Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.07.2018

Изолированные энергосистемы регионов стало проще объединять.

"Российская газета"

Изолированным энергосистемам станет проще присоединиться к Единой энергосистеме России (ЕЭС России) или друг к другу, так как теперь регулятором этого механизма станет правительство РФ. Поправки в Закон "Об электроэнергетике", предполагающие такие изменения, публикует "Российская газета".

Основная идея — установить порядок присоединения одной системы к другой, а также предоставить системному оператору полномочия вести оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных системах, пояснила "РГ" статс-секретарь — заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко.

В последние годы реализованы несколько проектов по присоединению к ЕЭС. Например, в 2016 году с ней слилась энергосистема Крымского полуострова, а сейчас идет присоединение западного и центрального энергорайонов Якутии. Изолированными остаются территории Камчатки, Магаданской области, Сахалина, Чукотки и Таймыра. Параллельная и синхронная работа энергосистем позволяет обеспечить оптимальное использование пропускной способности сетей и нагрузки генерирующих объектов, повысить надежность снабжения потребителей, а также установиться рыночным условиям работы.

Кроме того, закон снимает запрет на заключение сетевыми организациями договоров купли-продажи электроэнергии с энергосбытами для компенсации потерь в сетях. "Формально таким образом сняли запрет, введенный с 1 января 2016 года в целях укрепления платежной дисциплины. Однако экономические расчеты показали, что в указанном механизме рынок не нуждается, поэтому определяющим было движение к либерализации отношений в этом вопросе", — говорит Бондаренко.

Также к существенным изменениям относится продление сроков покупки электроэнергии на оптовом рынке по регулируемым ценам в полном объеме для отдельных субъектов РФ, например Северного Кавказа и Бурятии, "что позволит на указанный период также сдерживать рост цен для конечного потребителя", заключает Бондаренко.

Александра Воздвиженская

 

 

"Нафтогаз" упорно не позволяет себя уничтожить.

"Ведомости"

Начнем с цитаты министра энергетики Украины Игоря Насалика (взята на gordon.ua): "Что такое национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины"? Это надстройка, которая [если речь идет о газе] поедает средства, получаемые от "Укргаздобычи" и "Укртрансгаза", а сама по себе не создает никакой добавленной стоимости. Наличие "Нафтогаза" — это отсутствие газового рынка в Украине. Я могу это утверждать". Минэнерго не знает, как формируется цена на газ на Украине, сетовал Насалик.

"Укргаздобыча", понятно из ее названия, добывает газ: в 2017 г. — 15,3 млрд куб. м, или 74% всего украинского газа. 16% приходится на другую "дочку" "Нафтогаза", "Укрнафту" (в ней около 40% принадлежат компаниям, связанным с опальным олигархом Игорем Коломойским). Оставшееся добывают частные компании, крупнейшими из них владеют предприниматели, как и Коломойский, из предыдущей эпохи: это Burisma Николая Злочевского (замсекретаря Совета безопасности Украины при президенте Викторе Януковиче) и "Смарт-холдинг" Вадима Новинского, депутата Верховной рады от Оппозиционного блока.

Теперь важное для украинской политики слово "анбандлинг". Означает оно добровольное разукрупнение монопольной структуры. Украинское правительство для анбандлинга все приготовило: создана компания "Магистральные газопроводы Украины", которая взяла бы на себя функции транспортировки и хранения газа, а значит, и $2-3 млрд выручки; идут даже разговоры, чтобы отдать эту компанию под управление международному консорциуму, разработан законопроект...

Вмешался стокгольмский арбитраж: по версии "Нафтогаза", нельзя исполнить его решение и собрать с "Газпрома" выигранные деньги, если "Нафтогаз" проведет анбандлинг. Должно быть прежнее юридическое лицо, защищается "Нафтогаз", хотя украинские комментаторы-юристы и даже представитель ЕС на Украине дружно считают, что анбандлинг ничему не помешает.

(А неплохо было бы, замечу, провести анбандлинг "Газпрому" — в России как-то практически заглохла дискуссия о монопольном положении этой компании на газовом рынке. Ах, даже страшно произнести это, но мне кажется, слово "надстройка" может быть употреблено не только в украинском контексте.)

Быстрый рост газового экспорта в Европу в ближайшие пару лет может не оставить "Газпрому" иного выбора, как продолжать пользоваться украинской газотранспортной системой. И тогда, видимо, существование "надстройки, поедающей средства" продлится. А судя по тому, что предприниматели времен Януковича до сих пор не изгнаны из украинского газового бизнеса, в этой сфере Украина живет старыми порядками и резких перемен ждать не следует. "Газпром" будет договариваться с "Нафтогазом", а тогда — опять-таки — украинским прогрессивистам придется оставить надстройку в покое.

Есть и другие действия, которые "Нафтогаз", по мнению оппозиционно настроенных к компании экспертов, предпринимает на Украине, чтобы не позволить себя уничтожить. Недавно вчетверо поднята цена, которую "Нафтогаз" платит "Укргаздобыче" за газ, что, полагают эксперты, необходимо надстройке, чтобы продолжать увеличивать долговую нагрузку жилищно-коммунальных компаний; "Нафтогаз", видимо, хотел бы через долги получить и контроль за сбытом газа в свои руки. Надстройка намеревалась, кроме того, достать буквально до каждого потребителя, но Верховная рада отвергла законопроект о создании базы всех физических лиц с адресами и данными о материальном положении.
На такое, кажется, не замахивается даже "Газпром".

Кирилл Харатьян

 

 

София стала на шаг ближе к получению второй ветки "Турецкого потока".

"Известия"

Болгария располагает всей необходимой инфраструктурой для реализации "Турецкого потока". Об этом заявил премьер-министр страны Бойко Борисов. Таким образом София вновь открыто демонстрирует свое желание и готовность замкнуть вторую ветку газопровода на себя. При этом оператор проекта "Газпром", как сообщили "Известиям" в пресс-службе компании, окончательно не определился с маршрутом второй части. Эксперты, однако, уверяют: России экономически и технически выгодно пустить вторую секцию "Турецкого потока" именно к Болгарии, а оттуда в Венгрию, Сербию и Австрию — подобный маршрут повторяет уже проработанный в деталях "Южный поток".

До 26 июля в Болгарии определится победитель в тендере на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию газопровода, который пройдет до территории страны от турецкой границы. София активно готовится принять у себя вторую ветку "Турецкого потока", предназначенную для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Еще в конце мая, не дожидаясь официальных заявлений российской стороны, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, посетивший до этого РФ и Турцию, написал на своей странице в Facebook, что "вторая часть "Турецкого потока" достигнет Болгарии, и через нее пойдет российский газ".

Месяц спустя на встрече с журналистами, на которой присутствовал корреспондент "Известий", премьер подчеркнул, что вся необходимая для проекта инфраструктура у Болгарии уже есть.

— Болгария уже располагает всей необходимой инфраструктурой, поэтому необходимости в финансировании дополнительных сооружений нет, — отметил Бойко Борисов. — Помимо этого, в связи с проектом "Южный поток" уже была проведена экспроприация всей недвижимости, расположенной в зоне строительства. Остается только найти правильную административную формулу, над чем сейчас работают не только коллеги и друзья в Брюсселе, но и в Сербии, Македонии, Венгрии и Австрии. Мы приближаемся к решению этой задачи.

Глава болгарского правительства заявил, что хотел бы провести в связи с этим встречу в формате ЕС-Россия по аналогии с саммитом ЕС-Турция, который прошел в марте 2018 года в городе Варна.

На данном этапе оператор проекта "Газпром" рассматривает два варианта трассы будущей ветки: через Турцию, Грецию и Италию (так называемый проект "Посейдон") и через Турцию и Болгарию в сторону австрийского Баумгартена, сообщили "Известиям" в пресс-службе компании. Прямого ответа на то, когда маршрут будет определен окончательно, представитель "Газпрома" не дал.

"Турецкий поток" стал своего рода альтернативой другому масштабному проекту — "Южному потоку". Четыре года назад он был заблокирован Болгарией под давлением Евросоюза. Правда, от проблем на начальном этапе оказался не застрахован и "Турецкий поток": после инцидента со сбитым турками российским бомбардировщиком осенью 2015 года Москва заморозила экономическое сотрудничество с Анкарой, включая и этот энергопроект. На фоне нормализации двусторонних отношений стороны вернулись к нему вновь, и в мае 2018-го "Газпром" объявил о конце строительства первой ветки "Турецкого потока", по которой российский газ будет поставляться на турецкий рынок.

Вторая ветка, предназначенная для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы, изначально должна была идти до Греции — по крайней мере так говорится в межправительственном соглашении между Россией и Турцией.

По мнению эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, тянуть вторую ветку "Турецкого потока" именно до Болгарии, откуда российский газ пойдет до Сербии, Венгрии и Австрии, для России выгоднее.

— Этот старый маршрут "Южного потока" наиболее проработан — там и землеотводы были выведены, все исследования провели, всё готово. Кроме того, при таком варианте есть рынок сбыта, и это самое важное, — заявил "Известиям" эксперт.

Мощность обеих веток газопровода "Турецкий поток" составит 15,75 млрд кубометров газа в год, и с учетом объемов потребления каждой из стран на пути до Австрии этот объем будет распределяться полностью. В случае же с отводом второй ветки на Грецию (которая, по данным BP, потребляет почти 5 млрд кубометров газа ежегодно), а затем на Италию встает вопрос о сбыте излишков, не говоря о необходимости с нуля прорабатывать и согласовывать маршрут.

Планы Болгарии на получение новых объемов российского газа уже встревожили Брюссель. Сейчас ведется подготовка технико-экономического обоснования масштабного проекта Балканского газового хаба, в который Еврокомиссия, как сообщили "Известиям" в структуре ЕК, ответственной за вопросы энергетики, вложила €920 тыс. Цель этого проекта — создать в болгарской Варне центр по торговле голубым топливом для стран Европы сразу из нескольких источников, включая газ из Азербайджана и СПГ из Греции.

В Брюсселе опасаются, что, получив вторую ветку "Турецкого потока", Болгария предпочтет не выставлять получаемый по ней российский газ на торги, а будет сразу отправлять его дальше ради получения транзитных пошлин в национальный бюджет.

Впрочем, вставлять палки в колеса Болгарии Брюссель не станет. Как заявила "Известиям" пресс-секретарь Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен, "роль комиссии — удостовериться, что законодательство в области внутреннего энергетического рынка ЕС полностью и надлежащим образом применяется государствами — членами ЕС, независимо от того, какой будет маршрут". А предоставление разрешений и лицензий находится вне компетенции ЕК.

Наталия Портякова, Арсений Погосян, Екатерина Постникова

<< Июль, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ