media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

03.12.2019

Россия начала поставки по газопроводу "Сила Сибири".

"Газета РБК"

2 декабря начались поставки российского трубопроводного газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири" "Газпрома". В церемонии открытия по телемосту приняли участие российский президент Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. "Нихао! Добрый день!" — сказал Путин в начале церемонии и назвал китайского лидера "дорогой друг".

"Газпром" и китайская госкомпания CNPC подписали контракт о поставке газа и строительстве газопровода в мае 2014 года после десяти лет переговоров. Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в Китай 38 млрд куб. м в год. Общая сумма контракта в ценах 2014 года составляла $400 млрд, за время его действия китайским потребителям планируется продать более 1 трлн куб. м сырья. Газ будет поставляться с Чаяндинского месторождения (запасы 1,2 трлн куб. м газа) в Якутии и Ковыктинского (2,7 трлн куб. м, запуск в конце 2022 года) в Иркутской области. Формулу цены, по которой будет продаваться российский газ, стороны не раскрывают.

Общая протяженность "Силы Сибири" составляет около 3 тыс. км, на реализацию проекта было потрачено 1,1 трлн руб. На первом этапе запущен участок "Силы Сибири" протяженностью около 2,2 тыс. км от Чаяндинского месторождения до Благовещенска (граница с Китаем). В дальнейшем планируется запустить еще один участок длиной около 800 км, от Ковыкты до Чаяндинского месторождения.
После выхода "Силы Сибири" на проектную мощность 38 млрд куб. м газа в год (запланировано на 2024 год) Китай станет вторым по объему потребителем российского газа в мире после Германии (приобрела 58,5 млрд куб. м газа "Газпрома" в 2018 году), обогнав занимающих сейчас второе и третье места Турцию (24 млрд куб. м) и Италию (22,8 млрд куб. м).

По словам Миллера, на строительстве "Силы Сибири" трудились почти 10 тыс. человек и 4,5 тыс. единиц техники, использовано 130 тыс. труб различного диаметра массой более 1,8 млн т, сварено более 260 тыс. стыков, построено десять переходов через крупные реки и более ста переходов через речки и болота. "Под твердым руководством Центрального комитета Коммунистической партии Китая работники Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) в лучших традициях дацинских нефтяников (в Дацине находится крупнейшее нефтегазовое месторождение Китая с запасами 5,7 млрд т нефти и 1 трлн куб. м газа. — РБК), проявив железную волю, упорство и командный дух, в срок и качественно завершили строительство и подготовку к вводу в эксплуатацию участка Хайхэ — Чанли", — доложил Ван Илинь.

В строительстве газопровода из России в Китай в качестве подрядчиков принимали участие "Стройгазмонтаж", проданный недавно бизнесменом Аркадием Ротенбергом структуре "Газпрома", "Стройтранснефтегаз" Геннадия Тимченко и партнеров и другие компании.

Самый быстрорастущий потребитель газа

Согласно контрактным обязательствам, в 2020 году по "Силе Сибири" предполагается поставить 5 млрд куб. м, в 2021-м — 10 млрд куб. м, в 2022 году — 15 млрд куб. м, сказал 29 ноября менеджер "Газпром экспорта" Андрей Зотов. Выход на проектную мощность 38 млрд куб. м газа в год запланирован на 2024 год.

Основными поставщиками газа в Китай в 2018 году были Туркменистан (33,8 млрд куб. м), Австралия (23,6 млрд куб. м) и Катар (10,3 млрд куб. м).

Китай является самым быстрорастущим потребителем и крупнейшим импортером газа в мире. По данным ВР, потребление газа в 2018 году выросло здесь на 17,7% к уровню 2017 года и составило 283 млрд куб. м в год, импорт увеличился на 30,7%, до 125,5 млрд куб. м в год. Такой рост связан с проводимой в стране политикой по замене угля на газ как более экологически чистый источник энергии. По этой причине Китай вынужден увеличивать собственную добычу, которая в 2018 году составила 161,5 млрд куб. м. По уровню потребления газа Китай находится на третьем месте в мире после США и России.

Китай закупает не только трубопроводный газ, но и сжиженный природный газ (СПГ). По состоянию на конец 2018 года экспорт СПГ из России в Китай, по данным ИМЭМО РАН, составил 1,6 млрд куб. м, или 2% от китайского импорта СПГ в 2018 году. Крупнейшая частная российская газовая компания НОВАТЭК начала поставки СПГ в Китай со своего завода "Ямал СПГ" в ноябре 2018 года.
Ожидается, что собственная добыча газа в Китае может вырасти до 260 млрд куб. м к 2030 году, но темпы прироста все равно будут отставать от спроса. В результате потребность в импорте может возрасти к 2030 году до 285 млрд куб. м, прогнозирует BP.

"Газпром", который по итогам 2018 года установил рекорд, продав за рубеж 201,9 млрд куб. м, в перспективе сможет удвоить экспорт за счет поставок в Китай, если эта страна продолжит политику замещения более дешевого угля газом для нужд производства энергии в экологических целях, сказал РБК аналитик Raiffaisenbank Андрей Полищук. Темпы газификации Китая несколько замедлились, в том числе из-за торговых войн с США, и при продолжении этого противостояния у "Газпрома" есть шанс значительно нарастить долю на этом рынке, заместив частично американский СПГ, считает эксперт.

"Газпром" уже несколько лет ведет переговоры о дополнительных поставках газа в Китай — с Сахалина, а также рассматриваются варианты строительства еще одного экспортного газопровода через Алтай или Монголию на 30 млрд куб. м в год. В 2015 году "Газпром" и CNPC заключили меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока, но обязывающих контрактов ни по одному из этих маршрутов в Китай пока не подписано. "Готовы и дальше углублять сотрудничество с Россией в нефтегазовой сфере, которая является важной составляющей китайско-российских отношений", — заявил на церемонии запуска поставок Ван Илинь.

Но при текущих ценах на газ (менее $200 за 1 тыс. куб. м) проект "Сила Сибири" и запуск месторождений не окупится даже за все время контракта с CNPC — за 30 лет, предупреждает Полищук. РБК направил запрос представителю "Газпрома".

Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко

 

 

Они считают, что контроль головной компании лишает "дочек" инвестиционной привлекательности.

"Ведомости"

Независимые директора шести межрегиональных распределительных сетей (МРСК) совместно с Ассоциацией профессиональных инвесторов пожаловались в Центробанк на "Россети" как контролирующего акционера. Они считают, что компания не соблюдает рекомендации Кодекса корпоративного управления (рекомендованные правила Центробанка для участников рынка ценных бумаг), правила листинга Московской биржи и внутренние документы МРСК. Это плохо влияет на корпоративное управление и инвестиционную привлекательность МРСК, считают авторы обращения. "Ведомости" познакомились с проектом письма от 28 ноября, его достоверность подтвердили два человека, знакомых с его содержанием. Исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук подтвердил отправку письма.

Советы директоров МРСК проводят до 50 заседаний в год, но принимают в основном технические решения, говорится в обращении. Значимые решения, такие как увеличение уставного капитала, выплата промежуточных дивидендов или назначения генеральных директоров МРСК принимаются, как правило, заочно и без обсуждения. За последние пять лет советы директоров МРСК не рассматривали стратегии развития своих компаний, системы мотивации высшего менеджмента. Независимые директора не могут влиять на ключевые управленческие вопросы. В итоге в случае конфликта интересов между контролирующим и миноритарными акционерами советы директоров не выполняют свои функции в соответствии с рекомендациями Кодекса корпоративного управления.

Большинство в комитетах по аудиту, по кадрам и вознаграждениям при советах директоров МРСК составляют сотрудники "Россетей", которые действуют по директивам компании, говорят авторы обращения. В августе 2019 г. на это обратила внимание Московская биржа и направила в распределительные компании письма о необходимости переизбрать комитеты по аудиту из большинства независимых директоров. На сегодняшний день "Россети" фактически игнорируют данное письмо, намеренно направляя МРСК к исключению из котировальных списков биржи, считают авторы обращения. МРСК действительно получали письма Московской биржи о необходимости провести переизбрание в комитетах по аудиту, но не согласны с ними, рассказал представитель "Россетей". По информации головной компании, независимые директора сами обратились в Московскую биржу с этой инициативой. Комитеты по аудиту в МРСК в последние годы возглавляют независимые директора, отметил он. Компания не предпринимала действий по намеренному выводу дочерних обществ из котировальных листов биржи, говорит представитель "Россетей": "Подобные действия не могут быть в интересах акционеров предприятий".

Авторы письма предлагают регулятору оценить действия "Россетей" и направить руководству компании предписание о риске ее исключения из высшего котировального списка в случае сохранения сложившихся негативных практик корпоративного управления в МРСК. "Россети" не знакомы с предложением инвесторов по исключению бумаг компании из котировальных списков, говорит представитель компании. Акции "Россетей" находятся в высшем котировальном списке, удовлетворяют всем требованиям биржи, рекомендациям Кодекса корпоративного управления и для них нет рисков делистинга, говорит представитель компании.

Биржа на регулярной основе собирает, анализирует информацию и уведомляет эмитентов в случае несоблюдения ими требований по листингу — это стандартные процедуры, рассказал представитель Московской биржи. Прежде чем принимать решение о возможных изменениях уровня листинга, биржа предоставляет эмитентам срок на устранение нарушений, отметил он.

Число независимых директоров в МРСК соответствует пропорции миноритарных акционеров в структурах акционеров, говорит аналитик "ВТБ капитала" Владимир Скляр. Он в целом не согласен с оценкой независимыми директорами инвестиционной привлекательности распределительных сетевых компаний. "За последние пять лет МРСК и ФСК нормализовали свою дивидендную политику, растет прибыльность компаний", — говорит он.

Действующий закон об акционерных обществах не содержит каких-либо требований к составу комитетов в советах директоров в части независимых директоров, сказал директор Фонда развития права и медиации ТЭКа Александр Пахомов. Распоряжения и рекомендации Центрального банка по этим вопросам носят рекомендательный характер, отметил он. Он также не видит риска для акций "Россетей" на бирже из-за обращения независимых директоров МРСК.

Представитель Центробанка не ответил на запрос "Ведомостей".

Елена Вавина

 

 

России мешает рост добычи газового конденсата.

"Независимая газета"

На 5 декабря сошлись два события, которые могут определить дальнейшую судьбу мирового нефтяного рынка. На встрече 5-6 декабря в Вене страны ОПЕК и ее союзники рассмотрят возможность дополнительного (на 400 тыс. барр. в сутки) сокращения добычи нефти. Однако Россия может, наоборот, потребовать сократить свою квоту под предлогом того, что сейчас в нее включен и газовый конденсат, которого в стране производят все больше. Это может подорвать планы Саудовской Аравии на всемерное поддержание цены на нефть, ведь от высоких котировок на топливо во многом зависит и стоимость акций ее госкомпании Saudi Aramco, цену размещения которой планируется объявить также 5 декабря.

Цены на нефть в понедельник выросли более чем на 1%, фьючерсы на марку Brent выросли до 61,3 за баррель, и это очень хорошая новость для властей Саудовской Аравии (СА), которая проводит IPO своей крупнейшей в мире нефтяной госкомпании Saudi Aramco. Планируется продать 1,5% компании, за которые СА может получить от 24 млрд до 25,6 млрд долл. (8-8,5 долл. за акцию, что соответствует оценке всей компании в 1,6-1,7 трлн). Согласно данным инвестиционной компании Samba Capital, выступающей одним из организаторов размещения, спрос на бумаги уже достиг 44,3 млрд долл.

Аналитики отмечают, что нефть растет на новостях о крупнейших онлайн-покупках в США во время "черной пятницы" на 7 млрд долл., замечены признаки роста производственной активности в Китае, что также указывает на увеличение спроса на топливо. Важнейшей утечкой, надавившей на рынок, стали сообщения агентств сначала со ссылкой на источники, что в Вене страны ОПЕК+ рассмотрят возможность дополнительного (на 400 тыс. барр./сутки) сокращения добычи нефти. В воскресенье иракскому новостному порталу "Аль-Иктисад ньюс" это подтвердил министр нефти Ирака Тамир Гадбан. Издание WSJ пишет, что Саудовская Аравия для успешного проведения IPO Saudi Aramco будет уговаривать участников сделки на ее продление до середины 2020 года.

Соглашение 24 стран — экспортеров нефти о сокращении добычи нефти для стабилизации ситуации на рынке действует с начала 2017 года. Оно неоднократно продлевалось, условия менялись, в декабре 2018 года договорились о сокращении добычи на 1,2 млн барр. в сутки по сравнению с октябрем того же года. Основные квоты по сокращению приходятся на крупнейших участников соглашения — Россию и Саудовскую Аравию (228 тыс. и 322 тыс. барр. в сутки соответственно). Соглашение действует до конца марта 2020 года.

Накануне IPO саудиты пытались строго следить за участниками сделки ОПЕК+, чтобы не допускать на рынок слишком много топлива и не дать ценам на нефть уйти ниже 60 долл. за баррель. В середине октября министр энергетики СА принц Абдель Азиз бин Сальман заявил, что рассчитывает на выполнение условий сделки со стороны Нигерии, Ирака, Габона и Южного Судана. Сами саудовцы даже сильно перевыполняли свой "индивидуальный план", в том числе и из-за террористической атаки на нефтяную инфраструктуру.

Международное энергетическое агентство (МЭА) упрекает Россию в сильном недовыполнении условий соглашений ОПЕК+. В октябре 2019-го Россия, по данным Минэнерго РФ, выполнила соглашение на 92,5%. При этом страны вне ОПЕК, участвующие в соглашении ОПЕК+, выполнили условия на 103% в октябре против 116% в сентябре, а средний показатель выполнения сделки по странам ОПЕК+ в октябре составил 111%.

МЭА посчитало доходы участников соглашения от принятых на себя обязательств по ограничению добычи нефти. В среднем страны ОПЕК в 2019 году зарабатывали 1,9 млрд долл. в сутки, что на 350 млн долл. больше, чем в 2016 году, когда началось обсуждение соглашения. Доходы Саудовской Аравии выросли на 125 млн долл. в сутки, до 630 млн долл., а Россия увеличила доходы на 170 млн долл., до 670 млн долл., притом что она фактически сократила добычу только на 75 тыс. барр. в сутки. Кстати, средняя за январь-ноябрь цена на нефть марки Urals, основной товар российского экспорта, снизилась на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из материалов на сайте Минфина РФ, опубликованных в понедельник. Однако и здесь цена составила 63,5 долл. за баррель.

Накануне встречи в Вене Россия интригует, министр энергетики России Александр Новак заявляет, что говорить о продлении сделки целесообразно ближе к апрелю, а пока рано обсуждать этот вопрос. "Пока тайна", — сказал он, отвечая на вопрос относительно перспектив продления соглашения. Хотя в третьей декаде ноября президент Владимир Путин говорил, что Россия видит необходимость продолжать сотрудничество с ОПЕК после завершения срока действия текущего соглашения.

На исполнение Россией сделки ОПЕК+ повлияет рост добычи газового конденсата, говорил Новак. Запуск новых газовых месторождений, а вместе с ним и рост добычи газового конденсата помешает России полностью исполнить квоту по сокращению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, сообщал он. По словам министра, Россия готовит расчеты, исключающие газовый конденсат из механизма определения квот в рамках соглашения ОПЕК+.

Ситуация для участников ОПЕК+ остается сложной, говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович. "Позитивные сигналы об оживлении экономики Китая перебиваются новостями о продолжающемся росте добычи в США. Нет никакого капитального краха добычи нетрадиционной нефти в США, включая сланцевую, несмотря на проблемы у ряда закредитованных компаний. А вот рост добычи есть и будет продолжаться, по крайней мере пока и если цены не уйдут на уровень стабильно ниже 50 долл. Сделка ОПЕК+ спасает и США, которые пользуются ею как "безбилетник", — сказал он "НГ".

По словам Митраховича, участникам ОПЕК+ сейчас не с руки отказываться от части своих обязательств по снижению добычи. "Риск падения цен слишком велик. Но понимание роли компаний США как "безбилетников" будет и дальше вести к требованиям различных сил внутри ОПЕК+ к пересмотру условий сделки в сторону их либерализации (смягчения требований по ограничению добычи), — говорит эксперт. — Российские предложения по исключению газового конденсата — лишь часть этой истории, различные иные требования из той же серии будут выдвигать и другие страны и их компании".

На деле либо ОПЕК+ распадается и каждый в мире будет играть сам за себя (включая и нынешних американских "безбилетников"), либо ОПЕК+ будет держаться и свои ограничения по добыче нефти оставит в силе, говорит Митрахович. "С учетом фактора роста американской добычи скорее придется в среднесрочной перспективе ставить вопрос не о послаблениях, а об ужесточениях в рамках ОПЕК+, то есть придется согласовывать дополнительные ограничения", — считает эксперт.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что для роста или хотя бы поддержания нефтяных котировок на уровне свыше 60 долл. за баррель инструментов нет. "После IPO Saudi Aramco саудитам становится совершенно невыгодно быть единственными, кто выполняет соглашения. Поэтому скорее всего в Вене на заседании ОПЕК если и будет принято решение о продлении соглашения, то этого может оказаться недостаточно для поддержания нефтяных цен на прежнем уровне. Цены на нефть цены могут опуститься. Если членам ОПЕК договориться не удастся, обвал котировок вполне возможен", — сказал "НГ" Деев.

Анатолий Комраков

<< Декабрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ