Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.04.2014

"Газпром" увеличил цену газа для нее до 485,5 доллара за тысячу кубометров.

"РБК daily"

Острота газового конфликта между Россией и Украиной нарастает. "Газпром" отменил все скидки для "Нафтогаза", увеличив цену газа до 485,5 долл. за 1 тыс. куб. м и потребовав "незамедлительно" погасить долг на 2,2 млрд долл. Киев попросил у России кредит и не исключил, что может почти вдвое снизить закупки российского сырья.

Вчера предправления "Газпрома" Алексей Миллер провел две встречи: с руководителем украинского "Нафтогаза" Андреем Коболевым и премьер-министром России Дмитрием Медведевым.

На встрече с Коболевым Миллер сообщил, что с учетом мартовских поставок Украина должна России за газ более 2,2 млрд долл. (без их учета задолженность оценивалась в 1,7 млрд долл.). С премьером Миллер обсудил сложившуюся ситуацию, заявив, что в связи с денонсацией харьковских соглашений о пребывании российского Черноморского флота в Севастополе цена на газ для Украины увеличивается на 100 долл., до 485,5 долл. за 1 тыс. куб. м.

Медведев подлил масла в огонь, затронув вопрос возврата уже предоставленной скидки: она засчитывалась "авансом" в качестве арендной платы за пребывание Черноморского флота в Крыму после 2017 года. Теперь, когда полуостров вошел в состав России, российские власти намерены потребовать возвращения этих средств. Ранее Медведев оценивал общую сумму требований Москвы в 11 млрд долл.

Со времени подписания долгосрочного газового контракта с Россией Украине дважды удавалось добиться скидки на газ: по харьковским соглашениям от 2010 года (в размере 30%, но не более 100 долл. за 1 тыс. куб. м) и в декабре 2013 года (также в размере около 30%). С января 2014 года цена снизилась примерно с 400 долл. до 268,5 долл. за 1 тыс. куб. м. Действие последней скидки стороны должны были продлевать ежеквартально, так что она применялась только в течение первого квартала: 1 апреля Миллер сообщил, что "Газпром" отменяет эту скидку из-за накопившихся долгов украинской стороны.

Как передает "Интерфакс-Украина", по оценке украинского Минфина в результате отмены "харьковской" скидки дефицит "Нафтогаза" в этом году увеличится на 8,2 млрд грн (около 730 млн долл.) — примерно до 56,3 млрд грн (около 5 млрд долл.). Опрошенные РБК эксперты ранее оценивали потери Украины в 2014 году от повышения цены на газ с 268,5 до 485,5 долл. за 1 тыс. куб. м в 3-4 млрд долл.

Вчера министр энергетики Юрий Продан заявил, что Украина хотела бы взять у России кредит в 2 млрд долл на погашение долгов за газ и вернуться к прежней цене — 268,5 долл. При этом он не исключил, что в противном случае страна может существенно снизить закупки российского газа — до 15 млрд куб. м (в январе планировалось 33-35 млрд куб. м).

Представитель "Газпрома" это не комментирует, а получить комментарий российского Минфина не удалось.

Посредством долгового и ценового давления Россия преследует краткосрочные политические цели, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Для этого российские власти даже готовы пожертвовать "Газпромом", поскольку повышение цены для "Нафтогаза" означает, что Украина не сможет закачать газ в подземные хранилища, это осложнит зимние экспортные поставки в Европу и может привести к очередному обвалу капитализации компании, говорит он. Эксперт также отметил, что на возвращение к прежней цене в 268,5 долл. "Газпром" сможет пойти только в обмен на значительные геополитические уступки, такие как признание аннексии Крыма.

Дмитрий Никитин, Александра Евдокимова

 

 

Шахтерам обещают триллионные инвестиции и рынки сбыта в Азии.

"Независимая газета"

Правительство вчера рассмотрело проект госпрограммы развития угольной отрасли России, рассчитанной до 2030 года. Приоритетом названо увеличение объемов добычи твердого топлива. Планы амбициозны, учитывая, что сейчас предложение на внутреннем и внешнем рынках заметно опережает спрос. Премьера Дмитрия Медведева создавшаяся ситуация не смущает, а потому инвестиции в угольную промышленность в размере 5 трлн руб. менее чем за 17 лет не кажутся чрезмерными. Шахтерам глава правительства рекомендовал самостоятельно завоевывать новые рынки сбыта — в частности, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего в Китае. А глава Минобороны Сергей Шойгу посоветовал продолжить железную дорогу из Кызыла на Западную Монголию, в китайский Урумчи, а оттуда уже в любую сторону: в Пакистан, Индию и далее — "куда угодно".

"Предлагается более полно учесть современные тенденции на различных рынках, в частности, что актуально не только для угольной отрасли, но и для нее в том числе, обратить более пристальное внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион", — сказал Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства, на которой обсуждался проект программы развития угольной отрасли до 2030 года. Мин-энерго, подготовившее документ, предлагает сделать ставку на формирование новых производственных центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом отрасль требует серьезных инвестиций. Цена вопроса, согласно проекту госпрограммы, превышает 5 трлн руб. Но и отдача должна быть высокой.

"Среди ожидаемых результатов — увеличение среднегодового прироста объемов запасов угля до 530 млн т. Будут введены новые мощности (всего на 505 млн т) и модернизированы существующие (на 370 млн т). Планируется наращивать поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт, развивать железнодорожную инфраструктуру и портовые терминалы. Энергоемкость также должна снижаться, ориентировочно в 1,5 раза. Будут также увеличены и объемы производства синтетического топлива", — подчеркнул премьер. Он признал очевидное — углю трудно конкурировать по экономической и экологической составляющим с газом. Но государство заинтересовано в диверсификации энергобаланса, в стимулировании появления "современной и безопасной для окружающей среды угольной генерации". Госпрограмма предусматривает наращивание поставок угля как на внутренний, так и на внешний рынки.

Глава Минэнерго Александр Новак, выступивший вслед за премьером, назвал последнее десятилетие "этапом стабильного развития" угольной отрасли. За эти годы добыча угля выросла примерно на четверть и в настоящее время превышает 350 млн т в год. При этом численность шахтеров сократилась с 850 тыс. до 160 тыс. человек. То есть фактически в четыре раза выросла производительность труда. В четыре раза вырос и объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий. Новак вслед за Медведевым также обратил взор на восток. "Принципиальное отличие новой программы — это масштабное перенесение центров развития угольной промышленности в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Такой путь развития связан с разработкой перспективных угольных месторождений в малоосвоенных восточных регионах — в Якутии, Туве, Забайкалье, на Сахалине", — сказал министр. Увеличение добычи угля в этих регионах, полагает Новак, будет способствовать расширению взаимодействия в энергетической сфере с Китаем.

Вчера же на заседании правительства почти был согласован и общий проект строительства железной дороги из российского Кызыла в Китай через Монголию. "У нас… строительство железной дороги из Курагина на юг, на Кызыл. И от Кызыла это могло бы пойти дальше через Западную Монголию на Урумчи, на Китай, оттуда уже в любую сторону: Пакистан, Индия, куда угодно", — предложил вчера глава Минобороны Сергей Шойгу. Захочет ли Китай покупать российский уголь — и по какой цене, глава Минобороны объяснять не стал. Но премьер Медведев сразу же одобрил идею Шойгу. "Это важное направление и для развития наших отдельных территорий, и для увеличения экспортного потенциала, давайте возьмем его в проработку", — сказал Медведев министрам.

У независимых экспертов не столь благостные оценки ситуации в отечественной угольной отрасли. В частности, аналитик "Арбат Капитала" Артем Бахтигозин считает, что до сих пор правительство не предложило каких-то конкретных мер, направленных на улучшение положения дел на горнодобывающих предприятиях. А времена для них сложные: потребности в угле на внутреннем рынке в основном все закрыты. С экспортом тоже проблемы — в мире избыточное предложение угля, спрос же ограничен. Одна из причин — замедление китайской экономики. В этой связи призыв премьера к шахтерам самостоятельно искать рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по мнению Бахтигозина, "выглядит издевательством". Зато эти слова можно расценить как сигнал отрасли, что на административный ресурс в продвижении угля на внутреннем рынке предприятиям рассчитывать не приходится. Перспективы применения синтетического топлива в России также туманны. До массового производства дело дойдет еще не скоро. Тема становится актуальной, лишь когда цены на нефть начинают зашкаливать, как это было в 2007 году, а потом опять уходит на второй план, напомнил Бахтигозин.

"Уголь — наиболее экологически грязный и наименее энергоемкий в сравнении с газом и мазутом. В крупных городах уголь невыгодно использовать из-за штрафов за загрязнение воздуха. Например, наша компания в столице не спроектировала ни одной котельной, работающей на твердом топливе. Угольные тепло- и электростанции экономически выгодны в угледобывающих регионах. В любом случае отказываться от твердого топлива нельзя. Вскоре наверняка появятся инновационные разработки, которые позволят модернизировать существующие и строить новые ТЭЦ и ГРЭС, на которых будет использоваться уголь или его производные. Например, есть будущее у водоугольного топлива, которое получают, смешивая измельченный уголь, воду и пластификатор. Водоугольное топливо можно не только использовать на российском рынке, но и экспортировать", — говорит управляющий директор компании "Октопус" Мария Гиносян.

Угольная промышленность важна как для обеспечения потребностей внутреннего энергетического рынка, так и в роли экспортера, в первую очередь на европейский и китайский рынки, считает первый замруководителя Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко. Колебание мировых цен на энергоносители, в том числе на уголь и газ, определяет изменение внешнего спроса. Когда он растет, надо иметь возможность увеличить экспорт угля. "Высокие издержки по транспортировке угля на внешние рынки из районов его добычи потребуют снижения затрат и повышения энергоэффективности отрасли", — сказал Онищенко. Как бы то ни было, реализация госпрограммы призвана повысить конкурентоспособность угольной отрасли на внешних рынках и способствовать развитию других секторов — например, химической промышленности.

Игорь Наумов

 

 

Киев вновь отказался платить России по старым газовым долгам.

"Взгляд"

Гарантии, которые давала Украина по сделкам корпорации, принадлежащей Юлии Тимошенко, недействительны, а значит, Киев ничего Москве не должен. Это решение киевского суда стало очередным примером широко употребляемой Украиной практики жить за чужой счет и никогда не расплачиваться.

Хозяйственный суд Киева отменил собственное решение двухлетней давности, согласно которому Украина должна была выплатить Минобороны России 3,24 млрд гривен в качестве долга, накопленного корпорацией "Единые энергетические системы Украины". По текущему курсу Нацбанка Украины это около 290 млн долларов.

Минобороны России в сентябре 2012 года выиграло в этом же Хозяйственном суде Киева иск на эту сумму. Киев уже даже начал отдавать этот долг, правда, явно с этим не спешил. За два года Минобороны РФ получило из госбюджета Украины всего 38,678 млн гривен (3,44 млн долларов), что составляет чуть более 1% от всего долга. Это показывает, насколько быстро Украина выполняет решения своего суда.

У Украины в целом всегда было очень странное отношение к долгам вне зависимости от того, кто стоит у руля. Взять хотя бы самый свежий пример: долг государственного "Нафтогаза Украины" перед Газпромом растет в геометрической прогрессии. На сегодня он достиг уже 2,2 млрд долларов, сообщила в четверг газовая монополия. Украина не смогла вовремя расплатиться даже тогда, когда ей была предоставлена беспрецедентная скидка на газ в 35% (в первом квартале газ для Украины стоил всего 268,5 доллара за тысячу кубометров) плюс было выделено Россией 3 млрд долларов кредита (в декабре 2013 года). Неудивительно, что Газпром в четверг призвал Нафтогаз к немедленной оплате долгов.

Более того, при такой хронической задолженности министр энергетики Украины Юрий Продан не стесняется говорить о возвращении цены на газ в 268,5 доллара за тысячу кубометров. "Наверно, это та цена, которая полностью удовлетворяла Российскую Федерацию. И наверно, можно и необходимо вести переговоры сегодня о возвращении этой цены", — заявил в четверг Продан.

Эта скидка, которая была дана по результатам договоренностей Януковича и Путина в декабре 2013 года, с 1 апреля была отменена Газпромом. Главная причина — невыполнение обязательств по выплате долгов за газ и по своевременным платежам.

Оба эти долга — старый перед Минобороны и новый перед Газпромом — объединяет одно обстоятельство. И в том, и в другом случае Украина не заплатила за российский газ. И возвращать за него деньги она может годами, даже если суд примет решение оплатить.

"Если у должника нет средств, то его никто не может заставить выполнять решение суда быстрее. А если при этом платежи периодически поступают, то сослаться на злостное невыполнение решения суда или уклонение от такого исполнения не получится в принципе. В результате должник может выплачивать свой долг еще много лет и не нести за это ответственности", — говорит газете ВЗГЛЯД эксперт проекта "Общественная Дума" Алексей Борисов.

Давняя газовая история

История появления долга ЕЭСУ уходит в далекий 1991 год, когда Юлия Тимошенко вместе с мужем Александром Тимошенко и другом семьи создали "Корпорацию украинского бензина". Уже через четыре года эта компания превратилась в промышленно-финансовую корпорацию "Единые энергетические системы Украины" из 20 предприятий, которая ко всему прочему стала главным импортером-трейдером российского газа.

В 1997 году корпорация договорилась с Россией о бартерной сделке: Москва поставляет газ, а ЕЭСУ за это отправляет Минобороны РФ строительные материалы, мебель и другую продукцию своей корпорации. Юлия Тимошенко возглавляла корпорацию с 1995-го по 1997 год до того момента, как стала премьер-министром. После нее ЕЭСУ возглавил ее муж.

Однако после того как президент Леонид Кучма уволил премьер-министра Павла Лазаренко, при поддержке которого Тимошенко начинала свой бизнес, у корпорации начались проблемы. В частности, Налоговая инспекция наложила миллиардные штрафы за неуплату налогов. Проблемы у корпорации прямо коснулись договоренностей с Россией, так как с 2000 года ЕЭСУ прекратила выполнять соглашение о поставках продуктов производственно-технического назначения для нужд российского военного ведомства в обмен на поставленный газ.

Таким образом корпорация и задолжала эти 3,24 млрд гривен российскому ведомству. По тем временам это было 400 млн долларов (сейчас 290 млн долларов).

Когда ЕЭСУ обанкротились, Минобороны РФ стало главным кредитором корпорации. Если у банкрота нет имущества, чтобы расплатиться по долгам, на этом все, как правило, и заканчивается. Однако этот случай был особый, потому что Россия соглашалась на бартер с корпорацией под гарантии украинского правительства. В этом случае долги корпорации обязаны перейти на государство. Факт доказательства существования этих гарантий и стал главным в расследовании по иску Минобороны РФ в 2012 году в киевском суде.

В 2012 году российской стороне удалось доказать, что украинское правительство предоставило гарантии по обязательствам ЕЭСУ. Вывод о гарантиях был сделан на основании писем за подписью занимавшего на тот момент пост премьера Павла Лазаренко бывшему главе российского правительства Виктору Черномырдину. В ходе суда рассматривались копии этих писем.

В 2014 году юристы правительства продемонстрировали Хозяйственному суду Киева письмо Государственной архивной службы Украины от 16 октября 2013 года, в котором говорилось, что у них нет никаких документов, подтверждавших гарантии правительства республики по обязательствам ЕЭСУ. И на основе этого суд отменил свое предыдущее решение.

Стоит отметить, что напоминание Минобороны РФ о долге ЕЭСУ стало основанием для заведения уголовного дела на Юлию Тимошенко в 2011 году. Тогда Служба безопасности Украины и обвинила ее в уклонении от уплаты налогов и в попытке хищения бюджетных средств. Однако 28 февраля этого года сразу после насильственного захвата власти на Украине сподвижниками Тимошенко это дело было закрыто.

Нужны оригиналы писем

Чтобы все-таки вернуть долг, Минобороны России придется оспаривать решение Хозяйственного суда Киева в Апелляционном хозяйственном суде Киева. Затем уже решение Апелляционного хозяйственного суда Киева, если оно не удовлетворит апелляционную жалобу, можно оспорить, подав кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины, отмечает Алексей Борисов. Однако в данной ситуации лучше воспользоваться вторым вариантом и подать иск сразу в международные инстанции, например Международный коммерческий арбитражный суд, Европейский суд и т. п.

Однако для доказательства правоты Минобороны необходимо предоставить оригинал писем Лазаренко Виктору Черномырдину, которые доказывают факт наличия гарантий по обязательствам ЕЭСУ. Потому что, как указывает адвокат компании "Налоговик" Антон Соничев, с юридической точки зрения пересмотр дела из-за вновь открывшихся обстоятельств и отмена судом своего же решения — вполне распространенная практика.

"Отсутствие этих писем в Государственной архивной службе Украины является важным аргументом. Если решение суда пересматривалось по заявлению кабинета министров Украины на основании вновь открывшихся обстоятельств и оказалось, что нет ни оригиналов, ни заверенных копий важнейших доказательств, то при пересмотре дела может быть принято решение, противоположное первому. Это вполне правомерно", — говорит Соничев.

Ольга Самофалова

<< Апрель, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ