media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.12.2015

Страны ЕС пытаются совместными усилиями не допустить новый проект "Газпрома".

"Новые Известия"

Девять европейских стран требуют включить в повестку дня саммита Евросоюза в декабре вопрос о реализации проекта "Северный поток-2". Накануне об их письме председателю Евросовета Дональду Туску написала влиятельная The Financial Times. Авторы послания опасаются, что проект усилит зависимость Европы от российского газа и что он противоречит энергетической политике ЕС. Российские эксперты полагают, что ЕС надеется на сохранение транзита через Украину.

Инициаторами обращения выступили Польша и Словакия, его поддержали Чехия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва и Греция. Документ также планировала подписать Болгария, но отозвала свою подпись. В письме главе Евросовета говорится, что новый проект "Газпрома" по минимизации транзита через территорию Украины, "противоречит политике ЕС по диверсификации энергетических источников", а страны, которые согласились в нем участвовать (Германия, Австрия, Италия), "ставят свои корыстные интересы выше энергетической безопасности ЕС".

По данным Financial Times, вопрос об энергетической безопасности вполне может быть внесен в повестку дня саммита ЕС. В то же время председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер против того, чтобы проект трубопровода рассматривался в политической плоскости. Он считает, что этот вопрос относится к сфере бизнеса и должен рассматриваться только с точки зрения его соответствия правилам ЕС, пишет издание.

Проект "Северный поток-2" может стать источником трений и между ЕС и США, отмечается в статье. Белый дом указал, что проект лишит Украину 2 млрд. долларов дохода от газового транзита и МВФ, или ЕС придется компенсировать эту сумму.

Между тем на прошлой неделе официальный представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен заявила, что позиция ЕК в отношении "Северного потока-2" заключается в том, "что любой проект на территории Европейского союза должен соответствовать европейскому законодательству. Мы сейчас проверяем этот проект, очень внимательно его рассматриваем, чтобы быть уверенными, что все действительно находится в соответствии законодательству ЕС".

18 ноября зампред Еврокомиссии по Энергетическому союзу ЕС Марош Шефчович заявил, что ЕС не изменил своей позиции в отношении газопровода. "Мы принимаем к сведению проекты некоторых коммерческих предприятий установить соединение между Германией и Россией через Балтийское море, но третья и четвертая нитки "Северного потока" не позволят приобретать газ у нового поставщика. Они только повысят способность транспортировки в Европейский союз, которая сейчас используется только на 50%", — сказал тогда еврокомиссар.

Напомним, что проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода суммарной мощностью 55 млрд. кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до побережья Германии. Соглашение акционеров совместной проектной компании New European Pipeline AG, которая будет заниматься строительством газопровода, было подписано 4 сентября. На данный момент предполагается, что доли партнеров в проекте будут распределяться следующим образом: "Газпром" — 50%, BASF, E.ON, Engie, OMV, Shell — по 10%.

"Европа будет пытаться торпедировать проект через его наземные продолжения. Ведь для поставок по второй очереди "Северного потока" необходимо расширить принимающую инфраструктуру, в первую очередь — газопровод OPAL в Германии. А уже эта инфраструктура как раз подпадает под действие Третьего энергетического пакета", — пояснил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, "Газпром" рассчитывает на то, что, когда у Европы не будет хватать газа после прекращения украинского транзита, у Еврокомиссии не останется выбора, и она даст разрешение. Ранее ЕК неоднократно требовала сохранить украинский транзит, называя отказ от него неприемлемым и ставящим под угрозу энергетическую безопасность ЕС, так как это изменит газовый баланс в Европе.

Дмитрий Докучаев

 

 

Вслед за нефтью стремительно дешевеет СПГ. Азиатский рынок топлива уже перестал быть премиальным. Это ужесточает конкуренцию.

"Ведомости"

Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) изменился за последний год, рассказал на 16-м ежегодном СПГ-конгрессе исполнительный директор торговой "дочки" "Газпрома" Gazprom Marketing & Trading Фредерик Барно (цитаты по ТАСС). Покупателей, которые предлагают большие премии к ценам, больше нет, прежде премиальный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона перестал быть привлекательным для продавцов, пожаловался топ-менеджер. Покупатели переходят на кратко- и среднесрочные контракты, цены на СПГ падают, появляются новые крупные игроки на рынке, объяснил причины Барно.

На днях несколько крайне пессимистичных прогнозов о ценах на СПГ опубликовали аналитики Citi. В 2016 г. США начнет экспорт СПГ, дополнительные объемы поступят с заводов в Австралии, а прогноз спроса на газ в Японии (крупнейший покупатель) не внушает оптимизма, так как страна все-таки планирует вернуться к атомной энергетике. Так что цены на СПГ и в Европе, и в Азии будут низкими, пишут аналитики. В Европе — на уровне $5 за 1 mmbtu (1 млн британских тепловых единиц) в течение 2016–2017 гг., а в Азии в следующем году упадут до $6-7 за 1 mmbtu. Японские, китайские и корейские покупатели уже перепродают долгосрочные контракты на поставку СПГ, отмечают аналитики банка в другом обзоре, который цитирует Bloomberg. В июне 2014 г., накануне падения цен на нефть, СПГ в Европе стоил около $7,3 за 1 mmbtu, в Великобритании — около $6,7, а в Японии — $13,8.

Доля СПГ в поставках газа в мире вырастет с 8% в 2013 г. до 23% в 2035 г., прогнозировал в феврале Cedigaz. Сильнее всего спрос будет расти в Азии, по данным ассоциации — ежегодно на 3,2% (в том числе на 6,1% в Китае); в Европе — на 0,6%. Средняя спотовая цена в Японии составит $14,7 за 1 mmbtu, а в Европе — $12,5, но это если Brent подорожает до $130 за баррель.

В этом году производители СПГ отгрузят 240 млн т газа при общих мощностях в 320 млн т, приводит данные замдиректора Фонда национальной безопасности Алексей Гривач. Но растущее предложение СПГ меняет весь газовый рынок. К 2020 г., а возможно, и раньше на рынке появятся новые СПГ-мощности примерно на 180 млрд куб. м, говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. И в недалекой перспективе Япония и Китай, которые законтрактовали слишком много газа, могут начать реэкспорт, полагает он. Это может спровоцировать ценовые войны: "Газпрому" нужно будет удержать хотя бы традиционные рынки и не допустить поставок в Европу американского и катарского дешевого газа. Доля СПГ растет, формируется мировой рынок газа и цены проседают, но до какого уровня — вопрос открыт, объясняет аналитик. Трубопроводный газ из России конкурентоспособнее европейского газа из любого другого источника, причем, даже если цена газа для европейских потребителей, чисто теоретически, опустится до $100-120 за 1000 куб. м ($2,8-3,2 за 1 mmbtu), экспорт "Газпрома" не будет убыточным, указывает Гривач.

Действующий СПГ-завод в России один — на реализующемся по СРП проекте "Сахалин-2" (контроль над проектом у "Газпрома"). В 2017 г. должна заработать первая очередь подконтрольного "Новатэку" "Ямал СПГ" мощностью 16,5 млн т. Проект защищен: во-первых, большая часть газа законтрактована, во-вторых, его издержки — одни из самых низких в мире, говорит портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. С учетом того, что "Новатэк" привлекает проектное финансирование для "Ямал СПГ", точка безубыточности для него — $7-7,5 за 1 mmbtu, отмечает эксперт. "Ямал СПГ — долгосрочный проект, и цены на газ могут вырасти через несколько лет, что увеличит рентабельность инвестиций в проект", — успокаивает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. А вот у новых российских проектов (Дальневосточный СПГ "Роснефти", "Владивосток-СПГ" "Газпрома") затраты выше, чем у "Ямал СПГ", поэтому для их реализации логично было бы подождать подорожания нефти примерно до $80 за баррель, добавляет Вахрамеев.

Алина Фадеева

 

 

Законопроект, позволяющий обходить решения ЕСПЧ, Госдума принимает за одну неделю.

"Независимая газета"

Вчера профильный комитет Госдумы рекомендовал провести второе чтение законопроекта о праве Конституционного суда (КС) объявлять неконституционными решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Первое же чтение состоялось только 1 декабря. Спешка скорее всего связана с проигранным "делом ЮКОСа", по которому Россия до сих пор ЕСПЧ ответа не дала.

Второе чтение законопроекта пройдет 4 декабря. Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев поправки к документу, резюмировал, что они не имеют принципиального характера для его концепции. Но депутата Дмитрия Гудкова все равно заинтересовало, почему голосование должно пройти уже в пятницу. "Куда так торопимся?" — спросил он. Глава комитета Владимир Плигин ответил ему таким образом — мол, законопроект "достаточно проработан".

Гудков сказал "НГ", что спешку можно объяснить "посланием президента и, возможно, каким-то планом, который был согласован в администрации главы государства, в общем, нужно, чтобы все прошло на этой неделе". Зачем и почему — парламентарий не знает, однако не исключает, что в пятницу может пройти не только второе, но и третье чтение.

Однако скорее всего поспешность может быть связана с "делом ЮКОСа", которое было Россией проиграно, но сейчас на некоторое время ушло в тень. Об ответе РФ в ЕСПЧ, помимо заявлений о том, что изучение принятого решения все еще продолжается, мало что известно. Вполне возможно, что нынешний закон и предложенный в нем механизм внутрироссийской верификации постановлений Страсбургского суда как раз послужит настоящим ему ответом.

Напомним, что данная инициатива призвана не допустить нарушения Конституции при исполнении указаний ЕСПЧ. Она дает КС всего два варианта действия: признать постановления межгосударственного органа возможными к выполнению с точки зрения нашего Основного закона или же невозможными.

Однако закон еще и наделяет президента и правительство эксклюзивным правом запрашивать у КС разъяснения статей Конституции, когда те вступают в коллизию с международным правом. Так что, очевидно, в самое ближайшее время после принятия закона можно будет ожидать запроса в КС по поводу "дела ЮКОСа".

Стоит отметить, что по поводу любых других толкований Конституции обращаться в КС могут еще и обе палаты парламента, а также региональные власти. В данном случае для них такой привилегии не прописано: видимо, для того чтобы все-таки не ссориться с международным правом и Западом по пустякам.

По словам депутата Госдумы Александра Тарнавского ("Справедливая Россия"), ответов от КС в скором времени не стоит ждать не только по ЮКОСу. Его дело — не единственное, по которому у РФ возникли сложности с ЕСПЧ. Парламентарий подчеркнул, что рассматривает обсуждаемый законопроект исключительно с политической позиции: если у стран Запада есть возможность не исполнять решения ЕСПЧ, то почему такой возможности нет у России?

Что же касается вопроса о наделении президента и правительства, с одной стороны, а парламента, с другой, неравномерными полномочиями по обращению в КС, то Тарнавский считает, что это странное решение. Впрочем, полагает он, текст потом можно будет и поправить, сейчас главное, что  есть ответ "в судебно-правовой войне, ведущейся против России".

Поражение в ней, по мнению Тарнавского, в итоге может влететь в копеечку. Взять хотя бы то же "дело ЮКОСа", которое теперь попадает в руки КС и, по словам депутата, "пусть он его варит". Тарнавский объяснил "НГ", что если исход споров о компенсациях бывшим хозяевам ЮКОСа решится не в пользу РФ и страну обяжут выплатить им под 2 млрд долл., то нужно понимать, что ударит это в первую очередь по среднему классу. Ведь в бюджете денег нет, большие компании раскошелиться не обяжешь — так что брать будут со всех людей.

Велимир Разуваев

 

 

Чтобы сохранить долю на рынке, Россия вынуждена наращивать добычу "черного золота".

"Новые Известия"

Возврата к высоким ценам на нефть в 2016 году не будет — с таким прогнозом выступило международное рейтинговое агентство Fitch. Однако сейчас, даже несмотря на то, что на рынке наблюдается значительное превышение спроса над предложением, российские компании работают на полную мощность — ради того, чтобы в усиливающейся конкурентной борьбе не потерять рынки сбыта. В частности, в Восточной и Северной Европе, куда все активнее внедряется Саудовская Аравия.

Прогноз по нефтяным и газовым компаниям России на 2016 год негативный из-за низких цен на нефть, повышения налогов и постепенно усиливающегося воздействия от западных санкций, считают аналитики международного рейтингового агентства Fitch. "Финансовые и отраслевые санкции, введенные с 2014 года со стороны США, ЕС и некоторых других стран, имели лишь ограниченное влияние на добычу нефти до сих пор. Однако их влияние будет постепенно увеличиваться, если санкции сохранятся в среднесрочной перспективе", — полагают в агентстве.

Вдобавок ко всему, Россия столкнулась с новым вызовом на нефтяном рынке. Между двумя крупнейшими в мире экспортерами нефти — Саудовской Аравией и РФ — начинается состязание за рынок Европы на фоне устойчиво низких цен на "черное золото". Как пишет The Wall Street Journal, в последние месяцы российские нефтяные компании и Saudi Aramco агрессивно дисконтируют цену нефти для Европы. Причем Саудовская Аравия нацеливается на такие страны, как Швеция и Польша, где Россия долгое время доминировала.

Конкуренция в Европе между поставщиками нефти становится все более острой. При этом ряд стран, входящих в ОПЕК, надеется, что Россия прислушается к их призывам ограничить добычу для поддержания цен на мировых рынках. Они хотят, чтобы не входящие в картель страны, такие, как Россия, снизив добычу, помогли повысить цены, которые упали более чем на 60% от максимумов 2014 года. При этом сами страны ОПЕК снижать добычу не собираются.

Но российская "нефтянка" не собирается снижать добычу, иначе ее нишу заполнят конкуренты — не только саудиты, но и Иран, который после снятия с него санкций, уже в январе начнет массированные поставки сырья на мировой рынок. Россия за 11 месяцев 2015 года уже увеличила добычу нефти на 1,4% — до 448, 2 млн. тонн. Все это давит на нефтяные котировки, в то время как ОПЕК так и не решается снизить квоты.

"В конце недели состоится встреча стран-членов ОПЕК. Один из ключевых вопросов, на которые рынок хочет получить ответ: "Какими будут квоты на добычу?" — сообщила "НИ" Ирина Рогова, аналитик ГК Forex Club. По ее данным, вплоть до последнего времени некоторые представители картеля, в частности, Саудовская Аравия, упорно говорили о том, что готовы любой ценой бороться за свою долю рынка. Но в конце минувшей недели в СМИ появилась информация о том, что они все же недовольны существующим уровнем цен.

"Так же, как и большинство нефтедобывающих регионов, они хотели бы стабилизации в районе 60-80 долларов за баррель. Все это дает некоторую надежду на то, что представители картеля все же примут решение хотя бы о небольшом снижении квот. В этом случае нефть марки Brent может продемонстрировать рост с возвратом котировок в диапазон 47–54 доллара, в котором они находились с конца августа до середины ноября", — полагает эксперт.

Однако большинство экспертов уверены, что декабрьское заседание ОПЕК не закончится ничем результативным, так как самому картелю нет никакого резона сокращать квоту на добычу нефти. "Последние шесть месяцев ОПЕК постоянно превышает суточную квоту. Нефтяной рынок в его текущем виде — это рынок низких цен, низкого спроса и демпинговых предложений. В перспективе декабря баррель нефти сорта Brent будет стоить 42-45 долларов", — спрогнозировал для "НИ" управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин.

Сергей Путилов

<< Декабрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ