Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.02.2014

Правительство решило, каким образом добиться повышения эффективности госкорпораций.

"Московские новости"

Правительство определило, как оно будет контролировать разработку и исполнение госкорпорациями и госкомпаниями их долгосрочных программ развития и ежегодных инвестпрограмм. Более того, оно обязало 18 госкомпаний и госкорпораций ежегодно представлять расчеты сумм налога на прибыль, которые они планируют перечислить в бюджет. Причем должны быть указаны и факторы, которые повлияют на размеры платежей. По оценке Минэкономразвития, весь комплекс мер по повышению эффективности работы госкомпаний должен за три года привести к 10-процентному снижению их неэффективных расходов.

Награждение или наказание

О том, что власти вплотную приступают к наведению порядка в расходах и доходах госмонополий и госкомпаний, в июне прошлого года сообщил Владимир Путин. На Петербургском экономическом форуме он объявил о решении ограничить рост тарифов госмонополий. Президент объяснил, что у них "есть резервы для экономии" и что каждая монополия "должна принять программу по сокращению издержек и повышению своей эффективности". "Мы намерены усилить регулирующую роль государства в принадлежащих ему компаниях, установить менеджменту четкие показатели деятельности, включающие в том числе капитализацию компаний и возврат на капитал. По итогам выполнения этих показателей будем принимать решение о награждении либо о наказании, имея в виду и кадровые решения", — заявил тогда президент.

А в августе эти решения были дополнены и разработанной по поручению Путина Экспертным советом при правительстве Концепцией общественного контроля за инвестпрограммами и тарифами естественных монополий.

Еще в начале прошлого года Министерство экономразвития проанализировало эффективность расходов шести госкомпаний и естественных монополий. Выводы были неутешительные: "Эффективность инвестпрограмм естественных монополий в целом оценивается как неудовлетворительная". В докладе говорилось, что расходы на многие инвестпрограммы в компаниях завышены более чем вдвое. А профильные министерства, утверждающие инвестпрограммы монополий, фактически никогда по-настоящему не оценивали их эффективность, зачастую просто поддерживая предложения госкомпаний о включении их инвестиционных расходов в тариф. Всерьез не оценивались и результаты исполнения инвестпрограмм, поскольку монополии и госкомпании не обязаны были представлять подробные отчеты.

От премьера до аудиторов

На заседании правительства на минувшей неделе глава МЭР Алексей Улюкаев подробно рассказал, как именно госкомпании будут представлять кабинету свои программы. Речь идет о 63 компаниях и 13 ФГУПах. Процесс этот не будет формальным. Причем часть компаний презентует свои планы прямо на заседании правительства, другие будут отправлены вначале в комиссии, а затем попадут на совещание к премьеру, третьи сначала попадут в министерства, а после — к вице-премьерам.

Впрочем, Дмитрий Медведев, выслушав министра, внес дополнение в этот порядок: "Давайте договоримся, что если все-таки возникнет необходимость, то по моему специальному решению любую из указанных компаний можно рассмотреть или на заседании правительства, или на моем совещании".

Что касается контроля за исполнением программ, то, пояснил Улюкаев, будет осуществляться их регулярный аудит.

По словам министра, работа по проведению ценового и технологического аудита крупнейших инфраструктурных компаний уже начата, и к концу марта будет известно о результатах. Его заместитель Сергей Беляков пояснил в беседе с журналистами, что в декабре свои инвестпрограммы для аудита представили и РЖД, и даже "Газпром", который, по его словам, раньше "никогда этого не делал". До 25 марта должны быть сделаны предложения об оптимизации расходов. Первые результаты такого аудита продемонстрировала еще в прошлом году РЖД. По словам Белякова, в 2013 году РЖД сэкономила 81 млрд руб., а в 2014 году экономия может составить 50 млрд. Глава РЖД Владимир Якунин, по оценке замминистра, наладил работу. "Ни один из вице-президентов не чурается прийти на совещание, и главное, что они сами предлагают решения", — пояснил Беляков. Аудит проводят эксперты под эгидой Экспертного совета при правительстве, который курирует министр по координации работы Открытого правительства Михаил Абызов.

Замминистра пояснил "МН", что сейчас в рабочей группе Абызова уже подготовлен план аудита многих госкомпаний. Аудит инвестпрограмм будет проводиться ежегодно. На вопрос о том, как долгосрочные программы будут коррелироваться с ежегодными инвестиционными, Беляков пояснил, что долгосрочные стратегии показывают тренд развития, а ежегодные инвестпрограммы — инструмент их реализации. При проведении аудита  главное — не цифры, а оценка того, как обеспечивается достижение стратегических целей, начиная с того, нужно ли строительство такого-то объекта или нет.

"У нас сейчас каждый год что-то принимается. Но эти инвестпрограммы когда связаны друг с другом, а когда не связаны. Мы зачастую тратим деньги на то, что не нужно. Создаются объекты, которые никак не связаны с созданием предыдущих объектов. В итоге мы фиксируем расходы, а потом под них что-то придумываем", — объяснил Сергей Беляков.

Сколько отдавать казне

Кроме контроля за разработкой и исполнением программ, сообщил Улюкаев, ведется работа по инвентаризации и отчуждению непрофильных активов этих компаний, разрабатываются программы инновационного развития, внедряется институт независимых директоров, а также показатели эффективности для оценки работы менеджмента.

Определенной новацией можно считать выпущенное правительством на прошлой неделе распоряжение  о том, что 18 крупных госкомпаний и госкорпораций теперь обязаны  ежегодно представлять информацию о планируемых к уплате в бюджет суммах налога на прибыль, а также о факторах, влияющих на рост или снижение этих выплат. В их числе указано все, что может повлиять на доходы и расходы компаний — изменение объемов реализации или приобретения товаров и услуг, изменение  цен, курсов валют и даже законов. Данная информация, говорится в распоряжении, "необходима для обеспечения эффективности бюджетного планирования, а также для повышения прозрачности деятельности государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием".

В целом, по словам Алексея Улюкаева, за счет всего комплекса мер в отношении госкомпаний МЭР планирует через три года добиться снижения удельных издержек крупнейших компаний "не менее чем на 10%". Как пояснил "МН" Сергей Беляков, это касается не только крупных госкомпаний, но и госкомпаний "второго эшелона". "Акцент будем делать, конечно, на крупнейшие, но по второму эшелону тоже будем заниматься — есть задача, чтобы и они начали заниматься оптимизацией расходов. Особенно это касается сетевых компаний", — сообщил замминистра. Сами госкомпании эти планы стараются не комментировать.

Как заметил на заседании вице-премьер Игорь Шувалов, все эти планы направлены не только на повышение контроля госкомпаний, но и на перестройку самой работы правительства с этими компаниями.  Причем эта перестройка может затронуть не только госкомпании. "Мы, конечно, хотим сделать так, чтобы в 2014 году мы совершенно по-другому научились работать не только с предприятиями с государственным участием, но и с теми компаниями, которые являются исключительно частными, но в силу разных причин работают с государством и правительством", — заключил Шувалов.

Ирина Граник,Елена Малышева

 

 

Компании Европы, Китая, России, Японии прощупывают почву, готовясь к отмене санкций.

"Независимая газета"

В ожидании отмены санкций в отношении Ирана европейские компании спешат застолбить места на перспективной территории, населенной почти 80 млн человек. Французские бизнесмены едут в Тегеран для обсуждения инвестиций. Их уже опередили британцы. Не намерена отступать с иранского рынка и Россия. Активность Китая также высока. Тегеран жаждет инвестиций, приток которых зависит от его уступок по ядерной программе. ИРИ заверяет в готовности договориться с "шестеркой".

"Если ситуация изменится, Францию ожидают значительные коммерческие возможности в Иране", — заявил глава Минфина Франции Пьер Московиси. Крупнейшая за последние 10 лет деловая делегация включает представителей Total, Renault, Orange, Lafarge, а также ряда компаний из сферы судоходства, строительства, банковского бизнеса, юридических услуг и т.д. А самыми первыми из европейцев, устремившихся прощупывать иранский рынок, стали британцы. Дипломатическую экспансию они начали в октябре 2013 года, когда стало ясно, что переговоры по атому при новом президенте Хасане Рухани имеют серьезный шанс на успех. В начале января 2014 года глава Минпрома ИРИ Мухаммад Реза Немат-заде пригласил британцев к освоению ресурсов: "Мы занимаем 12-е место в мире по запасам полезных ископаемых. Есть сырье для сталелитейной промышленности, медь, алюминий, хром, титан, поташ, железо и прочие металлы".

"Промышленность Ирана остро нуждается в модернизации и высоких технологиях, а это требует инвестиций, — заявил "НГ" Владимир Сажин, старший научный сотрудник института Востоковедения РАН. — Страна занимает второе место в мире по запасам газа, четвертое — по нефти. Там очень образованное квалифицированное население, много ученых и студентов. Инвестиционный потенциал большой". Вместе с тем приход западных денег и технологий неизбежно сопровождается экспортом западной идеологии, что поставит под угрозу устои режима. Тегеран не может этого не осознавать. "Другого пути нет. Аятолла Али Хаменеи согласился на избрание на президентский пост либерального Рухани, потому что понимает: без модернизации экономики создается реальная угроза режиму", — уверен Сажин. Он считает, что приход Запада не приведет к краху режима: с приходом нового президента наблюдается "поголовная поддержка" властей, и она сохранится, если уровень жизни улучшится.

Россия не намерена уходить с иранского рынка. ЛУКОЙЛ выразил заинтересованность в возвращении и уже провел переговоры с Министерством нефти. Заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству намечено на август, сообщил посол РФ в ИРИ Леван Джагарян: "Нам есть, что предложить Ирану: продукцию черной металлургии, древесину, зерно, минеральное топливо и электротехнические товары. А также машинное оборудование (турбинное, компрессорное, насосное) и продукцию станкостроения". Иран может предложить продукты переработки овощей и фруктов, цемент, нефтехимическую продукцию.

Сажин обеспокоен: "России надо активизироваться. Мы можем конкурировать с западными и китайскими компаниями, особенно в сфере энергетики, в том числе ядерной, космосе, железнодорожном транспорте и военно-техническом сотрудничестве, если будут сняты две основные санкции — банковские и предусмотренный резолюцией 1929 СБ от 2010 года запрет на поставку тяжелых вооружений".

Добыча иранского газа и нефти может стать проблемой для России, активно экспортирующей углеводороды. В ИРИ работают над проектом по сжижению газа, что может ударить по мировой газовой отрасли и российским газовым компаниям. С нефтью ситуация иная. "Если цены окажутся на некоторое время ниже 100 долларов за баррель, практически наверняка ОПЕК пойдет на сокращение квот, — заявил "НГ" Василий Танурков, замначальника управления анализа рынка акций ИК "Велес Капитал". —  Для России если цены на один-два месяца окажутся ниже 100 долларов, эффект будет по большей части психологическим, а долгосрочного снижения ниже 100 долларов мы не ожидаем".

Госсекретарь США Джон Керри напомнил иранскому коллеге Джаваду Зарифу: США не откажутся от точного соблюдения оставшихся санкций. Хиллари Клинтон, экс-госсекретарь США, призвала американских законодателей не вводить новые санкции: это сорвет переговорный процесс. Глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон сообщила: Зариф готов к новому раунду с "шестеркой" в Вене 18 февраля. Зариф заявил: "Я могу вам пообещать, что мы приедем на эти переговоры с политической волей к достижению соглашения".

Евгения Новикова

"Газпром" купит оборудование на 2,2 млрд руб., произведенное компанией, в числе совладельцев которой — сын топ-менеджера "Газпрома" и бывший член правления компании.

"Ведомости"

В прошлую пятницу "Газпром" объявил итоги тендера на покупку оборудования на 2,222 млрд руб. для компрессорных станций "Южного коридора". Победителем стало ООО "Промгазмаш". Оно поставит оборудование подольского ООО "НПК "Ойлгазмаш".

"Промгазмаш" через кипрскую Veciana Holdings контролируется двумя компаниями с Британских Виргинских островов — Centrale Assets Inc. и Centrale Ventures Inc. Кто стоит за ними, "Ведомостям" выяснить не удалось.

Зато 12,5% долей в "Ойлгазмаше" принадлежит Богдану Будзуляку. До 2008 г. он был членом правления и начальником департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа "Газпрома". Такой же пакет принадлежит ООО "Газотурбинные технологии". По данным СПАРК, 100% его долей принадлежит 32-летнему Антону Александровичу Шайхутдинову. Его отец — замначальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа "Газпрома" Александр Шайхутдинов.

Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа в числе прочих формулирует технические требования (ТТ), которым должны соответствовать оборудование для компрессорных станций "Газпрома", рассказывает "Ведомостям" бизнесмен, работающий с "Газпромом".

Александр Шайхутдинов подтвердил "Ведомостям" через представителя "Газпрома", что Антон — его сын. Впрочем, какую-либо помощь в получении заказов компании он отрицает. "Оборудование выбирается на тендерной основе. Исходные требования для всех одинаковы, и никакой преференции не может быть", — пояснил Шайхутдинов. Более того, полная информация о родственных связях была раскрыта при подаче тендерной документации. "Технические требования готовят проектные институты. Департамент согласовывает только ТТ на новые разработки, которые предоставляет сам разработчик", — добавляет Шайхутдинов.

ООО "НПК "Ойлгазмаш" создано в 2005 г. группой организаций-учредителей, в том числе ОАО "Подольский машиностроительный завод", ЗАО "Гидроаэроцентр" и других, с целью расширения номенклатуры проектируемого и поставляемого оборудования для нефтегазохимического комплекса, прежде всего гаммы аппаратов воздушного охлаждения. Тогда 50% компании получила фирма "Разноэкспорт", владельцем которой, по данным СПАРК, был Петр Колбин — бывший партнер Геннадия Тимченко в Gunvor. Но уже в 2006 г. он продал долю.

Правительство еще в бытность премьером Владимира Путина объявило о намерении пресекать бизнес топ-менеджеров госкомпаний на заказах своих работодателей. В декабре 2011 г. глава правительства раскритиковал на совещании энергетиков. "Из всего проверенных 352 человек руководящего состава энергетического комплекса у 169 должностных лиц — практически у каждого второго — выявлена аффилированность с 385 коммерческими организациями, кроме тех, где они работают", — объявил Путин. Позднее проверки должны были распространиться на госкомпании в нефтяной, газовой, атомной, транспортной отраслях и на госбанки. Чем они закончились, чиновники не сообщали.

Начальник управления по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников не смог прокомментировать данный тендер "Газпрома". Он лишь заверил, что со временем ведомство будет следить за всеми конкурсными закупками компании. "Там, где "Газпром" имеет возможность ограничить конкуренцию, будем смотреть предельно пристально, так как это может привести к серьезным последствиям для всей экономики", — обещает чиновник. Впрочем, в секторе производства оборудования для компрессорных станций "Газпром" является существенным, но не единственным потребителем, добавляет Овчинников.

"Внешне формальности соблюдены: и структура Антона Шайхутдинова, и Богдан Будзуляк владеют всего по 12,5%, а следовательно, речи об аффилированности данной компании быть не может", — говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Он добавляет, что для признания аффилированности у владельца должно быть больше 20%.

Елена Ходякова, Роман Шлейнов

 

 

<< Февраль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ