media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.04.2017

Россия и Белоруссия продолжат энергетическое сотрудничество.

"Известия"

Москва и Минск разрешили энергетический конфликт, который длился больше года. В ближайшие 10 дней стороны урегулируют все вопросы, связанные с ценой на газ и погашением белорусской стороной долга в $720 млн. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров с главой Белоруссии Александром Лукашенко. Встреча прошла в Константиновском дворце в Стрельне.

Лидеры двух стран должны были встретиться еще в феврале в рамках заседания Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии. Однако из-за осложнений, возникших в отношениях Москвы и Минска в энергетической сфере, запланированные мероприятия не состоялись.

В начале 2016 года Минск заявил о несогласии с ценой на российский газ. К осени 2016 года долг Белоруссии перед Россией составил около $300 млн, однако белорусская сторона отказалась его признавать. В итоге Москва снизила объем беспошлинных поставок нефти в Белоруссию, связав этот шаг с недоплатой за газ и с недопоставками нефтепродуктов в РФ.

30 марта 2017 года нефтегазовый конфликт обсуждался на встрече премьеров двух стран. По ее итогам глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что стороны не договорились и Белоруссия не готова погасить долг — к этому моменту его размер достиг $700 млн — без предоставления существенных преференций со стороны России.

По итогам вчерашней встречи лидеров России и Белоруссии — сначала один на один, а затем с участием делегаций — длительный конфликт удалось разрешить.

— Мы договорились о том, что урегулируем все наши спорные вопросы в нефтегазовой сфере. Мы их урегулировали. Договорились о том, как и в какие сроки мы это сделаем. Мы нашли схему, при которой мы сохраняем наши подходы, сближаем наши позиции по ценам. Нашли возможность взаимных уступок, договорились о том, как будем работать в этой сфере не только в 2017-м, но и в 2018, 2019 году, — сказал Владимир Путин по окончании переговоров.

По словам президента РФ, детали будут доработаны в течение ближайших 10 дней.

— Мы подтвердили свое стремление создать необходимые, основополагающие правила и условия к июлю 2019 года по созданию единого рынка электроэнергии (именно общие условия и правила), подтвердили свою готовность делать всё, чтобы к 1 января 2018 года разработать совместные правила по единому рынку газа, а к 2024 году разработать и выйти на подписание межправсоглашения в рамках Евразийского экономического союза по единому рынку газа, — подчеркнул глава государства.

Владимир Путин напомнил, что накануне переговоров отмечался День единения народов России и Белоруссии, а в этом году отмечается 25-летие с момента установления дипломатических отношений.

Белорусский лидер, в свою очередь, не скрывал, что удовлетворен итогами переговоров.

— Плохо, конечно, президентам вмешиваться в вопросы не нашего уровня. Но что поделаешь — такова практика, — пояснил Александр Лукашенко.

Министр энергетики Александр Новак после пресс-конференции отказался от подробных комментариев, сообщив, что все вопросы будут урегулированы в ближайшее время. Вице-премьер Аркадий Дворкович пояснил, что в будущем предстоит скорректировать межправительственные документы двух стран.

Уже в этом году Россия возобновит беспошлинные поставки нефти в Белоруссию в полном объеме, а "Газпром" восстановит скидки на газ для Белоруссии на 2018-2019 годы.

Минск, по словам Аркадия Дворковича, выплатит "Газпрому" задолженность, которую компания оценивает в $720 млн. Зампредседателя правительства уточнил также, что после 2019 года формат отношений будет другим.

Минск — ближайший союзник Москвы, Россия и Белоруссия — самая крупная интеграция с единым экономическим, гуманитарным, образовательным пространством и отсутствием границ, напоминает директор Института новейших государств Алексей Мартынов.

— Понятна позиция Белоруссии в важных вопросах, но определенные резкие заявления белорусского лидера требовали объяснений на уровне двух президентов. Я думаю, что они даны и приняты, а все недоразумения, связанные с некоторым осложнением в интеграционных процессах России и Белоруссии, сняты, — сказал он.

Важно и то, что стороны договорились не просто продолжить сотрудничество в энергетической сфере, но и урегулировали вопрос по задолженности за газ.

— Беларусь находится в довольно сложных экономических условиях в связи с мировым кризисом, но интеграционные процессы не прекращались ни на минуту, — продолжил эксперт. — Даже несмотря на некоторое риторическое обострение, ни о каких фатальных изменениях, о которых писали некоторые "шустрые" российские СМИ, говорить не приходится.

Интеграционные процессы между двумя странами должны и будут продолжаться — в первую очередь в области безопасности, резюмировал Алексей Мартынов.

Егор Созаев-Гурьев, Елена Ладилова

 

 

Крупнейшая нефтяная компания России инвестирует в Арктику четверть триллиона рублей.

"Газета РБК"

"Роснефть" в ближайшие пять лет инвестирует в свои арктические проекты 250 млрд руб., сообщила компания (при том что вся инвестпрограмма "Роснефти" в 2016 году составила 750 млрд руб.). В частности, госкомпания планирует пробурить четыре поисково-разведочные скважины в Восточной Арктике, на шельфе моря Лаптевых, и восемь на наиболее перспективных участках в Западной Арктике — в Баренцевом и Карском морях. Работы начнутся в 2018 и 2019 годах соответственно, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на данные "Роснефти".

Одна из скважин в Карском море в 2019 году будет пробурена на блоке "Восточно-Приновоземельский — 1", сказал журналистам главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин (его цитирует "Интерфакс"). В 2014 году "Роснефть" с ExxonMobil пробурили там скважину "Университетская-1", в результате чего было открыто месторождение "Победа" с запасами 130 млн т нефти и почти 500 млрд куб. м газа. Но в том же году ExxonMobil вынуждена была покинуть проект из-за введения международных санкций. "СП (с ExxonMobil. — РБК) работает, все работы идут в графике. И как раз по плану работы мы должны в 2019 году приступать к очередному качественному этапу работы по этой провинции", — заявил журналистам главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин. По его словам, эта тема обсуждалась во время визита нового главы ExxonMobil Даррена Вудса в Москву.

Ранее "Роснефть" сообщала, что планирует инвестировать $1,1 млрд (62 млрд руб. по курсу ЦБ на 4 апреля) в разработку "Восточно-Приновоземельского — 1", в том числе в бурение новой скважины.

Первую скважину в Восточной Арктике — "Центрально-Ольгинскую — 1" "Роснефть" начала бурить 3 апреля. Работы начались на Хатангском участке в заливе моря Лаптевых (ресурсы по состоянию на сентябрь 2016 года — 58,6 млн т нефти и конденсата и 116,5 млрд куб. м газа). Старт бурению дал Владимир Путин. При этом Игорь Сечин не исключил появления в проекте иностранных партнеров: участок находится на мелководье и под международные санкции не подпадает. Ресурсный потенциал моря Лаптевых в целом эксперты оценивают в 9,5 млрд т нефтяного эквивалента, сообщила "Роснефть".

Всего "Роснефти" принадлежит 28 лицензионных участков на арктическом шельфе с суммарными ресурсами 34 млрд т нефтяного эквивалента. За последние пять лет "Роснефть" инвестировала в освоение арктического шельфа 100 млрд руб. и провела геологоразведку на площади 800 кв. км.

Реализация шельфовых проектов предполагает огромный мультипликативный эффект для экономики, говорил в 2014 году в интервью Bloomberg Игорь Сечин. "Каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует $7,7 в других отраслях экономики. Вот это, мне кажется, и есть ключевое положение, которое оправдывает поддержку шельфовых проектов", — утверждал Сечин.

В настоящее время добычу на арктическом шельфе (на Приразломном месторождении) ведет только "Газпром нефть". В 2016 году добыча на Приразломном составила 2,2 млн т, в 2017 году "Газпром нефть" рассчитывает вложить в арктические проекты 16 млрд руб. и увеличить добычу на Приразломном до 2,6 млн т нефти в год, сообщал ТАСС со ссылкой на заместителя гендиректора по развитию шельфовых проектов "Газпром нефти" Андрея Патрушева. На суше добыча также ведется на крупном Пякяхинском месторождении (ЛУКОЙЛ), Сузунском, Новопортовском ("Газпром нефть"), Восточном-Мессояхском ("Роснефть" и "Газпром нефть").

При этом, по оценке министра энергетики Александра Новака, рентабельной добыча на российском арктическом шельфе будет при цене на нефть не ниже $70 за баррель (3 апреля на Лондонской бирже ICE цена составляла около $53,5 за баррель). "Но важно понимать, что себестоимость добычи не является фиксированной величиной — она может сильно меняться в зависимости от доступности технологий, спроса на нее и ряда других факторов", — объяснял министр в конце марта (цитата по ТАСС). Цена на нефть будет плавно расти и к 2020 году составит $70-75 за баррель, а к 2025 году вырастет до $95, прогнозирует директор по консалтингу IHS Markit Максим Нечаев. Консенсус-прогноз предполагает рост цен в краткосрочной перспективе, стоимость нефти вырастет до $70 в 2020 году, соглашается аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Очень многое зависит от региона добычи и конкретных участков, где будут буриться скважины, — на мелководье или глубоководных офшорных участках, поясняет директор Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Татьяна Митрова. Например, себестоимость добычи на мелководных арктических участках в Норвегии — менее $50 за баррель. Мелководные участки есть и в Карском море, говорит эксперт. С другой стороны, международные санкции закрыли доступ к западному финансированию и технологиям для российских глубоководных проектов, а в России собственных технологий для масштабной добычи в Арктике нет, и вряд ли они появятся к 2018-2019 годам, говорит Митрова.

Технологии по добыче на шельфе разрабатываются в Китае, но у китайских компаний нет опыта работы в Арктике, а значит, нет опыта управления рисками, прежде всего экологическими, заключает эксперт.

В 2016 году Россия добывала в Арктике 93 млн т нефти, это 17% добычи в России, говорил Александр Новак в конце марта, как сообщал ТАСС. К 2035 году Россия может добывать 22% нефти в Арктике (122 млн т) — такой прогноз содержится в "Энергетической стратегии России до 2035 года", которая находится на согласовании в правительстве.

В Арктике сейчас активно работают и другие российские компании. НОВАТЭК планирует запустить в 2017 году первый частный СПГ-завод — "Ямал СПГ" мощностью 16,5 млн т, а в 2022-2023 годах построить второй — "Арктик СПГ" на Гыданском полуострове. Компания "ВостокУголь" Дмитрия Босова в этом году планирует начать промышленную добычу угля на Таймыре и к 2022-2023 годам выйти на показатель 30 млн т добычи. Компания также собирается построить там два глубоководных порта мощностью свыше 10 млн т грузов в год.

Алина Фадеева

 

 

"Россети" хотят изменить структуру оплаты услуг по передаче электроэнергии, разделив ее на федеральную и региональную части, чтобы контролировать большую часть платежей.

"Ведомости"

"Россети" предложили правительству изменить структуру тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Об этом на парламентских слушаниях в Госдуме рассказали представители "Россетей" (презентация к выступлению есть у "Ведомостей"). Сетевой тариф нужно разделить на две части — федеральную ставку и региональную надбавку, считает монополия.

Федеральная ставка будет обеспечивать обслуживание электросетей и реализацию федеральных инвестпроектов. А с помощью региональной надбавки планируется финансировать льготное техприсоединение, перекрестное субсидирование, реализацию инвестпроектов регионального значения. Ключевые параметры надбавки должны утверждать региональные власти. Кто будет собирать плату по федеральному тарифу — "Россети" или специально созданная компания, в презентации не говорится. Представитель холдинга дополнительных комментариев не предоставил. Очевидно, речь идет о перераспределении большей части платежей за транспортировку электроэнергии на уровень "Россетей", говорит аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр.

Тарифы на передачу электроэнергии рассчитываются методом долгосрочного инвестированного капитала (RAB). Исторически они регулируются на региональном уровне, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Но общая для них проблема — это большая региональная дифференциация, перечисляет она. В октябре 2016 г. ФАС предлагала ограничить право регионов превышать установленный правительством уровень индексации тарифов. Унификация тарифов — общая для энергетики тенденция, традиционно они устанавливаются на региональном уровне: например, принцип "альтернативной котельной" в теплоэнергетике, эталонная надбавка для энергосбытов, отмечает Порохова. Дифференциация тарифов по регионам, уровням напряжения и группам потребителей приводит к тому, что тарифы могут различаться в 6 и более раз, говорится в презентации "Россетей". Тариф на передачу по магистральным сетям — 0,3 руб./кВт ч, а средний тариф для магистральных сетей — 1,7 руб./кВт ч. Переход к единой федеральной ставке позволит выравнять тарифы и сократить резкие разрывы между регионами России по состоянию их экономики, считают в "Россетях".

Идея "Россетей" интересная, но требует проработки, передал через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. ФАС также предлагает изучить возможность считать федеральную часть тарифа, исходя из эталонных затрат, за этим методом будущее регулирования тарифов, отмечает Королев. Но важно, чтобы тарифы в результате не выросли выше значений, установленных прогнозом социально-экономического развития, подчеркнул он. Минэкономразвития известно о предложении "Россетей", но официальные документы не поступали, вопрос требует дополнительного анализа, говорит представитель ведомства. Минэнерго против этой инициативы, сказал представитель министерства.

Предложение о вводе федеральной ставки на передачу электроэнергии выглядит революционно, говорит Скляр. Отказ от текущей модели существенно урежет возможности региональных властей влиять на тарифы и осложнит существование МРСК и ФСК как отдельных субъектов регулирования и экономической деятельности, сказал эксперт. У решения есть плюсы — это снизит коррупционную емкость тарифов, проявится синергия по расходам, считает Скляр. Но, добавляет он, решение фактически закроет путь к приватизации сетевого комплекса.

"Много предложений о том, как все должны обеспечивать спокойствие и благополучие сетей, но ничего о том, что и как должны сделать сети, используя обширные ресурсы повышения собственной эффективности", — прокомментировал инициативу директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.

Иван Песчинский

 

 

Основной темой обсуждения целесообразности проекта теперь будет его соответствие экологическим нормам.

"Известия"

Еврокомиссия (ЕК) не оставляет попыток помешать строительству газопровода "Северный поток-2". Наиболее вероятным вариантом может стать отказ в выдаче экологических разрешений странами, через которые должен пройти газопровод. Это следует из пояснений европейского регулятора "Известиям" по письму ведомства главам энергетических ведомств Швеции и Дании, считают опрошенные эксперты.

Еврокомиссия на прошлой неделе направила письмо министрам энергетики Дании и Швеции, чтобы пояснить позицию по "Северному потоку-2". ЕК признала: ей "не нравится проект в политическом отношении", но препятствовать ему юридических оснований нет.

Представитель Еврокомиссии пояснил "Известиям", что, несмотря на то что "Северный поток-2" нельзя запретить законом, ведомство может воспользоваться другими методами.

— Нет законных оснований, чтобы Еврокомиссия выступила против "Северного потока-2", так как его морская часть не подпадает под положения Третьего энергопакета Евросоюза. Тем не менее ЕК будет оказывать поддержку странам ЕС в анализе применения законодательства по экологии и госзакупкам касательно проекта там, где это необходимо, — заявил "Известиям" представитель ЕК.

Таким образом, Еврокомиссия отсылает нас к лазейкам в законодательстве, которые могут помешать проекту, уверены замгендиректора ИК "Финам" Ярослав Кабаков и аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

— Запретить проект сложно, но написать пару писем, которые в случае чего позволят чиновникам вообще ни за что не нести ответственности, — пожалуйста. Подобный процесс, видимо, мы сейчас и наблюдаем, — сказал Кабаков.

Эксперт добавил, что не стоит недооценивать европейских бюрократов.

В ЕК подчеркнули, что будут настаивать на том, чтобы в будущем Совет ЕС заключил юридический мандат с Россией, который будет применяться в таких проектах, как "Северный поток-2". Также в ЕК добавили, что не видят необходимости в новой инфраструктуре масштаба "Северный поток-2".

В "Газпроме" порекомендовали обратиться за комментариями в Nord Stream 2 AG.

— Nord Stream 2 соблюдает все применимые законы, поэтому нет оснований предполагать какие-либо претензии в этом отношении, — отметили в пресс-службе оператора.

Проект будет осуществляться в полном соответствии с существующей правовой базой, состоящей из законодательства ЕС, межправительственных конвенций и национальных законов, отметили в компании Nord Stream 2 AG.

Строительство "Северного потока-2" имеет существенные экономические предпосылки: потребление газа в Европе растет и тенденция сохранится в 2017 году, считает Лукашов.

— Кроме того, его поддерживает нынешний канцлер Германии Ангела Меркель и проамериканские силы в основных странах ЕС, — говорит аналитик.

Однако в Германии в сентябре состоятся парламентские выборы, что может изменить позицию страны по проекту.

— Если к власти в Германии придут силы, не устраивающие своей позицией Еврокомиссию, ей нужны будут лазейки для противодействия строительству "Северного потока-2", — заявил Лукашов.

Сейчас всё зависит от позиции Германии, согласился председатель совета директоров группы "Креон Энерджи" Фарес Кильзие.

— "Северный поток-2" в теории может не только увеличить зависимость Германии от поставок из России более чем на 40%, но и надолго закрепить за Германией позицию крупнейшего газового хаба по всей территории Европы, — считает эксперт.

Евросоюз сейчас стремится воспользоваться своим влиянием как крупнейший в мире потребитель энергоносителей, чтобы снизить долевую зависимость (порядка 35%) от российского газового импорта, рассуждает Фарес Кильзие. Именно поэтому некоторые члены Еврокомиссии скептически относятся к строительству "Северного потока-2", ссылаясь на то, что данный проект может подорвать цели ЕС в сфере энергетики.

В случае с первой очередью "Северного потока" Россия потратила более €100 млн на экологическую экспертизу, напомнил Фарес Кильзие.

— Помимо экологических оговорок, противники "Северного потока-2" могут применить ряд законодательных ограничений, в том числе определить масштаб любых соглашений перед их подписанием о государственных поставках, которые станут объектом проверки членов комиссии на законность, — предполагает эксперт.

Несмотря на то что Еврокомиссия утратила рычаги воздействия на проект с помощью Третьего энергопакета, сейчас она пытается заручиться поддержкой стран, которые косвенно вовлечены в проект, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова.

— В идеале ЕК хотела бы получить мандат на проведение переговоров с Россией по трубопроводу хотя бы от части этих государств, воздействуя на их болевые точки. Например, известно, что для северных стран очень важны вопросы экологии, — заявила она.

Однако наличие успешно реализованного проекта "Северный поток", копией которого станет обсуждаемый сегодня трубопровод, выбивает козыри из рук и ЕК, и потенциально этих стран, утверждает Мария Белова. Так как в свое время все они дали положительные экологические заключения на реализацию проекта.

ЕК хочет взять на себя функции переговорщика с Россией во избежание правового вакуума, соглашается с Марией Беловой замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. По его мнению, это может быть даже выгодно для России, поскольку позиция ЕК по отношению к проекту явно куда более благосклонна, чем, например, той же Дании, с которой придется вести переговоры, если эта функция не будет передана ЕК.

Мария Тодорова

<< Апрель, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ