Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.08.2015

"Газпром" так и не начал строительство газопровода в Турцию.

"Новые известия"

Будущее амбициозного проекта "Турецкий поток" оказалось под большим вопросом. Межправительственное соглашение по нему до сих пор не подписано, официальные переговоры не ведутся, а контракт с итальянским подрядчиком Saipem на укладку первой нитки газопровода по дну моря расторгнут. Между тем "Газпром" планировал начать работы в начале июня. По мнению экспертов, проблемы, с которыми сталкивается проект, были очевидны уже с момента объявления о нем в декабре 2014 года.

Тогда газпромовские представители различно уровня уверенно обещали, что вот-вот приступят к прокладке труб, а к 2019 году "Турецкий поток" позволит полностью исключить транзит российского газа через территорию Украины. Однако турки оказались жесткими переговорщиками и выдвинули свои условия. Главное из них — существенная скидка на газ из России для внутреннего потребления в обмен на разрешение на строительство.

К тому же Анкара, соглашаясь на начальном этапе на прокладку лишь одной трубы (в то время как "Газпром" рассчитывал на четыре), явно демонстрировала, что делает Москве скорее политическое одолжение, чем экономически заинтересована в ее энергоносителях.
Чувствительный удар по планам "Газпрома" нанесли итоги прошедших в июне парламентских выборов в Турции. "Устные договоренности о строительстве вроде бы достигнуты, и была надежда, что после выборов подконтрольный президенту Эрдогану кабинет министров проведет его законодательно. Однако партия Эрдогана не победила, а с оппозицией договориться не удается", — отметил генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Поэтому де-факто правительства в Турции сейчас нет — возможно, оно будет сформировано в сентябре, однако не исключены и повторные выборы. "Россия передала все необходимые документы, но подписывать их не с кем", — говорит собеседник "НИ". По его словам, стопроцентные шансы есть лишь на строительство одной нитки "Турецкого потока", которая обеспечивает саму Турцию.

Судя по всему, эта нитка мощностью 15,74 млрд. кубометров в год все же нужна Анкаре, чтобы как минимум обезопасить себя от рисков украинского транзита. К слову, запланированная "Газпромом" общая мощность газопровода — 63 млрд. кубометров в год. Российский концерн предполагает, что по остальным трем ниткам российский газ пойдет в обход Украины на Балканы, а также в Центральную и Южную Европу. При этом странам ЕС предлагается самим строить трубопроводы к турецко-греческой границе, где будет расположен газовый хаб.

Одна из главных проблем проекта — его высокая стоимость. Прокладка трубы по дну моря значительно увеличивает затраты и отражается на рентабельности. Соответственно, газ, перекачивающийся по такой ветке, по определению не может быть дешевым. Как сообщил на днях министр энергетики России Александр Новак, "Газпром" и турецкая госкомпания Botas имеют устную договоренность о предоставлении Анкаре скидки на российский газ в размере 10,25%. "Документ пока не подписан", — уточнил Новак.

В свою очередь министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что его правительство не пойдет на уступки "Газпрому": "Москва видит в нас только транзитную страну. Для нас в этом нет никакого смысла. Мы заинтересованы в создании совместной системы поставок. Принципиальное соглашение по этому вопросу было достигнуто, однако Россия пошла на попятную".

О крахе "Турецкого потока" речи не идет, убежден глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. "Турция не сказала "нет", просто на формирование там нового правительства требуется время. Проект ни в коем случае не отменяется, могут быть сдвинуты сроки, скажем, на год, но он все равно состоится", — говорит эксперт.

В свою очередь партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин в комментарии для "НИ" заметил, что сейчас проект "Турецкий поток" фактически заморожен: "Газпром" отпустил трубоукладочные суда, за которые с ноября прошлого года платил ежедневную аренду. Одно из этих судов, Saipem-2000 — второй в мире по величине подъемный плавучий кран. Контракт с итальянским подрядчиком расторгнут, поэтому непонятно, кто будет укладывать трубы.

"Как можно было влезать в подобные траты, не имея никаких гарантий, что на противоположном конце "Турецкого потока" кто-то примет российский газ? Это же чистой воды авантюризм", — утверждает Крутихин.

Георгий Степанов

 

 

Shell может получить долю в проекте "Газпрома" — "Сахалин-3" в обмен на один из своих активов за рубежом.

"Ведомости"

Shell планирует обменять долю в одном из международных проектов на долю "Газпрома" в проекте "Сахалин-3", передал Bloomberg со ссылкой на гендиректора Shell Бена ван Бердена. "У России 25% мировых запасов газа, и они очень близко расположены к рынкам, которые нам знакомы", — добавил он.

Представители Shell и "Газпрома" отказались от комментариев.

Обмен активами между "Газпромом" и Shell предусмотрен соглашением о стратегическом партнерстве, которое компании подписали в июне на Петербургском экономическом форуме. Тогда предправления "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что набор активов для обмена будет определен до конца 2015 г., а сама сделка может произойти через год.

В сфере добычи газа у "Газпрома" и Shell пока только один проект — "Сахалин-2", на базе которого действует единственный в России завод по производству сжиженного газа (СПГ) мощностью 10 млн т в год. У Shell в Sakhalin Energy (оператор проекта) — 27,5%, тогда как у "Газпрома" контроль.

Shell давно добивается строительства еще одной очереди завода. Но стороны до сих пор не могли определить для этого ресурсную базу. На Петербургском форуме они договорились, что будут использоваться ресурсы проекта "Сахалин-3", который принадлежит "Газпрому". Проект включает в себя три месторождения с общими запасами почти 750 млрд куб. м газа и более 90 т конденсата. Наибольшие запасы сосредоточены на Южно-Киринском месторождении.

Но запуск третьей очереди СПГ-завода планируется в 2021 г., сообщала корпоративная газета Sakhalin Energy со ссылкой на руководителя компании Романа Дашкова. Сделать это раньше не удастся, так как добыча газа на Южно-Киринском начнется только в 2019-2020 гг., говорит источник, близкий к одной из структур "Газпрома". Кроме того, для разработки месторождения нужны подводные добычные комплексы, которые "Газпрому" прежде поставляли американские FMC Technologies, Cameron, GE Subsea и норвежская Aker, говорит другой собеседник "Ведомостей".

Прежде "Газпром" рассчитывал покупать газ для расширения завода "Сахалина-2" с проекта Exxon и "Роснефти" "Сахалин-1". Но стороны не смогли договориться о цене, а сейчас "Роснефть" и Exxon хотят построить свой завод СПГ. Правда, возможность договориться о продаже их газа "Газпрому" остается, говорит собеседник, близкий к одной из сторон переговоров.

При этом планировалось, что газ "Сахалина-3" пойдет на завод "Владивосток СПГ" либо в Китай по газопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Но от строительства завода уже отказались, а поставки в Китай рассматриваются лишь как потенциальная возможность.
Помимо расширения СПГ-завода на Сахалине Shell также войдет в консорциум по строительству двух новых ниток "Северного потока", "Газпром" также приглашает Shell стать его первым партнером в проекте "Балтийский СПГ". Что "Газпром" может получить взамен, не сообщалось. Но в июне Миллер отмечал, что потенциал Shell, в том числе с точки зрения обмена активами, значительно расширится после покупки BG. В середине июля Shell также объявила, что купит у Morgan Stanley портфель газовых и энергетических активов в Европе.
Кроме того, еще в апреле 2013 г. "Газпром" и Shell подписали меморандум о совместном освоении арктического шельфа России и глубоководного шельфа за рубежом. Тогда речь шла о том, что Shell получит по 33,3% в проектах по разработке Северо-Врангелевского участка в Чукотском море и Северо-Западного участка в Печорском море, а также возьмет на себя все затраты на геологоразведку. "Газпром" же мог получить аналогичную долю в проекте Shell по геологоразведке на глубоководном шельфе ЮАР.

Shell в России интересны прежде всего добычные активы, на базе которых компания уже сможет участвовать и в других проектах: СПГ-заводы, терминалы, говорит партнер Greenwich Capital Лев Сныков. "Газпрому" же за рубежом интересны сбытовые активы, выход на новых клиентов, добавляет он.

После покупки BG Group у Shell мощный СПГ-бизнес компания делает ставку на этот сегмент, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. При этом Shell стремится увеличить в своем портфеле долю российского СПГ не только за счет "Газпрома". В начале июня компания заключила 20-летний контракт с "Новатэком" на покупку 0,9 млн т СПГ в год с "Ямал СПГ". По мнению Крюкова, Shell может получить в "Сахалине-3" до 49%, если других участников не будет.

Галина Старинская, Михаил Серов

 

 

"Газпром" тратит, исходя из государственных нужд, а зарабатывает, как обычная международная энергетическая компания.

"РБК daily"

"Газпром" тратит, исходя из государственных нужд, а зарабатывает, как обычная международная энергетическая компания. Но оказывается, что зарабатывать, как коммерсант, а тратить, как чиновник, невозможно.

Убедить самого себя

На протяжении большинства последних лет "Газпром" преследуют неудачи: "тотальный" просчет со Штокманом, сокращение доли на внутреннем рынке России, провал сначала "Южного", а потом и "Турецкого потока", "сделка века" с Китаем, истинные параметры которой стыдно даже обнародовать, сокращение добычи до исторических минимумов — огромные бессмысленные траты, о которых не пишет сегодня лишь ленивый. Однако интереснее разобраться не в масштабах "нецелевого использования" средств и последствиях эпических неудач, а в их причинах. Среди таковых можно выделить как минимум пять.

Первая из причин — неэффективная и не предполагающая соревновательности система управления компанией. В те годы, когда ее главой был выдающийся газовик Рем Вяхирев, решения принимались на основе постоянного сравнения имеющихся опций. Будучи в конце 1990-х и начале 2000-х руководителем Московско-Парижского банка, активно работавшего с "Газпромом", я вспоминаю, как банки и финансовые компании предлагали те или иные варианты кредитования, клиринга, вексельных расчетов и многого другого. Эти предложения стекались в одну из двух параллельных систем принятия финансовых решений, возглавлявшихся двумя первыми зампредами. Окончательное решение принималось на самом верху, причем всегда на основе его выгодности для компании.

В 2000 году "Газпром" добыл 523 млрд куб. м газа при операционных издержках 254 млрд руб. ($9,02 млрд). При нынешних "эффективных" менеджерах в 2014 году добыча упала до 444 млрд куб. м при издержках 2,029 трлн руб. ($52,5 млрд).

Вторая причина — нежелание нынешней команды слушать независимых экспертов и доверять внешним источникам информации. Столкнувшись со справедливой критикой со стороны исследователей, газпромовцы создали в 2004 году сервильный Институт энергетики и финансов, который на протяжении многих лет в кооперации с Советом по внешней и оборонной политике и Валдайским клубом тиражировал иллюзии о бесперспективности "сланцевого газа" и неспособности Европы сократить зависимость от российского газового монополиста.

Чем более очевидным становилась для специалистов по всему миру роль "сланцевой революции", тем больше тратил "Газпром", чтобы убедить всех (и самого себя), что ничего не изменится. Итог известен: если в 2000 году концерн добывал газа на 3,5% меньше, чем все газодобывающие компании в США, то в 2014 году — на 39,1% меньше.

Зарабатывать как коммерсант — тратить как чиновник

Третья причина состоит в том, что "Газпром", который в 2000-е годы был воссоздан как напрямую контролируемая государством компания, стал позиционировать себя, по сути, как поставщик "общественных благ", то есть выполнять государственные функции. Это касается и программы газификации российских регионов, и отношений с Украиной, и вовлеченности компании в гигантские стройки, главным назначением которых было повышение престижа страны.

"Газпром" стал странным симбиозом: с одной стороны, его расходы определялись логикой государственных нужд, редко ориентированных на экономический результат, с другой — его финансовые поступления складывались из доходов, которые он получал как обычная международная энергетическая компания. Нынешние результаты лишь подтверждение того, что зарабатывать как коммерсант, а тратить как чиновник невозможно.

Четвертая причина — "Газпром" усвоил основной принцип российской бюрократии: превращение службы обществу в самый доходный вид бизнеса. Описываемые сегодня "непроизводительные" расходы, составившие 2,4 трлн руб. за последние десять лет, не столь уж непроизводительны, если учесть появление за это время среди подрядчиков "Газпрома" не менее десяти официальных и, вероятно, еще больше неофициальных долларовых миллиардеров.

"Газпром" ничего не изобрел в этом отношении — он лишь повторил практику российского государства, в котором бюджет тратит миллиарды рублей, чтобы чиновники и аффилированные с ними лица могли украсть 10-20% от этих сумм.

Пятая причина заключается в нежелании проявлять минимальную гибкость. Компании потребовалось более десяти лет, чтобы впервые объявить о назначенном на сентябрь "аукционе" на поставку газа в Европу, который должен был бы давно оказаться повседневной практикой сбыта. Несмотря на то что спрос в Европе неминуемо должен был сократиться, а инфраструктура поставок из Норвегии и Катара стать более совершенной, "Газпром" делал все возможное, чтобы не замечать не только "сланцевой революции", но и расширения рынка СПГ. Вместо того чтобы организовать поставки газа с полученных у Shell и Mitsui месторождений на Сахалине во Владивосток, построив там регазификационный терминал за $600-800 млн, "Газпром" лихо просадил 467 млрд руб. (более $12 млрд) на трубу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, которая используется сейчас менее чем на 20%.

"Газпром": мечты срываются

Описание причин нынешней ситуации можно продолжать. Главный вопрос: как после стольких лет неразвития не допустить перехода госкомпании в фазу полномасштабного упадка?

Прежде всего уволить действующую команду и инициировать независимый аудит "Газпрома" для расследования обстоятельств, приведших к неэффективным тратам и сокращению производственных показателей.

Следующей мерой должно стать уравнивание позиций "Газпрома" с другими производителями газа в России. На внутреннем рынке необходимо отменить запрет, не позволяющий компании продавать газ дешевле тарифа, что позволит ей стабилизировать долю во внутрироссийских поставках, на внешнем — ликвидировать монополию на экспорт и выделять экспортные квоты пропорционально добытому газу теми или иными компаниями. Это заставит "Газпром" стать более рыночно ориентированным.

Следовало бы максимально быстро остановить все проекты по прокладыванию новых экспортных газопроводов ("Турецкого потока" и газовых труб в Китай) и сосредоточиться на развитии мощностей по сжижению газа. Причем не столько в Сабетте и других точках на трассе Севморпути, сколько в акватории Балтийского и Черного морей, разведя на эти предприятия потоки, ныне идущие через Украину и не идущие через Турцию.

Наконец, "Газпрому" нужно максимально быстро адаптироваться к новым энергетическим правилам, установленным в Европе. В ближайшие годы рост потребления газа в Азии будет полностью покрыт вводимыми уже в 2017 году гигантскими месторождениями в Австралии, Индонезии и Новой Гвинее, и никакой "китайской альтернативы" европейскому вектору поставок не существует нигде, кроме как в мозгу мечтателей с улицы Наметкина.

В 2007 году в Минскe замечательный белорусский художник-авангардист Владимир Цеслер подарил мне майку со слоганом "Газпром": мечты срываются!". И если компания продолжит действовать в рамках стратегии последних лет, то в такие майки можно будет переодеваться всему коллективу газовой монополии.

Владислав Инозецев, директор Центра исследований постиндустриального общества

<< Август, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ