребовал ужесточить ответственность за несанкционированное проникновение лиц на нефтегазовые объекты. Теперь владельцы энергообъектов обязаны мгновенно информировать правоохранителей и силовиков в случае возникновения угроз.

"Забота об экологии не должна прикрывать противоправные действия. Какими бы высокими соображениями ни руководствовались лица, участвовавшие в различных акциях, они не могут вестись противоправными методами и методами, которые в конечном счете небезопасны для людей и технологических объектов. В этом контексте нам необходимо рассмотреть вопрос об ужесточении ответственности за несанкционированное проникновение посторонних лиц на нефтегазовые объекты, потому что это объекты особой опасности", — констатировал Дмитрий Медведев, выступая в Астрахани на совещании по проблемам недропользования и транспортировки углеводородов на Каспии.

По словам премьер-министра, речь идет не только о хулиганских действиях, провокациях и преступных действиях, но и о "банальном воровстве" — так называемых врезках в нефтепроводы.

Вчера глава кабмина также подписал постановление правительства об утверждении правил информирования субъектами ТЭК о незаконном вмешательстве на объекты ТЭК и о его угрозах. Документ определяет семь видов угроз, о которых владельцы энергообъектов обязаны информировать МВД, ФСБ, МЧС и Минэнерго России.

Тема противоправных действий на объектах ТЭК была затронута не случайно: вчера пяти активистам Greenpeace c судна Arctic Sunrise было предъявлено обвинение в пиратстве по делу о нападении на платформу "Приразломная". Если их вина будет доказана, обвиняемым грозит от 10 до 15 лет лишения свободы. Ранее Мурманский суд арестовал на два месяца 30 активистов Greenpeace, участвующих в акции у платформы "Приразломная". Они останутся под стражей до 24 ноября.

По версии следствия, 18 сентября 2013 года активисты Greenpeace, подплыв на судне Arctic Sunrise к морской платформе "Приразломная", попытались незаконно на нее высадиться. В Следственном комитете считают, что таким образом они посягнули на суверенитет государства. Кроме того, их действия могли привести к аварии, которая поставила бы под угрозу не только находящихся на ней людей, но и окружающую среду. Однако экологи и журналисты с мнением следователей не согласны. В защиту обвиняемых активистов уже прошло несколько пикетов.

Юлия Синяева

 

 

Бизнес заставят платить за испорченные земли.

"Российская газета"

Сергей Донской,
министр природных ресурсов и экологии России

Максимально выбрав с участка полезные ископаемые, компания уходит и оставляет его государству. Нефтяные лужи, которые могут попасть в реки, выход сероводорода, выбросы метана на угольных шахтах...

Нам известны более 300 видов полезных ископаемых, с каждым из которых связаны определенные риски. И каждый из них может реально нанести ущерб окружающей среде и человеку. Свыше 35 миллиардов рублей потратило государство за последние 15 лет на ликвидацию нерентабельных угольных шахт, и это не считая затрат на рекультивацию земель. Тогда как эти расходы должны нести пользователи недр. На практике же они зачастую перекладывают их на плечи государства.

Как это происходит? Сейчас по законодательству, изыскивать средства для финансирования ликвидационных работ пользователь недр может на завершающей стадии разработки месторождения.

Порядок резервирования денег законодательно не закреплен. Но, как известно, завершающая часть освоения месторождения характеризуется низкой рентабельностью — за счет снижения качества добываемого сырья и роста затрат на эксплуатацию.

В некоторых случаях у компаний на этом этапе просто не остается средств для выполнения своих ликвидационных обязательств. В итоге почти полностью все переносится на государство.

Между тем это чрезвычайно дорогостоящий процесс. Например, в нефтегазовых проектах его стоимость достигает 10 процентов капитальных затрат на разработку месторождений. Для месторождений с запасами порядка 40 миллионов тонн цифра может составлять более 7 миллиардов рублей. В проектах, связанных с месторождениями угля, показатель еще выше — порядка 15 процентов капитальных затрат.

Для защиты интересов государства нужны новые экономические механизмы, которые бы гарантировали выполнение недропользователями ликвидационных обязательств. И минприроды их разработало. В правительство внесен законопроект, обязывающий компании создавать ликвидационные фонды. Прорабатывается порядок их формирования и использования, который потом обсудят с компаниями. Также подготовлены поправки в Налоговый кодекс.

Мы проанализировали международный опыт. Несмотря на различия в деталях, в целом основных механизмов, позволяющих гарантировать ликвидацию использованных месторождений, не так много. Практически во всех странах, эксплуатирующих природные ресурсы, в том или ином виде фонды создаются. Наиболее эффективно было бы резервировать средства в период максимальной прибыльности каждого актива — на второй и третьей стадиях разработки месторождения. Предлагаемая нами схема формирования ликвидационных фондов позволит перенести большую часть отчислений непосредственно на стадию максимальной добычи полезных ископаемых. В этот период должно быть сформировано более 75 процентов фонда. К этапу ликвидационных работ по каждому проекту будет накоплено уже не менее 95 процентов от необходимой суммы. Такой подход позволит недропользователю иметь необходимые средства на любой стадии ликвидационных работ.

Несомненно, отчисления в фонд отразятся на экономике проектов. Но предлагаемые подходы позволят свести это негативное влияние к минимуму.

Мы провели сопоставление показателей эффективности разработки реального нефтяного месторождения с извлекаемыми запасами в 50 миллионов тонн при отсутствии отчислений в ликвидационный фонд по предлагаемой схеме и при их наличии. Результат модельных расчетов: текущий чистый денежный поток, дисконтированный по ставке 10 процентов, практически не изменился после вычета отчислений в ликвидационный фонд. Внутренняя норма доходности снизилась на один процентный пункт — до 24 процентов.

В соотношении с капитальными и эксплуатационными затратами рассмотренного проекта сумма отчислений в ликвидационный фонд также незначительна — 6,7 процента от накопленных капитальных затрат, что соответствует мировой практике, и 5,5 процента от общих эксплуатационных затрат. По предварительным оценкам, ежеквартальные отчисления на создание ликвидационного фонда будут составлять от 0,8 до 6 процентов расходов на добычу.

Поскольку формирование ликвидационных фондов означает постоянное изъятие средств из оборота компании, законопроект предлагает уменьшать для них налог на прибыль в размере, равном величине отчислений в ликвидационные фонды. Необходимые изменения в Налоговый кодекс также уже подготовлены минприроды. В связи с тем, что этот механизм будет реализован в первую очередь на новых проектах, это не приведет к потерям в текущем бюджете РФ.

Формироваться ликвидационные фонды будут в несколько этапов. Первый — технический проект. Сумма предстоящих затрат на проведение ликвидационных работ рассчитывается недропользователем при составлении проектной документации на разработку месторождения, которая согласовывается комиссией, состоящей из представителей уполномоченных органов госвласти.

Второй — это заключение соглашения между пользователем недр и кредитной организацией для обеспечения сохранности средств. Соглашение будет заключаться с одной из кредитных организаций, которая на момент открытия спецсчета входит в первую десятку Списка кредитных организаций. Они должны отвечать требованию Банка России по уровню рейтинга, предъявляемому для поручителей по его кредитам. Для государства в первую очередь важна надежность сохранения средств недропользователей.

Третий этап — аккумулирование средств ликвидационных фондов. Оно будет осуществляться на банковском пополняемом депозитном счете со спецрежимом целевого расходования средств. Предлагается производить отчисления ежеквартально, распределяя всю сумму затрат на предстоящую ликвидацию пропорционально добыче полезных ископаемых. При этом у недропользователя есть возможность выбора: получать дополнительные доходы по депозиту или прибавлять доходы по депозиту к основной сумме, снижая ежеквартальные отчисления.
Четвертый этап — целевое использование средств фонда. Основанием для "снятия" средств со счета будет служить технический проект на ликвидацию, согласованный и утвержденный в установленном порядке. За нецелевое использование средств фонда, как и за его несоздание, будет установлена административная ответственность. Изменения в КоАП будут внесены отдельным законопроектом.

Важный аргумент в пользу предлагаемого механизма — прямая зависимость размера отчислений от финансовых результатов недропользователя, что позволит компании корректировать величину отчислений в зависимости от рыночной ситуации. Для государства этот механизм предполагает наличие средств на ликвидацию в любой момент, когда они могут потребоваться.

На последнем обсуждении законопроекта на Комиссии по ТЭК минприроды было поручено в дополнение к уже просчитанному варианту проработать и другие механизмы подтверждения компаниями наличия средств на ликвидацию месторождений (банковская гарантия, гарантия материнской компании).

Также мы рассмотрим возможность дифференциации подходов по отчислениям для компаний, которые являются надежными, социально ответственными и уже имеют положительный опыт ликвидации. Облегченный режим может быть предложен и компаниям с большим количеством активов и тем, кто вкладывает средства в геологоразведку — такие недропользователи, доказавшие свою надежность, могли бы, например, накапливать только часть необходимого ликвидационного фонда на первоочередные мероприятия.

Теперь о порядке использования средств ликвидационного фонда. Рассмотрим стандартный случай — плановое прекращение права пользования недрами в связи с окончанием отработки запасов. По законодательству о недрах компания обязана профинансировать ликвидационные работы. После подписания акта выполненных работ по ликвидации банк обязан возвратить ей остаток денежных средств на специальном счете. Однако если средств фонда на момент ликвидации недостаточно, это не является основанием для невыполнения ликвидационных обязательств в полном объеме. В этом случае недропользователь будет обязан изыскать недостающие суммы. Ключевой момент здесь в том, что сегодня недропользователю, которому нужно организовать ликвидационные работы, необходимо найти на них всю сумму сразу, а при новой системе средства будут у него накапливаться постепенно.

Помимо стандартных случаев, существуют основания для досрочного прекращения права пользования недрами. И не всегда это происходит по вине или инициативе недропользователя. В случае угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне работ (не по вине недропользователя), стихийных и военных бедствий средства на специальном счете будут передаваться уполномоченному госоргану. Если дальнейшая разработка месторождения возможна, право формирования и последующего использования ликвидационного фонда по данному участку недр будет передано новому недропользователю. В случае невозможности эксплуатации месторождения средства фонда будет использовать государство.

 

 

"Роснефть" выкупит 51% акций СП Gunvor и Lundin — "Петроресурса". Без госкомпании партнеры не могли начать разработку нефтегазового блока в дельте Волги.

"Ведомости"

"Роснефть" договорилась о покупке 51% "Петроресурса" (30% — у Gunvor, 70% — у Lundin), владеющего нефтегазовым Лаганским блоком в дельте Волги, сообщил вчера президент "Роснефти" Игорь Сечин. Сумма сделки не раскрывается. Представитель "Роснефти" сказал, что стороны пока договорились об основных условиях сделки, но она не закрыта. Соглашение подписали вчера Сечин и председатель совета директоров Lundin Petroleum Иен Лундин.

Источник "Ведомостей", близкий к одной из сторон сделки, добавляет, что "Роснефть" частично выкупила доли у обоих акционеров — Lundin и Gunvor, но пропорцию не называет. В сообщении Lundin Petroleum говорится, что речь идет о совместной с Gunvor Group продаже "Роснефти" 51% "Петроресурса". После завершения сделки у Lundin должно остаться 34,3% "Петроресурса", у Gunvor -14,7%. Представитель Gunvor сказал, что теперь можно будет "наконец-то реализовать потенциал Лаганского блока".

Лаганский блок на Каспии много лет был законсервирован, с приходом "Роснефти" "Петроресурс" получает шанс начать разработку шельфа, заключает представитель "Роснефти". В соответствии с российским законодательством вести работы на шельфе могут только компании с госучастием. Запасы нефти на месторождении небольшие: условный запас (недоказанный) составляет 32 млн т нефтяного эквивалента, говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. По его мнению, этого достаточно, чтобы вести добычу, но может понадобиться доразведка для более точного представления о запасах. Кроме того, это рискованное месторождение: в 2008-2009 гг. на Лаганском блоке пробурили две сухие скважины, после чего Gunvor cписала более половины балансовой стоимости блока, указывает он.

О покупке "Петроресурса" думала и другая госкомпания — "Газпром"в 2007 г. Он подписал соглашение о колл-опционе со шведским акционером проекта на 50% плюс 1 акция, но до сделки дело не дошло. В 2011 г. Lundin Petroleum снова заговорила о продаже Лаганского блока. "Наш бизнес в Норвегии и Юго-Восточной Азии вырос настолько, что Россия стала менее важной частью", — пояснял руководитель компании Эшли Хеппеншталь. Второй акционер "Петроресурса" — Gunvor, совладельцем которой является Геннадий Тимченко, звал в компанию "Роснефть". Тимченко сообщил о переговорах с нею в июне 2013 г.

В последнее время "Роснефть" присматривается к шельфу на Северном Каспии, где уже хорошо представлен "Лукойл", рассуждает Нестеров. Но Лаганский блок — не то месторождение, на котором можно построить крупный нефтедобывающий центр, это скорее первый шаг "Роснефти" к освоению шельфа в регионе, считает он. Лицензия на геологоразведку Лаганского блока истекает в августе 2014 г., указывает он. Продлить лицензию и получить разрешение на добычу "Петроресурс" не смог из-за отсутствия государственного акционера, напоминает аналитик.

Анастасия Фомичева, Анастасия Агамалова, Екатерина Дербилова

 

 

Минфин ждет от "Газпрома" и "Транснефти" уплаты дивидендов с консолидированной чистой прибыли только с 2015 г. "Газпром" объявлял, что может и раньше перейти на новую схему расчета выплат.

"Ведомости"

Минфин ожидает, что "Газпром" и "Транснефть" начнут выплачивать дивиденды, исходя не из российской, а из консолидированной отчетности только с 2016 г., т. е. по итогам 2015 г. Это следует из подготовленного министерством проекта бюджета на ближайшие три года. Между тем еще в начале сентября Минфин предлагал правительству обязать крупнейшие госкомпании уже по итогам нынешнего года направлять на дивиденды минимум 25% чистой прибыли по МСФО.

В начале сентября зампред правления компании Андрей Круглов говорил, что "Газпром" планирует перейти на выплату дивидендов по МСФО по итогам 2014 г. Представитель компании Сергей Куприянов сказал, что пока это решение не менялось.

А предправления "Транснефти" Николай Токарев с чиновниками согласен. Раньше 2015-2016 гг. компания не сможет перейти на уплату дивидендов по консолидированной отчетности, передал вчера "Интерфакс" со ссылкой на топ-менеджера. При этом Токарев добавил, что пока жестких требований по выплате дивидендов в 25 или 35% от МСФО нет. Идея обсуждается.

Впрочем, и без требования об уплате дивидендов по МСФО Минфин прогнозирует рост выплат "Газпрома". За 2012 г. компания заплатила акционерам 142 млрд руб., из которых на долю Росимущества пришлось 54,49 млрд руб. В этом году поступления составят столько же, в 2014 г. — 71,25 млрд руб., в 2015 г. — 68,76 млрд руб., а в 2016 г. взлетят до 124,7 млрд руб., прогнозирует Минфин. Дивиденды "Транснефти" за эти годы составят 3,8 млрд руб., 3,9 млрд руб., 3,6 млрд руб. и 48,8 млрд руб. соответственно.

"Похоже, что это решение уже окончательное. Сегодня на форуме ["ВТБ капитала"] президент Владимир Путин говорил о том, что проект бюджета внесен в Госдуму", — говорит аналитик "ВТБ капитала" Екатерина Родина. Обе компании не исключали возможности корректировок в своих инвестиционных программах из-за замораживания тарифов. На прошлой неделе министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил о том, что по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова Минэкономразвития подготовило план мероприятий по работе с "Газпромом", который направлен на минимизацию издержек и оптимизацию ценообразования. "Скорее всего, более поздний переход на выплаты по МСФО — это тот компромисс, который мог устроить компании, которым будут необходимы дополнительные средства для выполнения их инвестпрограмм согласно плану", — считает Родина.

Елена Ходякова

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ