Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.02.2016

В этом году могут быть приватизированы нефтяные "Роснефть" и "Башнефть" и алмазодобывающая "Алроса". Продажа их акций может принести бюджету более 700 млрд руб.

"Ведомости"

Наиболее высокие шансы приватизации в 2016 г. у компаний, которые уже стоят в плане, в том числе "Роснефть", "Башнефть", "Алроса" и др., передал "Интерфакс" со ссылкой на министра экономического развития Алексея Улюкаева: "Это публичные компании, которые котируются на рынке и в силу этого технически и юридически лучше всего готовы и лучше всего известны инвестору. С этих компаний мы начнем". Представители "Роснефти", "Башнефти" отказались от комментариев, "Алросы" не ответил на запрос "Ведомостей".

На этой неделе президент Владимир Путин провел совещание по теме приватизации компаний в 2016–2017 гг. Условия продажи следующие: новые владельцы должны находиться в российской юрисдикции, иметь стратегию развития приобретаемой компании, могут привлекать кредиты, но не в госбанках. Окончательный список компаний доработает правительство. Государство планирует получить 1 трлн руб. за два года.

Сейчас 69,5% "Роснефти" принадлежит "Роснефтегазу", 19,75% — ВР. Государство хотело продать 19,5% (стоят на бирже 564 млрд руб.). Президент госкомпании Игорь Сечин говорил, что нужно продавать акции по цене не ниже $8,12. В среду на Лондонской бирже одна расписка стоила $3,41.

"Башнефть" перешла под контроль государства в декабре 2014 г. У Росимущества — 50,08%, Башкирии — 25% плюс 1 акция. Представитель главы республики отказался от комментариев, добавив, что взаимодействие крупнейших акционеров "Башнефти" регулирует действующее акционерное соглашение. Оно допускает возможность продажи сторонами их долей совместно. Государство оставит контрольный пакет в "Башнефти" (в сумме с пакетом республики) после приватизации, считает аналитик БКС Кирилл Таченников. То есть продано может быть не более 25% (87 млрд руб., исходя из текущей капитализации). Осенью 2015 г. президент "Башнефти" Александр Корсик допускал возможность конвертации привилегированных акций (16,77% уставного капитала) в обыкновенные, тогда "компания была бы просто дороже". Правильнее сделать сначала конвертацию, согласен старший аналитик "Атона" Александр Корнилов. Максимальные средства от приватизации "Башнефти" могут поступить от портфельных инвесторов, говорил Корсик, добавив, что сам не прочь купить акции. "Башнефть" — хорошая компания, мы бы хотели поучаствовать в приватизации, но пока предложений не поступало, говорит источник в крупном инвестфонде.

Среди возможных покупателей акций "Роснефти" назывались китайские или индийские компании. Сейчас не у всех инвесторов есть деньги, говорит Таченников. Но, например, у "Сургутнефтегаза" 2,2 трлн руб. ликвидных активов. В мае 2015 г. Bloomberg со ссылкой на трех банкиров, близких к Кремлю, сообщал, что правительство рассматривает возможность распечатать эту кубышку. Один из вариантов — продажа "Сургутнефтегазу" акций "Роснефти". В правительстве и компаниях это не подтверждали. Представитель "Сургутнефтегаза" возможность участия в приватизации комментировать отказался.

Директор Small Letter Виталий Крюков считает, что стратегическому инвестору будет интереснее "Роснефть" как крупнейшая добывающая компания в России, а портфельным — "Башнефть", так как компания платит более высокие дивиденды.

В "Алросе" Росимуществу принадлежит 43,9%, Якутия владеет 25% плюс 1 акция, улусы Якутии — 8%, в свободном обращении — 23,1%. У "Алросы" есть ограничения: в случае смены контроля держатели евробондов на $1 млрд могут потребовать погасить бумаги. Выходит, чтобы пополнить бюджет, Росимущество может продать не более 18,9% (стоимость на бирже — 90,9 млрд руб.).

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

"РБК daily"

"Газпром" сообщил о рекордной за десять лет доле на рынке в Европе. Но, как показывает опыт, к его статистическим данным и прогнозам менеджеров стоит относиться с осторожностью.

Отчеты и прогнозы

Публикуя данные о поставках российского газа в дальнее зарубежье в рамках бюджетной отчетности, руководство бывшего "национального достояния" сообщило, что в январе компания увеличила объем этих поставок на 36% по сравнению с аналогичным месяцем 2015 года, до 15,1 млрд куб. м. Одновременно появились прогнозы на два года вперед. "Газпром" пообещал увеличить продажи газа в европейском дальнем зарубежье до 162,6 млрд куб. м в текущем году (прирост на 2,3%) и довести их до 166,1 млрд в 2017 году и 166,3 млрд в 2018 году.

На первый взгляд данные за январь выглядят внушительно, а прогноз представляется реалистичным и умеренным — особенно если вспомнить обещания Алексея Миллера, которые он давал российскому руководству в сентябре 2011 года. Тогда он объявил, что к 2020 году европейцы увеличат спрос на российский газ на 200 млрд куб. м в год и его компания сможет продавать там ежегодно около 340 млрд куб. м.

Тем не менее и к опубликованным цифрам есть ряд вопросов, вызванных недоумением.

Секрет "успеха"

Данные за январь стоит сравнить с показателями того же периода предыдущих лет. В 2012 году — 12,1 млрд, в 2013 году — 12,4 млрд, в 2014 году — 14,7 млрд и в 2015 году — 11,1 млрд куб. м. Это нормальные колебания, вызываемые рядовыми причинами: погодными факторами, ремонтом оборудования у покупателей, объемом накопленных резервов, нестабильным спросом и так далее. С этой точки зрения месячный отчет — недостоверный показатель тенденции.

Углубление в детали вызывает еще больше сомнений в правомерности утверждений об успешном росте. Так, в январе, сообщает "Газпром", реализация его газа в Великобритании выросла на 185,7%... Стоп! Заглянув в британские отчеты об импорте, обнаруживаем, что никакой российский газ вообще не поставляется на Британские острова напрямую. Гнать физические объемы газа по трубам из Сибири на расстояние больше шести с лишним тысяч километров совершенно нерентабельно, считают англичане.

Поэтому "Газпром" и избегает термина "экспорт", говоря о своих торговых операциях в этой стране, как и в других государствах Европы, предпочитая слова "продажа" и "реализация". Это чужой газ, который газпромовские торговые "дочки" покупают у других — нероссийских — игроков рынка и перепродают с некоторой прибылью. Обычная и вполне законная спекулятивная деятельность, которая, однако, не выделяется в отдельную статью в отчетности компании.

Этим "умолчанием" объясняется расхождение в статистике "Газпрома" и данных российской таможни, которая регистрирует физические объемы газа, пересекающие границу, не учитывая спекулятивные операции с чужим сырьем. Отсюда, например, происходят заявления газпромовцев о "поставках" в дальнее зарубежье 158,9 млрд куб. м в прошлом году и опубликованные Банком России данные таможни об экспорте газа в том же направлении в том же году в объеме всего около 125 млрд куб. м. Из года в год продекларированные данные о реализации газа в Европе и Турции за пределами СНГ превышают данные таможни о реальном экспорте на 30–40 млрд куб. м.

Иными словами, успехи в росте зарубежных продаж — это в основном достижения дочерних трейдеров-спекулянтов, а не российского монополиста-экспортера. Понятно, что и прогнозы роста поставок в 2017–2018 годах тоже включают ожидания сделок по перепродаже чужого газа.

Реальная картина

Поправка на спекулятивные объемы, которая дает представление об истинном объеме экспорта российского газа, делает еще острее проблему невостребованного потенциала добычи природного газа. Хотя Миллер докладывал президенту в июне прошлого года о том, что компания могла бы увеличить объем реализации на 173 млрд куб. м в год, но не нашла спроса, независимая оценка этого "лишнего" газа превышает 200 млрд куб. м в год.

Спрос на российский газ в Европе стагнирует. Отчасти это объясняется общим спадом в потреблении газа в Старом Свете, но отчасти и репутацией "Газпрома" как политического инструмента Кремля. Четыре года подряд нетто-импорт газа в Европе сокращался даже на фоне падающей добычи самих европейских стран и только в 2015 году показал небольшой рост менее чем на 5%. При этом доля "Газпрома" в потреблении газа в Евросоюзе остается практически неизменной на уровне около 30%.

Поставки газа по уже подписанным долгосрочным контрактам в сумме не превышают 158 млрд куб. м в год вплоть до 2025 года, и компания вынуждена искать покупателей, предлагая им новые условия и даже — пока без особого успеха — пытаясь продавать газ европейцам на аукционах. К тому же потребители то и дело требуют пересмотра контрактных условий в свою пользу — и добиваются своего.

Вместе с чрезвычайно слабыми перспективами роста потребления газа в Европе российский поставщик столкнулся с падением цен на энергоносители. Так называемый стрессовый сценарий, который вынуждены сейчас рассматривать в "Газпроме", исходит из того, что цены на газ могут обрушиться до $169 за тысячу кубометров со среднего показателя 2015 года на уровне $243.

Ценовые войны

В действительности цены могут обвалиться еще ниже. В течение ближайших двух-трех лет предложение сжиженного природного газа должно увеличиться на 150 млн т в год с нынешних 330 млн с выходом на рынок проектов в Австралии, США, Канаде и других странах. По прогнозу аналитика Тревора Сикорски из британской консультационной фирмы Energy Aspects, мировая торговля газом стоит на пороге ценовой войны, в которой поставщики будут прибегать к отчаянному демпингу ради завоевания и удержания рыночных ниш (как это происходит сейчас на рынке нефти). Он предсказывает демпинговые цены на импортируемый в Европу сжиженный газ на уровне Henry Hub плюс €1 за миллион британских тепловых единиц, то есть примерно $110 за тысячу кубометров.

Конкурировать с другими поставщиками в таких условиях "Газпром" с его гигантским невостребованным добычным потенциалом в принципе​ сможет, но о капиталовложениях в грандиозные магистральные газопроводы монополисту придется забыть. Доходы от экспорта упадут, поэтому руководству России, видимо, впору уже сейчас вернуться к заброшенным планам структурных реформ в отрасли.

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy

Акцизы на бензин могут повыситься во второй раз за год.

"РБК daily"

Минфин предлагает с апреля во второй раз за год повысить акцизы на топливо — на 2 руб. с литра бензина и 1 руб. — дизтоплива. Это приведет к пропорциональному росту цен, которые с начала года в части регионов даже упали.

Нефть дешевле — акцизы выше

О подготовке законопроекта о повышении акцизов на топливо РБК рассказал чиновник Минфина и подтвердил его официальный представитель. Акцизы предполагается увеличить с 1 апреля на 2 руб. на литр бензина и 1 рубль — на литр дизельного топлива.

По словам источника в Минфине, идея повышения акцизов обсуждалась на совещаниях внутри ведомства, обсуждения с нефтяными компаниями еще не было.

Окончательные цифры роста акцизов еще могут измениться, предупреждает он. Цель повышения — повысить поступления в бюджет из‑за дефицита, вызванного низкими ценами на нефть, поясняет собеседник РБК.

Представитель Минфина подтвердил РБК подготовку законопроекта. "Решение не раз обсуждалось в правительстве, и хотя оно окончательно не принято, проект закона подготовлен. В текущей сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды", — сообщил он. С падением нефтяных цен при прочих равных условиях цена на бензин на внутреннем рынке должна снижаться, говорит он. С учетом этого, по оценке Минфина, рост акцизов серьезно не скажется на розничных ценах. "Если цены на нефть вернутся к росту, мы предложим вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их", — обещает он.

Первым о планах роста акцизов на бензин и дизельное топливо 26 января рассказал вице-премьер по ТЭКу Аркадий Дворкович. "Среди предложений ведомств есть отдельные пункты, касающиеся роста акцизов на бензин и дизельное топливо", — говорил он. Он также упоминал о планах роста дивидендов госкомпаний, которые позже подтвердили Минэкономразвития и Росимущество.

Представители Минэнерго и Минэкономразвития говорят, что не слышали об инициативе Минфина увеличить акцизы на топливо. Источник в администрации президента знает, что планы по повышению акцизов обсуждаются и подтверждает цифры Минфина, но сомневается, что министерство успеет провести такое решение через Госдуму к 1 апреля, так как для вступления закона в силу требуется опубликовать его уже к 1 марта, перед этим обсудив с участниками рынка. По его мнению, раньше 1 июля такое решение провести будет проблематично.

О планах повышения акцизов знают и источники РБК в "Роснефти" и "Газпром нефти". Правда, последний слышал о планах до конца первого полугодия повысить акцизы только на дизельное топливо. Сотрудник ЛУКОЙЛа, курирующий продажи бензина, отрицательно относится к повышению акцизов на топливо. "Мы за статус-кво в этом вопросе. Спрос на бензин и так падает вплоть до того, что приходится проводить акции на заправках, чтобы удерживать клиентов. Дополнительная налоговая нагрузка может повлиять на спрос в худшую сторону", — считает он. В пресс-службах ЛУКОЙЛа и "Роснефти" от комментариев отказались.

Второе повышение за год

В этом году по предложению Минфина акцизы на топливо уже повышались: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 руб., до 7,53 руб. за литр, а на дизтопливо на 20,3%, до 4,15 руб. за литр. "Нигде в мире нет такой большой налоговой нагрузки на рынок нефтепродуктов, как в России. Последние годы акцизы на топливо растут ежегодно, а тут, по сути. предлагают повысить его второй раз за год, указывает генеральный директор компании "Солид — товарные рынки" (трейдер по продаже нефтепродуктов) Илья Мороз.

Последний раз дважды за один год акциз рос в 2013 году — в январе и июле, напоминает директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. Но рост был незначительным: в январе акциз вырос только на бензин 4-го класса (на 1,7 руб. за литр), а на бензин 5-го класса — снизился (на 1,68 руб. за литр), а в июле повышение было незначительным — всего на 0,4–0,6 руб. за литр.

По оценке Росстата, в 2015 году инфляция в РФ составила 12,9%, цены на бензин поднялись на 4,8%. С начала 2016 года цены на бензин не росли, и в некоторых регионах даже немного падали. Так, средняя розничная цена на бензин АИ-92 на АЗС Москвы, по данным Московской топливной ассоциации, на 1 февраля 2016 года составила 34,43 руб. за литр, снизившись за неделю на 2 коп., АИ-95 — 37,09 руб. (упала на 7 коп.), дизельного топлива — 35,44 руб. за литр (упала на 1 коп. за неделю).

В случае роста акцизов нефтяные компании будут стараться быстро переложить их в розничную цену бензина, замечает Турукалов. Рост акциза на бензин на 2 руб. на литр поднимет розничные цены на "сопоставимую величину", предупреждает Турукалов. Дворкович ранее говорил, что цены на бензин в 2016 году не должны вырасти выше уровня инфляции.

ФАС против

Начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин пока не знает о планах увеличить акцизы на бензин и дизтопливо: "документов на согласование не было". По его мнению, любое увеличение акцизов в очередной раз приведет к росту стоимости нефтепродуктов. "Мы выступаем против излишней нагрузки на отрасль в части налоговой составляющей. Но надо смотреть, что предлагает Минфин", — добавил он. Он напомнил, что в конце 2014 год президент Владимир Путин обещал, что в течение трех лет не будет увеличения налоговой нагрузки.

Председатель думского комитета по энергетике Павел Завальный полагает, что акцизы на топливо целесообразно увеличить при условии отмены транспортного налога. "Несправедливо, если транспортный налог платят автолюбители, которые редко ездят, наравне с дальнобойщиками. Акциз — это региональный налог, таким образом, в случае такой корректировки налоговой нагрузки региональные власти получат дополнительные поступления налогов в дорожные фонды", — сказал депутат РБК.

Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко

 

 

<< Февраль, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ