media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.06.2018

Дмитрий Козак поручил изучить возможность увеличения экспортных пошлин на бензин.

"Российская газета"

Правительство готово продолжить стабилизацию цен на бензин, если снижение акцизов не поможет. Государство может повысить экспортные пошлины на топливо. В 2011 году к таким мерам прибегал Игорь Сечин, занимавший пост вице-премьера.

По примеру Сечина

Правительство может не ограничиться уже принятыми мерами для снижения цен на бензин, следует из протокола по итогам совещания нефтяников у вице-премьера Дмитрия Козака 30 мая (есть у РБК, его подлинность подтвердили два федеральных чиновника). 22 мая из-за резкого роста цен на бензин правительство решило снизить акцизы на топливо — на 3 тыс. руб. за тонну на бензин и на 2 тыс. руб. на дизель — с 1 июня, а кроме того, с 1 июля отменить запланированный ранее рост акцизов на 679 и 593 руб. за тонну на бензин и дизель соответственно.

Этого может оказаться недостаточно. Дмитрий Козак поручил ФАС и Минэнерго следить за динамикой цен на топливном рынке и в зависимости от результатов мониторинга проработать вопрос о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты, говорится в протоколе.

Одна из причин роста цен на бензин на внутреннем рынке — повышение мировых цен на нефть и нефтепродукты при слабом рубле, объяснял генеральный директор "Аналитики товарных рынков" Михаил Турукалов. Уже почти девять месяцев российский внутренний рынок менее привлекателен для нефтяников, чем экспорт, рассказывал эксперт. Равная экспортная цена на внутреннем рынке — 51 руб. за литр бензина, оценил Турукалов.

Так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовая цена тонны АИ-95 в европейской части России на 31 мая составила 56,418 тыс. руб, а netback (то есть экспортная альтернатива) — 61,004 тыс. руб. за тонну. Оптовая цена тонны летнего дизеля — 49,700 тыс. руб, а netback — 53,841 тыс. руб.

Повышение экспортных пошлин — идея Минфина, говорит РБК федеральный чиновник. Сейчас ставки экспортных пошлин на бензины и дизель составляют около 30% от пошлины на нефть. "Очень эффективная мера, нефтяников нужно стимулировать не только "пряниками", — считает другой федеральный чиновник. — Если цены растут из-за того, что сейчас экспортная альтернатива для нефтяников выгоднее, можно искусственно ее снизить — через введение таких заградительных пошлин".

Представитель Минфина 3 июня сообщил РБК, что "сейчас обсуждается весь комплекс мер регулирования, включая инструменты налогового и таможенно-тарифного регулирования, которые бы позволили сдержать темпы роста цен на топливо на внутреннем рынке".

Похожая ситуация с ценами на бензин была в 2011 году, и тогда занимавший пост вице-премьера Игорь Сечин справился с ней очень быстро, напоминает чиновник. Аргументы у нефтяников были такими же: выросла экспортная альтернатива и акцизы, на внутреннем рынке дефицит топлива из-за ремонта НПЗ. Тогда Сечин повысил пошлины на светлые нефтепродукты до 90%, обязал компании заключить четырехсторонние соглашения, а ФАС оштрафовала нефтяников на 20 млрд руб. (в рамках антимонопольных дел в 2007-2011 годах), напоминает он.

Но в 2011 году ситуация была другой: в условиях высоких темпов роста спроса на рынке действительно был дефицит топлива, а сейчас на цены давят высокие экспортные альтернативы, спорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. По его словам, повышение пошлин действительно приведет к снижению привлекательности экспорта, но негативно скажется на развитии отрасли. Правительство опять может поменять налоговые условия "на ходу", создавая неопределенность для инвестиций и развития компаний, объясняет эксперт.

Завершить маневр

Козак обсудил с нефтяниками и завершение налогового маневра (обнуление экспортных пошлин на нефть с одновременным ростом НДПИ). Нефтяники и профильные министерства активно обсуждают маневр последние полгода, но Минэнерго до сих пор пыталось отложить реформу как не до конца просчитанную и рискованную для нефтепереработки, а Минфин — напротив, пытался ускорить.

Теперь у Минэнерго, Минфина и Минэкономразвития появилась согласованная позиция, следует из протокола. Она заключается в поэтапном завершении налогового маневра в 2019-2024 годах. Сейчас экспортная пошлина на нефть составляет 30%, то есть ежегодно она будет снижаться на 5 п.п. Этот подход ранее предлагал Минфин. Концептуально все согласны, но пока нет расчетов, а также договоренностей, зафиксированных на бумаге, говорит федеральный чиновник.

Снижение экспортных пошлин приведет к росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Для того чтобы сгладить ценовые колебания, министерства предлагают ввести возвратный акциз на нефть. "Это давняя идея нефтяников", — говорит источник, близкий к консультантам одного из министерств. Работать он будет так: при росте цены на нефть выше определенного уровня нефтяники смогут вернуть часть уплаченного акциза на нефтепродукты, это уменьшит стоимость топлива на АЗС, объясняет он. "Возвратный акциз будет сглаживающим инструментом, каким раньше была экспортная пошлина", — объясняет федеральный чиновник. Источником для возвратных акцизов на нефть будут нефтегазовые доходы бюджета, говорится в протоколе.

Предложение о завершении маневра и введении возвратного акциза оценить сложно, так как неизвестны конкретные параметры, говорит Денис Борисов. Если все сведется к замене пошлины на возвратный акциз без создания дополнительных стимулов для нефтепереработки, для нефтяников по сути ничего не поменяется, скептично добавляет он.

Представители ЛУКОЙЛа, "Роснефти", "Газпром нефти", "Татнефти" и "Сургутнефтегаза" пока не ответили на запросы РБК.

Алина Фадеева

 

 

Под санкционный удар попадут компании, связанные со строительством второй ветки газопровода.

"Независимая газета"

Европейские компании, связанные с "Северным потоком — 2", сотрудничают с РФ на свой страх и риск. Администрация Дональда Трампа настроена решительно и находится  в шаге от того, чтобы ввести против них санкции. Об этом сообщает американский журнал Foreign Policy (FP), ссылаясь на источники. Опрошенные "НГ" эксперты надеются, что намеченные на 2020 год выборы президента США могут изменить расстановку сил. По их мнению, Европа попытается затянуть переговоры в ожидании перемен. Однако от этих выборов вряд ли что-то зависит. Ведь попыткам США противостоять экспортной экспансии РФ уже около полувека.

В администрации Дональда Трампа "ни перед чем не остановятся, чтобы заблокировать" "Северный поток — 2" — такой вывод сделали в FP, обратившись к источникам, знакомым с ситуацией в Белом доме.

Как уточняется, американские чиновники обсуждают разные способы блокировки проекта. Но в качестве наиболее вероятного варианта ключевые фигуры в администрации Трампа рассматривают санкции против компаний — прежде всего из Германии, — связанных со строительством газопровода. Вашингтон близок к тому, чтобы ввести такие санкции, пишет FP.

Издание цитирует в том числе представителя Госдепартамента США, утверждающего, что компании, сотрудничающие в энергетической сфере с Россией, делают это буквально "на свой страх и риск", потому что их бизнес подпадает под санкционные риски. "На карту поставлено все. Администрация на правительственном уровне пытается остановить "Северный поток", — сообщают источники FP (перевод РИА Новости). Американские чиновники предупреждают о растущей зависимости Европы от России. Это, по их мнению, делает ситуацию непредсказуемой. Заявляется, что цель Вашингтона — ослабить экономическое влияние РФ на Европу.

FP признает, что ужесточение санкционного режима еще больше ухудшит взаимоотношения США с Евросоюзом в целом и с Германией в частности. Ведь санкции против "Северного потока — 2" станут уже третьим болезненным ударом после введенных Трампом торговых пошлин на импорт стали и алюминия и выхода США из ядерной сделки с Ираном.

FP уточняет: как сообщил европейский дипломат, связанный с энергетическим сектором, санкции США — единственное, что может помешать строительству "Северного потока — 2". Если Вашингтон не предпримет решительных действий, тогда проект состоится.

Напомним, президент США Дональд Трамп на встрече с канцлером ФРГ Ангелой Меркель попросил ее отказаться от поддержки строительства российского газопровода в обмен на переговоры по новому торговому соглашению между Штатами и Европой. Помимо этого Еврокомиссия рассматривала и такой вариант, как увеличение закупок американского сжиженного природного газа (СПГ) в обмен на отказ США от пошлин на импорт стали и алюминия. О таком варианте сообщил ранее агентству РИА Новости дипломатический источник в Брюсселе.

Правда, такой вариант кажется труднореализуемым, ведь заставить частные компании закупать американский СПГ будет непросто. Кроме того, как почти сразу же заявил министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер, противодействие строительству "Северного потока — 2" не гарантирует США увеличение продаж американского СПГ. "У них есть обширная инфраструктура терминалов сжиженного газа, которую они должны использовать с выгодой для себя. Однако СПГ будет значительно дороже, чем газ, поступающий по трубопроводам", — пояснял Альтмайер. По его словам, если США ставят свои экономические интересы на первое место, то логично, что то же самое сделает и Европа.

В Евросоюзе сейчас пытаются выбрать из двух зол меньшее. И теперь весь вопрос в том, какой вариант для Европы станет менее привлекательным в том случае, если США действительно в полной мере применят свое санкционное оружие против "Северного потока — 2": взаимодействие с Россией, но с санкционными последствиями или дружба с США, но без полноценных поставок газа из России.

Опыт советских лет показывает, что российский газ для Европы важнее. Хрестоматийный пример — в 1970 году была "заключена "сделка века" между СССР и ФРГ — "газ — трубы", предполагающая поставки газа из СССР в Западную Германию в обмен на немецкие трубы большого диаметра. Это событие как одна из вех российско-германских отношений упоминается на сайте "Газпрома". Нынешние попытки Вашингтона запретить строительство экспортных газопроводов почти зеркально повторяют ситуацию 1970-1980-х годов, когда американцы тоже были раздражены усилением СССР, который договорился об экспорте газа в Германию. Чтобы не допустить создания этого экспортного канала, США были готовы наказывать не только немецкий бизнес, но и британский.

Так, шесть лет назад рассекретили национальные архивы Великобритании, из которых следует, что работа британских компаний на проектах по транспортировке газа с месторождений в Западной Сибири стала в 1982 году предметом серьезной размолвки между Великобританией и США. "Перед лицом санкций оказалась британская компания John Brown Engineering и ряд британских фирм, которые наряду с компаниями из других капиталистических стран поставляли трубы, газовые турбины и другое оборудование для строительства газопровода Уренгой-Помары-Ужгород", — сообщало РИА Новости со ссылкой на архивы.

Некоторые эксперты "НГ" полагают, что европейцы попытаются затянуть переговоры с США до президентских выборов, намеченных на осень 2020-го. "Главной тактикой в переговорах будет затягивание времени. Будут ждать примерно два года и потихоньку строить второй "Северный поток", — полагает член президиума "Опоры России" Ирина Капитанова. — Посредником скорее всего будет президент Франции Макрон: не зря он совершил визиты в США и РФ, примеряет на себя роль европейского медиатора".

"С одной стороны, США позиционируют свои действия как работающие на благо Европы и вопреки опасной России. С другой стороны, Штаты активно лоббируют расширение поставок своего газа, который никак не может сравниться по цене с дешевым трубопроводным топливом из России, — поясняет директор Института актуальной экономики Никита Исаев. — Германия и Австрия, поддерживающие "Северный поток — 2", явно будут выступать против введения санкций, защищая свои бизнес-интересы".

Кстати, как сообщил вчера в интервью ТАСС канцлер Австрии Себастьян Курц, поставки российского газа в Австрию играют важную роль в энергоснабжении страны, он указал на "плодотворное сотрудничество австрийского предприятия OMV и "Газпрома". "Но для того чтобы дать отпор США, действовать необходимо всем Евросоюзом", — говорит Исаев.

Мнения экспертов о вероятности ужесточения санкций разделились. "Риски введения санкций против "Северного потока — 2" в текущей ситуации невысокие. Санкции уже введены с принятием закона CAATSA ("О противодействии противникам США посредством санкций"),  но он не ретроактивный и не затрагивает проекты, начатые до его принятия. "Северный поток — 2" оказался в относительной безопасности", — считает аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов.

Иного мнения доцент Российского экономического университета Сергей Ермолаев: "Вероятность применения санкций со стороны США можно расценивать как высокую. Действия США при новом президенте показывают: то, что раньше казалось нереалистичным, очень быстро воплощается в жизнь". И в случае такого развития событий вполне возможна заморозка проекта "Северный поток — 2". Несколько лет назад председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер уверял: "У нас нет никаких сомнений, что проект "Северный поток — 2" будет реализован строго по графику до конца 2019 года".

Хотя, как надеется Ермолаев, усиливающийся протекционизм США будет вызывать все большую ответную реакцию в европейских странах.

Анастасия Башкатова

<< Июнь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ