media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.10.2017

ФАС недовольна тарифами на передачу электроэнергии в регионах и предлагает новый метод их подсчета. Но потребителям надеяться на снижение платежа не стоит, уверены эксперты.

"Ведомости"

Метод эталонных затрат при определении тарифов может быть введен для электросетевых компаний, рассказал в понедельник замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев.

Тариф будет состоять из двух частей. Первая — это постоянная составляющая — расходы, которые должны быть определены через унифицированную величину для всех сетевых компаний (эталон).

Вторая часть связана с реализацией инвестпрограммы. Она могла бы определяться региональными властями, которым лучше видно в своем регионе, что нужно строить и сколько на это потребуется инвестиций, отметил Королев. Инвестиционная составляющая будет рассчитываться с учетом возможностей региона наращивать тарифы, она может очень сильно повлиять на тариф, подчеркнул он.

На похожий метод регулирования сейчас переходят энергосбытовые компании.

Плата за услуги по передаче электроэнергии по сетям составляет около 30% в итоговом платеже потребителя. С 2010 г. она рассчитывается по методу долгосрочного инвестированного капитала (RAB) и ежегодно индексируется, чтобы обеспечить сетевым компаниям необходимую валовую выручку. При этом у регионов при наличии у сетевых компаний масштабных инвестпрограмм есть право увеличивать тариф дополнительно сверх установленного правительством уровня индексации. Самый известный случай относится к 2015 г., когда тариф "Ленэнерго" вырос дополнительно на 25%. Прошлой осенью ФАС предлагала ограничить регионам это право. С 2012 г. средневзвешенный тариф на передачу электроэнергии вырос на 42,7% до 137 коп./кВт ч (в 2016 г. рост составил почти 10%).

"Россети" поддерживают предложение ФАС, сказал представитель компании. Кроме того, необходимо введение системы соглашений с регионами, где будут прописаны все инвестиционные задачи, которые регион ставит перед компанией, гарантирован долгосрочный тариф, подчеркнул он: это сделает тариф прозрачным и прогнозируемым для потребителей.

Идея ФАС констатирует провал системы RAB, считает аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр: система тарифообразования, которая должна была стимулировать сокращение операционных издержек и приватизацию сетевых компаний, обернулась инвестициями без четкой окупаемости, продолжающимся старением основных фондов.

Потенциально переход на метод эталона позволит выровнять правила игры, создать дополнительные стимулы повышения эффективности отрасли и упростить администрирование тарифной кампании, говорит руководитель проекта стратегии и операционной эффективности в энергетическом секторе PwC Дмитрий Стапран.

Предпосылки для введения эталонного метода в электросетевых компаниях те же, что и у гарантирующих поставщиков, — это значительная дифференциация сетевых тарифов по регионам, сказал Королев. "Когда тариф различается в 12 раз, значит, что-то не в порядке, скорее всего, не может быть таких серьезных региональных особенностей", — уверен чиновник. По его словам, метод может вступить в силу не ранее 2019 г.

Эталон позволит решить две задачи, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова: стимулировать повышение операционной эффективности и повысить ответственность регионов за инвестпроекты. Сейчас регионы часто завышают потребности в инвестициях, отмечает она. При этом проблема ответственности за заявленные инвестиции не решается, добавляет директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев. В 2017 г. "Россети" планируют направить на инвестиции 254,2 млрд руб., а всего за 2016-2020 гг. — 1,2 трлн руб.

Метод эталонных затрат будет стимулировать консолидацию сектора и фактически введет ручной режим управления инвестициями, говорит Скляр. При этом останутся нерешенными вопросы возврата на инвестированный капитал, источников дивидендов, оптимальной долговой нагрузки, отмечает эксперт.

Само по себе внедрение эталонов не гарантирует снижение затрат, считает Киселев. Регулятору может быть удобнее, а монополиям выгоднее принять за эталон максимальные расходы и вместо сокращения неэффективных затрат наращивать выручку за счет роста тарифов, предполагает он.

В Минэкономразвития пока не поступала информация об идее ФАС, ответил представитель ведомства. Минэнерго пока не рассматривает идею введения эталонных затрат для сетевых компаний, говорит представитель Минэнерго. Не все расходы можно снизить и не всегда это приводит к снижению тарифов, отмечает он. Действующее регулирование является справедливым и прозрачным, считает Минэнерго, но требуют решения проблемы тарифной несбалансированности, возврата накопленных обязательств и перекрестного субсидирования.

Иван Песчинский

 

 

Увеличение лимитов для госкомпании может стать компромиссом в реформе торгов.

"Известия"

Минэкономразвития выступило за сохранение порога для объема газа, который может продавать на бирже "Газпром". Это следует из отзыва, направленного ведомством в правительство. "Известия" ознакомились с документом. Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) инициировала реформу биржевых торгов газом. Согласно ей, порог в 17,5 млрд куб. м, которым сегодня ограничены продажи "Газпрома", мог быть отменен. В Минэко опасаются, что отмена лимита даст госкомпании слишком большие преимущества на рынке, что негативно повлияет на цены. Вероятным компромиссом между Минэкономразвития и ФАС может стать новый порог продаж в 25 млрд или даже 50 млрд куб. м, прогнозируют эксперты.

Вопросом биржевых торгов газом правительство озаботилось около года назад, дав соответствующее поручение ФАС. Как писали "Известия", его целью было установить, почему объемы продаж газа на бирже снижаются, притом что регулятор настаивает на их увеличении. После проведения проверки ФАС решила предложить новые нормативы продаж газа. Чтобы не допустить дефицита и роста цен, для "Газпрома" как доминирующего поставщика служба предложила полностью убрать потолок поставок в 17,5 млрд куб. м, при этом установив ему минимальный объем продаж на бирже в 6% от годовой добычи, а для снижающих поставки независимых компаний — в 10%.

Направленная на стабилизацию рынка инициатива ФАС тем не менее встретила критику со стороны независимых поставщиков и Минэкономразвития.

Согласно его отзыву, сейчас "Газпром" может в значительной степени влиять на биржевую цену, а с принятием поправок — фактически монополизировать биржу. Статистика торгов природным газом за последние 2,5 года свидетельствует о несоблюдении паритета, согласно которому объем газа "Газпрома" по действующему законодательству не должен превышать объем газа, который продают независимые поставщики, отмечает Минэкономразвития. За последние девять месяцев доля "Газпрома" на бирже достигла 86% из совокупно проданных 15,8 млрд куб. м газа, сообщили "Известиям" в пресс-службе товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). При этом большую часть газа покупают также структуры "Газпрома".

"Принятие поправок  приведет к ограничению конкуренции и создаст дополнительные преимущества для "Газпрома" и его аффилированных лиц, которые усилят свое влияние, получив все возможности для установления монопольно низкой цены на газ" — такая оценка Минэкономразвития приводится в письме ведомства в правительство, с которым ознакомились "Известия".

Не поможет наладить ситуацию на бирже и введение обязательств по поставкам для независимых производителей, считает ведомство. Этому мешают уже заключенные контракты на поставку, покрывающие до 100% от всего добытого компаниями газа.

ФАС уже согласовала поправки в постановление правительства почти со всеми ведомствами, в том числе с Минэнерго. На будущей неделе служба направит их в правительство, сообщил "Известиям" начальник управления контроля ТЭКа службы Дмитрий Махонин.

— Наши изначальные предложения остались в силе: либо отменяем паритет продаж между "Газпромом" и независимыми, либо, как вариант, предлагаем повысить планку для "Газпрома" с 17,5 млрд куб. м до 25 млрд куб. м, — рассказал "Известиям" Дмитрий Махонин.

В аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича не ответили на запрос "Известий". Представители НОВАТЭКа, "Лукойла" и "Роснефти" также воздержались от комментариев.

Принцип паритета между "Газпромом" и независимыми поставщиками отменять не стоит, правильнее было бы увеличить объем торгов для "Газпрома" с 17,5 млрд до 50 млрд куб. м, заявили "Известиям" в пресс-службе Минэнерго.

В пресс-службе "Газпрома" сообщили, что компания "считает целесообразной отмену как ограничения объемов продаж газа компанией, так и паритета по объемам продаж с независимыми производителями".

Установление минимального порога продаж для независимых приведет к необходимости проведения фиктивных сделок между аффилированными лицами или закупки газа у "Газпрома" для поставок на биржу, считает директор по развитию бизнеса Vygon Consulting Антон Рубцов. Поэтому из двух альтернатив более предпочтительным вариантом будет повышение потолка продаж для "Газпрома", считает аналитик.

— "Газпром" же заинтересован в увеличении продаж газа на бирже, поскольку ограничен в возможностях ценовой конкуренции с независимыми производителями и имеет высокий нереализованный потенциал добычи, — отметил Антон Рубцов.
Увеличение потолка продаж для "Газпрома" сдержит колебание газовых цен, согласен ведущий аналитик AMarkets Артем Деев, но, по его мнению, для стабилизации цен, возможно, стоит подумать о введении формулы ценообразования на газ.

Арсений Погосян

<< Октябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ