Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.03.2015

Российско-украинские переговоры при участии ЕС не сняли принципиальные разногласия.

"Новые известия"

В Брюсселе во вторник завершились очередные российско-украинские переговоры по газовому вопросу, в которых в качестве третьей заинтересованной стороны принимала участие Еврокомиссия. Итоги саммита неодозначны. Стороны гарантировали выполнение "зимнего пакета" договоренностей, но вопрос с поставками газа в Донбасс, послуживший поводом для нового витка разногласий между российским "Газпромом" и украинским "Нафтогазом", так и остался не разрешен.

Газовая тема в отношениях России, Украины и Европы — как третьей, крайне зависимой стороны — всегда отличалась сложностью, отмечают эксперты. Даже заключение единого контракта в 2009 году не помогло исключить постоянно возникающие разногласия — особенно на фоне нынешней геополитической напряженности.

Напомним, что на минувшей неделе очередной виток кризиса, в ходе которого вновь заговорили о возможном прекращении транспортировки российского газа, начался из-за претензий украинской стороны к объемам поставок, а российской — к отсутствию достаточного размера аванса. А еще — из-за несогласия по вопросу, как должны учитываться и соответственно оплачиваться поставки топлива на территорию самопровозглашенных ДНР и ЛНР.

Как рассказал после саммита в Брюсселе министр энергетики РФ Александр Новак, на переговорах стороны обсудили три основных вопроса. Основное внимание было уделено исполнению "зимнего пакета" соглашений, который был заключен в октябре 2014 года и действует до конца марта. Здесь участники подтвердили, что все условия остаются в силе и должны неукоснительно выполняться. Кроме того, Еврокомиссия акцентировала внимание на том, чтобы и "Газпром", и "Нафтогаз" предоставили гарантии бесперебойного транзита газа в Европу. Это "продемонстрирует их надежность как важного поставщика природного газа в Евросоюз и ключевую транзитную страну соответственно".

Однако, как заявил г-н Новак, текущей предоплаты "Нафтогаза" может хватить только на неделю. Министр отметил, что, по данным на утро 2 марта, со стороны Украины предоплачено было 68,4 млн. кубометров газа. А потребляла Украина в последние дни газа на уровне 10 млн. кубометров в день.

Впрочем, эксперты отмечают, что ранее Киев всегда так или иначе, но оплачивал свои заявки. Доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества РАНХиГС Роман Андреещев в беседе с "НИ" сказал, что прошедшие переговоры не вызывали у него беспокойства, поскольку, несмотря на все претензии с украинской стороны, в итоге ЕС является гарантом того, что страна будет выполнять требования, прописанные в "зимнем пакете".

Еще одним важным пунктом переговоров в Брюсселе был, по словам Александра Новака, "вопрос, связанный с поставками газа в отдельные районы Донецкой и Луганской областей". Но здесь никакой конкретики так и не появилось в силу, как отмечают эксперты, высокой сложности в юридическом, политическом и экономическом плане. Единственное, к чему пришли стороны, — это договоренность о том, что объемы российского газа, направляемые в Донецк и Луганск, "вынесутся сейчас за скобки и не будут учитываться при определении объема предоплаты, по которой сейчас в рамках "зимнего пакета" осуществляются поставки газа".

Данная проблема в итоге станет предметом отдельных переговоров и сверки объемов. Хотя российская сторона все равно намерена учитывать эти поставки (чей примерный объем, по словам Новака, составляет около 100 млн. кубометров) в рамках общего текущего контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом". Тем более в настоящий момент на запрос российской корпорации своим украинским партнерам официального письменного отказа оплачивать поставки газа в Донбасс не поступало. Глава Минэнергоугля Украины Владимир Демчишин подчеркнул, что украинская сторона не отказывается снабжать газом Донбасс, но в переговорах о поставках "должны принимать участие "Газпром" и "Нафтогаз", а не структуры на этой территории".

Наконец, третьим пунктом обсуждения в Брюсселе стали грядущие поставки в летний период. Президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин высказал в разговоре с "НИ" мнение, что из-за разногласий в ценовом вопросе эти переговоры наверняка затянутся. Роман Андреещев, в свою очередь, считает, что эти переговоры также в итоге сведутся к нахождению компромисса по линии Россия — ЕС, поскольку европейская сторона явно окажется вовлечена в процесс.

Пока российская сторона даже рассматривает возможность предоставления Украине скидки на газ в летний период, но Новак выразил надежду, что, возможно, в этом просто не будет необходимости, поскольку цена "по формуле" устроит всех. Хотя это едва ли осуществимо — глава Минэнергоугля Украины уже заявил, что цена на российский газ на летний период "должна быть ниже 300 долларов за тысячу кубометров", так как стоимость газа из Европы, который поступает по реверсным поставкам, уже значительно ниже. Очевидно, точки над "i" в этом вопросе будут поставлены лишь в конце марта, когда истечет "зимний пакет" договоренностей.

Арина Раксина

Налоговый маневр правительства снизил и без того невысокую доходность предприятия.

"Ведомости"

"Лукойл" остановит работу НПЗ в Ухте (мощность — 3,6 млн т, Республика Коми) из-за его низкой доходности, заявил Reuters совладелец нефтяной компании Леонид Федун. В презентации к финансовому отчету "Лукойла" за 2014 г. сказано, что Ухтинский НПЗ — самый простой из российских заводов компании и потому менее других адаптирован к росту экспортной пошлины на мазут. У "Лукойла" еще три НПЗ в России — Волгоградский, Нижегородский и Пермский. В 2014 г. переработка на всех четырех НПЗ "Лукойла" в России составила 43,7 млн т (-0,7% к 2013 г.).

Падение цены на нефть и налоговый маневр сделали Ухтинский НПЗ малоэффективным, поэтому часть стоимости завода — $114 млн — списана, объяснил Федун на телефонной конференции для инвесторов и сообщил, что завод будет запускаться при дорогой нефти или дефиците на локальном рынке.

Когда может быть остановлен завод, представитель "Лукойла" не сказал. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

Ухтинский НПЗ введен в эксплуатацию в 1934 г., в 1999 г. вошел в состав "Лукойла". Сырье получает по нефтепроводу Уса — Ухта с месторождений, которые разрабатывает "дочка" "Лукойла" — "Лукойл-Коми" (добыча в 2014 г. — 15,3 млн т.).

Нефть, которая шла на НПЗ, "дочка" "Лукойла" скорее всего отправит в порт Варандей (проектная мощность — 12 млн т, перевалка в 2014 г. — 5,1 млн т), для этого есть нефтепроводы, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. В 2012 г. "Лукойл" построил трубу Харьяга — Южное Хыльчую и первый вице-президент компании Равиль Маганов объяснял: "Не дай бог что случится на магистралях Уса — Ухта или Ухта — Ярославль — мы сможем давать на Варандейский терминал до 4,7 млн т, не останавливая работы месторождений".

Налоговый маневр, который начал действовать с января 2015 г., должен стимулировать выпуск светлых нефтепродуктов; неэффективным НПЗ придется закрыться. Маневр предполагает поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых. При цене нефти $47 средневзвешенная маржа российских НПЗ снизилась с $7,7 за баррель до $1,4, а маневр снизил ее вообще до $0,3, подсчитали эксперты Vygon Consulting.

Сейчас в России около 200 НПЗ, крупных — три десятка. Минэнерго ожидало сильного снижения рентабельности на Киришском НПЗ "Сургутнефтегаза", Орском НПЗ "Русснефти" и Комсомольском, Рязанском, Саратовском и Ачинском НПЗ "Роснефти". Минфин опасался за Киришский, Орский, Саратовский и Ухтинский НПЗ, рассказывал чиновник министерства.

Представители "Роснефти", "Газпром нефти" и "Русснефти" не ответили на запрос, представитель "Сургутнефтегаза" отказался от комментариев. В "Башнефти" не думают закрывать НПЗ.

Директор Small Letters Виталий Крюков считает, что в первую очередь закрываться будут небольшие независимые НПЗ, у которых нет средств на модернизацию, а крупные НПЗ могут нести убытки: "Но до остановок дело не дойдет".

Помимо налогового маневра положение Ухтинского НПЗ ухудшили новые международные правила для морских судов, действующие с 2015 г., полагают эксперты Thomson Reuters Kortes: содержание серы в топливе не должно превышать 0,1%, а в мазуте Ухтинского НПЗ оно 1,5%. На балтийский рынок Ухтинский НПЗ поставлял более половины своей продукции, в основном темные нефтепродукты.

По общему мнению экспертов, не стоит ожидать серьезного дефицита бензина на внутреннем рынке из-за остановки Ухтинского НПЗ. Но вырастет спрос на продукцию Ярославского НПЗ, считает директор по развитию бизнеса независимого агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. Бензин и дизельное топливо Ухтинского НПЗ поставлялись кроме Республики Коми в Ленинградскую, Волгоградскую, Архангельскую и другие близлежащие области. В 2014 г. завод произвел 469 700 т бензина, 1,1 млн т дизоплива, 1,3 млн т мазута (данные ЦДУ ТЭК приводит "Интерфакс").

По данным Минэнерго, вся отгрузка бензина на внутренний рынок в прошлом году составила 34,3 млн т, дизтоплива — 31,8 млн т.

Галина Старинская

 

 

ТГК-2 стала для "Газпрома" безнадежным должником. Лоббировать ее интересы перед газовым концерном начинают главы регионов.

"Известия"

Конфликт неплатежей за поставленный газ между одной из крупнейших тепло- и энегрогенерирующих компаний ЦФО и Северо-Запада — ОАО "ТГК-2" — и "дочкой" "Газпрома" — "Газпром межрегионгазом", — продолжающийся больше 2 лет, зашел в тупик. В конце января вице-премьер Аркадий Дворкович поручил разработать план погашения многомиллиардного долга к началу марта, но компании не смогли прийти к консенсусу, рассказали "Известиям" источники, близкие к переговорам. 27 февраля Минэнерго поставило компаниям новый дедлайн — 9 марта. ТГК-2, греющая и питающая дома потребителей в пяти областях страны и в Македонии, не сможет выбраться из кризиса без больших потерь, говорят эксперты и констатируют: единственный выход для компании погасить долги — напрямую взимать платежи с населения через сбытовые компании и претендовать на весенние госгарантии.

ТГК-2 (контролируется группой "Синтез" сенатора Леонида Лебедева) начала активно генерировать долги за газ с 2013 года вследствие того, что не смогла получить платежи от населения через управляющие компании. Долги ТГК-2 перед "Газпромом", по ее версии, составляют 4,4 млрд рублей на 1 марта 2015 года; по версии "Газпрома" — 10,3 млрд рублей.

У других ТГК (таких в России 13, принадлежат различным частным и госструктурам, в том числе "Газпрому") таких долгов не накоплено, так как они успели организовать систему прямого взимания платежей, объясняет гендиректор Фонда энергетического развития Андрей Листовский.

– Она нарвалась на недобросовестные управляющие компании, которые просто не рассчитались, уровень недобора платежей доходит до 70%, — говорит Листовский.

ТГК-2 и Лебедев искали причину неудачи не в себе, а в законодательстве, пытаясь внести изменения в закон "О теплоснабжении" и Жилищный кодекс РФ — так, чтобы собирать платежи с населения напрямую, без участия управляющих компаний, но эта тактика не принесла успеха. В пресс-службе ТГК-2 сообщили, что ведут судебные разбирательства с управляющими компаниями, но те зачастую оказываются однодневками. Долги управляющих перед ТГК-2 составляют 5,9 млрд рублей (порядка 85% приходится на теплоэнергию, остальное долги за электричество).

Компании с января не меняли своих предложений — ТГК-2 предлагала "Газпрому" реструктурировать долг на три года и зачесть в счет оплаты часть имущества ТГК-2: газовую турбину за 1,4 млрд рублей, а также газопровод в Ярославле за 400 млн рублей (копии соответствующих писем есть у "Известий"). Долг таким образом снизится до 3 млрд рублей, которые ТГК-2 рассчитывает покрыть за счет китайских инвестиций через СП, которое планируется создать в Архангельской и других областях. Для этого, правда, необходимо, чтобы активы, в которые рассчитывает инвестировать китайская госкорпорация Huadian (в частности, речь идет об Архангельской ТЭЦ и Северодвинской ТЭЦ), были выведены из залога у региональных структур "Газпрома", говорят представители ТГК-2. В "Газпроме" не согласны на предложения ТГК-2 и требуют погасить долг живыми деньгами за три месяца.

Еще одним решением для компании, говорят в пресс-службе ТГК-2, может стать создание совместных предприятий с китайской госкорпорацией на базе других активов. Huadian, как заявляют в компании, интересуют активы ТГК-2 в Новгородской, Вологодской, Архангельской и Ярославской областях — гендиректор компании Андрей Королев оценивал возможные инвестиции в сумму до 20 млрд рублей. Но энергостанции опять же находятся в залоге у региональных структур "Газпром межрегионгаза", ВЭБа и ВТБ (на конец июня долги перед ВТБ оценивались в 8 млрд рублей, у нее в залоге Ярославские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, Костромская ТЭЦ-2, часть Новгородской ТЭЦ, македонская ТЭЦ), имеется кредит в Газпромбанке. И это другая, более масштабная проблема ТГК-2 — общая задолженность перед банками сейчас составляет 14,4 млрд рублей.

В 2014 году страдающая от долговой нагрузки компания продала два убыточных актива в Тверской и Костромской областях (в первом случае местным предпринимателям, во втором — муниципальным властям; суммы сделок не раскрываются). На худой конец, для уменьшения долга ТГК-2 не исключает возможности передачи контролирующего пакета в российско-китайском СП по строительству Хуадянь-Тенинской ТЭЦ (Ярославль; 51% у ТГК-2, 49% — у Huadian) китайской госкомпании. Пока же ТЭЦ не могут подключить к газу из-за позиции "Газпрома", и Huadian из-за этого просит перенести ее запуск на начало 2016 года.

В ТГК-2 сетуют, что вопрос так и останется нерешенным из-за базовых условий деятельности компании, прежде всего низкой платежной дисциплины потребителей тепла и электроэнергии. Вместе с высокими банковскими ставками это не позволяет ТГК-2 выйти из хронического кассового разрыва. В пресс-службе "Газпром межрегионгаза" говорят, что с ТГК-2 холдинг будет взыскивать задолженности в судебном порядке, а также отключать от газа в рамках законодательства.

Гендиректор Фонда энергетического развития Андрей Листовский пояснил "Известиям", что прерывать поставки газа на остальные активы компании "Газпром" не сможет как минимум до мая, когда заканчивается отопительный сезон. По его мнению, по итогам будущих переговоров Минэнерго порекомендует банкам-кредиторам ТГК-2 дать ей дополнительный кредит, в котором правительство может выступить гарантом — из-за растущих долгов ТГК-2 становится всё труднее найти инвестора на свои активы.

В дискуссию с участием правительства и компаний начали вмешиваться и администрации областей, в которых находятся проблемные объекты ТГК-2. К примеру, летом конфликт затронул поставки горячей воды потребителям Ярославля, тогда власти области заверили ТГК-2 в своей поддержке и готовности оказать содействие в урегулировании проблемы. Теперь предложения ТГК-2 поддержал губернатор Архангельской области Игорь Орлов, направив письмо президенту "Газпром межрегионгаза" Кириллу Селезневу (копия есть у редакции), попросив "Газпром" высвободить из залога имущество ТГК-2 для последующей его передачи в собственность инвестора, то есть китайской Huadian — это позволит привлечь в область значительный объем финансовых ресурсов, необходимый для модернизации энергетических объектов.

Арсений Погосян

 

 

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ