media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.04.2019

Новые инспекции смогут находить их сразу у целых отраслей.

"Ведомости"

Федеральная налоговая служба (ФНС) завершила реформу контроля за крупнейшими налогоплательщиками — инспекции, специализирующиеся на конкретных отраслях, будут администрировать вдвое больше компаний. Цель реформы — найти риски, характерные для отраслей и компаний со схожими бизнес-моделями, говорит представитель ФНС.

Реформа длилась более года — с конца 2017 г. До сих пор такие инспекции существовали только на федеральном уровне и контролировали 2000 налогоплательщиков с доходами от 20 млрд руб. в восьми отраслях: международные и транснациональные компании, нефтегазовый сектор, агропромышленный комплекс и розничные сети, производство и строительство, добыча и переработка сырья, энергетика и коммуникации, цифровая экономика, финансовый рынок. Теперь их зона контроля сужается — сумма дохода увеличена до 35 млрд руб. Но им подчиняются 12 новых межрайонных инспекций в разных городах (Кемерово, Екатеринбург, Новосибирск и др.). Они следят за теми же отраслями, но оказавшийся под их надзором бизнес поменьше — около 2000 компаний с доходом от 10 млрд руб. За последние годы увеличилась цифровизация экономики, изменился контроль за международными компаниями, структура экономики, начался обмен налоговой информацией, объясняет представитель ФНС.

Большинство опрошенных "Ведомостями" налоговых юристов и консультантов считают, что такие инспекции лучше понимают бизнес и будут более жестко взыскивать налоги. "Если какие-то компании до сих пор полагают, что их схемы не будут раскрыты, — это наивность", — предупреждает партнер PwC Раиса Алексахина. Но станет меньше неопределенности и необоснованных претензий, надеется партнер EY Алексей Нестеренко. "Реформа позволила создать центры компетенции для выработки единых правовых позиций и правоприменительной практики исходя из отраслевых принципов", — говорит замруководителя ФНС Сергей Аракелов. Это приведет к снижению административной нагрузки на компании и повышению их налоговой прозрачности, уверен он.

Бизнес часто жалуется, что налоговики по-разному трактуют одни и те же сделки или нормы права. Например, было много споров о применении льготы по энергоэффективности для коммерческой недвижимости, о том, что относится к движимому имуществу, являются ли крупные узлы техники (например, двигатели) самостоятельными объектами для амортизации. Подходы будут унифицированы, рассчитывает Нестеренко.

Благодаря реформе можно решать спорные вопросы до налоговой проверки, рассказывает финансовый директор "О’кей" Константин Арабидис (компания относится к специализированной "торговой" инспекции): "Не приходится каждый раз объяснять смысл стандартных для ритейла операций".

Пока инспектора не разберутся в специ-фике бизнеса, они неизбежно относятся с подозрением ко всем сделкам, рассказывает заместитель гендиректора по правовым вопросам "Юкола-нефть" Федор Хорошев (также попала в отраслевую инспекцию). Представитель ФНС надеется, что изменения стимулируют компании переходить на налоговый мониторинг, т. е. согласовывать заранее сделки в обмен на предоставление онлайн-доступа к бухгалтерии.

Но любое изменение — встряска для компаний, предупреждает партнер Taxology Алексей Артюх, и бизнесу есть о чем беспокоиться. Очевидно, что реформа усилит контроль за крупнейшими налогоплательщиками, ожидания у бизнеса очень тревожные, сетует член -экспертного совета Торгово-промышленной палаты Максим Хвалибов: "У любой, даже самой добросовестной компании можно найти нарушения: можно воспринимать как схему любую законную сделку, уменьшающую налоги. Есть риски, что выводы по отдельной операции отдельной компании могут распространяться на всю отрасль". Инспекции, обнаруживая системные риски в отрасли, могут прийти с проверками к разным ее участникам, подтверждает представитель ФНС. Такой же подход в будущем нужно распространить и на все остальные компании, добавляет он.

Ровно так и произошло, например, в табачной отрасли: в марте 2018 г. налоговики обнаружили схему занижения НДС и акцизов с помощью фиктивных сделок. Погарская сигаретно-сигарная фабрика в декабре заключала сделки с аффилированными компаниями на крупные партии, чтобы начислить акциз до его повышения с нового года. Налоговики утверждали, что компания недоплатила налогов на 800 млн руб. Похожие схемы характерны для всей табачной отрасли — проверки по другим компаниям приведут к доначислению десятков миллиардов рублей, уверен представитель ФНС. Фабрика пыталась судиться с налоговиками, но проиграла суд, ее представитель не ответил на запрос "Ведомостей".

Еще одна проблема — удаленность компаний от инспекций, говорит Артюх: некоторые московские клиенты "поехали" в Санкт-Петербург, самарские — в Новосибирск, красноярские — в Москву. "Разница во времени между Воркутой, где наша компания, и Кемеровом, где наша инспекция, четыре часа — как нам работать?" — сетует менеджер компании, попавшей в новую инспекцию.

У реформы могут быть и политические последствия. Крупные компании уже не будут контролироваться налоговиками из региона, где они работают, указывает партнер ФБК Галина Акчурина. Сейчас крупные налогоплательщики из небольших городов тесно связаны с контролирующими органами, поскольку от их платежей зависит местный бюджет. "Их переезд снижает риски того, что налоговые споры будут решаться по-домашнему", — объясняет она. Но есть и минус: местные инспекции лучше знают жизнь предприятия, рассуждает Акчурина. Централизация — одна из задач реформы, подтверждает федеральный чиновник.

Пока бизнесу не хватает информации о том, как будет выстраиваться взаимодействие, проводиться проверки, перечисляет руководитель аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов. Главное — чтобы система была более или менее постоянной и не менялась каждые несколько лет, заключает Акчурина.

Анна Холявко, Елизавета Базанова

 

 

Влада Русакова уйдет с поста вице-президента госкомпании.

"Газета РБК"

Влада Русакова, которая проработала в компании шесть лет, уйдет с поста вице-президента "Роснефти" по рынку газа, но останется в правлении. Полномочия куратора газового бизнеса перераспределят среди других вице-президентов.

Отставка газового куратора

Вице-президент "Роснефти", куратор газового блока Влада Русакова, проработавшая в компании шесть лет, уходит в отставку. Об этом она объявила коллективу газового департамента в среду, 3 апреля, рассказал РБК источник в "Роснефти". Это подтвердили еще два сотрудника нефтяной компании.

По словам одного из них, Русакова уходит по собственному желанию. Основные причины отставки — личные, в их числе возраст, топ-менеджер предпочла более спокойную работу, добавляют два других собеседника. "Она просто устала", — отметил один из них. В декабре 2018 года Русаковой исполнилось 65 лет.

"Влада Вилориковна Русакова продолжает работать в компании как один из руководителей "Роснефти", является членом правления компании, отвечающим за развитие газовых проектов", — сообщил РБК пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев. Он отказался комментировать ее уход с поста вице-президента компании и причины этого. "Влада Вилориковна проработала в отрасли более 40 лет, она один из ценнейших специалистов газовой отрасли, обладает уникальным опытом и авторитетом в профессиональном сообществе, который всегда будет востребован компанией", — отметил лишь Леонтьев.

Русакова может быть назначена советником главного исполнительного директора "Роснефти" Игоря Сечина, сказал РБК источник компании. Полномочия куратора газового бизнеса перераспределят среди других вице-президентов компании, добавил он.

Из "Газпрома" в "Роснефть"

Влада Русакова, которая окончила Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина по специальности "проектирование и эксплуатация газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз", проработала в газовой отрасли более 40 лет — с 1978 года. Она построила карьеру в "Газпроме", где занимала должности замруководителя и руководителя департамента перспективного развития, науки и экологии, а затем начальника департамента стратегического развития. В 2003-2012 годах она была членом правления монополии. Но в декабре 2012 года Русакова ушла из "Газпрома" "в связи с выходом на пенсию".

Топ-менеджер недолго оставалась без работы — в апреле 2013 года Сечин предложил ей возглавить газовый блок "Роснефти". В интервью "Коммерсанту" она рассказывала, что приняла предложение Сечина из-за интересных задач и расширения круга ответственности. "В "Газпроме" я занималась перспективой, балансами, планированием развития ЕСГ (единая система газоснабжения. — РБК), проектированием, наукой, техническим регулированием. Я с предприятиями работала только в части проектирования и внедрения. А в "Роснефти" у меня еще и ответственность за предприятия, которые добывают газ, за их экономику. И мне всегда хотелось, чтобы экономическая составляющая была определяющей, и здесь удается это сделать", — заявила она.

Всего через несколько недель после назначения Русакова представила новую газовую стратегию "Роснефти" на Дне инвестора в Лондоне. Тогда она сообщила о планах по росту доли "Роснефти" на внутреннем рынке газа до 20% и увеличению его ежегодной добычи с 40 млрд до 100 млрд куб. м к 2020 году. Планы по наращиванию добычи газа и доли на внутреннем рынке "Роснефть" подтвердила в ходе презентации своей стратегии на пять лет в декабре 2017 года в Сочи.

Перейдя в "Роснефть", Русакова превратилась в конкурента "Газпрома" на внешнем и внутреннем рынках, хотя и сохранила связи в газовой монополии, рассказывали источники РБК. Она выступала за разделение "Газпрома" на транспортную и добывающую компании, равный доступ к экспорту газа для российских добывающих компаний и создание понятных условий работы на внутреннем рынке газа, включая прозрачное тарифообразование по транспортировке и хранению газа.

Сотрудники и коллеги Русаковой отзываются о ней с уважением. "Опытный специалист", — говорит один из собеседников РБК в "Роснефти". Второй утверждает, что Сечин не хотел отпускать Русакову "из-за незаменимости", но пошел ей навстречу по соображениям ее здоровья. Третий собеседник в компании говорит, что Русакова последние годы часто уходила в отпуск и уже "не была настроена на работу нон-стоп".

Цель сохраняется

"Роснефть" не отказывалась от планов нарастить добычу газа до 100 млрд куб. м. По итогам 2018 года она добыла 67,26 млрд куб. м газа, что на 1,7% меньше уровня предыдущего года.

Основными драйверами роста добычи газа "Роснефти" для достижения намеченной цели назывались месторождения проекта "Роспан", Харампуровское месторождение и проект "Зохр" на шельфе Средиземного моря в Египте. "Роспан" объединяет несколько нефтегазовых месторождений с запасами 878 млрд куб. м газа, а также 191 млн т нефти и конденсата, следует из данных "Роснефти". Летом 2017 года Сечин обещал, что с 2019 года "Роспан" выйдет на добычу 20 млрд куб. м газа, что на треть увеличит производство газа компании. По итогам января-июля 2018 года на "Роспане" было добыто 3,9 млрд куб. м газа.

У "Роснефти" еще остается возможность увеличить добычу газа до 100 млрд куб. м газа к концу 2020 года, сказал РБК аналитик АКРА Василий Танурков. Но для этого потребуется кратное увеличение инвестиций в газовые проекты. Но он сомневается в реализуемости планов увеличить добычу на "Роспане" до 20 млрд куб. м газа по итогам 2019 года, поскольку инвестиции в этот проект ранее были снижены. "Это вопрос приоритетов, пока "Роснефть" предпочитает наращивать инвестиции в добычу нефти, а не газа", — заключает Танурков.

Людмила Подобедова

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ