Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.12.2013

Бывшие топ-менеджеры ТНК-BP, не добившись от "Роснефти" компенсаций, требуют их выплаты через суд.

"Ведомости"

Четыре бывших вице-президента ТНК-ВР — Владислав Егоров (правовые вопросы), Нина Васильева (планирование и управление эффективностью деятельности корпоративных сервисов), Ирина Кибина (связи с общественностью), Вадим Огарь (по безопасности) в сентябре и ноябре подали иски в Савеловский районный суд Москвы к "РН менеджменту" (ранее "ТНК-ВР менеджмент", теперь "дочка" "Роснефти").

Представитель суда сказал, что Егоров требует взыскать с ответчика 26,6 млн руб. Сумма иска Васильевой — около 5 млн руб., знает знакомый топ-менеджеров. Во сколько оценили претензии Огарь и Кибина, неизвестно. Кибина, Васильева и Огарь отказались от комментариев. Получить комментарии Егорова не удалось.

Бывшие вице-президенты вместе с еще шестью коллегами в начале лета написали письмо президенту "Роснефти" Игорю Сечину с предложением расторгнуть трудовые контракты по соглашению сторон с 1 июля и выплатить им компенсацию — двухлетние оклады, бонус за шесть месяцев 2013 г. и долгосрочный бонус, всего около $9 млн. Возможность расторжения договора с выплатой компенсации предусмотрена приложениями к трудовым договорам, которые были заключены еще до продажи ТНК-BP, а также приложением к соглашению о купле-продаже 50% ТНК-BР (копия есть у "Ведомостей").

13 ноября суд отказал Егорову. Представитель суда говорит, что его приложение к трудовому договору предусматривало выплату компенсации в случае вынужденного прекращения трудовых отношений, существенного изменения полномочий истца без его согласия, расширения круга его обязанностей и ответственности без привлечения кадровых ресурсов или, наоборот, сокращения и т. д. Истец не смог доказать наступления этих условий, рассказал представитель суда. Когда будут рассмотрены другие иски — пока не решено.

На компенсации вице-президенты ТНК-BP имели право претендовать в двух случаях: при смене собственника, а также если не могли в полной мере исполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором. Именно поэтому 10 вице-президентов написали не менее пяти писем в "Роснефть", рассказывает знакомый топ-менеджеров. Сначала они предлагали расторгнуть контракты, после увольнения — урегулировать вопрос о выплате компенсаций в досудебном порядке, но "Роснефть" никакого ответа не дала, говорит он. Исход каждого из дел зависит от того, сможет ли истец доказать, что он был лишен возможности исполнять обязанности в полной мере, отмечает собеседник.

В России нет прецедентного права, но суд будет учитывать практику по ранее вынесенным делам, в данном случае — по делу Егорова, но решение зависит от доказательств, которые смогут предъявить истцы, напоминает юрист компании "Юков и партнеры" Олеся Салаева.

"Уволившимся по соглашению сторон либо по собственному желанию сотрудникам ТНК-ВР компания выплатила финансовые средства в соответствии с действующим трудовым законодательством", — заявил представитель "Роснефти". "Роснефть", как компания с высокой долей государственного участия в уставном капитале, придерживается не раз озвученной со стороны государства позиции о сокращении размеров "золотых парашютов" менеджерам компании", — говорит он.

Галина Старинская

Предприниматели просят отказаться от радикальных изменений в антимонопольном законодательстве.

"Российская газета"

Координационный совет предпринимательских союзов России и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей обратились к первому заместителю председателя правительства России Игорю Шувалову по поводу внесения радикальных изменений в антимонопольном законодательстве.

Представители всех профильных объединений российского бизнеса объединились в своем критическом отношении к так называемому "четвертому антимонопольному пакету", который рассматривается в Госдуме.

Координационный совет отмечает, что и после рабочих встреч с ФАС большая часть предложений и замечаний так и не учтена и проект не согласован. По мнению бизнес-сообщества, многие нормы проекта негативно повлияют на деятельность компаний любого масштаба, отрасли и формы собственности.

"Четвертый антимонопольный пакет" был внесен в правительство как поправки к принятому Госдумой в марте 2013 в первом чтении законопроекту "об отмене уведомлений" при сделках по слиянию компаний. Эта сама по себе небольшая поправка к Закону "О защите конкуренции" оказалась после первого чтения дополнена более чем 40 страницами предложений антимонопольного ведомства. По мнению предпринимательского сообщества, сделано это было с целью избежать общественного обсуждения.

Как отмечают эксперты, четвертый "антимонопольный пакет" несколько раз рассматривался в правительстве, и по нему возникали разногласия у ряда ведомств, в частности, минюста, минфина и Федеральной службы по тарифам. Отрицательную оценку регулирующего воздействия выдало минэкономразвития. В октябре антимонопольному ведомству было поручено в течение месяца досогласовать законопроект и вернуть его обратно в правительство.

Из письма Координационного совета предпринимателей следует, что принципиальные претензии к "четвертому пакету" так и не сняты. Совет созывался специально для обсуждения предложений антимонопольного ведомства, продвигающего проект, и консолидировал позиции Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, Общероссийской организации "Деловая Россия" и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Совет отмечает, что предприниматели так и не согласны со способом внесения поправок, которые не могут быть внесены в Госдуму путем "пристегивания" к законопроекту, не оказывающему влияния на состояние конкуренции. Такой подход нарушает принцип неизменности законопроекта при принятии его во втором чтении.

По сути "четвертого пакета" бизнес-сообщество отмечает, что и после рабочих встреч с ФАС большая часть замечаний так и не учтена. Среди неприемлемых предложений остается введение правил недискриминационного доступа для компаний, занимающих доминирующее положение и наделение ФАС правом обязывать компании публиковать правила торговой практики. В РСПП ранее отмечали, что оно противоречит Гражданскому кодексу. А в "Деловой России" считают, что введение таких правил будет на руку крупным монополистам.

При этом мнение бизнес-сообщества основано на реальном примере. В конце 2012 года ФАС выпустила "правила недискриминационного доступа к рынку апатитового концентрата", которые потребители этого сырья назвали незаконными и учитывающими только интересы монополиста — холдинга "Фосагро". Если бы компании им следовали, то концентрат подорожал бы в 1,5-1,7 раза. Последовавшие разбирательства в Высшем арбитражном суде привели к тому, что ФАС признала, как писали СМИ, что "правила недискриминационного доступа" являются необязательными к исполнению рекомендациями.

Принятие поправок в предложенном ФАС виде легализует попытки поднять цены на рынке апатитового концентрата. При этом в самом "Фосагро" не стали дожидаться разрешения ситуации с "четверным антимонопольным пакетом". В середине ноября холдинг отдельно попросил правительство подвести его под "правила недискриминационного доступа". Как сообщали СМИ, в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу гендиректор "Фосагро" Андрей Гурьев предлагает разрешить правительству устанавливать правила недискриминационного доступа для товаров, которые производит субъект, занимающий доминирующее положение. При этом сторонники идеи узаконить "правила недискриминационного доступа" не отказались от нее, даже несмотря на то, что подобная практика противоречила бы Гражданскому кодексу и нормам ВТО.

Также среди неприемлемых для бизнес-сообщества остаются такие положения как: отмена допустимости соглашений о совместной деятельности, направленных на стимулирование технико-экономического прогресса и инвестиционной деятельности. Они, как ранее отмечали в РСПП и "Деловой России", добьют "малый и средний бизнес". Кроме того, ФАС так и не отказалась от намерений получить полномочия в сфере антимонопольного контроля над интеллектуальной собственностью. Также Координационный совет отмечает, что в законопроекте остаются положения, дублирующие полномочия ФАС и Федеральной службы по тарифам в сфере контроля за порядком установления тарифов на регулируемые виды деятельности. Кроме того, антимонопольное ведомство продолжает настаивать на возможности признать картелем соглашения между субъектами, входящими в одну группу лиц.

Артем Лукрин

 

 

Как стало известно "Ведомостям", правительство потребовало от монополий сокращать расходы на 10% каждый год в течение пяти лет. Они готовятся провести это сокращение за счет поставщиков.

"Ведомости"

"Газпром", "Транснефть", РЖД и "Россети" должны к 10 декабря представить в Минэкономразвития план снижения капитальных и операционных затрат на пять лет — расходы должны сокращаться не менее чем на 10% каждый год, за базу берется 2012 г. Об этом говорится в письме (копия есть у "Ведомостей") замминистра экономического развития Сергея Белякова в указанные компании. Если компании выполнят требование, к 2018 г. их издержки сократятся минимум на 41%.

В письме Беляков ссылается на поручение президента Владимира Путина и утвержденный премьером Дмитрием Медведевым план мероприятий по сохранению финансовой устойчивости монополий при замедлении темпов индексации их тарифов, следует из письма. Такие поручения действительно есть, подтверждает сотрудник аппарата правительства. Пресс-секретарь премьера о поручении не знает. С пресс-секретарем Путина связаться не удалось.

После согласования с правительством планы снижения издержек должны быть утверждены советами директоров монополий, сказано в письме.

Это вторая попытка властей заставить монополии тратить деньги эффективнее — весной 2011 г. тогдашний президент Медведев уже требовал от госкомпаний (не только монополий) ежегодно в течение трех лет сокращать расходы на закупки товаров и услуг на 10%. Чтобы достигнуть экономии, госкомпании просили скидку у поставщиков, рассказывали сотрудники "Газпрома", "Транснефти" и "Роснефти".

"Транснефть" в течение 2011-2013 гг. снижала издержки не менее чем на 10%, рассказывает представитель компании. За три года экономия составила 59 млрд руб. и дальнейшее снижение издержек с шагом в 10% будет фактически означать остановку инвестиционной деятельности и развития бизнеса компании, предупреждает он.

"Россети" собираются оптимизировать операционные затраты, но не понижая зарплаты, а, например, сокращая численность управленческого аппарата в некоторых МРСК, рассказывает представитель компании: "О конкретных цифрах пока говорить сложно". Можно заново оценить целесообразность строительства распределительных мощностей, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: нужно соотнести эти проекты со схемами территориального планирования, в некоторых случаях подстанции строить не понадобится.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Монополия верстала инвестпрограмму на 2014 г. уже с учетом требования о сокращении издержек на 10%, следует из самой программы. Госкомпания попросила основных поставщиков снизить отпускные цены на 10% и планирует на этом сэкономить 84,9 млрд руб.

"Газпром" о планах по сокращению затрат на 2014 г. не сообщал. Вчера его представитель отказался от комментариев. Но на прошлой неделе "Газпром" отменил 260 тендеров на 112,7 млрд руб. (почти 15% инвестпрограммы) по ремонту трубопроводов и компрессорных станций в 2014 г. В сообщении об отмене тендеров говорится, что это сделано в соответствии с поручением правительства об экономии. Но источник "Ведомостей", близкий к "Газпрому", говорит, что все запланированные работы будут выполнены после корректировки цен. Задержка работ по капитальному ремонту магистральных газопроводов чревата серьезными последствиями, экономить надо на другом, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: "Например, на строительстве и PR-сопровождении газопровода "Южный поток" или строительстве яхт-клуба в Петербурге".

Максим Товкайло, Галина Старинская

 

 

"Газпром" лишили монополии на экспорт "голубого топлива".

"Новые известия"

Закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ) вступил в силу с 1 декабря. Право на экспорт СПГ, помимо "Газпрома" и его "дочек", получат также компании, лицензия на пользование недрами которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству СПГ или направление добытого газа на такой завод. Экспортировать СПГ также смогут госкомпании.

В правительстве РФ рассчитывают, что либерализация экспорта СПГ будет способствовать увеличению доли России на мировом рынке газа и сохранению стабильного уровня цен на газ. Рынок СПГ является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов не так давно отмечал, что с 2005 по 2012 год объем мировой торговли СПГ вырос в 1,8 раза, до 240 млн. тонн (что соответствует 330 млрд. кубометров природного газа. — "НИ"). Доля СПГ в мировом спросе на газ, по его словам, также будет увеличиваться примерно с 10% в настоящий момент до 13 -16% к 2030 году.

Конкуренция на рынке жесткая. Основными импортерами СПГ являются страны АТР (Япония, Южная Корея, Индия, Китай) и Европы (Великобритания, Испания, Франция). По предварительному прогнозу Минэнерго России, импорт СПГ странами Азиатско-Тихоокеанского региона увеличится с нынешних 211 млрд. кубометров до 327 млрд. кубометров в 2030 году, а странами Европы — с 64 млрд. до 139 млрд. кубов. В настоящий момент доля России на рынке составляет всего 4,6%, или 10,9 млн. тонн. Целевая задача на 2030 год — выйти на 12%, или 64 млн. тонн. Но чтобы не проиграть в конкурентной гонке, надо осваивать новые месторождения, закупать оборудование для производства СПГ, что требует миллиардных инвестиций.

Решением проблемы, как видится властям, является привлечение частного капитала и иностранных партнеров. Президент Путин летом провел специальное совещание, на котором дал компаниям возможность высказаться о всех плюсах свободной торговли сжиженным газом. Глава газовой монополии Алексей Миллер на совещании не присутствовал, что легко объяснимо, поскольку для "Газпрома", сидящего на кладовых природного газа, производство СПГ сулит только дополнительные издержки. С другой стороны, у представителей компаний аргументов для того, чтобы убедить Путина ослабить экспортную монополию "Газпрома", было немало. Это и необходимость осваивать арктический шельф, и потребность страны в новых технологиях, которые обеспечат иностранные партнеры. Кроме того, строительство мощностей для производства СПГ "потянет" за собой промышленность и флот. Однако главный их аргумент сводился к тому, что если не наладить массовое производство СПГ до 2020 года, место России на рынке сжиженного газа займут Катар или Австралия. В итоге глава государства уступил.

Говорить о "революции" или существенной либерализации в деле разрушения экспортной монополии "Газпрома", равно как и о других проектах СПГ в России, пока не приходится. Зато отрицательные последствия, по мнению ряда экспертов, вполне возможны. Появление дополнительных объемов газа на европейском рынке может привести к затовариванию рынка, снижению ценников на газ и в итоге снижению выручки нашего основного экспортера — "Газпрома".

Сергей Путилов

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ